Файл: Быков В.А. Пластичность, прочность и разрушение металлических судостроительных материалов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

при условии идеальной пластичности, справедливом при сравни­ тельно малых пластических деформациях.

При коэффициенте запаса прочности k >■ 1 допускаемая на­ грузка системы, в зависимости от принятого метода расчета, берется

Р

та*упр

 

Р

 

В

случае допуска пластической деформа­

 

или —ш:| :-11л .

ции

нагрузка

на

-2415 --—• 100 = 60 % больше,

чем при

расчете

на

упругое

состояние.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Значительные резервы прочности появляются в статически не­

определимых

системах

при

расчете

их

на изгиб

с допуском пла­

 

 

 

 

 

6)

 

 

стической деформации.

С возраста­

 

 

 

 

 

бт

 

нием нагрузки,

 

при упругом состоя­

 

 

 

 

 

 

 

 

нии системы, между изгибающим

 

 

 

 

 

 

 

 

моментом в опасном сечении и пере­

 

 

 

 

 

 

 

 

мещением (прогиб, угол поворота се­

 

 

 

 

 

 

 

 

чения) сохраняется линейная зави­

 

 

 

 

 

 

 

 

симость.

Предельный

 

изгибающий

 

 

 

 

 

 

 

 

момент, приводящий к фибровой

 

 

 

 

 

 

 

 

текучести

(рис.

128, а),

находится

 

 

 

 

 

 

 

 

как Мшахупр =

arWz.

 

 

 

Рис.

128.

Эпюры

нормальных

на­

С

дальнейшим

возрастанием на­

грузки текучесть

распространяется

пряжений

при изгибе

балки

сим­

 

 

метричного профиля.

 

постепенно, от

 

крайних

волокон

к

ной

зависимости

 

 

 

нейтральному

слою,

при нелиней­

между изгибающим

моментом

и

перемеще­

нием. В расчетах

конструктивной

прочности

предусматриваются

пластические деформации, ограниченные сравнительно небольшим допуском. При этом условии перераспределение напряжений можно принимать согласно общеизвестной схеме Л. Прандтля, пренебре­ гая деформационным упрочнением материала и исключая упругую зону вблизи нейтрального слоя (рис. 128, б). В итоге нагружения, в опасном сечении образуется шарнир текучести при изгибающем моменте Л4гаахпл = °т^гпл- В этом уравнении момент сопротивле­ ния представляет собой удвоенное значение статического момента площади полусечения относительно нейтральной оси изгиба по фор­ муле W2njl = 2 SZ(o,5F)- С образованием шарнира текучести гео­ метрическая неизменяемость статически неопределимой системы, вследствие дополнительных закреплений и связей, не исчерпывается. Благодаря этому, в отличие от статически определимой системы, возможно использовать дальнейшее повышение сопротивления ста­ тически неопределимой системы. При этом происходит возрастание изгибающих моментов и образование новых шарниров текучести в других опасных сечениях, что в конечном счете приводит к предель­ ному состоянию с характерным признаком утраты геометрической неизменяемости всей системы. Для пояснения изложенного рассмот­ рим пример расчета на изгиб статически неопределимой замкну­ той системы при упругом состоянии и с допуском пластической деформации.

192


Пример 2. Для кривого замкнутого стержня типа звена цепи (рис. 129, о) за­ дано: R = 37 мм; диаметр стержня d = 30 мм; материал—сталь с пределом теку­ чести ат = 2400 кгс/см2. Применительно к случайному однократному воздействию определить предельные нагрузки упругого и пластичного состояний.

Р е ш е н и е . 1. Расчет по предельному упругому состоянию (фибровая теку­ честь). Вследствие симметрии деформации ограничимся рассмотрением четверти

звена (рис. 129, б). В сечениях по осям симметрии углы поворота равны нулю, что можно принять в качестве граничных условий. За лишнюю неизвестную возьмем изгибающий момент в горизонтальном сечении Мд- При расчете будем руководство­ ваться теоремой Кастильяно, рассматривая действие только изгибающих моментов М г и М2 в сечениях 1—1 и 2~2, пренебрегая осевой и поперечными силами. По началу

dU

наименьшей работы и согласно граничному условию дтт—= ф . = 0 получается

ота

уравнение совместности деформаций отделенной четверти звена и оставшейся части, содержащее лишнюю неизвестную Мд\

R п/2

 

' дМ*

Мл й х ^ Г

дМ,

■M„R da = 0.

 

 

дМ,

 

 

 

 

Находим подынтегральные значения:

 

 

 

 

М ^ - М д ;

дМг

М , ^ - М А.

PR

(1 — cos а);

дМ2

 

дМА

 

 

2

 

дМА

13 В. А. Быков

 

 

 

 

193


Далее приводим уравнение совместности деформаций к следующему виду:

R

Я/2

---(1 — cos a) JR da = О,

^ M A dx +

j

оо

откуда после интегрирования будем иметь:

Решая последнее уравнение относительно лишней неизвестной, находим

МА = 0,111 PR,

а затем определяем

Мв = М2 (а=я/2) = — 0,111PR + 0,5PR = 0.389РЯ.

Эпюра изгибающих моментов представлена на рис. 129, в. Если пренебречь кривизной стержня, то приближенно условие предельного состояния (фибровая те­ кучесть) запишется:

_ М тах упр 0,389РmaxynpR_

 

------ щ

 

Щ

-

От,

откуда

 

aTWz

 

oTWz

 

 

 

: 2.57 •

 

шах упр : 0,389/? '

R

 

Подставляя заданные

значения величин, получим

 

 

 

2400--

3,14-3=

 

 

Р max упр — 2 ,5 7 ,

32

- = 44Ю кгс.

3,7

 

 

 

 

2. Расчет по предельному пластическому состоянию. Допускаем образование шарнира текучести в вертикальном сечении с предельным изгибающим моментом

Мп oJX'z

Сделаем кинематический анализ перехода звена от формы, заданной на рис. 129, а, к форме, геометрически изменяемой, из-за образования шарниров теку­ чести. Наличие двух первоначальных шарниров превращает систему в два самостоя­ тельно работающих, геометрически неизменяемых полузвена (рис. 129, г). С воз­ растанием нагрузки, на вертикальных прямых участках образуются новые шарниры текучести, обусловливая утрату геометрической неизменяемости (рис. 129, Э). На прямых участках принимаем возрастание изгибающих моментов до значения М тах Пл и представляем эпюру изгибающих моментов (рис. 129, ё). Согласно эпюре записы­ ваем: МА = —Мв-

Из условия равновесия четверти звена получаем

2МА

PR

= 0,

 

2

 

откуда

МА = 0,25PR.

Согласно условию предельного пластического состояния,

^т^гпл = OiSS/^nax

отсюда значение предельной нагрузки

шах дл

4 сгти/2пл

--------п-----

*

194


Отношение предельных нагруЗой звена для двух предельных состояний запишется:

 

Р шах пл

,

 

сс

W’z пл

 

-----------

1,00-—™—

 

г max упр

 

 

 

wz

 

Для круглого сечения звена

Wz = я d3

а

 

 

 

32

 

d_

nd* ,

Ггпл

 

я d2

2

 

W z пл = 2 S z(0,5F>

' 2‘2~А "3

 

я

6 ’

Wz

Отношение моментов сопротивления, равное числу 1,7, свидетельствует об увеличе­ нии сопротивления пластическому изгибу по сравнению с сопротивлением упру­

гому изгибу вследствие перераспре­

 

 

деления

нормальных

напряжений

 

 

при развитии

пластической дефор­

 

 

мации до образования шарнира те­

 

 

кучести.

Значение 1,56 обусловлено

 

 

статической неопределимостью звена

 

 

как замкнутой системы и

характе­

 

 

ризует повышение предельной на­

 

 

грузки

в связи с тем,

что геоме­

 

 

трическая

изменяемость

наступает

 

 

в

результате

не

одновременного,

 

 

а

последовательного

образования

 

 

шарниров

текучести,

 

сначала в

 

 

опасных сечениях

кривых участков

 

 

звена, затем по всей длине

прямых

 

 

участков.

Найдем

окончательно

 

 

отношение

предельных

 

нагрузок

Рис. 130.

Кривая сопротивления звена

звена:

 

 

 

 

 

 

 

упругопластическому изгибу.

 

* шах упр

1,56-1,7 =

2,65.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предельная нагрузка из расчета с допуском пластической деформации

 

 

 

 

 

 

 

Ршах пл =

2,65 -4410 =

11 700 кгс.

Кривая сопротивления звена упругопластическому деформи­ рованию представлена на рис. 130.

По Морскому Регистру С£СР сварная цепь без распорок из стали с временным сопротивлением 37—45 кгс/мм2, диаметром d = 31 мм испытывается пробной нагрузкой 18 200 кгс. Пробная нагрузка значительно больше предельной нагрузки при упругом состоянии и несколько превосходит предельную нагрузку, взятую при расчете на предельное состояние идеально пластичного материала. Следо­ вательно, испытание цепей по нормам Регистра охватывает такие пластические деформации, при которых происходит упрочнение материала.

§ 48

0 создании метода расчета, предупреждающего хрупкое разрушение

В качестве строительных материалов несущих деталей судостроительных конструкций применяются преимуще­ ственно металлические материалы, обладающие пластичностью при осевом растяжении. Эти материалы иногда могут разрушаться хрупко,

13*

195


в менее благоприятных напряженных состояниях, чем осевое^ рас­ тяжение. Расчет конструкций из материалов с такими свойствами на предупреждение хрупкого разрушения практически не выпол­ няется, поскольку нет сложившегося эффективного метода, который получил бы признание у специалистов. Поэтому, рассматривая раз­ личные предложения относительно такого расчета стальных кон­ струкций, на которых, в связи с двойственной природой прочности стали, чаще возникает реальная угроза хрупкого разрушения, чем на конструкциях из других металлических материалов, обсудим возможность применения этих предложений и ожидаемую эффектив­ ность.

Можно рассматривать две группы предложений с характерными для каждой из них соображениями относительно критерия хрупкого разрушения. В первой группе предложений за основу расчета бе­ рется общепринятый силовой критерий хрупкого разрушения, а именно перенапряжение материала вследствие перегрузки в связи с возрастанием внешних сил или же рассматривается вызванное перегрузкой удлинение, устанавливаемое расчетным путем для опас­ ной точки конструкции. Во второй группе предложений полагается, что хрупкое разрушение обусловлено не только внешними силами, но и внутренне уравновешенными силами, не охватываемыми расче­ том, что оно происходит при наличии факторов, не благоприят­

ствующих

развитию

пластической

деформации, несмотря

на воз­

растание

напряжений.

Такими

факторами

практически

служат

объемное

растяжение,

низкая

температура

эксплуатации и дина­

мическое

воздействие.

В качестве

экспериментальных

характе­

ристик надежности или добротности материала рассматривается сопротивление отрыву, отнесенное к пределу текучести, или кри­ тическая температура перехода в хрупкое состояние. Абсолютные значения сил и возбуждаемых ими напряжений в расчете не уча­ ствуют.

Рассмотрим раздельно содержание расчетов, касающихся преду­ преждения хрупкого разрушения стальных конструкций для обеих групп предложений.

В расчетах по силовому критерию в качестве исходных данных рассматривается эксплуатационная нагрузка и соответствующее ей расчетное максимальное растягивающее напряжение в опасной точке поперечного сечения детали конструкции. Сопротивление материала разрушению предлагается брать по экспериментальным данным. В частности, В. А. Балдин [1] предложил методику при­ ближенного расчета, которая, по его мнению, позволяет с достаточ­ ной для практики достоверностью оценивать сопротивление хруп­ ким разрушениям проектируемых стальных конструкций. Этим автором за предельное состояние принимается первая стадия хруп­ кого разрушения, когда обнаруживается начальная трещина. Повидимому, он находит, что сопротивление развитию трещины до полного разрушения не ниже сопротивления возникновению этой

трещины. Проверка прочности предлагается в форме

неравенства

р. .

(91)

196