Файл: Быков В.А. Пластичность, прочность и разрушение металлических судостроительных материалов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 91
Скачиваний: 4
при условии идеальной пластичности, справедливом при сравни тельно малых пластических деформациях.
При коэффициенте запаса прочности k >■ 1 допускаемая на грузка системы, в зависимости от принятого метода расчета, берется
Р |
та*упр |
|
Р |
|
В |
случае допуска пластической деформа |
|||||||||||
|
или —ш:| :-11л . |
||||||||||||||||
ции |
нагрузка |
на |
-2415 --—• 100 = 60 % больше, |
чем при |
расчете |
на |
|||||||||||
упругое |
состояние. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
Значительные резервы прочности появляются в статически не |
||||||||||||||||
определимых |
системах |
при |
расчете |
их |
на изгиб |
с допуском пла |
|||||||||||
|
|
|
|
|
6) |
|
|
стической деформации. |
С возраста |
||||||||
|
|
|
|
|
бт |
|
нием нагрузки, |
|
при упругом состоя |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
нии системы, между изгибающим |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
моментом в опасном сечении и пере |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
мещением (прогиб, угол поворота се |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
чения) сохраняется линейная зави |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
симость. |
Предельный |
|
изгибающий |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
момент, приводящий к фибровой |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
текучести |
(рис. |
128, а), |
находится |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
как Мшахупр = |
arWz. |
|
|
|
|||||
Рис. |
128. |
Эпюры |
нормальных |
на |
С |
дальнейшим |
возрастанием на |
||||||||||
грузки текучесть |
распространяется |
||||||||||||||||
пряжений |
при изгибе |
балки |
сим |
||||||||||||||
|
|
метричного профиля. |
|
постепенно, от |
|
крайних |
волокон |
к |
|||||||||
ной |
зависимости |
|
|
|
нейтральному |
слою, |
при нелиней |
||||||||||
между изгибающим |
моментом |
и |
перемеще |
||||||||||||||
нием. В расчетах |
конструктивной |
прочности |
предусматриваются |
пластические деформации, ограниченные сравнительно небольшим допуском. При этом условии перераспределение напряжений можно принимать согласно общеизвестной схеме Л. Прандтля, пренебре гая деформационным упрочнением материала и исключая упругую зону вблизи нейтрального слоя (рис. 128, б). В итоге нагружения, в опасном сечении образуется шарнир текучести при изгибающем моменте Л4гаахпл = °т^гпл- В этом уравнении момент сопротивле ния представляет собой удвоенное значение статического момента площади полусечения относительно нейтральной оси изгиба по фор муле W2njl = 2 SZ(o,5F)- С образованием шарнира текучести гео метрическая неизменяемость статически неопределимой системы, вследствие дополнительных закреплений и связей, не исчерпывается. Благодаря этому, в отличие от статически определимой системы, возможно использовать дальнейшее повышение сопротивления ста тически неопределимой системы. При этом происходит возрастание изгибающих моментов и образование новых шарниров текучести в других опасных сечениях, что в конечном счете приводит к предель ному состоянию с характерным признаком утраты геометрической неизменяемости всей системы. Для пояснения изложенного рассмот рим пример расчета на изгиб статически неопределимой замкну той системы при упругом состоянии и с допуском пластической деформации.
192
Пример 2. Для кривого замкнутого стержня типа звена цепи (рис. 129, о) за дано: R = 37 мм; диаметр стержня d = 30 мм; материал—сталь с пределом теку чести ат = 2400 кгс/см2. Применительно к случайному однократному воздействию определить предельные нагрузки упругого и пластичного состояний.
Р е ш е н и е . 1. Расчет по предельному упругому состоянию (фибровая теку честь). Вследствие симметрии деформации ограничимся рассмотрением четверти
звена (рис. 129, б). В сечениях по осям симметрии углы поворота равны нулю, что можно принять в качестве граничных условий. За лишнюю неизвестную возьмем изгибающий момент в горизонтальном сечении Мд- При расчете будем руководство ваться теоремой Кастильяно, рассматривая действие только изгибающих моментов М г и М2 в сечениях 1—1 и 2~2, пренебрегая осевой и поперечными силами. По началу
dU
наименьшей работы и согласно граничному условию дтт—= ф . = 0 получается
ота
уравнение совместности деформаций отделенной четверти звена и оставшейся части, содержащее лишнюю неизвестную Мд\
R п/2
|
' дМ* |
Мл й х ^ Г |
дМ, |
■M„R da = 0. |
|
|
|
дМ, |
|
|
|
|
|
Находим подынтегральные значения: |
|
|
|
|
||
М ^ - М д ; |
дМг |
М , ^ - М А. |
PR |
(1 — cos а); |
дМ2 |
|
|
дМА |
|
|
2 |
|
дМА |
13 В. А. Быков |
|
|
|
|
193 |
Далее приводим уравнение совместности деформаций к следующему виду:
R |
Я/2 |
---(1 — cos a) JR da = О, |
^ M A dx + |
j |
оо
откуда после интегрирования будем иметь:
Решая последнее уравнение относительно лишней неизвестной, находим
МА = 0,111 PR,
а затем определяем
Мв = М2 (а=я/2) = — 0,111PR + 0,5PR = 0.389РЯ.
Эпюра изгибающих моментов представлена на рис. 129, в. Если пренебречь кривизной стержня, то приближенно условие предельного состояния (фибровая те кучесть) запишется:
„ |
_ М тах упр 0,389РmaxynpR_ |
„ |
||||
|
------ щ |
|
Щ |
- |
От, |
|
откуда |
|
aTWz |
|
oTWz |
|
|
|
|
: 2.57 • |
|
|||
шах упр : 0,389/? ' |
R |
|
||||
Подставляя заданные |
значения величин, получим |
|
||||
|
|
2400-- |
3,14-3= |
|
|
|
Р max упр — 2 ,5 7 , |
32 |
- = 44Ю кгс. |
||||
3,7 |
||||||
|
|
|
|
2. Расчет по предельному пластическому состоянию. Допускаем образование шарнира текучести в вертикальном сечении с предельным изгибающим моментом
Мп ■oJX'z
Сделаем кинематический анализ перехода звена от формы, заданной на рис. 129, а, к форме, геометрически изменяемой, из-за образования шарниров теку чести. Наличие двух первоначальных шарниров превращает систему в два самостоя тельно работающих, геометрически неизменяемых полузвена (рис. 129, г). С воз растанием нагрузки, на вертикальных прямых участках образуются новые шарниры текучести, обусловливая утрату геометрической неизменяемости (рис. 129, Э). На прямых участках принимаем возрастание изгибающих моментов до значения М тах Пл и представляем эпюру изгибающих моментов (рис. 129, ё). Согласно эпюре записы ваем: МА = —Мв-
Из условия равновесия четверти звена получаем
2МА |
PR |
= 0, |
|
2 |
|
откуда
МА = 0,25PR.
Согласно условию предельного пластического состояния,
^т^гпл = OiSS/^nax
отсюда значение предельной нагрузки
“шах дл |
4 сгти/2пл |
|
--------п----- |
* |
194
Отношение предельных нагруЗой звена для двух предельных состояний запишется:
|
Р шах пл |
, |
|
сс |
W’z пл |
|
—----------- |
1,00-—™— |
|
||||
г max упр |
|
|
|
wz |
|
|
Для круглого сечения звена |
Wz = я d3 |
’ |
а |
|
|
|
|
32 |
|
d_ |
nd* , |
Ггпл |
|
|
я d2 |
2 |
|
|||
W z пл = 2 S z(0,5F> |
' 2‘2~А "3 |
|
я |
6 ’ |
Wz |
Отношение моментов сопротивления, равное числу 1,7, свидетельствует об увеличе нии сопротивления пластическому изгибу по сравнению с сопротивлением упру
гому изгибу вследствие перераспре |
|
|
||||||||
деления |
нормальных |
напряжений |
|
|
||||||
при развитии |
пластической дефор |
|
|
|||||||
мации до образования шарнира те |
|
|
||||||||
кучести. |
Значение 1,56 обусловлено |
|
|
|||||||
статической неопределимостью звена |
|
|
||||||||
как замкнутой системы и |
характе |
|
|
|||||||
ризует повышение предельной на |
|
|
||||||||
грузки |
в связи с тем, |
что геоме |
|
|
||||||
трическая |
изменяемость |
наступает |
|
|
||||||
в |
результате |
не |
одновременного, |
|
|
|||||
а |
последовательного |
образования |
|
|
||||||
шарниров |
текучести, |
|
сначала в |
|
|
|||||
опасных сечениях |
кривых участков |
|
|
|||||||
звена, затем по всей длине |
прямых |
|
|
|||||||
участков. |
Найдем |
окончательно |
|
|
||||||
отношение |
предельных |
|
нагрузок |
Рис. 130. |
Кривая сопротивления звена |
|||||
звена: |
|
|
|
|
|
|
|
упругопластическому изгибу. |
||
|
* шах упр |
1,56-1,7 = |
2,65. |
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Предельная нагрузка из расчета с допуском пластической деформации |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
Ршах пл = |
2,65 -4410 = |
11 700 кгс. |
Кривая сопротивления звена упругопластическому деформи рованию представлена на рис. 130.
По Морскому Регистру С£СР сварная цепь без распорок из стали с временным сопротивлением 37—45 кгс/мм2, диаметром d = 31 мм испытывается пробной нагрузкой 18 200 кгс. Пробная нагрузка значительно больше предельной нагрузки при упругом состоянии и несколько превосходит предельную нагрузку, взятую при расчете на предельное состояние идеально пластичного материала. Следо вательно, испытание цепей по нормам Регистра охватывает такие пластические деформации, при которых происходит упрочнение материала.
§ 48
0 создании метода расчета, предупреждающего хрупкое разрушение
В качестве строительных материалов несущих деталей судостроительных конструкций применяются преимуще ственно металлические материалы, обладающие пластичностью при осевом растяжении. Эти материалы иногда могут разрушаться хрупко,
13* |
195 |
в менее благоприятных напряженных состояниях, чем осевое^ рас тяжение. Расчет конструкций из материалов с такими свойствами на предупреждение хрупкого разрушения практически не выпол няется, поскольку нет сложившегося эффективного метода, который получил бы признание у специалистов. Поэтому, рассматривая раз личные предложения относительно такого расчета стальных кон струкций, на которых, в связи с двойственной природой прочности стали, чаще возникает реальная угроза хрупкого разрушения, чем на конструкциях из других металлических материалов, обсудим возможность применения этих предложений и ожидаемую эффектив ность.
Можно рассматривать две группы предложений с характерными для каждой из них соображениями относительно критерия хрупкого разрушения. В первой группе предложений за основу расчета бе рется общепринятый силовой критерий хрупкого разрушения, а именно перенапряжение материала вследствие перегрузки в связи с возрастанием внешних сил или же рассматривается вызванное перегрузкой удлинение, устанавливаемое расчетным путем для опас ной точки конструкции. Во второй группе предложений полагается, что хрупкое разрушение обусловлено не только внешними силами, но и внутренне уравновешенными силами, не охватываемыми расче том, что оно происходит при наличии факторов, не благоприят
ствующих |
развитию |
пластической |
деформации, несмотря |
на воз |
||
растание |
напряжений. |
Такими |
факторами |
практически |
служат |
|
объемное |
растяжение, |
низкая |
температура |
эксплуатации и дина |
||
мическое |
воздействие. |
В качестве |
экспериментальных |
характе |
ристик надежности или добротности материала рассматривается сопротивление отрыву, отнесенное к пределу текучести, или кри тическая температура перехода в хрупкое состояние. Абсолютные значения сил и возбуждаемых ими напряжений в расчете не уча ствуют.
Рассмотрим раздельно содержание расчетов, касающихся преду преждения хрупкого разрушения стальных конструкций для обеих групп предложений.
В расчетах по силовому критерию в качестве исходных данных рассматривается эксплуатационная нагрузка и соответствующее ей расчетное максимальное растягивающее напряжение в опасной точке поперечного сечения детали конструкции. Сопротивление материала разрушению предлагается брать по экспериментальным данным. В частности, В. А. Балдин [1] предложил методику при ближенного расчета, которая, по его мнению, позволяет с достаточ ной для практики достоверностью оценивать сопротивление хруп ким разрушениям проектируемых стальных конструкций. Этим автором за предельное состояние принимается первая стадия хруп кого разрушения, когда обнаруживается начальная трещина. Повидимому, он находит, что сопротивление развитию трещины до полного разрушения не ниже сопротивления возникновению этой
трещины. Проверка прочности предлагается в форме |
неравенства |
р. . |
(91) |
196