Файл: Задание 10 Подбор диагностических инструментариев для выявления уровня развития познавательных интересов, интеллектуальных способностей младших школьников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание №10

Подбор диагностических инструментариев для выявления уровня развития: познавательных интересов, интеллектуальных способностей младших школьников
Выявление уровня развития познавательных интересов у младших школьников:

Методика «Цветные лепестки»
Цель: выявление уровня познавательного интереса у младших школьников.

Методика позволяет:

– выявить главные мотивы учения детей;

– выяснить наличие предпочтений одних учебных предметов другим.

Описание: Ученику предлагается выполнить ранжирование цветов при помощи цветных карандашей и полоски бумаги, разделенной на 10 частей.

































– Раскрась эту полоску цветными карандашами, начиная с наиболее понравившегося цвета к менее нравящемуся цвету (у детей на парте 10 карандашей).

Ученику предлагается раскрасить цветок, лепестками которого являются изучаемые предметы.

– Раскрась цветок. Все лепестки этого цветка соответствуют изучаемым тобой предметам.

Чтение

Физкультура

Математика

Изо

Русский язык

Окружающий мир

Музыка

Интерпретация результатов:

Используя полоску ранжирования цветов, выполненную в первой части теста определяем наиболее интересные предметы для данного ученика.

Приложение 1

Карточка для работы:
Фамилия, имя: ______________________________________________







































Карточка для работы:
Фамилия, имя: ______________________________________________




































Карточка для работы:
Фамилия, имя: ______________________________________________




































Протокол

п/п

Учащиеся / предметы

Чтение

Музыка

Математика

Изо

Русский язык

Физкультура

Окружающий мир

Уровень позн. интереса



А. Елизавета

+




+

+




+




Средний



А. Юлия




+

+

+

+




+

Высокий



Б. Михаил

+

+

+




+




+

Высокий



Д. Капитолина




+

+

+




+




Средний



Д. Артем

+

+







+




+

Средний



И. Елизавета

+







+

+

+

+

Высокий



И. Арсений

+




+







+

+

Средний



К. Дарья




+




+

+

+




Низкий



К. Максим

+







+




+

+

Средний



К. Жан

+




+

+

+




+

Высокий



К. Максим

+

+

+




+




+

Высокий



К. София




+




+

+

+




Средний



К. Мирослава

+




+




+




+

Средний



К. Никита




+

+

+




+

+

Высокий



К. Роман

+




+

+

+




+

Высокий



К. Александра







+

+

+

+




Средний



М. Мария




+

+







+




Низкий



М. Вера

+







+

+




+

Средний



О. Семен




+




+




+




Низкий



П. Никита

+

+

+




+




+

Высокий



С. Ангелина










+




+




Низкий



С. Анастасия

+







+

+




+

Средний



С. Евгения

+

+

+

+

+







Высокий



С. Артем

+




+




+




+

Средний



С. Мария

+




+

+




+




Средний



Т. Дмитрий




+

+

+

+




+

Высокий



Т. Самир

+

+

+




+




+

Высокий



Т. Алексей




+

+

+




+




Средний



Т. Дарина

+

+

+




+




+

Высокий



Ч. Максим




+




+

+

+




Средний



Ш. Роман

+




+




+




+

Средний

Итого:

19

17

21

20

21

15

19





Диаграмма по выявлению уровня развития познавательных интересов младших школьников:




Чел.

%

Высокий

12

39

Средний

15

48

Низкий

4

13





Результаты диагностического исследования «Цветные лепестки»

в 1 «Б» классе МБУ «Школа №71»


Диагностическое исследование на выявление уровня развития познавательных интересов младших школьников было проведено в течение недели с 15 по 18 марта 2022 года. В нем приняли участие ученики 1 «Б» класса МБУ «Школа № 71» г.о Тольятти в количестве 31 человек.

По результатам диагностики, в классе выявлено 12 учеников с высоким уровнем готовности к школе, что составляет 39%. Именно эти дети ведут себя наиболее активно на уроках.

На среднем уровне готовности к школе находится 15 учащихся (48%). Эти ребята справляются с основными заданиями, но способны допустить некоторые ошибки при выполнении. На уроках ребята проявляют себя не очень активно. Они способны сконцентрироваться на задании, внимательно его послушать, но не услышать некоторые моменты, которые сыграют ключевую роль при выполнении заданий.

На низком уровне находится 4 человека – 13%. В целом, это достаточно плохой результат, т.к большинство детей из этой группы посещали подготовительные занятия к школе. Это связано с тем, что ребята были не внимательны и отвлекались. Большая часть диагностик проводилась после 4 урока, когда детям уже тяжело сидеть, концентрироваться на заданиях. Именно поэтому получились такие результаты.

Проанализировав уровень познавательных интересов учащихся 1-го класса, можно сделать вывод о том, что познавательные интересы у ребят находятся на стадии формирования. Данные мониторинга позволили выделить индивидуальные проблемные зоны для каждого учащегося и стали основой для внесения коррективов в построение учебного процесса.

Рекомендации по работе с классом:

  • находить максимум педагогических ситуаций, в которых может быть использовано стремление учащегося к активной познавательной деятельности;

  • совершенствовать процесс обучения, позволяющий учащимся эффективно и качественно усваивать программный материал;

  • использовать интерактивные средства для повышения познавательного интереса младших школьников;

  • использовать игровые элементы и игру на уроках. Игра помогает общению, она может способствовать передаче накопленного опыта, получению новых знаний, правильной оценке поступков, развитию навыков человека, его восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций; таких черт, как коллективизм, активность, дисциплинированность, наблюдательность, внимательность и т.п.




Выявление уровня развития интеллектуальных способностей у младших школьников:

Методика «Субъекты»
АВТОР: учитель-дефектолог Яковлева О.Н.

Цель: выявление уровня развития интеллектуальных способностей у младших школьников.

Предлагаемая методика включает 5 субтестов. Краткая характеристика субтестов:

I                    субтест «Осведомленность» направлен на выявление кругозора. Задача учащегося — закончить предложение одним из приведенных слов, осуществляя логический выбор на основе индуктивного мышления. 

II                субтест «Исключение понятий» направлен на сформированность логического действия классификации, способности к абстрагированию. При качественном анализе результатов выполнения заданий появляется возможность установить, может ли учащийся отвлекаться от случайных и второстепенных признаков, от привычных отношений между предметами, о его способности использовать такой мыслительный прием, как классификация. 

III             субтест «Обобщение» направлен на сформированность обобщающих понятий (подведение двух понятий под общую категорию — обобщение). Задания направлены на выделение родового признака. При этом происходит не только анализ свойств предмета или явления, но и устанавливаются определенные отношения между предметами, что обеспечивается психическим процессом более сложного уровня, чем сравнение. Определение предметов может быть точным, когда указываются родовое понятие и видовое отличие, или правильным, но недостаточно точным, когда указывается только родовой признак. Определение предмета на более низкой ступени считается в том случае, когда указывается наличие предмета и недостаточное определение, когда отмечаются наглядные признаки — форма и цвет. 

IV             субтест «Аналогии» направлен на сформированность логического действия «умозаключения» (по решению аналогий). Задания направлены на исследование способности к умозаключениям по аналогии. Для их выполнения учащемуся  необходимо уметь устанавливать логические связи и отношения между понятиями. В этом задании выявляется, может ли учащийся устойчиво сохранять заданный способ рассуждений при решении длинного ряда разнообразных задач.