Файл: Учет налогоплательщиковфизических лиц как форма налогового контроля 4.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Содержание




Введение 2

Глава 1. Учет налогоплательщиков-физических лиц как форма налогового контроля   4

1.2 Законодательные основы государственной регистрации физических лиц в налоговых органах 7

1.3 Регистрация в налоговых органах в качестве предпринимателя и налогоплательщика. 8

1.4 Порядок постановки на учет физических лиц в налоговые органы в соответствие с Налоговым Кодексом РФ 11

Глава 2. Особенности учета индивидуальных предпринимателей и прочих физических лиц   16

2.1 Законодательные и методологические особенности постановки на учет индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой 16

2.2 Анализ динамики учета физических лиц в налоговых органах 19

2 .3 Пути совершенствования учета 21

Заключение 24

Список использованной литературы 26










Введение


Тема работы «Особенности организации учета физических лиц в налоговых органах». В рамках данной темы рассматривается учет налогоплательщиков как одна из форм налогового контроля, а также особенности учета индивидуальных предпринимателей. Данная тема достаточно актуальна в настоящее время. Правовое регулирование налогового учета имеет особое значение в развитых странах по поводу сбалансированности налогообложения и поступления денежных средств в бюджеты всех уровней. Такая сбалансированность возможна лишь при непосредственном участии в данном учете государственных органов и органов местного самоуправления, занимающихся непосредственно учетом, налоговым контролем и сбором налогов. В данное время в Российской Федерации основным органам, занимающимся непосредственно налоговым контролем остается Федеральная налоговая служба Российской Федерации. Согласно статье 3 Федерального закона «О налоговых органах Российской Федерации» Налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, настоящим Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов сборов. Данная проблема достаточно подробно рассмотрена такими авторами как Кустова М.В., О.А. Ногина, Н.А. Шевелева и другие. Объектом исследования является учет налогоплательщиков. Предметом исследования являются вопросы, связанные с учетом налогоплательщиков. Цель работы: определение путей совершенствования налогового учета физических лиц на основе изучения организации налогового учета. Задачи для достижения поставленной цели:


  1. рассмотреть организацию учета физических лиц в системе налогового контроля;

  2. изучить законодательные основы государственной регистрации физических лиц в налоговых органах;        

  3. разобрать порядок постановки на учет физических лиц в налоговые органы в соответствие с Налоговым Кодексом РФ;

  4. определить законодательные и методологические особенности учета;

  5. анализировать динамику учета физических лиц в налоговых органах;

  6. предложить пути совершенствования учета.


Глава 1. Учет налогоплательщиков-физических лиц как форма налогового контроля  




    1. Организация учета налогоплательщиков-физических лиц в системе налогового контроля


Государственный налоговый контроль представляет собой систему мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию денежных фондов государства на всех уровнях управления и власти в части налоговых доходов; выявлению резервов увеличения налоговых поступлений в бюджет и улучшению налоговой дисциплины.

Налоговый контроль как элемент управления налогообложением обеспечивает обратную связь налогоплательщиков с органами государственного управления, которые наделены особыми правами и полномочиями по всем вопросам налогообложения. В научной литературе государственный налоговый контроль в широком смысле слова определяется как специальный способ обеспечения законности.

Согласно статье 82 НК РФ, налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом. Налоговый контроль осуществляется в отношении следующих категорий лиц: налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов.

Налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов и органы внутренних дел в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач. При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Кодекса, федеральных законов, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну. Одной из форм налогового контроля является учет налогоплательщиков-физических лиц. Учет (регистрация) налогоплательщиков представляет собой комплекс установленных налоговым законодательством мероприятий, осуществляемых налоговыми органами с целью регистрации всех налогоплательщиков (или налоговых агентов) в налоговых органах, и аккумулирование сведений о налогоплательщиках в едином государственном реестре налогоплательщиков. Учет способствует осуществлению налоговыми органами контроля за соблюдением субъектами предпринимательской деятельности законодательства и иных нормативных актов о налогах и сборах, за правильностью исчисления налогов с физических лиц, а также полнотой и своевременностью их поступления в бюджет.


Содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную НК РФ (ст. 313 НК РФ). С 1 января 2007 года ввелись в действие изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г . № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования». Эти изменения также коснулись налогового учета и физических лиц. В результате изменений, внесенных в п. 2 ст. 11 НК РФ, для целей Налогового кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Исключены из понятия «индивидуальные предприниматели» частные нотариусы и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты. В результате изменений, внесенных в п.7 ст. 83 НК РФ, установлено дополнительное основание для постановки на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, - заявление физического лица.

Теперь законодательно закреплено право физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, самостоятельно обратиться в налоговый орган по месту жительства для постановки на учет.

Для физических лиц, проживающих на территории России, но по каким-либо причинам не имеющих регистрации по месту жительства, предусмотрена возможность обращения в налоговые органы по месту пребывания по вопросу постановки их на учет. В соответствии с п. 7 ст. 84 НК РФ физическим лицам, которые не являются индивидуальными предпринимателями, предоставлено право не указывать идентификационные номера налогоплательщиков в представляемых ими в налоговые органы документах (декларациях, отчетах, заявлениях или иных документах), указывая при этом свои персональные данные, предусмотренные п. 1 ст.84 НК РФ (фамилия, имя, отчество; дата и место рождения; место жительства; данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность; данные о гражданстве). Таким образом, в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Налоговым Кодексом РФ.


1.2 Законодательные основы государственной регистрации физических лиц в налоговых органах



Согласно Указу Президента РФ от 23.05.94 г. "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей" установлено, что налогоплательщик подлежит в обязательном порядке постановке на учет в органах ГНС РФ по месту его регистрации. В Письме ГНС РФ от 22.12.94 г. "О порядке постановки на учет физических лиц в органах ГНС России" предусмотрено, что физические лица, не являющиеся предпринимателями, специальной регистрации не подлежат. При открытии ими счетов в иностранной валюте в банках и других кредитных учреждениях предъявления документа, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе, не требуется. В качестве индивидуальных предпринимателей могут выступать любые правоспособные физические лица, являющиеся как гражданами Российской Федерации, так и иностранными гражданами. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила Гражданского кодекса РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.

Согласно ст. 23 ГК РФ, гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Для того чтобы начать индивидуальную предпринимательскую деятельность необходимо:

· пройти государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя;

· встать на учет в налоговой инспекции;

· встать на учет в государственных внебюджетных фондах;

· получить коды статистики;

· открыть расчетный счет в банке;

· получить лицензию на выбранный вид деятельности, если это необходимо;

· получить сертификаты соответствия качества услуг или товаров, если это необходимо;

· получить гигиенический сертификат на производство, товары или услуги, если это необходимо;

· получить экологический сертификат на производственные мощности, если это необходимо;

Порядок осуществления государственной регистрации индивидуального предпринимателя определен законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”. Рассмотрим, как происходит процесс регистрации индивидуального предпринимателя.

1.3 Регистрация в налоговых органах в качестве предпринимателя и налогоплательщика.


Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей осуществляется в межрайонной налоговой инспекции России. Документы, которые необходимо представить при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя:

·   подписанное заявление о государственной регистрации;

· копия паспорта для гражданина Российской Федерации;

для иностранного гражданина и лица без гражданства - копия документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства; в случае если представленная копия документа, удостоверяющего личность, не содержит сведений о дате и месте рождения, - копия свидетельства о рождении или копия иного документа, подтверждающего дату и место рождения в соответствии с законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации; в случае если представленная копия документа, удостоверяющего личность, или документа, подтверждающего право временно или постоянно проживать в Российской Федерации, не содержит сведений об адресе, - подлинник или копия документа, подтверждающего в установленном законодательством Российской Федерации порядке адрес места жительства;

· для иностранного гражданина и лица без гражданства - копия документа, подтверждающего право временно или постоянно проживать в Российской Федерации;

· нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности несовершеннолетним либо копия свидетельства о заключении брака несовершеннолетним, либо копия решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, полностью дееспособным;

· квитанцию об уплате государственной пошлины за регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя. Перечисленные документы могут быть представлены в налоговую инспекцию как непосредственно, так и направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Если документы представлены в налоговую инспекцию непосредственно, то для налоговой инспекции достаточно будет копий таких документов, однако необходимо иметь при себе подлинники названных документов, чтобы подтвердить верность представляемых документов в копиях. Если же физическое лицо отправляет документы в налоговую инспекцию по почте, то отправляемые копии должны быть нотариально удостоверены. О получении документов на регистрацию налоговым органом выдается расписка в их получении. Если документы были поданы непосредственно, такая расписка должна быть выдана налоговым органом в день получения всех документов. В том случае, если документы были направлены физическим лицом в налоговую инспекцию по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов налоговым органом, по указанному физическим лицом почтовому адресу с уведомлением о вручении. Рассмотрение представленных на регистрацию документов и регистрация в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется налоговой инспекцией в срок не более чем 5 рабочих дней со дня представления документов в налоговую инспекцию. По результатам рассмотрения представленных документов налоговая инспекция либо осуществляет регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и выдает свидетельство о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя либо отказывает в регистрации.