ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 162
Скачиваний: 1
дежности конструкций на основе статических расчетов или эксперимен тальных испытаний.
В настоящее время, рассчитывая элементы конструкций из гнутых профилей, не следует использовать методы, основанные на инженерной теории пластичности. Несмотря на существование ряда теоретических и экспериментальных работ в этой области, еще нет удовлетворительных решений, позволяющих применять эти методы. Во многих случаях мест ное выпучивание или изменение формы профиля препятствует созданию пластических шарниров. Частичная пластическая деформация профилей установлена только в немногочисленных случаях. Она учитывается в со единениях (узлах и стыках), где обеспечено правильное разделение сил на их составные части, как в конструкциях из горячекатаных профилей.
Допускаемые и предельные напряжения для изделий из стали марок StOS, St3 и 18G2 необходимо принимать по нормам PN-62/B-03200 или по проекту норм PN/B-03202. Эти напряжения приведены также и в табл. 2-3. Допускаемые и предельные напряжения при эксперименталь ном определении предела текучести материала исходной ленты, матери ала плоских стенок готового профиля или вообще готового профиля устанавливают при условии принятия коэффициента надежности, не боль шего, чем для стали марки St3S, или коэффициента однородности, не меньшего для той же стали, определенного на основе норм PN-62/B-03200. Значения этих коэффициентов можно также брать из табл. 2-3.
5.3.2. Экспериментальная проверка
Экспериментальная проверка несущей способности, прогибов и изме нений формы легких элементов должна проводиться в следующих слу чаях:
а) когда данная система строительства применяется впервые, проек тировщик и изготовитель конструкций не имеют большой практики в этой области или когда нет подобных образцов среди других уже гото вых объектов;
б) когда имеющиеся теоретические положения и основанные на них способы расчета недостаточно отражают возможности разрушения кон струкций, а их применение может привести к снижению коэффициента надежности готового объекта. Поэтому необходимо определение коррек тирующих коэффициентов;
в) при отсутствии достаточно надежных способов расчета.
В зависимости от этих трех случаев круг экспериментов и методика их проведения могут быть различны. При их определении следует руко водствоваться общими, приводимыми ниже принципами. Выводы, сде ланные на основании проведенных экспериментов, могут относиться к та ким же элементам, которые подвергались испытаниям. В случае прове дения экспериментов, выясняющих условия, описанные в пп. «б» или «в», одинаковыми должны быть вид и качество материалов, размеры, спосо бы изготовления элементов, соединения и нагрузки, условия соединения исследуемого элемента с остальной частью несущей системы.
101
Экспериментальная проверка эксплуатационной пригодности легкого элемента рекомендуется особенно в тех случаях, когда проектируемое решение намечается использовать как типовое, а его изготовление будет серийным. Тогда экспериментальная проверка дает основу не только для контроля надежности конструкции, но чаще всего и основу для достиже ния экономии материала или затрат на производство.
Ниже приводятся общие принципы проведения испытаний:
1. Испытания под нагрузкой проводят на трех одинаковых элемен тах, каждый из которых должен иметь условия опирания, верно отража-
Рис. 5-1. Неправильное воспроизведе |
Рис. |
5-2. График «нагрузка — дефор |
|
ние приложения нагрузок [167] |
мация», составленный для определе |
||
|
ния |
предельной |
нагрузки образца |
|
|
Pgr |
[167] |
ющие условия, характерные для системы, предусмотренной в готовом объекте.
2. Расположение нагрузок на каждом испытываемом образце должно отражать условия, которые будут существовать в реальных системах при постоянных и переменных нагрузках. Расположение нагрузок не должно ограничивать возможности возникновения изменений формы профиля испытываемых элементов или приводить к повышению либо пони жению несущей способности вследствие изменения линии действия внеш них сил. В качестве примера неправильного воспроизведения приложения нагрузок приводятся способы воздействия сил (рис. 5-1).
3.Нагрузки должны иметь направления действия, предусмотренные для готовой конструкции. Если направления всех нагрузок не совпадают друг с другом, то экспериментальные нагрузки должны возрастать с со хранением соответствующих пропорций.
4.Деформации, возникающие при различной степени нагрузки, сле дует замерять в нескольких точках, характерных для данной конструк
ции. Располагать точки замера надо так, чтобы исключались влияние оседания опор или упругих прогибов и деформация стенок. Замер произ водится только после стабилизации испытываемой деформации.
5. С того момента, когда деформации перестают быть пропорциональ ными нагрузкам, измеряют остаточные деформации под действием не скольких последовательных разгрузок и новых нагрузок. Остаточная деформация не должна превышать 25% деформации, измеряемой при данной нагрузке.
102
6. Испытание считается законченным, если происходит хрупкое разру шение материала или быстрое, чрезмерное нарастание деформации.
7.Предельная нагрузка на образец определяется при составлении такого же графика нагрузка — деформации, как и для нормативного испытания на растяжение (рис. 5-2). Как правило, этот график склады вается из отрезков прямых линий, соединенных кривыми. В качестве пре дельной нагрузки РПр принимается точка пересечения двух прямых, со ответствующих упругой и пластической стадиям работы материала.
8.Предельные нагрузки на испытываемые элементы рассчитываются как средняя арифметическая трех испытаний. При оценке надежности конструкции она играет ту же роль, что и предел текучести в теоретиче
ских расчетах. Средняя величина должна корректироваться в зависимо сти от действительной толщины металла, использованного для экспери ментальных элементов, и его предела текучести. Если разрушение происходит вследствие потери местной устойчивости или искажения про филя, то несущая способность пропорциональна квадрату толщины стенки. В других случаях несущая способность пропорциональна тол щине. Если введенная таким образом поправка превышает 10% средней величины без корректировки, рекомендуется снова провести испытания на элементах с сечениями, близкими номинальному.
9. Предел текучести использованной стали испытывается на норма тивных образцах при растяжении. Образец можно брать из элемента после проведения эксперимента, но с такого места, где не произошла пла стическая деформация материала во время испытания.
Техническая пригодность испытываемого элемента определяется с учетом прочности или деформативности конструкции. Если деформативность конструкции мала, допускаемую нагрузку исследуемого элемента можно получить путем деления его средней предельной нагрузки на ко эффициент надежности. Если необходимо ограничить деформируемость конструкции (например, прогибы должны быть меньше допускаемых), для каждого из трех исследуемых элементов определяют нагрузку, со ответствующую допускаемой деформации, и определяют среднюю вели чину. Эта величина также должна быть скорректирована в зависимости от факторов, упомянутых в п. 3. Полученную таким образом нагрузку принимают в качестве допускаемой при условии, что ее величина мень ше величины нагрузки, определенной из условия прочности.
Результаты испытаний распространяются и на другие элементы кон струкции при условии, что подобие решения будет подтверждено с по мощью расчетов. Следует принимать такие решения, при которых разру шение проектируемого элемента будет одинаковым (например, одинако вая потеря устойчивости формы).
5.3.3. Учет совместного действия материалов
При проектировании легких конструкций желательно применять эле менты, в которых со сталью работают-другие материалы. При определе нии прочности, устойчивости и деформируемости таких систем надо рассматривать приведенное сечение совместно работающих материалов.
103
Это сечение равно действительному сечению, умноженному на отноше ние модулей упругости совместно работающего материала со сталью. Следовательно, поступают так же, как в теории железобетона в области упругих деформаций.
Соединения между совместно работающими материалами должны быть прочными, физические и механические свойства — постоянными во времени и одинаковыми во всех случаях нагрузки конструкций.
5.4.ВЫБОР МЕТОДА РАСЧЕТА
Внастоящее время нет разработанного единого общего метода рас чета тонкостенных стержней. Следует отметить, что такой метод для
практических целей был бы непригоден из-за очень сложных формул и расчетов. Поэтому в настоящее время находят применение прежде все го теория тонкостенного стержня Власова и теория закритической несу щей способности. Оба метода дополняются частными решениями, каса ющимися частных проблем (например, изменения кривизны профиля, влияния сосредоточенных нагрузок на несущую способность стенки, дру гих форм устойчивости). В обычных стальных конструкциях эти частные проблемы обычно не рассматриваются. В легких элементах из гнутых профилей они могут оказать решающее влияние на несущую способ
ность.
Т е о р и я В л а с о в а не зависит от формы профиля. При использо вании теории кроме дополнения упомянутыми частными решениями не обходима еще проверка местной устойчивости стенок стержня. Этот ме тод требует хорошего знания теории.
Т е о р и я з а к р и т и ч е с к о й н е с у щ е й с п о со б н о ст и в форме, лучше всего разработанной Винтером, находит применение для профи лей, состоящих из плоских стенок, соединенных под прямым углом или под углом, немногим отличающимся от прямого. Это не общий метод, но он пригоден для профилей, широко применяемых в строительных эле ментах. При его использовании надо кроме дополнений упомянутыми выше частными решениями проверить еще боковое выпучивание по тео рии Власова. Этот метод несложен в расчетах.
5.4.1. Основы методов подбора сечений
Теория тонкостенных стержней Власова. По Власову [226], тонко стенными стержнями считают длинные призматические или цилиндриче ские оболочки, характеризующиеся тем, что их длина, ширина и толщи на выражена величинами разных порядков: толщина стенки мала по сравнению с каким-либо другим размером поперечного сечения (т. е. ши риной стенки), а размеры поперечного сечения малы по сравнению с дли ной стержня. Этим условиям отвечают многие строительные системы или их стержни, и все они относятся к гнутым профилям.
Характерной чертой тонкостенного стержня является то, что во вре мя кручения он подвергается продольной деформации, называемой ко р о б л е н и е м (депланацией), и в нем возникают пропорциональные
104
этой деформации нормальные напряжения. Во многих случаях эти на пряжения имеют очень большую величину и не исчезают быстро вдоль стержня от места приложения нагрузки, вследствие чего их нельзя не учитывать в соответствии с принципом Сен-Венана.
Власов говорит, что нельзя однозначно определить границу между призматическими стержнями со сплошным сечением и тонкостенными стержнями. При кручении тонкостенный стержень с жестким замкнутым профилем во многих случаях можно рассматривать как призматический со сплошным сечением. Возникающие в таком стержне дополнительные продольные нормальные напряжения часто носят характер местных на пряжений, поэтому в соответствии с принципом Сен-Венана их можно не учитывать. Этого нельзя делать по отношению к стержням с откры тыми незамкнутыми профилями, сечение которых не очень жесткое.
Определение количественных критериев при классификации элемен тов конструкций как тонкостенных стержней невозможно. Власова удов летворяет общий критерий. Система относится к тонкостенным стержням, если
-£ -< 0,1 и — <0, 1, |
|
6 |
1 |
где g — толщина оболочки (стенки); |
Ь— любой характерный размер поперечного сече |
ния; I— длина стержня. |
|
Из многочисленных экспериментов известно, что хорошее соответст вие теории тонкостенных стержней и эксперимента достигается тогда, когда стенки стержня тоньше. В случае гнутых профилей излишняя мяг кость критерия Власова не имеет значения, поскольку у стенки типа стенки-балки
-£ -< 0 ,0 3 и — < 0 ,0 5 ,
bI
ау стенки типа пояса (например, полки швеллера) или полки (напри мер, углового профиля)
-£- < |
0,07 и — < 0,05. |
6 |
/ |
Объяснение основных понятий и определение теории тонкостенных стержней приводятся в разделе 6. Необходимо отметить, что наилучшее соответствие опыта и теории было получено в исследовании общей ус тойчивости, которая, с практической точки зрения, является важнейшей в элементах конструкций из гнутых профилей.
в — 1021 |
105 |