ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 174
Скачиваний: 0
События, о |
которых Блок сам |
рассказал в |
«Странном поражении»4 ,. |
остановили эту |
работу. А когда, |
возвратившись |
во Францию после тра |
гического круга |
Дюнкерк — Лондон—-Бретань, |
Блок возобновил работу, |
он принялся за создание своей «Апологии истории». С какого именно вре мени? Точно не могу сказать. Первая дата, которой я располагаю, по
ставлена |
внизу |
|
посвященной |
мне |
волнующей |
страницы: |
«Фужер |
||
(деп. Крёз), |
10 |
мая |
1941 года».— А |
на отдельном |
листке в |
одной из |
|||
его папок значится |
еще: |
|
|
|
|
||||
«Состояние работы: |
11 марта |
1942 года: |
|
|
|||||
1. Написать для конца I V : общие мысли, цивилизации — и перечитать. |
|||||||||
2. Перейти |
к V |
(изменения, |
опыт)». |
|
|
||||
10 мая |
1941 |
г., 11 марта 1942 г.; после этого Блок действительно |
|||||||
закончил главу I V и начал главу V , которой не дал окончательного назва |
|||||||||
ния. И это |
все. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* * |
* |
|
|
Как Блок закончил бы свою книгу? В переданных мне бумагах я не нашел точного плана задуманной книги. Вернее, нашел один план, но предшествовавший выполнению работы и сильно отличающийся от того, которому Марк Блок в ней следовал. Там намечено семь глав со следую
щими названиями: |
|
|
1. Историческое |
познание: прошлое и настоящее. |
|
I I . Историческое |
наблюдение. |
|
I I I . Исторический анализ. |
||
I V . |
Время и история. |
|
V . Исторический |
опыт. |
|
V I . |
Объяснение в истории. |
|
V I I . |
Проблема предвидения. |
В качестве заключения Блок собирался написать этюд о «роли исто рии в государстве и в образовании». И еще он думал дать приложение, посвященное преподаванию истории.
Нет надобности говорить об отличиях этой программы от той, кото рую осуществил историк в своем труде. Поскольку то, что предусматри валось для первых пяти глав, содержится в первых четырех завершен ных главах «Апологии», то получается, что Блок должен был еще коснуть ся понятия случая, проблемы индивидуума, проблемы «детерминирующих действий или фактов» и, наконец, проблемы «предвидения», которой он на меревался посвятить целую главу. Судя по всему, можно думать, что в нашем распоряжении — две трети работы, оставшейся незаконченной. По
жалуй, будет полезно привести здесь конец невыполненной |
программы: |
|||
«VI . Объяснение в истории. |
|
|
|
|
В качестве введения: «Поколение скептиков» |
(и |
сциентистов). |
||
/. Понятие |
причины. Развенчание причины |
и |
мотива |
(бессознатель |
ное). Романтизм и спонтанность. |
|
|
|
|
2. Понятие |
случая. |
|
|
|
3. |
Проблема |
индивидуума |
и его |
дифференцирующего |
значения. |
Допол |
||||
нительно — эпохи, |
в документации |
которых |
нет индивидуумов. Является |
|||||||
ли история только наукой о людях |
в обществе? История массы и элиты. |
|||||||||
4. |
Проблема |
«детерминирующих» |
действий или фактов. |
|
|
|||||
V I I . Проблема |
предвидения: |
|
|
|
|
|
|
|||
/. Предвидение |
— потребность ума. |
|
|
|
|
|||||
2. |
Обычные |
ошибки предвидения: экономическая |
конъюнктура, |
воен |
||||||
ная история. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
Антиномия |
предвидения |
в |
области |
человеческого: |
предвидение, |
||||
уничтожаемое предвидением; |
роль |
осознания. |
|
|
|
|
||||
4. |
Предвидение |
на короткий |
срок. |
|
|
|
|
5.Закономерности.
6.Надежды и сомнения».
Можно глубоко сожалеть об отсутствии более конкретных и подроб ных записей Блока, относящихся к последним частям его книги. Они, наверное, принадлежали бы к числу самых оригинальных. Хотя я хорошо знаком с его мыслями — они также и мои — по вопросам, затронутым в главе V I I , мы, если не ошибаюсь, никогда не беседовали о проблеме предвидения, которую Блок так умно и оригинально собирался тракто вать в конце своего труда и которая, возможно, была бы наиболее инди видуально окрашенной во всей книге.
* * *
Готовя текст к печати, я располагал тремя толстыми папками, в каж дой из которых находился почти полный экземпляр текста. В основном эти экземпляры состоят из страниц, отпечатанных на машинке, среди ко торых попадаются рукописные, написанные рукой Марка Блока, чаще всего на обороте им же перечеркнутой страницы с первоначальным текстом. Моя работа издателя состояла главным образом в установлении на основе этих трех экземпляров сводного экземпляра с полным числом страниц и с учетом всех рукописных исправлений, сделанных Марком Блоком после машинки. Никакие добавления, никакие исправления, даже чисто формаль ные, в текст Блока не вносились; именно этот текст в его цельном и нетронутом виде напечатан в данной «Тетради» 5 .
В книге предполагались примечания. Мы нашли лишь несколько набро сков, сделанных рукой нашего друга. Они помещены ниже. Нам казалось, что мы не должны заполнять этот пробел. То был бы труд огромный и ли шенный всякого интереса, к тому же сопряженный на каждом шагу с неразрешимыми проблемами.
Добавлю, что все три упомянутых экземпляра заканчиваются одной и той же фразой: «Причины в истории, как и в любой другой области, нель зя постулировать. Их надо искать».
* * *
Не мне характеризовать мысли Блока об истории — по причинам, ко торые им с такой нежностью и, я бы сказал, с таким блеском изложены на посвященной мне странице в начале книги. Я сделаю лишь одно заме чание. Если не ошибаюсь, во всей книге ни разу не произнесено слово «эволюция» б .
* * ft
Наконец, поскольку речь шла о посвящении и о дорогом воспомина нии, я не могу не сказать следующего.
Есть человек, кому Марк Блок, перед тем как уйти навсегда, не сомненно, посвятил бы одну из своих больших работ, которых мы от него ждали. Человек, которого все знавшие и любившие Марка Блока ценили за исключительно нежную заботу о нем и о его детях, за самоотвер женный труд в качестве секретаря и помощницы. Я чувствую своей обя занностью, которой ничто — даже стыдливость чувства, столь сильная у Марка Блока,— не может помешать, чувствую своим настоятельным дол гом упомянуть здесь имя госпожи Блок, умершей за то же дело, что и ее муж, и с той же верой во Францию *.
Книга была уже набрана, когда составитель получил письмо из Франции от госпо жи Алисы Блок, дочери Марка Блока. Она сообщила подробности жизни ее матери после ареста Марка Блока. Госпожа Блок принимала участие в движении Сопро тивления. Ей пришлось расстаться со своими детьми, чтобы обеспечить их безо пасность. Она скончалась в июле 1944 г.
Составитель глубоко признателен госпоже Алисе Блок за сообщение. Он также благодарен профессору А . Д. Люблинской за ценные указания и помощь при под готовке этого издания.
Н Е С К О Л Ь К О П Р И М Е Ч А Н И Й , С Д Е Л А Н Н Ы Х Р У К О Й М А Р К А Б Л О К А
К стр. 7. В этом |
отношении |
с самого начала, |
и |
отнюдь |
к этому |
не стремясь, я противоречу «Введению |
в |
изучение |
истории» |
||
Ланглуа и Сеньобоса. Первые фразы начального абзаца были |
|||||
уже давно написаны, когда на глаза мне |
попался в |
«Предуве |
|||
домлении» |
этой книги |
(стр. X I I ) список |
«праздных |
вопросов». |
И вдруг я там вижу буквально такой же вопрос: «Зачем нужна история?» Несомненно, с этой проблемой дело обстоит так же,
как почти со всеми проблемами, касающимися |
причин наших |
||||
поступков и наших мыслей: люди, по натуре своей |
к |
ним без |
|||
различные — или |
сознательно |
решившие стать |
таковыми,— |
||
всегда с трудом |
понимают, что |
другие находят |
в этих |
пробле |
мах предмет для волнующих размышлений. Но раз уж подвер нулся случай, я думаю, есть смысл тут же определить мою пози цию по отношению к этой заслуженно известной книге, которую моя книга, построенная по другому плану и в отдельных своих частях гораздо менее развернутая, никак не претендует заме нить. Я был учеником этих двух авторов, в особенности Сень обоса. Оба они выказывали мне расположение. Мое раннее об разование многим обязано их лекциям и произведениям. Но оба они учили нас не только тому, что первый долг историка — быть искренним; они также не скрывали, что прогресс в нашей науке достигается неизбежным противоречием между поколениями ученых. Итак, я останусь верен их урокам, свободно критикуя их там, где сочту полезным; надеюсь, когда-нибудь мои ученики
всвою очередь будут так же критиковать меня.
Кстр. 8. Француз — антиисторичен: Курчо. Воспоминания, стр. 43, по
поводу отсутствия каких бы то ни было роялистских чувств к концу Империи: «... Для объяснения этого странного факта, надо, полагаю, принять во внимание малую популярность нашей истории и слабое развитие у нас в низших классах — по причи нам, анализировать которые было бы слишком долго,— чувства исторической традиции».
К стр. 17. (Отрывок этого примечания на отдельном листке, начало по теряно) [... как показал] Люсьен Февр, сама история, когда у нее ищут ответа насчет пути развития, по которому непре станно идет человечество, дает им сокрушительное опроверже-
8 Марк Блок
|
ниє. Не только каждая наука, взятая отдельно, находит среди |
||||||||||||||||
|
перебежчиков из соседних областей мастеров, |
часто |
принося |
||||||||||||||
|
щих ей самые блестящие успехи. Пастер, обновивший биологию, |
||||||||||||||||
|
не был |
биологом — и при его |
жизни |
ему |
частенько |
об |
этом |
||||||||||
|
напоминали; точно так же Дюркгейм и Видаль де ла Блаш, ко |
||||||||||||||||
|
торые оставили |
в исторической |
науке начала X X в. несравнен |
||||||||||||||
|
но более глубокий след, чем любой специалист, хотя |
|
первый |
||||||||||||||
|
был философом, перешедшим в социологию, а второй геогра |
||||||||||||||||
|
фом, и |
оба |
не |
числились в ряду дипломированных |
историков. |
||||||||||||
К стр. 18. |
Фюстель |
де |
Куланж. |
Вводная |
лекция |
1862 |
года в |
«Журнале |
|||||||||
|
исторического синтеза», т. I I , 1901, стр. 243; |
Мишле. |
Курс |
лек |
|||||||||||||
|
ций в Нормальной школе, 1829, цитируемый Г. Моно в книге: |
||||||||||||||||
|
«Жизнь и идеи Жюля Мишле», т. I стр. 127: «Мы будем зани |
||||||||||||||||
|
маться одновременно |
изучением |
человека |
индивидуального — |
|||||||||||||
|
это будет философия — и изучением человека социального — это |
||||||||||||||||
|
будет история». Надо заметить, что Фюстель де Куланж позже |
||||||||||||||||
|
высказал эту мысль в форме более сжатой и полной, развитие |
||||||||||||||||
|
которой в вышеприведенной фразе является в целом лишь не |
||||||||||||||||
|
ким комментарием: |
«История — не скопление |
всевозможных |
||||||||||||||
|
фактов, совершившихся в прошлом. Она — наука о человеческих |
||||||||||||||||
|
обществах». Но, пожалуй, тут чрезмерно сужается роль инди |
||||||||||||||||
|
видуума в истории: «человек в обществе» и «общества» — это два |
||||||||||||||||
|
понятия, не вполне эквивалентные. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
К стр. 15. |
«Не еще |
одного человека, и никогда |
просто |
человека, |
но |
че |
|||||||||||
|
ловеческие |
общества, |
организованные |
группы» |
(Люсьен |
|
Февр. |
||||||||||
|
«Земля и человеческая эволюция», стр. 201). |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
Л стр. £3. Предисловие к |
«Accessiones Historicae» |
(1700), |
т. I V , 2, |
р. 53: |
|||||||||||||
|
«Тпа sunt quae |
expetimus in Historia: primum, |
voluptatem |
noscendi |
|||||||||||||
|
res singulares; deinde, utilia in primis vitae praecepta; ac denique |
||||||||||||||||
|
origines praesenlium |
a |
praeteritis |
repetitas, |
cum |
omnia |
optime |
ex |
|||||||||
|
causis noscantur». («Трех выгод мы ждем от истории: прежде |
||||||||||||||||
|
всего — наслаждения |
узнавать |
необычные |
вещи, |
затем — по |
||||||||||||
|
лезных, особенно для жизни, наставлений |
и наконец — рассказа |
|||||||||||||||
|
о том, как настоящее произошло из прошлого, когда все превос |
||||||||||||||||
|
ходно выводится из своих причин».) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
К стр. 63. В юности я слышал, как весьма знаменитый ученый, препо даватель Школы Хартий, с гордостью говорил нам: «Я датирую рукописи по характеру письма безошибочно с точностью до два дцати лет». Он забыл лишь одно: многие люди, в том числе и писцы, живут больше сорока лет, и если почерк иногда в старо сти меняется, то при этом он очень редко приспосабливается к новому стилю письма. Около 1200 года наверняка были писцы лет шестидесяти, которые писали еще так, как их учили в году 1150. История письма поразительно отстает от истории языка. Она еще ждет своего Дица или своего Мейе.