Файл: Быков М.А. Электрические измерения электрических величин [учеб. пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 126

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

**

Впрямой связи с понятием «абсолютная погрешность» на­ ходится понятие «поправка».

Поправка есть та величина, которую следует алгебраиче­ ски прибавить к показаниям прибора или меры, чтобы полу чить действительное значение измеряемой величины или меры. Поправка с к показаниям прибора или к номинальному значе­

нию меры (значению, указанному на мере) равна

с = Л д А~

— ДЛ.

Следовательно, поправка есть

абсолютная погрешность,

взятая с обратным знаком.

 

§ 3. ПОНЯТИЕ ОБ ОСНОВНЫХ

МЕТОДАХ ИЗМЕРЕНИЙ

Метод измерения — это способ применения измерительных приборов и мер при выполнении измерения.

Методы измерения могут быть подразделены на три основ­

ные группы:

 

а)

метод непосредственной

оценки;

б)

дифференциальный метод;

в)

нулевой метод.

 

 

*

*

Метод непосредственной оценки заключается в том, что применяемым измерительным прибором оценивается вся изме­ ряемая величина полностью (в отличие от других методов, как это будет показано ниже). Примером может служить измере­ ние силы тока с помощью амперметра, мощности—с помощью

ваттметра и т. п. Этот метод самый

простой и самый быст­

рый в осуществлении, но и наименее

точный — погрешности

применяемого измерительного прибора полностью входят в ре­

зультат

измерения. Метод

наиболее распространен при про­

стых

массовых технических измере­

ниях невысокой и средней точности.

 

Дифференциальный метод заклю­

чается

в том, что применяется мера,

по своему размеру

приближающая­

ся

к размеру

измеряемой

величины,

а

прибором

измеряется лишь

отно­

сительно малая разность между ме­

рой

и

измеряемой

величиной.

На

рис. 1-2 приведен пример дифферен­

циального

измерения

некоторой

э.д.с.

 

 

 

 

 

 

21


Вследствие того, что практически во всех областях измере­ ний (и в области электрических измерений, в частности) меры удается изготавливать с точностью, значительно более высо­ кой, чем достижимая точность показаний измерительных при­ боров, дифференциальный метод позволяет получить значи­ тельно более высокую точность измерения, чем при примене­ нии метода непосредственной оценки. Это объясняется гем, что при дифференциальном методе измерительным прибором из­ меряется лишь малая доля измеряемой величины, вследствие чего относительная погрешность измерительного прибора вой­

дет в окончательный

результат измерения в соответственно

уменьшенном виде, и погрешность этого результата

измере­

ния будет в основном

определяться уже погрешностью

при­

мененной меры.

 

 

 

 

 

Вернемся к примеру, показанному на рис. 1-2. Предполо­

жим, что э. д. с. образцовой

меры Е0 отличается от

измеряе­

мой э. д. с. Ех

примерно

на 0,1%, но сама она 0)

изве­

стна с точностью до 0,005%, разность же этих э.д.с. измеряет­ ся прибором, погрешность показаний которого может дости­ гать 2%. Если прибором с такой погрешностью измеряется ве­ личина, составляющая около одной десятой процента от изме­

ряемой э. д. с , то относительно значения

этой

э. д. с.

абсолют­

ная погрешность показания прибора составит

только

0,002%,

т. е. величину, уже почти пренебрежимую

по сравнению с по­

грешностью значения образцовой э.д.с.

 

 

 

Нулевой метод по существу является предельным случаем дифференциального метода, когда разность сравниваемых при дифференциальном методе величин (измеряемой и образцо­ вой) доводят до нуля, а применяемым при этом прибором только контролируют факт доведения этой разности до нуля. Для осуществления нулевого метода необходимо иметь образ­ цовую меру с переменным регулируемым (но при этом все время достаточно точно известным) значением. Тогда, регули­ руя значение образцовой меры и следя за показаниями прибо­ ра, уменьшают их до нуля; когда это будет достигнуто, зна­ чение измеряемой величины будет равно значению образцо­ вой меры.

Таким образом, применяемый при этом прибор ничего, собственно говоря, не измеряет, кроме нуля, и обычно при этом так и называется «нулевым прибором»; понятие «точность его показаний» при этом уже пропадает, существенным для такого прибора остается лишь его чувствительность и стабильность его нулевого показания. При достаточной чувствительности и стабильности нулевого прибора точность результата измере­ ния определяется в основном лишь точностью примененной образцовой меры.

Наиболее высокая точность измерения достижима обычно при дифференциальном методе, так как меры с постоянным

22


значением, применяемые при дифференциальном методе, точ­ нее, как правило, мер с переменным значением, необходимых для нулевого метода, а остаточные влияния погрешности изме­ рительного прибора при дифференциальном методе нетрудно свести к пренебрежимо малым значениям, как это было пока­ зано в приведенном выше примере. Тем не менее нулевые ме­ тоды имеют весьма широкое применение для весьма точных технических и лабораторных измерений, а также для многих автоматически выполняемых измерений (рассмотрение кото­ рых выходит за пределы данного пособия).

Как дифференциальный, так и нулевой методы называют методами сравнения, так как при выполнении измерений этими методами измеряемую величину прямо сравнивают с соответ­ ствующей мерой, в то время как при методе непосредственной оценки мера участвует в измерении лишь в скрытой форме— в градуировке шкалы применяемого прибора, как это уже рас­ сматривалось ранее.

Нередко дифференциальный метод осуществляется особым образом, делающим производимое по этому методу измерение внешне похожим на выполняемое по методу непосредственной

оценки: измерение производится

с помощью

прибора

непо­

средственной оценки, но дважды — один раз с помощью

этого

прибора измеряется измеряемая величина

Ах

(полностью) и

при этом получают показание измерительного

прибора

,Л^",

другой

раз этим же прибором «измеряется»

образцовая

мера

с известным ее действительным значением At,

близким по

размеру

к значению

измеряемой

величины;

измерительный

прибор

в этом случае

дает некоторое показание „Л0 ". Дейст­

вительное значение измеряемой величины в этом случае опре­ деляется как

 

 

Ах

~Ь О і Д г "

 

>Ио")>

 

 

 

поскольку вследствие

малого отличия

показаний прибора

„Ахѣ

и

. Л 0 "

друг от друга

погрешности

этих показаний

(вернее, их

систематические части)

практически

будут одинаковы и

из

значения разности ,,АХ"

— , , Л 0 " окажутся полностью

исклю­

ченными даже в случае относительно

большого значения каж­

дой

из

ІНІИХ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эта

разновидность дифференциального метода

называется

методом подстановки.

 

 

 

 

 

 

 

 

При применении в таких измерениях образцовой меры пе­

ременного (регулируемого) значения

и доведения

при

втором

измерении показания

прибора

„Л0 "

до равенства с ,,АХ",

 

т. е.

когда

становится

 

л "

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

"

 

 

 

 

этот метод по существу

превращается в нулевой

и такая

его

разновидность называется методом замещения.

 

 

 

23


Рассматривая измерения с другой точки зрения, их можно подразделить на две группы:

1)прямые измерения;

2)косвенные измерения.

Существует, правда, еще и третья группа, так называемые

«совокупные» измерения, однако этот вид измерений приме­

няется довольно редко, главным образом, при

сложных ла­

бораторных исследованиях, и поэтому в настоящем

пособии

рассматриваться не будет.

 

 

Прямые измерения — это такие измерения,

при

которых

измеряется непосредственно та физическая'величина,

значени­

ем которой мы интересуемся: измеряем метром длину комна­ ты, взвешиваем на весах интересующий нас предмет, сравни­ вая его массу с массой гирь при равновесии весов и т. п.

Косвенные измерения — это такие измерения, при которых непосредственному (прямому) измерению подвергается не та физическая величина, которая нас интересует, а несколько других величин, с которыми интересующая нас величина на­ ходится в определенной функциональной зависимости; по этой известной функциональной зависимости и определяется инте­ ресующая нас величина.

Прямые измерения некоторых величин могут оказаться во­

обще невозможными, например, измерение объема

какого-то

холма (скажем,

перед предстоящими

земляными

работами

по его сносу). В

таком случае с помощью геодезических

(ли­

нейно-угловых)

измерений определяют

геометрическую

кон­

фигурацию холма, всю совокупность его геометрических раз­ меров, по которым после этого и определяется расчетно иско­ мый объем холма.

Косвенные измерения довольно часто применяются при ин­ женерно-технических измерениях (измерениях объемов круп­ ных или недоступных объектов, их масс, измерения скоростей, ускорений, измерения многих электрических величин и т. д. и т. п.).

Еще чаще они применяются при различного рода лабора­ торных измерениях, научных исследованиях и т. п.

Весьма существенным при применении косвенных измере­ ний является вопрос оценки их погрешностей и притом, глав­ ным образом, случайных погрешностей. Систематические по­

грешности производимых при этом

прямых измерений могут

быть учтены еще при определении числовых результатов этих

измерений и в достаточной мере исключены из них, а следова­

тельно, и из подсчитываемого по

ним конечного результата

данного косвенного измерения.

^

Более сложным является вопрос оценки случайных погреш­ ностей косвенных измерений.

Часто этот вопрос ставится следующим образом: прямые измерения таких-то и таких-то величин, определяющие резуль-

24


тат косвенного измерения интересующей нас величины, имеют такие-то и такие-то случайные погрешности, выраженные зна­ чениями либо средних квадратичных, либо вероятных, либо наибольших возможных погрешностей; спрашивается, каково же значение соответствующей случайной погрешности — сред­ ней квадратичной, вероятной или наибольшей возможной по­ грешности конечного результата для значения величины, опре­ деляемой косвенно по результатам прямых измерений упомя­ нутых величин?

Еще чаще ставится и обратный вопрос: результат косвен­ ного измерения йекоторой величины должен быть получен с определенной заданной точностью; эта величина определяется по результатам прямых измерений ряда других величин; спра­ шивается, с какой точностью (а вернее, с какими точностя­ ми, так как они для различных величин могут быть различны) следует измерять эти величины, чтобы получить результат с требуемой точностью? Решение второго вопроса значительно сложнее решения перівото, оно даже обычно бывает не одно­ значным и мы начнем с рассмотрения первого вопроса.

Если измеряемая косвенным методом величина А является известной функцией некоторых других величин, х, у, г,

А = / ( * , у, г),

то влияние погрешности результата прямого измерения ка­ кой-то одной из этих величин Ах, Ау, или Az на результат, по­ лучаемый для величины А, равно тому изменению величины А, которое произошло бы в результате равновеликого измене­ ния соответствующей величины на Ах, Ау или Az. Такие влияния при относительно небольших значениях этих измене­ ний равны:

л л

àA .

\х;

 

Д(

дх

 

 

 

 

 

 

 

àA

л

 

 

ДѵД =

_ду

-Ду;

 

к л

àA .

 

 

Если Ах, Ау или Az—какие-то

 

средние случайные

погреш­

ности (например, средние квадратичные погрешности)

прямых

измерений соответствующих величин х, у или z с определенной вероятностью их появления (вероятность появления погрешно­ сти, не превосходящей значения средней квадратичной, как уже указывалось, равна 67%), то и вызываемые ими погреш­

ности в значении определяемой

ими

величины А ±хА,ЬуА

или Д2 Лпредставляют собой

тоже

средние случайные по­

грешности с той же степенью вероятности их появления. Та­

кие погрешности, Д^Л, ДѴ Л, ЬгА,

называются

частными по­

грешностями косвенного измерения

(величины

А).

25