Файл: Блок М. Апология истории или ремесло историка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 174

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

События, о

которых Блок сам

рассказал в

«Странном поражении»4 ,.

остановили эту

работу. А когда,

возвратившись

во Францию после тра­

гического круга

Дюнкерк — Лондон—-Бретань,

Блок возобновил работу,

он принялся за создание своей «Апологии истории». С какого именно вре­ мени? Точно не могу сказать. Первая дата, которой я располагаю, по­

ставлена

внизу

 

посвященной

мне

волнующей

страницы:

«Фужер

(деп. Крёз),

10

мая

1941 года».— А

на отдельном

листке в

одной из

его папок значится

еще:

 

 

 

 

«Состояние работы:

11 марта

1942 года:

 

 

1. Написать для конца I V : общие мысли, цивилизации — и перечитать.

2. Перейти

к V

(изменения,

опыт)».

 

 

10 мая

1941

г., 11 марта 1942 г.; после этого Блок действительно

закончил главу I V и начал главу V , которой не дал окончательного назва­

ния. И это

все.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* *

*

 

 

Как Блок закончил бы свою книгу? В переданных мне бумагах я не нашел точного плана задуманной книги. Вернее, нашел один план, но предшествовавший выполнению работы и сильно отличающийся от того, которому Марк Блок в ней следовал. Там намечено семь глав со следую­

щими названиями:

 

1. Историческое

познание: прошлое и настоящее.

I I . Историческое

наблюдение.

I I I . Исторический анализ.

I V .

Время и история.

V . Исторический

опыт.

V I .

Объяснение в истории.

V I I .

Проблема предвидения.

В качестве заключения Блок собирался написать этюд о «роли исто­ рии в государстве и в образовании». И еще он думал дать приложение, посвященное преподаванию истории.

Нет надобности говорить об отличиях этой программы от той, кото­ рую осуществил историк в своем труде. Поскольку то, что предусматри­ валось для первых пяти глав, содержится в первых четырех завершен­ ных главах «Апологии», то получается, что Блок должен был еще коснуть­ ся понятия случая, проблемы индивидуума, проблемы «детерминирующих действий или фактов» и, наконец, проблемы «предвидения», которой он на­ меревался посвятить целую главу. Судя по всему, можно думать, что в нашем распоряжении — две трети работы, оставшейся незаконченной. По­

жалуй, будет полезно привести здесь конец невыполненной

программы:

«VI . Объяснение в истории.

 

 

 

В качестве введения: «Поколение скептиков»

сциентистов).

/. Понятие

причины. Развенчание причины

и

мотива

(бессознатель­

ное). Романтизм и спонтанность.

 

 

 

2. Понятие

случая.

 

 

 



3.

Проблема

индивидуума

и его

дифференцирующего

значения.

Допол­

нительно — эпохи,

в документации

которых

нет индивидуумов. Является

ли история только наукой о людях

в обществе? История массы и элиты.

4.

Проблема

«детерминирующих»

действий или фактов.

 

 

V I I . Проблема

предвидения:

 

 

 

 

 

 

/. Предвидение

— потребность ума.

 

 

 

 

2.

Обычные

ошибки предвидения: экономическая

конъюнктура,

воен­

ная история.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

Антиномия

предвидения

в

области

человеческого:

предвидение,

уничтожаемое предвидением;

роль

осознания.

 

 

 

 

4.

Предвидение

на короткий

срок.

 

 

 

 

5.Закономерности.

6.Надежды и сомнения».

Можно глубоко сожалеть об отсутствии более конкретных и подроб­ ных записей Блока, относящихся к последним частям его книги. Они, наверное, принадлежали бы к числу самых оригинальных. Хотя я хорошо знаком с его мыслями — они также и мои — по вопросам, затронутым в главе V I I , мы, если не ошибаюсь, никогда не беседовали о проблеме предвидения, которую Блок так умно и оригинально собирался тракто­ вать в конце своего труда и которая, возможно, была бы наиболее инди­ видуально окрашенной во всей книге.

* * *

Готовя текст к печати, я располагал тремя толстыми папками, в каж­ дой из которых находился почти полный экземпляр текста. В основном эти экземпляры состоят из страниц, отпечатанных на машинке, среди ко­ торых попадаются рукописные, написанные рукой Марка Блока, чаще всего на обороте им же перечеркнутой страницы с первоначальным текстом. Моя работа издателя состояла главным образом в установлении на основе этих трех экземпляров сводного экземпляра с полным числом страниц и с учетом всех рукописных исправлений, сделанных Марком Блоком после машинки. Никакие добавления, никакие исправления, даже чисто формаль­ ные, в текст Блока не вносились; именно этот текст в его цельном и нетронутом виде напечатан в данной «Тетради» 5 .

В книге предполагались примечания. Мы нашли лишь несколько набро­ сков, сделанных рукой нашего друга. Они помещены ниже. Нам казалось, что мы не должны заполнять этот пробел. То был бы труд огромный и ли­ шенный всякого интереса, к тому же сопряженный на каждом шагу с неразрешимыми проблемами.

Добавлю, что все три упомянутых экземпляра заканчиваются одной и той же фразой: «Причины в истории, как и в любой другой области, нель­ зя постулировать. Их надо искать».


* * *

Не мне характеризовать мысли Блока об истории — по причинам, ко­ торые им с такой нежностью и, я бы сказал, с таким блеском изложены на посвященной мне странице в начале книги. Я сделаю лишь одно заме­ чание. Если не ошибаюсь, во всей книге ни разу не произнесено слово «эволюция» б .

* * ft

Наконец, поскольку речь шла о посвящении и о дорогом воспомина­ нии, я не могу не сказать следующего.

Есть человек, кому Марк Блок, перед тем как уйти навсегда, не­ сомненно, посвятил бы одну из своих больших работ, которых мы от него ждали. Человек, которого все знавшие и любившие Марка Блока ценили за исключительно нежную заботу о нем и о его детях, за самоотвер­ женный труд в качестве секретаря и помощницы. Я чувствую своей обя­ занностью, которой ничто — даже стыдливость чувства, столь сильная у Марка Блока,— не может помешать, чувствую своим настоятельным дол­ гом упомянуть здесь имя госпожи Блок, умершей за то же дело, что и ее муж, и с той же верой во Францию *.

Книга была уже набрана, когда составитель получил письмо из Франции от госпо­ жи Алисы Блок, дочери Марка Блока. Она сообщила подробности жизни ее матери после ареста Марка Блока. Госпожа Блок принимала участие в движении Сопро­ тивления. Ей пришлось расстаться со своими детьми, чтобы обеспечить их безо­ пасность. Она скончалась в июле 1944 г.

Составитель глубоко признателен госпоже Алисе Блок за сообщение. Он также благодарен профессору А . Д. Люблинской за ценные указания и помощь при под­ готовке этого издания.

Н Е С К О Л Ь К О П Р И М Е Ч А Н И Й , С Д Е Л А Н Н Ы Х Р У К О Й М А Р К А Б Л О К А

К стр. 7. В этом

отношении

с самого начала,

и

отнюдь

к этому

не стремясь, я противоречу «Введению

в

изучение

истории»

Ланглуа и Сеньобоса. Первые фразы начального абзаца были

уже давно написаны, когда на глаза мне

попался в

«Предуве­

домлении»

этой книги

(стр. X I I ) список

«праздных

вопросов».

И вдруг я там вижу буквально такой же вопрос: «Зачем нужна история?» Несомненно, с этой проблемой дело обстоит так же,

как почти со всеми проблемами, касающимися

причин наших

поступков и наших мыслей: люди, по натуре своей

к

ним без­

различные — или

сознательно

решившие стать

таковыми,—

всегда с трудом

понимают, что

другие находят

в этих

пробле­

мах предмет для волнующих размышлений. Но раз уж подвер­ нулся случай, я думаю, есть смысл тут же определить мою пози­ цию по отношению к этой заслуженно известной книге, которую моя книга, построенная по другому плану и в отдельных своих частях гораздо менее развернутая, никак не претендует заме­ нить. Я был учеником этих двух авторов, в особенности Сень­ обоса. Оба они выказывали мне расположение. Мое раннее об­ разование многим обязано их лекциям и произведениям. Но оба они учили нас не только тому, что первый долг историка — быть искренним; они также не скрывали, что прогресс в нашей науке достигается неизбежным противоречием между поколениями ученых. Итак, я останусь верен их урокам, свободно критикуя их там, где сочту полезным; надеюсь, когда-нибудь мои ученики

всвою очередь будут так же критиковать меня.

Кстр. 8. Француз — антиисторичен: Курчо. Воспоминания, стр. 43, по

поводу отсутствия каких бы то ни было роялистских чувств к концу Империи: «... Для объяснения этого странного факта, надо, полагаю, принять во внимание малую популярность нашей истории и слабое развитие у нас в низших классах — по причи­ нам, анализировать которые было бы слишком долго,— чувства исторической традиции».

К стр. 17. (Отрывок этого примечания на отдельном листке, начало по­ теряно) [... как показал] Люсьен Февр, сама история, когда у нее ищут ответа насчет пути развития, по которому непре­ станно идет человечество, дает им сокрушительное опроверже-

8 Марк Блок


 

ниє. Не только каждая наука, взятая отдельно, находит среди

 

перебежчиков из соседних областей мастеров,

часто

принося­

 

щих ей самые блестящие успехи. Пастер, обновивший биологию,

 

не был

биологом — и при его

жизни

ему

частенько

об

этом

 

напоминали; точно так же Дюркгейм и Видаль де ла Блаш, ко­

 

торые оставили

в исторической

науке начала X X в. несравнен­

 

но более глубокий след, чем любой специалист, хотя

 

первый

 

был философом, перешедшим в социологию, а второй геогра­

 

фом, и

оба

не

числились в ряду дипломированных

историков.

К стр. 18.

Фюстель

де

Куланж.

Вводная

лекция

1862

года в

«Журнале

 

исторического синтеза», т. I I , 1901, стр. 243;

Мишле.

Курс

лек­

 

ций в Нормальной школе, 1829, цитируемый Г. Моно в книге:

 

«Жизнь и идеи Жюля Мишле», т. I стр. 127: «Мы будем зани­

 

маться одновременно

изучением

человека

индивидуального —

 

это будет философия — и изучением человека социального — это

 

будет история». Надо заметить, что Фюстель де Куланж позже

 

высказал эту мысль в форме более сжатой и полной, развитие

 

которой в вышеприведенной фразе является в целом лишь не­

 

ким комментарием:

«История — не скопление

всевозможных

 

фактов, совершившихся в прошлом. Она — наука о человеческих

 

обществах». Но, пожалуй, тут чрезмерно сужается роль инди­

 

видуума в истории: «человек в обществе» и «общества» — это два

 

понятия, не вполне эквивалентные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К стр. 15.

«Не еще

одного человека, и никогда

просто

человека,

но

че­

 

ловеческие

общества,

организованные

группы»

(Люсьен

 

Февр.

 

«Земля и человеческая эволюция», стр. 201).

 

 

 

 

 

 

 

Л стр. £3. Предисловие к

«Accessiones Historicae»

(1700),

т. I V , 2,

р. 53:

 

«Тпа sunt quae

expetimus in Historia: primum,

voluptatem

noscendi

 

res singulares; deinde, utilia in primis vitae praecepta; ac denique

 

origines praesenlium

a

praeteritis

repetitas,

cum

omnia

optime

ex

 

causis noscantur». («Трех выгод мы ждем от истории: прежде

 

всего — наслаждения

узнавать

необычные

вещи,

затем — по­

 

лезных, особенно для жизни, наставлений

и наконец — рассказа

 

о том, как настоящее произошло из прошлого, когда все превос­

 

ходно выводится из своих причин».)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К стр. 63. В юности я слышал, как весьма знаменитый ученый, препо­ даватель Школы Хартий, с гордостью говорил нам: «Я датирую рукописи по характеру письма безошибочно с точностью до два­ дцати лет». Он забыл лишь одно: многие люди, в том числе и писцы, живут больше сорока лет, и если почерк иногда в старо­ сти меняется, то при этом он очень редко приспосабливается к новому стилю письма. Около 1200 года наверняка были писцы лет шестидесяти, которые писали еще так, как их учили в году 1150. История письма поразительно отстает от истории языка. Она еще ждет своего Дица или своего Мейе.