Файл: Блок М. Апология истории или ремесло историка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 141

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

2 2

Парадокс древнегреческого философа Евбулида, гласящий: «Одно зерно кучи не

составляет; прибавив еще одно

зерно, кучи не получишь;

как же

получить

кучу,

при­

бавляя каждый раз по одному зерну, из которых

ни одно не составляет

кучи?»

 

 

 

 

2 3

«Веймарская

конституция»

Германии

была

принята

в

1919 г. В соответствии с

ней Германия считалась республикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 4

Слово «крепостной» у Блока передано: chrieposrnoi.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

произве­

 

2 5

«Книга

Страшного

суда» —

перепись земельных владений и населения,

 

денная по всей Англии в 1086 г. Ее составили

прибывшие в Англию

писцы из фран­

цузских областей Нормандии и Мэна.

 

 

 

 

 

 

Риме, в средневековых

памятни­

 

2 6

Colonus (лат.: «земледелец») — колон в древнем

ках так именовали крестьян-держателей

разного социального статуса.

 

 

 

 

 

 

 

 

2 7

Капитулярии — указы королей Франкского государства.

 

 

 

 

приняло

участие

 

2 8

Перед

выборами

в

Генеральные

штаты

1789

г.,

в

которых

 

почти все третье сословие, его представители,

в особенности

крестьяне,

сформулировали

свои жалобы

и требования

к депутатам.

 

 

 

 

с

религиозно-магической

санкцией,

 

2 9

«Табу»

(полинезийск.:

«запрет») — запрет

нарушение которого грозит смертью, болезнью или другой карой сверхъестественных

сил;

«тотем»

( от алгонкинск.: «ототем») — предок

рода, давший

ему

 

название

и пред­

ставлявший собой животное, растение или материальный предмет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 0

Блок придерживался точки зрения, согласно которой «сеньориальный

режим», т.е.

строй

крупного землевладения,

эксплуатирующего

крестьян,

сложился

независимо от

феодализма и задолго

до

него; он

был

распространен

на

Востоке,

 

в

Риме

 

и

т. д.;

в Европе он сохранялся

и после

исчезновения

феодализма. Между

тем

«феодальный

порядок», понимаемый Блоком как система отношений между сеньорами

и вассалами

(«связи

зависимости

человека

от человека»),

вступившая

во

взаимодействие

 

с сеньо­

риальным режимом и опиравшаяся

на него, присущ лишь определенным странам

на про­

тяжении

одной эпохи.

Подробней

об

этом

см. в

исследовании

Блока

 

«Феодальное

общество», см. также стр. 187.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 1

Вскоре

после начала буржуазной революции 1789

г. во Франции

вспыхнули

крестьянские

восстания, сопровождавшиеся поджогами господских усадеб

и

замков и

уничтожением

феодальных кадастров с записями крестьянских повинностей.

 

 

в

годы

 

3 2

После

поражения Наполеона

вс Францию

возвратились

эмигрировавшие

революции аристократы; одновременно в Европе воцарился режим «Священного союза»,

подавлявшего

все революционные выступления.

 

 

 

 

началу второй мировой войны,

 

3 3

Французская

реакция в период, предшествовавший

да и впоследствии видела главную опасность не в фашизме, а в коммунизме. После пора­

жения Франции летом 1940 г. реакционеры

активно

сотрудничали с немецкими

окку­

пантами, режим Виши

преследовал

прогрессивные

силы Франции,

боровшиеся

 

за осво­

бождение страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 4

Антверпенская биржа была открыта в 1460 г. Расцвет Антверпена как мирового

центра торговли и финансового дела относится к XV I в.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 5

Центр Синтеза

был организован

Анри

Берром в 1925 г.

 

из

Ветхого

завета

 

3 8

Библейский

миф о

четырех

империях,

позаимствованный

(«Книга пророка Даниила». 2,37—45; 7,17—27)

и разработанный

св

 

Иеронимом, ис­

пользовался многими средневековыми

историками

для обоснования

периодизации

исто­

рии и демонстрации

идеи непрерывного

«переноса власти» (translatio imperii).

 

 

 

 

3 7

«История Франции»

(до революции конца

XVIII

в.) в 9 томах

выходила под

редакцией Э. Лависса в 1900—1911

гг.: «История

современной

Франции»

(от револю­

ции

1789 г. до1919

г.)

в 10

томах

выходила

под

редакцией

того

же

Э. Лависса

в 1920—1922 гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ней

3 8

Немецкий историк

Христофор

Келлер — автор

«Тройственной

истории»:

«Древ­

истории»

(до Константина),

«История средневековой»

(до

падения

Константино­

поля) и «Новой истории».

Гизо — «Опыт

истории

Франции»

(1823),

«История

циви­

 

3 9

Крупнейшие

работы

лизации

во Франции»

(т. 1—4,

1843),

«История

 

английской

революции»

(т. 1—3,

1826—1856).

 

 

 

 

 

 

вышел в свет в 1756 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 0

«Опыт о нравах» Вольтера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


4 1

Слова

Кондорсе

из «Эскиза

исторической

картины

прогресса

человеческого

разума».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 2

У германцев в эпоху Великих переселений и у скандинавов на протяжении раннего

средневековья

было

распространено

искусство

изготовления

фибул,

брошек и других

украшений, широко использовавшее анималистические мотивы.

 

 

 

 

 

 

 

4 3

Шартрский собор был построен в XII—XIII вв.

 

 

 

 

 

о наступле­

4 4

«Четвертая эклога» Вергилия (из «Буколик») содержит пророчество

нии нового «золотого

века».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 5

Dies ігае (лат.: «день гнева», т. е. Страшного суда), часть мессы. Французское

siecle

(«век»)

происходит от латинского saeculum, означавшего

и «век», и «земной мир»;

в последнем смысле это слово употребляется в «Четвертой эклоге» и в католической

молитве.

«Истории оракулов» — Фонтенель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 6

Автор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 7

Второе президентство Жюля Греви— 1885—1887 гг.

 

 

«Буржуа» (1913)

4 8

Имеются в виду

книги немецкого историка Веонера Зомбарта

и «Современный капитализм» (2-е изд. 1916—1927).

 

древней

Греции,

получившее

4 9

Пифагореизм — религиозно-философское

учение в

название от имени Пифагора. В соответствии с идеей

числа как

определяющего

прин­

ципа

бытия,пифагорейцы проповедовали идею вечного круговорота (повторения

подоб­

ного) и переселения душ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 0

Имеется в виду

статья Февра «Цивилизация: слово, идея»,

опубликованная

в

«I Международной неделе синтеза» (Париж, 1930).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 1

К. Лампрехт в «Истории германского народа» дал периодизацию в виде последова­

тельной смены стадиальных типов: символизм (первобытность), типизм (раннее средне­

вековье), конвенциализм

(позднее средневековье), индивидуализм

(Возрождение и Прос­

вещение), субъективизм

(романтизм),

социально-психологическая

эпоха

промышленной

революции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава пятая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Французский финансист (шотландец по происхождению) Джон Лоу основал во

Франции частный банк

(1716 г., в 1718 г. стал государственным банком)

и выпускал

банкноты; организовал акционерную торговую Восточную

компанию,

слив затем

с нею

другие общества в Индийскую компанию. В 1720 г. Лоу назначили

генеральным конт­

ролером финансов. Выпуск не обеспеченных ничем бумажных денег

вызвал

биржевые

спекуляции, ажиотаж и привел к

инфляции и к банкротству банка Лоу в том же году;

Лоу бежал из Франции, оставив массу разоренных его аферами людей.

 

 

 

 

2

См. стр. 207—208.

 

 

 

 

бубонной

чумы

в

Европе

в сере­

3

«Черная чума»

(«черная смерть») — эпидемия

дине X I V в., унесшая значительную часть населения.

 

 

 

ошибка в

доказатель­

4

Предвосхищение

основания

(petitio principii) — логическая

стве.

Эбертисты (от имени Жака

Эбера) — радикальная

политическая

группировка

в

5

период якобинской диктатуры во Франции, весной 1794 г. разгромленная

сторонни­

ками Робеспьера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л.Ф е в р

ВКАКОМ СОСТОЯНИИ НАХОДИЛАСЬ РУКОПИСЬ

 

«РЕМЕСЛА ИСТОРИКА»

1

См. прим. 7 к стр. 14; см. также стр. 177—180.

2

Февр имеет в виду свои воспоминания о Блоке.

5

Во время первой мировой войны А. Пиренн за враждебность к немцам, оккупиро­

вавшим большую часть Бельгии, был арестован и отправлен в Германию, где содержался в лагерях для военнопленных и депортированных. В Тюрингии он начал работать над

1 5 Марк Бл«к


«Историей Европы», в основу которой положил лекции, читанные им русским военно­

пленным офицерам, находившимся с ним в одном лагере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

См. стр. 171.

 

 

 

 

 

 

 

 

«Тетради

„Анналов'»,

издавае­

мой

5

«Апология истории» была напечатана в серии

«Обществом Марка Блока»

(или

«Ассоциацией

по

исследованию

цивилизации»).

 

6

Февр ошибается: Блок например, пишет о «социальной эволюции» (стр. 99).

Понятие «эволюция» Блок употреблял и в других своих

работах

(см.

«Феодальное об­

щество», стр.

163).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М. Б л о к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФЕОДАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Том

Двухтомная монография М. Блока «Феодальное общество» вышла в 1939

и 1940

гг.

первый — «Формирование связей

зависимости» — состоит

из

двух

частей.

Часть

первая: «Среда» (книга I. «Последние вторжения»; книга П. «Условия жизни и духовная

атмосфера»);

часть вторая: «Связи человека с человеком»

(книга

I. «Кровнородствен­

ные

связи»;

книга II. «Вассалитет и феод»; книга III.

«Связи

зависимости

низших

классов»). Том второй — «Классы и

управление

людьми» — состоит

из

трех

книг

(книга I. «Классы»; книга II. «Управление людьми»; книга III. «Феодализм как социаль­

ный тип и его действие»). Здесь публикуется целиком II книга первой части I тома.

Примечания

автора

(почти

исключительно — ссылки

на источники)

опущены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава первая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Работа

Блока входила в основанную в 1920

г. Берром

«Библиотеку

исторического

синтеза», серия «Эволюция человечества» (т. X X X I V и X X X I V

 

бис.)

 

 

 

 

 

 

 

2

О них

говорится

в предыдущей

книге «Феодального общества»: там рассказано о

нападениях на Европу

арабов, венгров и норманнов в VIII—XI

вв. и их

последствиях.

 

3

Анализ

аграрного строя на протяжении всего средневековья сделан

Блоком

в

книге «Характерные черты французской аграрной истории».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Империя, созданная Карлом Великим, стала распадаться при его преемниках и во

второй половине IX

в. была окончательно разделена

на Западнофранкское

королевство

(Франция), Восточнофранкское

королевство (Германия)

и Италию,

временно

объеди­

нявшуюся с Бургундией и территориями между Рейном и Маасом (будущая Лотарин­

гия)

(разделы 843

и

888

гг.). Одновременно

 

внутри

этих

королевств

происходило

дробление на отдельные феодальные образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

«Каролингские missi», «государевы посланцы» франкских королей,

выполняли

их

поручения на территории Каролингской империи

и контролировали

местных правителей.

*

6

Начиная с середины

VIII

в. франкские

государи

совершали

походы

в

Италию,

стремясь подчинить ее и поставить под свой контроль папство. Внуки

Карла

Великого

боролись за императорскую корону, которую в 875

г. получил Карл Лысый из рук папы

римского. Второй его поход в Италию состоялся в 877

г. и закончился

изгнанием

Карла

Лысого его племянником, германским королем Карломаном.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

Герберт из Орильяка — папа Сильвестр II.

 

клюнийской

 

реформы,

направленной

 

8

Св. Эд

(лат. Одон) — один из

инициаторов

 

на укрепление авторитета церкви. Аббатство Клюни, центр этой реформы, было осно­

вано в Бургундии в 910

г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

Реформа католической церкви при папе Григории VII, использовавшем клюний-

ское движение для усиления могущества папской

власти.

могилы

св.

Иакова,

апостола

 

1 0

Сант-Яго — город в

Испании,

основанный

близ

Испании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 1

Анналы Ламберта Герсфельдского охватывают период всемирной истории от

Адама до 1077 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А. Пиренна. Пи-

 

1 2

Точка

зрения Блока в некоторых вопросах близка к взглядам

ренн связывал начало средних веков не с варварскими

завоеваниями

V—VI

вв., а с со­

бытиями VIII — IX вв. Книга Блока тоже начинается с описания арабских

нападений на

Европу, которым Пиренн придавал решающее значение в переходе от античности к сред­

невековью. Он считал, что арабские нападения

прервали

торговлю

между Западным и


Восточным

Средиземноморьем, и тем самым

стали

неизбежными

переход на Западе к

натуральному

хозяйству

и усиление крупных земельных собственников.

За

Пиренном

Блок

шел отчасти и в трактовке

экономики «первого феодального

периода», придавая, в

частности, торговле особое значение. Отказываясь

говорить

о

«натуральном хозяйст­

ве» в период раннего средневековья, Блок спорит с упрощенной трактовкой этого поня­

тия в предшествующей

историографии. Но вместе с тем он отвлекается

от

решающего

обстоятельства, а именно, что воспроизводство

крестьянского

хозяйства происходило за

счет внутренних ресурсов

и в сущности было простым, а не расширенным. Наличие меж­

дународной

торговли

не противоречило господству натурального

хозяйства.

 

 

1 3

Испания была завоевана арабами в 711—718 гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 4

Венгры (мадьяры) поселились на Дунае в конце I X — начале X в.

 

 

 

 

1 5

Блок имеет в виду средневековое бюргерство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 8

Феодальные государства, созданные на Востоке в результате крестоносных завое­

ваний. Главным из них была Латинская империя

(1204—1261).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава

вторая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Оттон

I, Оттон

 

II, Оттон

III, Генрих II.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Эно — область в Нидерландах (ныне в Бельгии).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Нона

(лат.) — девятый час в церковном

суточном распорядке.

 

века;

напоминает

4

Абак — счетная

 

доска,

применявшаяся

в древности и в средние

современные счеты.

завоевание — завоевание

Англии нормандским

герцогом

Вильгель­

5

Нормандское

мом в 1066 г. Битва

 

при Гастингсе произошла 14 октября

1066

г. В

ней Вильгельм

одержал решительную

победу над англосаксонским

королем

Гарольдом.

 

 

 

 

6

Вильгельм Завоеватель пожаловал лондонцам широкие торговые и другие льготы.

7

«Каролингским

Ренессансом» в научной литературе называют

период подъема об­

разованности

и оживления

литературы и

искусства

во Франкском

государстве

при

Карле Великом и его преемниках. Эти явления наблюдались преимущественно при

дворе императора и в отдельных монастырях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

Солецизм — ошибка в построении фразы, соединение

слов

против

правил

грам­

матики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

Койнэ — общий язык (греч.), здесь имеется в виду латынь.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 0

Flamen — у древних римлян жрец отдельного божества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 1

См. прим. 7 к гл. первой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 2

Роберт

II — герцог Нормандии.

 

 

Феофано,

племянница византийско­

1 3

Мать

 

Оттона

III — византийская принцесса

го императора Иоанна I Цимисхия, жена императора Оттона II с 972 г.

 

 

 

 

 

1 4

Сид, Родриго Диас де Вивар, по прозвищу Сид Компеадор

(«господин битв») —

испанский дворянин, отличившийся в боях против арабов,

герой

эпоса

«Песнь о моем

Сиде». Химена — его жена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 5

«Оттоновская привилегия» была пожалована папе 13 февраля 962 г.

 

 

1 8

Контрреформация — политика папства и католической

церкви,

направленная на

подавление реформационного движения X V I в.

 

 

вероучителя

III

в.) — религия,

1 7

Манихейство

(по имени Мани, полумифического

возникшая в Иране и распространившаяся

в

Азии

и

Европе,

вплоть

до

Италии и

Франции. В основе ее лежит учение о борьбе между силами добра, света

и духа (цар­

ство бога) и силами

зла, тьмы

и материи (царство

дьявола). Всемирная

история

пред­

ставляет для манихеев борьбу этих противоположностей и завершится

мировой

ката­

строфой, в

результате

которой

дух освободится,

а материя

погибнет.

Манихейство

требовало умерщвления плоти, безбрачия, отказа от богатства и собственности. Запад­

ные ереси катаров

(альбигойцев) и вальденсов

испытали на себе

влияние

манихейства.

1 8

В Восточной

Европе

и Византии манихейское влияние проявилось

в ереси павли-

киан

и богомилов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Оттон Фрейзингенский в соответст­

1 9

В своей «Хронике, или истории дьух градов»

вии с учением Августина о борьбе между Градом божьим и Градом земным рассказывает

о событиях всемирной истории, большое место отводя современному ему конфликту им­

перии с папской властью;

в нем он видит предвестие близящегося

конца света.

завет

2 0

«Апокалипсис»

 

(«Откровение Иоанна») — последнее

включенное в

Новый

сочинение,

составленное

в

68

или 69

г.

«Апокалипсис»

 

предрекает

 

пришествие


Антихриста,

«тысячелетнее

царство

Христово»

и

конец

света.

В

 

средние

 

века

эти

мотивы были очень популярны и использовались, в частности, еретиками,

предсказы­

вавшими скорейшее наступление этих событий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 1

Исследованиями

Блока,

а затем

 

других

ученых

 

(Фосильона,

Поньона,

Дюби)

доказана необоснованность точки зрения, согласно

которой волнения,

вызванные

ожи­

данием конца света, усилились именно перед 1000 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 2

См. Первое

п-ослание к фессалоникийцам,

5,2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава третья

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Григорий

Турский — автор

«Истории

франков»;

 

Евсевий

Кесарийский — автор

«Жизни

Константина», «Церковной

истории»;

св.

Иероним — церковный

 

писатель;

Павел

Орозий — испанский

священник,

автор

очерка

всемирной

 

истории — «Истории

против язычников», популярной в средние века; Регинон Прюмский,

автор

«Всемирной

хроники»; Вустерская

и Питербороская

хроники — англосаксонские

хроники,

 

составлен­

ные соответственно

в Вустерском

и Питербороском

монастырях

 

начиная с IX в.

 

 

2

Гиберт

Ножанский — французский

хронист,

автор

«Деяний

 

господа

посредством

франков» (о крестовых

походах). О подложных мощах повествуют его «Приметы святых».

3

В трактате «Да и нет» Абеляр вскрывал противоречивость

мнений

церковных

авторитетов.

 

 

культура

которой

и после христианизации

(ок. 1000

г.)

 

сохраняла

4

В

Исландии,

 

связь

с

германским

язычеством,

в

XII—XIII

вв.,

 

расцветает

 

самобытная

 

про­

заическая литература (исландские саги). Крупнейшие

из исландских

историков — Ари

Торгильссон

и Снорри

Стурлусон —

в гораздо

меньшей

степени,

чем

латинские

хро­

нисты, ссылаются на сверхъестественные

силы и «промысел божий»,

объясняя

историю

преимущественно человеческими поступками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

Аврелий

Августин — автор

сочинений

«О

граде

 

божьем»,

 

«Исповедь»

и

др.

6

Хроники

Оттона

называются:

«История

двух

градов»

и

«Деяния

 

императора

Фридриха I», но в своих произведениях

он употреблял

понятие

«смена, переменчивость

времгн».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

«Лжеисидоровы декреталии» — сборник фальшивых документов, созданный в IX в.

и приписанный Исидору Севильскому. В состав сборника входили папские послания

(декреталии),

решения

соборов, «Константинов

дар»

и другие

 

подложные

акты, с по­

мощью которых

церковь обосновывала

папское верховенство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

В

962

г. Оттона

I в Риме папа короновал императорской

короной — так

была

«восстановлена»

Римская империя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

«Деяния»,

песни

о подвигах

(chansons

de

geste) — поэзия

на народном

диалекте,

появившаяся

во Франции с конца

X I

в. и развивавшаяся

до XIII в. События, воспевае­

мые в песнях, относятся ко временам

Карла

Великого

и его преемников, но трактуются

с точки зрения людей периода расцвета феодализма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 0

Хариульф, французский хронист, писал жития святых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 1

Ганелон — персонаж «Песни

о Роланде».

эпос,

составленный,

по-видимому,

около

1 2

«Вальтариус» — латинский

героический

IX в. Повествует о побеге Вальтера

Аквитанского

и его

невесты

из

владений короля

гуннов

Этцеля

(Аттилы)

и

о борьбе

Вальтера

с

бургундским

королем

 

Гунтером.

В «Вальтариусе» германское

сказание

переработано на основе

античных

литературных

образцов

и под христианским

влиянием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 3

В романах о короле Артуре и его рыцарях Круглого стола использованы народ­

ные кельтские предания Уэльса о короле бриттов Артуре, в V—VI

 

вв. боровшемся про­

тив англосаксонских завоевателей. Рыцарские романы об Артуре

сочинялись с XII в.

1 4

Жозеф Бедье — автор

 

исследования «Эпические сказания»

(т. 1—4,

1908—1913).

1 5

«Паломничество

Карла

 

Великого» — французская

героическая

песнь XII в. (о па­

ломничестве

Карла

Великого

в

Иерусалим);

«Фловант» — героическая

 

песнь

конца

XII в., ее герой — франкский король Дагоберт I.

 

 

«Деяний

бретонцев»

 

(«Брут»),

1 6

Вас — автор

«Истории

герцогов

Нормандии»,

 

«Деяний

нормандцев»

(«Ру»);

Бенуа

де Сент-Мор — автор «Романа

о Трое»

и «Исто­

рии нормандских герцогов».