Файл: Быков В.А. Пластичность, прочность и разрушение металлических судостроительных материалов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 88

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

могут оказаться настолько значительными, что будут создавать угрозу разрушения от усталости. Примером может служить разру­ шение Такомского моста в США. Мост подвесной конструкции пред­ назначался для движения пешеходов и автотранспорта. Однажды в течение нескольких часов ветер устойчивой скорости и направле­ ния срывал сбегающий с проезжей части моста поток воздуха (явле­ ние флаттера), в результате чего аэродинамические силы стали дей­ ствовать с частотой, близкой к частоте свободных колебаний моста или равной ей. Мост начал раскачиваться, амплитуда колебаний постепенно увеличивалась и достигла такого большого значения, что эксплуатация моста оказалась невозможной. Из-за повторно-пере­ менного действия чрезмерно высоких напряжений, значение кото­ рых явно достигало предела текучести, элементы моста начали ча­ стично разрушаться. Затем проезжая часть, утратившая часть связей, сломалась и рухнула в реку.

При упругих колебаниях и сравнительно невысоких повторно­ переменных напряжениях возникновение и распространение трещин усталости происходит после продолжительной эксплуатации. Такие трещины возникли, например, в переборке одного корабля, резони­ рующей с работающими механизмами. Однако с распространением трещин жесткость переборки уменьшилась, и вибрация стала затухать. Вместе с тем прекратилось дальнейшее распространение трещин усталости.

Рассмотренные кратко примеры позволяют заключить, что раз­ рушение от усталости, обусловленное повторно-переменным действием напряжений, представляется случайным событием. Во-первых, это разрушение предопределяется вероятностным спектром нагружений и их повторяемостью, во-вторых, разрушение зависит от вероят­ ности появления конструктивных дефектов и технологических по­ роков материала, способствующих возникновению трещин усталости. На практике разрушения от усталости оказываются событиями малой вероятности. Это достигается продуманным проектированием, исключающим чрезмерную вибрацию и концентрацию напряжений, а также повышением технической культуры, что позволяет свое­

временно выявлять и

исправлять

технологические дефекты.

§

3

и физико-химические факторы,

Механические

предопределяющие повреждения материала конструкций

Предельные состояния конструкций, эксплуа­ тируемых под нагрузкой, в основном обусловливаются механиче­ скими повреждениями или разрушениями материала, работающего в составе этих конструкций. Значительное влияние на повреждение оказывают также физические и физико-химические факторы, усили­ вающие действие механических факторов, а иногда и изменя­ ющие в неблагоприятную сторону свойства материалов. К механи­ ческим факторам относятся внешние и внутренние силы, напряже­ ния, деформации и соответствующие им перемещения.

14


Деформация и напряженность взаимосвязаны. Деформация мо­ жет быть упругой, т. е. обратимого характера, и пластической, состоящей из упругой и остаточной частей. Упругая часть деформа­ ции предопределяется изменением размеров атомно-кристаллической решетки. При этом возбуждаются внутренние силы сопротивления деформированию. Атомно-кристаллическая решетка обладает свой­ ством восстанавливать свои размеры после устранения внешнего воздействия, чем и объясняется упругость материала. Деформации количественно представляются геометрическими характеристиками, а интенсивность внутренних сил — напряжением.

Ранее уже были рассмотрены повреждения материалов, рабо­ тающих в составе конструкций. Эти повреждения были обусловлены действием напряжений от технологических, пробных или эксплуа­ тационных нагрузок. Различные материалы, в зависимости от их физических свойств, обладают разной способностью выдерживать без повреждения действие напряжений. На физические свойства материалов, в свою очередь, оказывают влияние температура, ско­ рость деформирования, продолжительность выдержки под напря­ жением, агрессивное действие внешней среды. Так, например, под влиянием нагрева металлические материалы размягчаются, чем облегчается их пластическая обработка. Длительная выдержка под напряжением способствует пластическому последействию и вызывает явление ползучести. Сопротивление пластическому деформирова­ нию в этом случае оказывается значительно меньше, чем при кратко­ временном нагружении. Коррозионная среда оказывает отрица­ тельное влияние на хрупкую и усталостную прочность. Так, под влиянием влажной атмосферы, особенно при наличии аммиака, про­ исходит хрупкое разрушение латунных изделий, длительно испыты­ вающих растягивающие напряжения. Примером служит растрески­ вание гребных винтов, отлитых из латуни и испытывающих действие остаточных растягивающих напряжений, возникающих после за­ варки дефектов. Растрескивание происходит при хранении гребных винтов на открытых заводских площадках [15].

В другом примере (из зарубежной практики) [74] от коррозион­ ного растрескивания страдали латунные гильзы. Эти гильзы дли­ тельно хранились в условиях жаркого, влажного климата Индии, подвергаясь действию растягивающих напряжений от тугой посадки на ружейные пули.

Общеизвестна низкая усталостная прочность стальных пере­ менно-напряженных деталей, работающих при соприкосновении с водой без защиты поверхности. Характерными примерами служат коррозионно-усталостные изломы гребных валов транспортных и рыбопромысловых судов, а также ледоколов. Продолжительное эксплуатационное время таких судов обусловливает высокие цикли­ ческие пробеги гребных валов под переменным действием напря­ жений. Иногда из-за недостаточно надежной защиты от соприкос­ новения с морской водой возникает угроза коррозионно-усталост­ ного разрушения вала с отделением той части, на которую насажен гребной винт. Е. С. Рейнбергом [58] приводятся сведения о таких

15


изломах гребных валов с потерей гребных винтов. Аварии произо­ шли в разных районах Мирового океана. Буксировка судов, утра­ тивших самостоятельный ход из-за потери гребных винтов, и осо­ бенно восстановление гребного вала с винтом требует больших затрат и сокращает эксплуатационное время судов.

Из-за неограниченного разнообразия эксплуатационных напря­ женных состояний элементов реальных конструкций эксперимен­ тально не удается воспроизвести их полностью на образцах. Однако разработаны гипотезы прочности, которые позволяют предельные напряжения, установленные в сравнительно простых условиях, применять для оценки прочности того же материала, работающего при более сложных условиях в составе конструкции. Предельные напряжения, охватываемые кривой сопротивления пластическому деформированию, например предел текучести или временное сопро­ тивление, находятся из испытаний гладких образцов на осевое статическое растяжение. Способность материалов деформироваться пластически в неблагоприятных условиях определяется по данным испытаний надрезанных образцов при возбуждении объемного растя­ жения в зоне надреза. На усталость испытываются образцы гладкие и с концентраторами, преимущественно при повторно-переменном изгибе или при осевом деформировании. При испытаниях образцов на усталость не составляет большого труда обеспечить действие коррозионной среды, если это нужно. В последние годы стали про­ водиться испытания на усталость по программе нагружения в соот­ ветствии с вероятностным распределением эксплуатационных напря­ жений. Однако обработка и обобщение соответствующих данных встречает затруднения и вызывает дискуссию в среде специалистов.

Г Л А В А II • ПРЕДЕЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ МАТЕРИАЛА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОБЪЕМНОСТИ И ИНТЕНСИВНОСТИ ВНУТРЕННИХ СИЛ

С УЧЕТОМ ВЛИЯНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ УСЛОВИЙ

§4

Упругая и пластическая деформация

Упругость конструкционных металлических материалов объясняется стремлением атомно-кристаллической ре­ шетки восстанавливаться до размеров, при которых потенциальная энергия системы междуатомных связей оказывается наименьшей. Вследствие электростатической природы, междуатомные связи пред­ ставляют собой взаимодействие сил притяжения частиц, имеющих заряды разных знаков, с силами отталкивания частиц с зарядами одинаковых знаков. На рис. 3 представлены силы притяжения и отталкивания'для системы, состоящей из двух атомов, расположен­

16


ных на расстоянии г друг от друга. Один из атомов помещен в начало координат. Силы притяжения и отталкивания изменяются гипербо­ лически в зависимости от величины междуатомного расстояния и представляются значениями Fup = А/гт (кривая 1) и Fmr = В!гп (кривая 2). Здесь А и В — константы. В приведенных формулах п 2> т, поэтому кривая сил отталкивания оказывается круче кривой сил притяжения. При междуатомном расстоянии г0 эти силы равны друг другу, и потенциальная энер­

гия системы из двух атомов дости­

 

 

 

гает наименьшего значения, что

 

 

 

соответствует ее устойчивому со­

 

 

 

стоянию.

При г

г0 сила

притя­

 

 

 

жения

становится

больше

силы

 

 

 

отталкивания.

С переносом начала

 

 

 

координатных осей в точку Ог

 

 

 

сила взаимодействия двух атомов

 

 

 

F = А!гт В1гп

представляется

 

 

 

кривой 3 в зависимости от

Изме­

 

 

 

нения

междуатомного

расстояния

 

 

 

х = г — г0. Увеличение

расстоя­

 

 

 

ния между атомами до значения гг

 

 

 

происходит при возрастании силы F

 

 

 

до максимума. Затем это расстоя­

 

 

 

ние может увеличиваться

свыше

 

 

 

значения

гг, но сила F уже умень­

 

 

 

шается. Таким образом, рассмо­

 

 

 

тренная

схема

взаимодействия

 

 

 

двух атомов предопределяет обра­

Рис. 3. Силы взаимодействия в си­

тимость

процесса

и

сохранение

стеме, состоящей из двух

атомов:

междуатомных

связей;

сопроти­

1 — изменение

силы притяж ения; 2 — и з­

вление

разрушению

материала

менение силы

отталкивания;

3 — равно­

действующая сила (кривая теоретической

при

пластической

деформации

 

прочности).

 

этой схемой не охватывается.

Сила междуатомной связи F=f(x), определяемой из принятой схемы взаимодействия двух атомов, может рассматриваться как теоретическая прочность. Однако взаимодействие между неограни­ ченно большим числом атомов оказывается сложнее, чем в системе из двух атомов [69]. Поэтому теоретические упругие константы, де­ формируемость и прочность существенно отличаются от их значений, установленных экспериментально на реальных материалах. Опираясь на предположения и допущения, можно подсчитать модуль упру­ гости и наибольшее удлинение материала, соответствующие рас­ стоянию х 1 = гх г0, наибольшую теоретическую прочность как напряжение при наибольшей силе сцепления атомов Fmax. Тангенс угла наклона касательной, проведенной к кривой 3 из ее начала координат (tga), должен характеризовать модуль упругости при возбуждении сравнительно небольших напряжений. Подсчеты по­ казывают, что относительное удлинение, соответствующее--анаде*,

нию

х и составляет 23%

при теоретически обр|атимотР >mjfeKTe]3€

2

В. А. Быков

бмблно с к а Cjjl

 

 

ЯКЗЕЬРГ’.'-Р


процесса. Эта величина намного превосходит упругое относитель­ ное удлинение е высокопрочной стали с пределом текучести сгт = = 100 кгс/мм2, для которой оно составляет (в пределах упругости)

Ь 100 = 2 •104 ■100 = 0,005, т. е. 0,5%. Растягивающее напря-

жение, соответствующее наибольшей прочности, по теоретическому расчету может составлять около половины модуля упругости, что

во много

раз

больше фактического

разрушающего

напряжения

 

 

 

 

конструкционных

металлических

мате­

 

 

 

 

риалов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практически, как известно, конст­

 

 

 

 

рукционные

металлические

материалы

 

 

 

 

представляют собой соединения

 

большого

 

 

 

 

числа

кристаллических зерен небольших

 

 

 

 

размеров. Для металлов, обработанных

 

 

 

 

давлением путем ковки или проката,

 

 

 

 

размеры зерен составляют примерно от

 

 

 

 

0,1

до 0,001

мм. В каждом зерне располо­

 

 

 

 

жение атомов образует кристаллическую

 

 

 

 

решетку, свойственную природе матери­

 

 

 

 

ала.

Кристаллическая решетка

 

имеет не­

 

 

 

 

совершенства строения в связи с дефек­

 

 

 

 

тами.

Эти

дефекты

представляются иска­

0

 

 

п

жениями (дислокациями) кристаллической

 

 

решетки. Вне узлов решетки могут нахо­

 

 

 

 

диться

так

называемые дислоцированные

Рис. 4.

Зависимость сопроти­

атомы, а также образовываться

пустые,

вления

деформации

S от ко­

места, не замещенные атомами, называемые

личества дефектов п кристал­

вакансиями.

Дислокации образуются

как

лической решетки.

независимо

 

от деформации материала, так

— — — — — — теоретическая

 

и вследствие самой деформации.

Кристал­

прочность; ---------- практически

реализуемая прочность; а —ко ­

лическая

решетка

около дефектов иска­

личество дефектов в

современ­

ных металлических материалах.

жается, ее строение нарушается.

Атомам и

 

 

 

 

участкам решетки вблизи дефектов свой­

 

 

 

 

ственна повышенная энергия.

 

 

 

 

Дефекты кристаллической решетки до некоторого ограниченного

количества

ослабляют материал.

Когда же дефектов

сравнительно

много, они оказывают некоторое упрочняющее действие (рис. 4). Но при всех условиях материал, насыщенный дефектами атомно­ кристаллической решетки, слабее бездефектного материала. Строе­ ние, близкое к бездефектному, имеют нитевидные кристаллы («усы»). Полученные искусственным путем нитевидные кристаллы имеют диаметр иногда меньше микрона, а длина их достигает 12 мм. Сопро­ тивление разрыву разных металлов, установленное экспериментально на нитевидных кристаллах и на обычных образцах из тех же мате­ риалов (табл. 1), свидетельствует о значительно более высокой проч­ ности материала усов [32]. Это объясняется тем, что в материале усов отсутствуют дефекты кристаллической решетки, а в материале обычных образцов указанные дефекты неизбежны. Прочность, достиг-

18