ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 141
Скачиваний: 0
|
2 2 |
Парадокс древнегреческого философа Евбулида, гласящий: «Одно зерно кучи не |
||||||||||||||||||||||||||||
составляет; прибавив еще одно |
зерно, кучи не получишь; |
как же |
получить |
кучу, |
при |
|||||||||||||||||||||||||
бавляя каждый раз по одному зерну, из которых |
ни одно не составляет |
кучи?» |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||
|
2 3 |
«Веймарская |
конституция» |
Германии |
была |
принята |
в |
1919 г. В соответствии с |
||||||||||||||||||||||
ней Германия считалась республикой. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
2 4 |
Слово «крепостной» у Блока передано: chrieposrnoi. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
произве |
|||||||||||||||||
|
2 5 |
«Книга |
Страшного |
суда» — |
перепись земельных владений и населения, |
|
||||||||||||||||||||||||
денная по всей Англии в 1086 г. Ее составили |
прибывшие в Англию |
писцы из фран |
||||||||||||||||||||||||||||
цузских областей Нормандии и Мэна. |
|
|
|
|
|
|
Риме, в средневековых |
памятни |
||||||||||||||||||||||
|
2 6 |
Colonus (лат.: «земледелец») — колон в древнем |
||||||||||||||||||||||||||||
ках так именовали крестьян-держателей |
разного социального статуса. |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||
|
2 7 |
Капитулярии — указы королей Франкского государства. |
|
|
|
|
приняло |
участие |
||||||||||||||||||||||
|
2 8 |
Перед |
выборами |
в |
Генеральные |
штаты |
1789 |
г., |
в |
которых |
|
|||||||||||||||||||
почти все третье сословие, его представители, |
в особенности |
крестьяне, |
сформулировали |
|||||||||||||||||||||||||||
свои жалобы |
и требования |
к депутатам. |
|
|
|
|
с |
религиозно-магической |
санкцией, |
|||||||||||||||||||||
|
2 9 |
«Табу» |
(полинезийск.: |
«запрет») — запрет |
||||||||||||||||||||||||||
нарушение которого грозит смертью, болезнью или другой карой сверхъестественных |
||||||||||||||||||||||||||||||
сил; |
«тотем» |
( от алгонкинск.: «ототем») — предок |
рода, давший |
ему |
|
название |
и пред |
|||||||||||||||||||||||
ставлявший собой животное, растение или материальный предмет. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||
|
3 0 |
Блок придерживался точки зрения, согласно которой «сеньориальный |
режим», т.е. |
|||||||||||||||||||||||||||
строй |
крупного землевладения, |
эксплуатирующего |
крестьян, |
сложился |
независимо от |
|||||||||||||||||||||||||
феодализма и задолго |
до |
него; он |
был |
распространен |
на |
Востоке, |
|
в |
Риме |
|
и |
т. д.; |
||||||||||||||||||
в Европе он сохранялся |
и после |
исчезновения |
феодализма. Между |
тем |
«феодальный |
|||||||||||||||||||||||||
порядок», понимаемый Блоком как система отношений между сеньорами |
и вассалами |
|||||||||||||||||||||||||||||
(«связи |
зависимости |
человека |
от человека»), |
вступившая |
во |
взаимодействие |
|
с сеньо |
||||||||||||||||||||||
риальным режимом и опиравшаяся |
на него, присущ лишь определенным странам |
на про |
||||||||||||||||||||||||||||
тяжении |
одной эпохи. |
Подробней |
об |
этом |
см. в |
исследовании |
Блока |
|
«Феодальное |
|||||||||||||||||||||
общество», см. также стр. 187. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
3 1 |
Вскоре |
после начала буржуазной революции 1789 |
г. во Франции |
вспыхнули |
|||||||||||||||||||||||||
крестьянские |
восстания, сопровождавшиеся поджогами господских усадеб |
и |
замков и |
|||||||||||||||||||||||||||
уничтожением |
феодальных кадастров с записями крестьянских повинностей. |
|
|
в |
годы |
|||||||||||||||||||||||||
|
3 2 |
После |
поражения Наполеона |
вс Францию |
возвратились |
эмигрировавшие |
||||||||||||||||||||||||
революции аристократы; одновременно в Европе воцарился режим «Священного союза», |
||||||||||||||||||||||||||||||
подавлявшего |
все революционные выступления. |
|
|
|
|
началу второй мировой войны, |
||||||||||||||||||||||||
|
3 3 |
Французская |
реакция в период, предшествовавший |
|||||||||||||||||||||||||||
да и впоследствии видела главную опасность не в фашизме, а в коммунизме. После пора |
||||||||||||||||||||||||||||||
жения Франции летом 1940 г. реакционеры |
активно |
сотрудничали с немецкими |
окку |
|||||||||||||||||||||||||||
пантами, режим Виши |
преследовал |
прогрессивные |
силы Франции, |
боровшиеся |
|
за осво |
||||||||||||||||||||||||
бождение страны. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
3 4 |
Антверпенская биржа была открыта в 1460 г. Расцвет Антверпена как мирового |
||||||||||||||||||||||||||||
центра торговли и финансового дела относится к XV I в. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||
|
3 5 |
Центр Синтеза |
был организован |
Анри |
Берром в 1925 г. |
|
из |
Ветхого |
завета |
|||||||||||||||||||||
|
3 8 |
Библейский |
миф о |
четырех |
империях, |
позаимствованный |
||||||||||||||||||||||||
(«Книга пророка Даниила». 2,37—45; 7,17—27) |
и разработанный |
св |
|
Иеронимом, ис |
||||||||||||||||||||||||||
пользовался многими средневековыми |
историками |
для обоснования |
периодизации |
исто |
||||||||||||||||||||||||||
рии и демонстрации |
идеи непрерывного |
«переноса власти» (translatio imperii). |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||
|
3 7 |
«История Франции» |
(до революции конца |
XVIII |
в.) в 9 томах |
выходила под |
||||||||||||||||||||||||
редакцией Э. Лависса в 1900—1911 |
гг.: «История |
современной |
Франции» |
(от револю |
||||||||||||||||||||||||||
ции |
1789 г. до1919 |
г.) |
в 10 |
томах |
выходила |
под |
редакцией |
того |
же |
Э. Лависса |
||||||||||||||||||||
в 1920—1922 гг. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
ней |
3 8 |
Немецкий историк |
Христофор |
Келлер — автор |
«Тройственной |
истории»: |
«Древ |
|||||||||||||||||||||||
истории» |
(до Константина), |
«История средневековой» |
(до |
падения |
Константино |
|||||||||||||||||||||||||
поля) и «Новой истории». |
Гизо — «Опыт |
истории |
Франции» |
(1823), |
«История |
циви |
||||||||||||||||||||||||
|
3 9 |
Крупнейшие |
работы |
|||||||||||||||||||||||||||
лизации |
во Франции» |
(т. 1—4, |
1843), |
«История |
|
английской |
революции» |
(т. 1—3, |
||||||||||||||||||||||
1826—1856). |
|
|
|
|
|
|
вышел в свет в 1756 г. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
4 0 |
«Опыт о нравах» Вольтера |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 1 |
Слова |
Кондорсе |
из «Эскиза |
исторической |
картины |
прогресса |
человеческого |
|||||||||
разума». |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 2 |
У германцев в эпоху Великих переселений и у скандинавов на протяжении раннего |
|||||||||||||||
средневековья |
было |
распространено |
искусство |
изготовления |
фибул, |
брошек и других |
||||||||||
украшений, широко использовавшее анималистические мотивы. |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
4 3 |
Шартрский собор был построен в XII—XIII вв. |
|
|
|
|
|
о наступле |
|||||||||
4 4 |
«Четвертая эклога» Вергилия (из «Буколик») содержит пророчество |
|||||||||||||||
нии нового «золотого |
века». |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
4 5 |
Dies ігае (лат.: «день гнева», т. е. Страшного суда), часть мессы. Французское |
|||||||||||||||
siecle |
(«век») |
происходит от латинского saeculum, означавшего |
и «век», и «земной мир»; |
|||||||||||||
в последнем смысле это слово употребляется в «Четвертой эклоге» и в католической |
||||||||||||||||
молитве. |
«Истории оракулов» — Фонтенель. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
4 6 |
Автор |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
4 7 |
Второе президентство Жюля Греви— 1885—1887 гг. |
|
|
«Буржуа» (1913) |
||||||||||||
4 8 |
Имеются в виду |
книги немецкого историка Веонера Зомбарта |
||||||||||||||
и «Современный капитализм» (2-е изд. 1916—1927). |
|
древней |
Греции, |
получившее |
||||||||||||
4 9 |
Пифагореизм — религиозно-философское |
учение в |
||||||||||||||
название от имени Пифагора. В соответствии с идеей |
числа как |
определяющего |
прин |
|||||||||||||
ципа |
бытия,пифагорейцы проповедовали идею вечного круговорота (повторения |
подоб |
||||||||||||||
ного) и переселения душ. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
5 0 |
Имеется в виду |
статья Февра «Цивилизация: слово, идея», |
опубликованная |
в |
||||||||||||
«I Международной неделе синтеза» (Париж, 1930). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
5 1 |
К. Лампрехт в «Истории германского народа» дал периодизацию в виде последова |
|||||||||||||||
тельной смены стадиальных типов: символизм (первобытность), типизм (раннее средне |
||||||||||||||||
вековье), конвенциализм |
(позднее средневековье), индивидуализм |
(Возрождение и Прос |
||||||||||||||
вещение), субъективизм |
(романтизм), |
социально-психологическая |
эпоха |
промышленной |
||||||||||||
революции. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Глава пятая |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Французский финансист (шотландец по происхождению) Джон Лоу основал во |
|||||||||||||||
Франции частный банк |
(1716 г., в 1718 г. стал государственным банком) |
и выпускал |
||||||||||||||
банкноты; организовал акционерную торговую Восточную |
компанию, |
слив затем |
с нею |
|||||||||||||
другие общества в Индийскую компанию. В 1720 г. Лоу назначили |
генеральным конт |
|||||||||||||||
ролером финансов. Выпуск не обеспеченных ничем бумажных денег |
вызвал |
биржевые |
||||||||||||||
спекуляции, ажиотаж и привел к |
инфляции и к банкротству банка Лоу в том же году; |
|||||||||||||||
Лоу бежал из Франции, оставив массу разоренных его аферами людей. |
|
|
|
|
||||||||||||
2 |
См. стр. 207—208. |
|
|
|
|
бубонной |
чумы |
в |
Европе |
в сере |
||||||
3 |
«Черная чума» |
(«черная смерть») — эпидемия |
||||||||||||||
дине X I V в., унесшая значительную часть населения. |
|
|
|
ошибка в |
доказатель |
|||||||||||
4 |
Предвосхищение |
основания |
(petitio principii) — логическая |
|||||||||||||
стве. |
Эбертисты (от имени Жака |
Эбера) — радикальная |
политическая |
группировка |
в |
|||||||||||
5 |
||||||||||||||||
период якобинской диктатуры во Франции, весной 1794 г. разгромленная |
сторонни |
|||||||||||||||
ками Робеспьера. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Л.Ф е в р
ВКАКОМ СОСТОЯНИИ НАХОДИЛАСЬ РУКОПИСЬ
|
«РЕМЕСЛА ИСТОРИКА» |
1 |
См. прим. 7 к стр. 14; см. также стр. 177—180. |
2 |
Февр имеет в виду свои воспоминания о Блоке. |
5 |
Во время первой мировой войны А. Пиренн за враждебность к немцам, оккупиро |
вавшим большую часть Бельгии, был арестован и отправлен в Германию, где содержался в лагерях для военнопленных и депортированных. В Тюрингии он начал работать над
1 5 Марк Бл«к
«Историей Европы», в основу которой положил лекции, читанные им русским военно |
||||||||||||||||||||||||
пленным офицерам, находившимся с ним в одном лагере. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
4 |
См. стр. 171. |
|
|
|
|
|
|
|
|
«Тетради |
„Анналов'», |
издавае |
|||||||||||
мой |
5 |
«Апология истории» была напечатана в серии |
||||||||||||||||||||||
«Обществом Марка Блока» |
(или |
«Ассоциацией |
по |
исследованию |
цивилизации»). |
|||||||||||||||||||
|
6 |
Февр ошибается: Блок например, пишет о «социальной эволюции» (стр. 99). |
||||||||||||||||||||||
Понятие «эволюция» Блок употреблял и в других своих |
работах |
(см. |
«Феодальное об |
|||||||||||||||||||||
щество», стр. |
163). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
М. Б л о к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ФЕОДАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
Том |
Двухтомная монография М. Блока «Феодальное общество» вышла в 1939 |
и 1940 |
гг. |
|||||||||||||||||||||
первый — «Формирование связей |
зависимости» — состоит |
из |
двух |
частей. |
Часть |
|||||||||||||||||||
первая: «Среда» (книга I. «Последние вторжения»; книга П. «Условия жизни и духовная |
||||||||||||||||||||||||
атмосфера»); |
часть вторая: «Связи человека с человеком» |
(книга |
I. «Кровнородствен |
|||||||||||||||||||||
ные |
связи»; |
книга II. «Вассалитет и феод»; книга III. |
«Связи |
зависимости |
низших |
|||||||||||||||||||
классов»). Том второй — «Классы и |
управление |
людьми» — состоит |
из |
трех |
книг |
|||||||||||||||||||
(книга I. «Классы»; книга II. «Управление людьми»; книга III. «Феодализм как социаль |
||||||||||||||||||||||||
ный тип и его действие»). Здесь публикуется целиком II книга первой части I тома. |
||||||||||||||||||||||||
Примечания |
автора |
(почти |
исключительно — ссылки |
на источники) |
опущены. |
|
|
|||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
Глава первая |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
1 |
Работа |
Блока входила в основанную в 1920 |
г. Берром |
«Библиотеку |
исторического |
||||||||||||||||||
синтеза», серия «Эволюция человечества» (т. X X X I V и X X X I V |
|
бис.) |
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
2 |
О них |
говорится |
в предыдущей |
книге «Феодального общества»: там рассказано о |
|||||||||||||||||||
нападениях на Европу |
арабов, венгров и норманнов в VIII—XI |
вв. и их |
последствиях. |
|||||||||||||||||||||
|
3 |
Анализ |
аграрного строя на протяжении всего средневековья сделан |
Блоком |
в |
|||||||||||||||||||
книге «Характерные черты французской аграрной истории». |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
|
4 |
Империя, созданная Карлом Великим, стала распадаться при его преемниках и во |
||||||||||||||||||||||
второй половине IX |
в. была окончательно разделена |
на Западнофранкское |
королевство |
|||||||||||||||||||||
(Франция), Восточнофранкское |
королевство (Германия) |
и Италию, |
временно |
объеди |
||||||||||||||||||||
нявшуюся с Бургундией и территориями между Рейном и Маасом (будущая Лотарин |
||||||||||||||||||||||||
гия) |
(разделы 843 |
и |
888 |
гг.). Одновременно |
|
внутри |
этих |
королевств |
происходило |
|||||||||||||||
дробление на отдельные феодальные образования. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
5 |
«Каролингские missi», «государевы посланцы» франкских королей, |
выполняли |
их |
||||||||||||||||||||
поручения на территории Каролингской империи |
и контролировали |
местных правителей. |
||||||||||||||||||||||
* |
6 |
Начиная с середины |
VIII |
в. франкские |
государи |
совершали |
походы |
в |
Италию, |
|||||||||||||||
стремясь подчинить ее и поставить под свой контроль папство. Внуки |
Карла |
Великого |
||||||||||||||||||||||
боролись за императорскую корону, которую в 875 |
г. получил Карл Лысый из рук папы |
|||||||||||||||||||||||
римского. Второй его поход в Италию состоялся в 877 |
г. и закончился |
изгнанием |
||||||||||||||||||||||
Карла |
Лысого его племянником, германским королем Карломаном. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
|
7 |
Герберт из Орильяка — папа Сильвестр II. |
|
клюнийской |
|
реформы, |
направленной |
|||||||||||||||||
|
8 |
Св. Эд |
(лат. Одон) — один из |
инициаторов |
|
|||||||||||||||||||
на укрепление авторитета церкви. Аббатство Клюни, центр этой реформы, было осно |
||||||||||||||||||||||||
вано в Бургундии в 910 |
г. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
9 |
Реформа католической церкви при папе Григории VII, использовавшем клюний- |
||||||||||||||||||||||
ское движение для усиления могущества папской |
власти. |
могилы |
св. |
Иакова, |
апостола |
|||||||||||||||||||
|
1 0 |
Сант-Яго — город в |
Испании, |
основанный |
близ |
|||||||||||||||||||
Испании. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
1 1 |
Анналы Ламберта Герсфельдского охватывают период всемирной истории от |
||||||||||||||||||||||
Адама до 1077 г. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А. Пиренна. Пи- |
||||||||
|
1 2 |
Точка |
зрения Блока в некоторых вопросах близка к взглядам |
|||||||||||||||||||||
ренн связывал начало средних веков не с варварскими |
завоеваниями |
V—VI |
вв., а с со |
|||||||||||||||||||||
бытиями VIII — IX вв. Книга Блока тоже начинается с описания арабских |
нападений на |
|||||||||||||||||||||||
Европу, которым Пиренн придавал решающее значение в переходе от античности к сред |
||||||||||||||||||||||||
невековью. Он считал, что арабские нападения |
прервали |
торговлю |
между Западным и |
Восточным |
Средиземноморьем, и тем самым |
стали |
неизбежными |
переход на Западе к |
|||||||||||||||||||
натуральному |
хозяйству |
и усиление крупных земельных собственников. |
За |
Пиренном |
|||||||||||||||||||
Блок |
шел отчасти и в трактовке |
экономики «первого феодального |
периода», придавая, в |
||||||||||||||||||||
частности, торговле особое значение. Отказываясь |
говорить |
о |
«натуральном хозяйст |
||||||||||||||||||||
ве» в период раннего средневековья, Блок спорит с упрощенной трактовкой этого поня |
|||||||||||||||||||||||
тия в предшествующей |
историографии. Но вместе с тем он отвлекается |
от |
решающего |
||||||||||||||||||||
обстоятельства, а именно, что воспроизводство |
крестьянского |
хозяйства происходило за |
|||||||||||||||||||||
счет внутренних ресурсов |
и в сущности было простым, а не расширенным. Наличие меж |
||||||||||||||||||||||
дународной |
торговли |
не противоречило господству натурального |
хозяйства. |
|
|
||||||||||||||||||
1 3 |
Испания была завоевана арабами в 711—718 гг. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
1 4 |
Венгры (мадьяры) поселились на Дунае в конце I X — начале X в. |
|
|
|
|
||||||||||||||||||
1 5 |
Блок имеет в виду средневековое бюргерство. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
1 8 |
Феодальные государства, созданные на Востоке в результате крестоносных завое |
||||||||||||||||||||||
ваний. Главным из них была Латинская империя |
(1204—1261). |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Глава |
вторая |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Оттон |
I, Оттон |
|
II, Оттон |
III, Генрих II. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
2 |
Эно — область в Нидерландах (ныне в Бельгии). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
3 |
Нона |
(лат.) — девятый час в церковном |
суточном распорядке. |
|
века; |
напоминает |
|||||||||||||||||
4 |
Абак — счетная |
|
доска, |
применявшаяся |
в древности и в средние |
||||||||||||||||||
современные счеты. |
завоевание — завоевание |
Англии нормандским |
герцогом |
Вильгель |
|||||||||||||||||||
5 |
Нормандское |
||||||||||||||||||||||
мом в 1066 г. Битва |
|
при Гастингсе произошла 14 октября |
1066 |
г. В |
ней Вильгельм |
||||||||||||||||||
одержал решительную |
победу над англосаксонским |
королем |
Гарольдом. |
|
|
|
|
||||||||||||||||
6 |
Вильгельм Завоеватель пожаловал лондонцам широкие торговые и другие льготы. |
||||||||||||||||||||||
7 |
«Каролингским |
Ренессансом» в научной литературе называют |
период подъема об |
||||||||||||||||||||
разованности |
и оживления |
литературы и |
искусства |
во Франкском |
государстве |
при |
|||||||||||||||||
Карле Великом и его преемниках. Эти явления наблюдались преимущественно при |
|||||||||||||||||||||||
дворе императора и в отдельных монастырях. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
8 |
Солецизм — ошибка в построении фразы, соединение |
слов |
против |
правил |
грам |
||||||||||||||||||
матики. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
Койнэ — общий язык (греч.), здесь имеется в виду латынь. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
1 0 |
Flamen — у древних римлян жрец отдельного божества. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
1 1 |
См. прим. 7 к гл. первой. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
1 2 |
Роберт |
II — герцог Нормандии. |
|
|
Феофано, |
племянница византийско |
|||||||||||||||||
1 3 |
Мать |
|
Оттона |
III — византийская принцесса |
|||||||||||||||||||
го императора Иоанна I Цимисхия, жена императора Оттона II с 972 г. |
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||
1 4 |
Сид, Родриго Диас де Вивар, по прозвищу Сид Компеадор |
(«господин битв») — |
|||||||||||||||||||||
испанский дворянин, отличившийся в боях против арабов, |
герой |
эпоса |
«Песнь о моем |
||||||||||||||||||||
Сиде». Химена — его жена. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
1 5 |
«Оттоновская привилегия» была пожалована папе 13 февраля 962 г. |
|
|
||||||||||||||||||||
1 8 |
Контрреформация — политика папства и католической |
церкви, |
направленная на |
||||||||||||||||||||
подавление реформационного движения X V I в. |
|
|
вероучителя |
III |
в.) — религия, |
||||||||||||||||||
1 7 |
Манихейство |
(по имени Мани, полумифического |
|||||||||||||||||||||
возникшая в Иране и распространившаяся |
в |
Азии |
и |
Европе, |
вплоть |
до |
Италии и |
||||||||||||||||
Франции. В основе ее лежит учение о борьбе между силами добра, света |
и духа (цар |
||||||||||||||||||||||
ство бога) и силами |
зла, тьмы |
и материи (царство |
дьявола). Всемирная |
история |
пред |
||||||||||||||||||
ставляет для манихеев борьбу этих противоположностей и завершится |
мировой |
ката |
|||||||||||||||||||||
строфой, в |
результате |
которой |
дух освободится, |
а материя |
погибнет. |
Манихейство |
|||||||||||||||||
требовало умерщвления плоти, безбрачия, отказа от богатства и собственности. Запад |
|||||||||||||||||||||||
ные ереси катаров |
(альбигойцев) и вальденсов |
испытали на себе |
влияние |
манихейства. |
|||||||||||||||||||
1 8 |
В Восточной |
Европе |
и Византии манихейское влияние проявилось |
в ереси павли- |
|||||||||||||||||||
киан |
и богомилов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Оттон Фрейзингенский в соответст |
|||||||||||||
1 9 |
В своей «Хронике, или истории дьух градов» |
||||||||||||||||||||||
вии с учением Августина о борьбе между Градом божьим и Градом земным рассказывает |
|||||||||||||||||||||||
о событиях всемирной истории, большое место отводя современному ему конфликту им |
|||||||||||||||||||||||
перии с папской властью; |
в нем он видит предвестие близящегося |
конца света. |
завет |
||||||||||||||||||||
2 0 |
«Апокалипсис» |
|
(«Откровение Иоанна») — последнее |
включенное в |
Новый |
||||||||||||||||||
сочинение, |
составленное |
в |
68 |
или 69 |
г. |
«Апокалипсис» |
|
предрекает |
|
пришествие |
Антихриста, |
«тысячелетнее |
царство |
Христово» |
и |
конец |
света. |
В |
|
средние |
|
века |
эти |
|||||||||||||||||||
мотивы были очень популярны и использовались, в частности, еретиками, |
предсказы |
||||||||||||||||||||||||||||||
вавшими скорейшее наступление этих событий. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
2 1 |
Исследованиями |
Блока, |
а затем |
|
других |
ученых |
|
(Фосильона, |
Поньона, |
Дюби) |
|||||||||||||||||||||
доказана необоснованность точки зрения, согласно |
которой волнения, |
вызванные |
ожи |
||||||||||||||||||||||||||||
данием конца света, усилились именно перед 1000 г. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
2 2 |
См. Первое |
п-ослание к фессалоникийцам, |
5,2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Глава третья |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
1 |
Григорий |
Турский — автор |
«Истории |
франков»; |
|
Евсевий |
Кесарийский — автор |
||||||||||||||||||||||||
«Жизни |
Константина», «Церковной |
истории»; |
св. |
Иероним — церковный |
|
писатель; |
|||||||||||||||||||||||||
Павел |
Орозий — испанский |
священник, |
автор |
очерка |
всемирной |
|
истории — «Истории |
||||||||||||||||||||||||
против язычников», популярной в средние века; Регинон Прюмский, |
автор |
«Всемирной |
|||||||||||||||||||||||||||||
хроники»; Вустерская |
и Питербороская |
хроники — англосаксонские |
хроники, |
|
составлен |
||||||||||||||||||||||||||
ные соответственно |
в Вустерском |
и Питербороском |
монастырях |
|
начиная с IX в. |
|
|
||||||||||||||||||||||||
2 |
Гиберт |
Ножанский — французский |
хронист, |
автор |
«Деяний |
|
господа |
посредством |
|||||||||||||||||||||||
франков» (о крестовых |
походах). О подложных мощах повествуют его «Приметы святых». |
||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
В трактате «Да и нет» Абеляр вскрывал противоречивость |
мнений |
церковных |
||||||||||||||||||||||||||||
авторитетов. |
|
|
культура |
которой |
и после христианизации |
(ок. 1000 |
г.) |
|
сохраняла |
||||||||||||||||||||||
4 |
В |
Исландии, |
|
||||||||||||||||||||||||||||
связь |
с |
германским |
язычеством, |
в |
XII—XIII |
вв., |
|
расцветает |
|
самобытная |
|
про |
|||||||||||||||||||
заическая литература (исландские саги). Крупнейшие |
из исландских |
историков — Ари |
|||||||||||||||||||||||||||||
Торгильссон |
и Снорри |
Стурлусон — |
в гораздо |
меньшей |
степени, |
чем |
латинские |
хро |
|||||||||||||||||||||||
нисты, ссылаются на сверхъестественные |
силы и «промысел божий», |
объясняя |
историю |
||||||||||||||||||||||||||||
преимущественно человеческими поступками. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
5 |
Аврелий |
Августин — автор |
сочинений |
«О |
граде |
|
божьем», |
|
«Исповедь» |
и |
др. |
||||||||||||||||||||
6 |
Хроники |
Оттона |
называются: |
«История |
двух |
градов» |
и |
«Деяния |
|
императора |
|||||||||||||||||||||
Фридриха I», но в своих произведениях |
он употреблял |
понятие |
«смена, переменчивость |
||||||||||||||||||||||||||||
времгн». |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
«Лжеисидоровы декреталии» — сборник фальшивых документов, созданный в IX в. |
||||||||||||||||||||||||||||||
и приписанный Исидору Севильскому. В состав сборника входили папские послания |
|||||||||||||||||||||||||||||||
(декреталии), |
решения |
соборов, «Константинов |
дар» |
и другие |
|
подложные |
акты, с по |
||||||||||||||||||||||||
мощью которых |
церковь обосновывала |
папское верховенство. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||
8 |
В |
962 |
г. Оттона |
I в Риме папа короновал императорской |
короной — так |
была |
|||||||||||||||||||||||||
«восстановлена» |
Римская империя. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
9 |
«Деяния», |
песни |
о подвигах |
(chansons |
de |
geste) — поэзия |
на народном |
диалекте, |
|||||||||||||||||||||||
появившаяся |
во Франции с конца |
X I |
в. и развивавшаяся |
до XIII в. События, воспевае |
|||||||||||||||||||||||||||
мые в песнях, относятся ко временам |
Карла |
Великого |
и его преемников, но трактуются |
||||||||||||||||||||||||||||
с точки зрения людей периода расцвета феодализма. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
1 0 |
Хариульф, французский хронист, писал жития святых. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||
1 1 |
Ганелон — персонаж «Песни |
о Роланде». |
эпос, |
составленный, |
по-видимому, |
около |
|||||||||||||||||||||||||
1 2 |
«Вальтариус» — латинский |
героический |
|||||||||||||||||||||||||||||
IX в. Повествует о побеге Вальтера |
Аквитанского |
и его |
невесты |
из |
владений короля |
||||||||||||||||||||||||||
гуннов |
Этцеля |
(Аттилы) |
и |
о борьбе |
Вальтера |
с |
бургундским |
королем |
|
Гунтером. |
|||||||||||||||||||||
В «Вальтариусе» германское |
сказание |
переработано на основе |
античных |
литературных |
|||||||||||||||||||||||||||
образцов |
и под христианским |
влиянием. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
1 3 |
В романах о короле Артуре и его рыцарях Круглого стола использованы народ |
||||||||||||||||||||||||||||||
ные кельтские предания Уэльса о короле бриттов Артуре, в V—VI |
|
вв. боровшемся про |
|||||||||||||||||||||||||||||
тив англосаксонских завоевателей. Рыцарские романы об Артуре |
сочинялись с XII в. |
||||||||||||||||||||||||||||||
1 4 |
Жозеф Бедье — автор |
|
исследования «Эпические сказания» |
(т. 1—4, |
1908—1913). |
||||||||||||||||||||||||||
1 5 |
«Паломничество |
Карла |
|
Великого» — французская |
героическая |
песнь XII в. (о па |
|||||||||||||||||||||||||
ломничестве |
Карла |
Великого |
в |
Иерусалим); |
«Фловант» — героическая |
|
песнь |
конца |
|||||||||||||||||||||||
XII в., ее герой — франкский король Дагоберт I. |
|
|
«Деяний |
бретонцев» |
|
(«Брут»), |
|||||||||||||||||||||||||
1 6 |
Вас — автор |
«Истории |
герцогов |
Нормандии», |
|
||||||||||||||||||||||||||
«Деяний |
нормандцев» |
(«Ру»); |
Бенуа |
де Сент-Мор — автор «Романа |
о Трое» |
и «Исто |
|||||||||||||||||||||||||
рии нормандских герцогов». |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|