Файл: Программа социальной адаптации как неотъемлемая часть социального контракта 2.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По данным обследования на территории Российской Федерации количество членов семей малоимущих, инвалидов и одиноко проживающих составляет 7% всего населения или примерно 9,8 млн. человек. Риск оказаться за чертой бедности для них выше в 1,8 раза, чем для семей, в которых все члены семьи трудоспособные и работают, и почти в два раза выше, чем для семей, состоящих из граждан пенсионного возраста.
Известно, что сначала 2022 года на территории страны заключено около 48 тысяч социальных контрактов. Таким образом, можно сделать вывод, что внедрение в практику социальной защиты в виде предоставления государственной социальной помощи на основании заключения социального контракта на взаимных обязательствах, положительно влияет на изменение социально демографической ситуации в стране.
Подводя итоги, можно сформулировать следующие выводы.
-
Социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - исполнить положения социального контракта в полном объеме, включая программу социальной адаптации. -
Цель социального контракта – предоставление помощи гражданину в преодолении тяжелой жизненной ситуации и в получениии постоянного источника дохода. -
Внедрение в практику социальной защиты в виде предоставления государственной социальной помощи на основании заключения социального контракта на взаимных обязательствах, положительно влияет на изменение социально демографической ситуации в стране2.
1.2 Порядок заключения и исполнения социального контракта
Оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта осуществляется на основании поданного гражданином заявления в письменной форме подается в орган социальной защиты населения субъекта Российской Федерации. Также гражданин может обратиться за предоставлением социальной помощи в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, если нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В заявлении указываются сведения о заявителе, (включая фамилию, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, СНИЛС, адрес регистрации по месту жительства (пребывания) и (или) адрес фактического проживания), сведения о членах семьи заявителя, совместно проживающих с ним, включая (фамилию, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, СНИЛС, степень родства), реквизиты счета заявителя для перечисления средств в рамках социального контракта, согласие на обработку, хранение и передачу персональных данных. К заявлению также прикладываются копии документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи, сведения об имуществе, сведения о доходах заявителя (одиноко проживающего гражданина) и членов его семьи за три месяца, предшествующих дате подачи заявления.
Орган социальной защиты населения рассматривает заявление граждан об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта в порядке очередности исходя из даты регистрации заявления, в течение 10 календарных дней со дня поступления заявления в орган социальной защиты населения. Заявления граждан, проживающих в семьях с детьми, рассматриваются в приоритетном порядке.
В случае наличия у органа социальной защиты населения обоснованного сомнения в достоверности представленных гражданином сведений проводится дополнительная проверка (комиссионное обследование) материально-бытового положения заявителя и его семьи, в результате которой составляется акт материально-бытового обследования условий проживания семьи гражданина согласно форме, утверждаемой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
При этом акт материально-бытового обследования может являться основанием для отказа в оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта при условии несоответствия представленных заявителем сведений о доходах его семьи (одиноко проживающего гражданина), а также об имуществе, принадлежащему ему (им) на праве собственности, его (их) жилищно-бытовым условиям.
Органы социальной защиты населения могут направить запросы в региональные системы межведомственного информационного взаимодействия, а также в органы государственной власти в целях проверки представленных заявителем документов (сведений).
Внедренная система социального контракта призвана обеспечить мониторинг бедности на всей территории Российской Федерации.
Так как полномочия в осуществлении социального контракта полностью возложены на субъект Российской Федерации, внутри его легче подводить итоги по выявлению уровня бедности при установлении прожиточного минимума в данном регионе, выяснить каков процент граждан, находящихся за порогом бедности.
Переход к системе социальных контрактов для нуждающихся при которой трудоспособному населению, находящемуся за чертой бедности, чтобы получать пособие, придется выйти на работу, призван устранить нецелевое использование выделяемых средств, когда, по данным Независимого института социальной политики, более 60% получателей социальной помощи не являются бедными, а более 50% бедных не имеют доступа к этой системе помощи.
Поэтому для четкой и отлаженной работы органов социальной защиты регионов Российской Федерации по предоставлению данной формы социальной помощи, в контракте предусмотрены «санкции» на случай невыполнения прописанных в нем условий. Санкции могут выражаться как в простой отмене назначенной помощи, так и в требованиях возмещения уже перечисленных с начала контракта денежных средств.
Для эффективной работы по осуществлению помощи малоимущим семьям, в контракте прописаны все идентификационные сведения о гражданском состоянии клиента и его семьи (живущей с ним под одной крышей), совокупность результатов социальной диагностики, выполненной социальным работником совместно с этим гражданином. В контракте четко и ясно прописываются виды помощи, которую получит гражданин, а также обязательства, которые он возьмет на себя за это.
В Законе «О государственной социальной помощи» прописываются виды помощи, которые могут выражаться как в денежной, так и в натуральной форме в зависимости от условий и политики, проводимой в каждом субъекте РФ. Контракт подлежит составлению всякий раз, когда клиент демонстрирует, что он способен улучшить свой социальный и профессиональный статус благодаря предоставлению ему социальной помощи на основе социального контракта.
Контракты в зависимости от предлагаемой гражданам помощи можно разделить на два типа: контракт для оказания поддерживающей помощи; контракт для оказания помощи на начальном этапе.
Контракт для оказания поддерживающей помощи заключается с гражданином, нуждающемся в дополнительном доходе, который позволил бы ему оплачивать обычные и непредвиденные повседневные расходы. Такое дополнительное пособие обычно перечисляется (или передается гражданину, если оно в натуральной форме) и выступает в качестве гарантии в течение нескольких месяцев. Этот вид контракта позволяет регулярно контролировать клиента и предусматривает выполнение целого ряда встречных действий. В ответ на принятые клиентом обязательства ему перечисляется ежемесячное пособие, предусмотренное региональным законодательством или в натуральной форме.
Контракт для оказания помощи на начальном этапе заключается обычно с гражданами, имеющими четкий проект деятельности и нуждающимися в единовременной помощи для запуска. По существу речь идет о достаточно независимых и предприимчивых гражданах, которые приобретут самостоятельность. 3 Чаще всего речь идет о помощи в виде капиталовложений, которая позволит приобрести оборудование или инструменты, предназначенные для реализации проекта. Помощь в виде капиталовложений может осуществляться в трёх формах: субсидия, покрывающая полностью или частично предусмотренные инвестиции; ссуда, покрывающая полностью или частично предусмотренные инвестиции; часть ссуды или субсидии, покрывающая полностью или частично предусмотренные инвестиции.
Как показывает практика, после внедрения социального контракта на территории Российской Федерации сократилось число семей, которые не могут удовлетворить даже элементарные физиологические потребности. В силу того, что люди до сих пор не могут оправиться от экономического кризиса рост бедности до сих пор не удается остановить, но благодаря социальному контракту стало возможно помочь малоимущим семьям и одиноко проживающим малоимущим гражданам найти работу, заняться самообеспечением, развивая подсобное хозяйство.
Социальный контракт помог восстановить гражданам профессиональный и социальный статус, поверить в свои силы, самоутвердится и способствовал повышению самоуважения человека и уважения его со стороны семьи, родственников. С помощью социального контракта произошло сокращение уровня иждивенчества малоимущих граждан по отношению к обществу. Тем самым началось восстановление социальной справедливости.
Таким образом, примеры субъектов Российской Федерации, которые первые опробовали на себе новую форму социальной помощи - социальный контракт, позволяют сделать вывод, что данная форма социальной помощи является эффективной, так как благодаря реализации контракта уменьшилось число граждан, находящихся за порогом бедности; уменьшились иждивенческие настроения граждан. Теперь, чтобы получить помощь на малоимущую семью (одиноко проживающего малоимущего гражданина) возлагаются обязательства, которые необходимо выполнить, чтобы получить помощь.
Главное отличие этих двух видов социальных котнрактов состоит в том, что денежные средства при заключения контракта на начальном этапе, выдаются единовременно и предназначены для капиталовложения в конкретный проект, когда как контракт оказания поддерживающей помощи направлен на малоимущих граждан, нуждающихся в дополнительном доходе для удовлетворения естественных потребностей.
Подводя итоги, можно сформулировать следующие выводы.
-
Оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта осуществляется на основании поданного гражданином заявления в письменной форме подается в орган социальной защиты населения субъекта Российской Федерации. -
Акт материально-бытового обследования может являться основанием для отказа в оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта при условии несоответствия представленных заявителем сведений. -
Для четкой и отлаженной работы органов социальной защиты регионов Российской Федерации по предоставлению данной формы социальной помощи, в контракте предусмотрены «санкции» на случай невыполнения прописанных в нем условий.