Файл: Учет налогоплательщиковфизических лиц как форма налогового контроля 4.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Отказ в государственной регистрации возможен только в следующих случаях:

· непредставления перечисленных выше документов для государственной регистрации;

· представления документов в ненадлежащую налоговую инспекцию.

Данный перечень оснований для отказа является исчерпывающим.

Поэтому если налоговый орган отказывает в регистрации по каким-то иным основаниям, действия регистрирующего органа могут быть обжалованы в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд в соответствии с правилами о подведомственности дел этим системам судебной власти. В случае признания отказа в государственной регистрации незаконным суд своим решением обязывает соответствующий государственный орган совершить такую регистрацию (ст. 174 Арбитражного процессуального кодекса РФ). Помимо регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя производится постановка последнего на налоговый учет. Постановка на налоговый учет сопровождается присвоением 12-разрядного идентификационного номера налогоплательщика (ИНН, если ранее он не был присвоен). Налоговая инспекция выдает свидетельство о постановке на налоговый учет, а также делает свои отметки на оригинале свидетельства о государственной регистрации. Таким образом, процедура государственной регистрации и постановки на различные виды учета с 1 января 2004 года осуществляется по принципу "одного окна", когда регистрирующий орган, в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет сведения о регистрации индивидуального предпринимателя в государственные органы, в том числе в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, территориальные органы Государственного комитете Российской Федерации по статистике, а перечисленные ведомства проведут без участия хозяйствующего субъекта все необходимые процедуры и направят ему по почте документы, подтверждающие постановку на статистический учет с присвоением ему кодов статистики и регистрацию его в качестве страхователя.  

1.4 Порядок постановки на учет физических лиц в налоговые органы в соответствие с Налоговым Кодексом РФ



Согласно статье 84 НК РФ определяется порядок постановки на учет и снятия с учета физических лиц, а также идентификационный номер налогоплательщика. Постановка на учет физических лиц по основаниям, не предусмотренным пунктом 3 статьи 83 настоящего Кодекса, осуществляется в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации. При постановке на учет физических лиц в состав сведений об указанных лицах включаются также их персональные данные: ·      фамилия, имя, отчество; ·        дата и место рождения; ·        место жительства; ·        данные паспорта или иного удостоверяющего личность налогоплательщика документа; ·        данные о гражданстве. Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет физического лица по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества, транспортных средств, а также частных нотариусов и адвокатов по месту их жительства в течение пяти дней со дня поступления сведений от органов, указанных в статье 85 настоящего Кодекса. Налоговый орган в тот же срок обязан выдать или направить по почте свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и (или) уведомление о постановке на учет в налоговом органе по формам, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, и в порядке, который утверждается Министерством финансов Российской Федерации. Изменения в сведениях об индивидуальных предпринимателях подлежат учету налоговым органом по месту жительства индивидуального предпринимателя на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Изменения в сведениях о физических лицах, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, а также о частных нотариусах и об адвокатах подлежат учету налоговым органом по месту их жительства на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса, в порядке, утвержденном Министерством финансов Российской Федерации. Если налогоплательщик изменил место нахождения или место жительства, снятие с учета налогоплательщика осуществляется налоговым органом, в котором налогоплательщик состоял на учете: ·      индивидуального предпринимателя на основании сведений, содержащихся соответственно едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; ·        частного нотариуса, адвоката в течение пяти дней со дня получения сведений о факте регистрации от органов, осуществляющих регистрацию физических лиц по месту жительства, в порядке, утвержденном Министерством финансов Российской Федерации; ·        физического лица, не относящегося к индивидуальным предпринимателям, в течение пяти дней со дня получения сведений о факте регистрации от органов, осуществляющих регистрацию физических лиц по месту жительства, в порядке, утвержденном Министерством финансов Российской Федерации. Постановка на учет налогоплательщика в налоговом органе по новому месту нахождения или новому месту жительства осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения или прежнему месту жительства налогоплательщика. В случае прекращения полномочий частного нотариуса, прекращения статуса адвоката снятие с учета осуществляется налоговым органом на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса, в порядке, утвержденном Министерством финансов Российской Федерации. Постановка на учет, снятие с учета осуществляются бесплатно. Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, и на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика. Налоговый орган указывает идентификационный номер налогоплательщика во всех направляемых ему уведомлениях. Каждый налогоплательщик указывает свой идентификационный номер в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством. Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика определяются Министерством финансов Российской Федерации. На основе данных учета федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, ведет Единый государственный реестр налогоплательщиков в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В целях информирования физических лиц о порядке постановки на учет в налоговом органе по месту жительства и присвоения физическому лицу идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) налоговая инспекция разъясняет, что постановка физических лиц на налоговый учет и присвоение им ИНН осуществляется в налоговом органе по месту жительства налогоплательщика, в то время, как жители отдаленных населенных пунктов округа, где налоговые органы и их представительства отсутствуют, направляют свои заявления, запросы, письма в налоговую инспекцию по почте. В целях постановки на налоговый учет физическим лицам требуется представить в налоговый орган заявление физического лица о выдаче документа, подтверждающего присвоение идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) по форме № 09-2-1. После получения налоговым органом заявление от налогоплательщика по установленной форме осуществляется процедура постановки на налоговый учет налогоплательщика, затем происходит внесение соответствующей записи в Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН) с последующей выдачей налогоплательщику Свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства по или иного документа, подтверждающего присвоение идентификационного номера налогоплательщика (ИНН). Постановка на учет в налоговом органе по месту жительства налогоплательщиков - физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется на основании: ·      сведений, представляемых органами, указанными в п. 2, 4, 6 ст. 85 НК РФ с последующей выдачей (направлением по почте с уведомлением о вручении) Уведомления о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства; ·        сведений, представляемых органами, указанными в п. 3 и 5 ст. 85 НК РФ при наличии поступившей в налоговый орган от других источников в соответствии с законодательством документированной информации, подтверждающей наличие возложенной на физическое лицо обязанности уплачивать налоги и (или) сборы, с последующей выдачей Уведомления о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства; ·        Заявления физического лица о выдаче документа, подтверждающего присвоение ИНН, по установленной форме с последующей выдачей Свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства или иного документа, подтверждающего присвоение ИНН. Для постановки на налоговый учет индивидуальный предприниматель должен подать в налоговый орган следующие документы: ·      заявление на бланке (форма заявления утверждена приказом ФНС РФ от 27.11.1998 года №ГБ-3-12/309 “Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц”); ·        книга учета доходов и расходов (форма книги утверждена приказом ФНС РФ от 28.10.2002 №БГ-3-22/606). Такая книга заверяется подписью должностного лица налогового органа и скрепляется печатью до начала ее ведения; ·        если гражданину присвоен ИНН как физическому лицу, необходимо предоставить простую копию уведомления о присвоении ИНН или свидетельства; ·        нотариально заверенная копия лицензии (для частных детективов, частных охранников, нотариусов, занимающихся частной практикой); ·        трудовая книжка, если нет основного места работы; ·        если индивидуальный предприниматель хочет применять упрощенную систему налогообложения, необходимо подать заявление установленной формы (такая форма утверждена приказом МНС России от 19.09.2002 года №ВГ-3-22/495 “Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения”). Таким образом, физические лица и индивидуальные предприниматели имеют общие моменты в постановке на учет. Сведения о постановке этих лиц на учет вносятся в Единый государственный реестр налогоплательщиков. Отличительной особенностью индивидуальных предпринимателей является то, что они, в отличие от физических лиц, обязаны пройти государственную регистрацию, моментом которой считается внесение записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Для того чтобы налоговые органы могли осуществлять контроль, налогоплательщики должны стоять у них на учете, порядок которого закреплен в Налоговом Кодексе Российской Федерации.  

Глава 2. Особенности учета индивидуальных предпринимателей и прочих физических лиц  


2.1 Законодательные и методологические особенности постановки на учет индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой


Физические лица, помимо прочих граждан, подразделяются по следующим основным категориям: индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой (адвокаты, нотариусы). В соответствии с п.3 статьи 83 и п.5 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации постановка на учет и снятие с учета индивидуального предпринимателя в случае прекращения деятельности в этом качестве в налоговом органе по месту жительства осуществляются на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановка на учет индивидуальных предпринимателей осуществляется сразу после государственной регистрации, не зависимо от наличия обстоятельств, с которыми связано возникновение обязанностей по уплате налога.

Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей осуществляется не более, чем в 5 рабочих дней, на основе следующих документов:

·   заявление о государственной регистрации;

·   копия документа, удостоверяющего личность;

·    копия документа, подтверждающего адрес места жительства;

· документ об уплате государственной пошлины.

Постановка индивидуального предпринимателя на учет (снятие с учета) подтверждается документом, форма которого устанавливается Федеральной налоговой службой. Индивидуальному предпринимателю указанный документ выдается (направляется) вместе с документом, подтверждающим внесение записи в ЕГРИП. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства. В соответствии с п.2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации под местом жительства физического лица понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. На основании п.4 статьи 84 Налогового Кодекса РФ, если индивидуальный предприниматель изменил место жительства, снятие с учета осуществляется налоговым органом, в котором он состоял на учете, на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Порядок снятия с учета индивидуального предпринимателя при изменении места жительства регламентирован п.п.4, 5 Правил ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 №110 и п.3.8.1. Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика при постановке на учет, снятии с учета физических лиц, утвержденных приказом МНС России от 03.03.2004 №БГ-3-09/178 (зарегистрирован в Минюсте России 24.03.2004 №5685). Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, выданное налоговым органом по прежнему месту жительства, признается недействительным. При этом в налоговый орган указанное свидетельство не представляется. Серии и номера свидетельств о постановке на учет, признанных недействительными, размещаются на Web-сайтах управлений МНС России по субъектам Российской Федерации. В случае если физическому лицу, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, ранее было выдано свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, одновременно со Свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя ему выдается (направляется по почте) только Уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства по форме № 09-2-3. Рассмотрим постановку на учет частных нотариусов. Частные нотариусы согласно п.2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации отнесены к индивидуальным предпринимателям. На основании п.6 статьи 83 Кодекса постановка на учет частного нотариуса осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 Кодекса. Органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, занимающиеся частной практикой, обязаны сообщать о выдаче свидетельств о праве на наследство и о нотариальном удостоверении договоров дарения в налоговые органы соответственно по месту своего нахождения, месту жительства не позднее пяти дней со дня соответствующего нотариального удостоверения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. При этом информация об удостоверении договоров дарения должна содержать сведения о степени родства между дарителем и одаряемым. Что касается постановки на учет адвокатов, то постановка на учет адвоката осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых адвокатской палатой субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса. Адвокатские палаты субъектов Российской Федерации обязаны не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту нахождения адвокатской палаты субъекта Российской Федерации сведения об адвокатах, внесенные в предшествующем месяце в реестр адвокатов субъекта Российской Федерации (в том числе сведения об избранной ими форме адвокатского образования) или исключенные из указанного реестра, а также о принятых за этот месяц решениях о приостановлении (возобновлении) статуса адвокатов. Таким образом, налоговые органы на основе имеющихся данных и сведений о налогоплательщиках обязаны обеспечить постановку их на учет. Постановка на учет индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов и адвокатов закреплена в Налоговом Кодексе РФ, в федеральных законах и постановлениях Правительства РФ, имеют свои уникальные особенности, которые отличают от постановки на учет физических лиц.  

2.2 Анализ динамики учета физических лиц в налоговых органах


Постановка на учет индивидуального предпринимателя осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). А гражданина, в собственности которого находится недвижимое имущество или транспортные средства, налоговые органы ставят на учет на основании данных, которые сообщают органы, учреждения, организации и должностные лица, указанные в статье 85 Налогового кодекса Российской Федерации. Таким образом, постановка на учет и учет сведений осуществляются без участия физического лица. Факт постановки на учет (снятия с учета) в налоговом органе или внесения изменений в сведения о физическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре налогоплательщиков (ЕГРН), подтверждается соответствующим документом, который выдает налоговый орган: свидетельством о постановке на учет физического лица или соответствующим уведомлением. Рассмотрим сведения о численности налогоплательщиков, состоящих на учете в налоговых органах Омской области Российской Федерации с присвоением ИНН, по состоянию на 2008 год. Анализируя статистику, предоставленную Управлением федеральной налоговой службой по Омской области, можно заключить то, что на текущий 2008 год общее количество налогоплательщиков-физических лиц в Омской области составляет 2061200 человек. Таким образом, это составляет 12 % в общем количестве налогоплательщиков-физических лиц по России. Рассмотрим количество налогоплательщиков физических лиц по категориям.

Индивидуальных предпринимателей, нотариусов и адвокатов, поставленных на учет в налоговые органы Омской области, насчитывается 67 100 человек. В общем количестве налогоплательщиков-физических лиц по Омской области количество индивидуальных предпринимателей, нотариусов и адвокатов составляет 3,26%. Количество физических лиц, у которых возникла необходимость указания ИНН в документах, подаваемых в налоговый орган, равно 842 300 человек, что в общей численности налогоплательщиков-физических лиц по Омской области составляет 40,9%. В Омской области выделяют такую категорию физических лиц, как собственники недвижимого имущества, транспортных средств, подлежащих налогообложению, владельцев земельных участков. Их количество составляет 651 900 человек.

Это 31,6% от общей численности налогоплательщиков-физических лиц по Омской области. 100 человек - физические лица, не являющиеся налогоплательщиками. По сравнению с общим количеством налогоплательщиков-физических лиц по Омской области это составляет 18,9%. Что касается количества прочих физических лиц, утративших обязанность уплаты налогов, но имеющие ИНН, то оно равняется 110 800 человек, а это 5,4 % в общем количестве налогоплательщиков-физических лиц по Омской области. Что касается учета индивидуальных предпринимателей по Омской области по состоянию по состоянию на 01.11.2008, то Управление Федеральная налоговой службы предоставляет следующие данные: ·        Количество записей, содержащихся в базе данных Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - 608939. ·        Количество действующих индивидуальных предпринимателей (крестьянских (фермерских) хозяйств) - 68722, в том числе: Ø  индивидуальных предпринимателей - 67491; Ø  крестьянских (фермерских) хозяйств - 1231. ·        Количество индивидуальных предпринимателей (крестьянских (фермерских) хозяйств), прекративших деятельность - 72867, в том числе: Ø  индивидуальных предпринимателей - 71606; Ø  крестьянских (фермерских) хозяйств - 1261. Сгруппируем представленные выше данные в диаграмме. Диаграмма 1 Динамика численности действующих и прекративших деятельность индивидуальных предпринимателей по Омской области по состоянию на 01.11.2008. Таким образом, на примере Омской области по данным на период 2008 года можно сделать вывод о том, что 2003 число налогоплательщиков Омской области составляет одну десятую в общей численности налогоплательщиков по России. Больше всех физических лиц в Омской области зарегистрировано в качестве физических лиц, у которых возникла необходимость указания ИНН в документах, подаваемых в налоговый орган. Наименьшее количество налогоплательщиков в Омской области зарегистрировано в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов и адвокатов.  

2 .3 Пути совершенствования учета


Совершенствование учета налогоплательщиков напрямую связано с совершенствованием налогового контроля, так как учет является одной из форм налогового контроля. Совершенствование налогового учета на сегодняшний день заключается в эффективном, своевременном и простом учете хозяйственных операций путем внедрения автоматизированных систем.

Основной проблемой для налогоплательщиков является заполнение декларации, поэтому необходимо переработать существующую декларацию по налогам и сборам таким образом, чтобы каждому налогоплательщику-физическому лицу данная форма была понятной. Многие простые граждане в силу своей необразованности, за неимением должного образования способны понять не все моменты в декларации, так появляется необъективный подход к заполнению существующих форм. Одной из основных проблем налогового учета можно выделить несвоевременность поступлений сведений о налогоплательщиках в компьютерную базу налоговых органов. Необходимо перейти на электронный налоговый учет, что позволит сократить работу отделу ввода налогового органа. Это необходимо сделать ввиду того, что данный отдел не успевает переработать всю информацию, поступающую на бумажных носителях, что существенно затрудняет работу налоговых органов.

Так, инспектор, в силу этой проблемы, не может видеть всю текущую информацию, так как эта информация еще не занесена в компьютерную базу. В современном обществе существует такая проблема, как уклонение от уплаты налогов, сокрытие реальных доходов. Чтобы устранить данную проблему, необходимо налоговым органам расширять силовую структуру. Многие налогоплательщики при продаже имущества составляют поддельные договора, в которых сумма дохода указана гораздо ниже существующей, что снижает сумму налоговых платежей. Так, если бы налоговый орган установил, наладил напрямую связь с БТИ, то данные о стоимости имущества налоговый орган мог бы запрашивать именно там, а не со слов налогоплательщика. Однако это не все пути совершенствования налогового учета. Рассмотрим перечень предложений, которые могли бы способствовать совершенствованию организации налогового учета:

1.     При формировании налоговой политики следует учитывать основные тенденции развития налоговых систем зарубежных стран с развитой рыночной экономикой, в частности сократить количество и ставки налогов, объединить их по налогооблагаемой базе;