Файл: Агрегаты воздухоснабжения комбинированных двигателей внутреннего сгорания..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 188

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проведем из центра 0 3 линию 0 30 Ср, перпендикулярную 0 3Е и являющуюся биссектрисой угла Ѳд. Тогда 0 30 ср будет пред­

ставлять собой радиус средней линии. Из треугольника

0 і 0 20 3

Од = 2arcsin

А sin а Ср

(65)

 

ГВЫП ^вог .

При расчетах по формуле (65) необходимо задаваться рядом значений угла аср, который изменяется от аВх, соответ­ ствующего пересечению средней линии канала (дуги радиусом гср) с окружностью диаметром D3, и до аВЫх, соответствующего пересечению той же дуги с окружностью диаметром D4.

Результаты расчета по формуле (65) удобно выразить как функцию длины канала диффузора /:

^ = ^ср ( ®ср ® вх) •

Выражение для определения среднего радиуса гср легко получить, рассмотрев геометрические соотношения на рис. 36:

А tg

 

Ѳ„

tg

 

Ѳ„

 

 

аср + - ^

аср— f

 

(66)

^ср

Ѳл

— tg

^ Ctcp -

Ѳд

xcp

 

 

tg ( «cp + ' j

2

 

Вычислив для какого-нибудь

угла

а0р угол Ѳд по

форму­

ле (65), находим затем

гср и,

считая

его неизменным

при раз-

5 З а к а з 9 6 3

65


личных «ср, по формуле (66) определяем значения длины I. На рис. 37 в качестве примера приведены результаты расчета по

изложенной

выше

методике

зависимости

Ѳд = f(l) для

межло­

паточного

канала

одного из диффузоров

компрессора

ТК-34,

характеризуемого параметрами

(см. рис.

11 и 37): D3 = 390 мм;

£ > 4 =

540 мм;

гд =

 

17 лопаток;

/"„ып = 295 мм;

твог =

450 мм;

твх =

1,5

мм; Гвых =

1,0 мм;

радиус

средней линии

лопатки

гср =

349

мм; А =

140,5 (определено построением). Диффузор-

ность канала

в его

выходной части

достигает

существенной

величины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 37. Зависимость Ѳд = f(l)

Рис. 38. Схема канального

для диффузора компрессора

диффузора компрессора

' ТК-34

 

Постоянство угла уширения канала можно достигнуть при­ менением прямолинейных образующих. Величина угла выби­

рается

равной 6—8°. Тогда

лопатки имеют

форму

клиньев,

 

 

 

иногда

со скруглениями в вы­

 

 

 

ходной части

(рис. 38). Вогну­

 

 

 

тый контур входной части ло­

 

 

 

паток обычно

выполняется по

 

 

 

логарифмической

спирали

или

 

 

 

по дуге окружности.

 

 

 

 

 

Исследования

лопаточных

 

 

 

диффузоров

показывают,

что

 

 

 

неравномерность

давления по

 

 

 

шагу имеет место лишь на ре­

 

 

 

жимах, отклоняющихся от рас­

 

 

 

четных.

 

 

 

 

набегаю­

 

 

 

Неравномерность

Рис. 39. Зависимости aa = f(Gnp, игпр)

щего потока по ширине канала

 

 

 

приводит к отрывам потока на

 

 

 

выпуклой

и вогнутой

сторонах

лопаток. Профилирование входных кромок

с учетом

неравно­

мерности потока повышает к. п. д. ступени.

 

 

относи­

Исследования лопаточных диффузоров

с различной

тельной

шириной b3/b2 канала

показали,

что

максимальный

к. п. д.

ступени имеет место

при b3/b2 =

1,0 [31]. Поэтому в вы-

66


соконапорных компрессорах, работающих обычно вблизи гра­ ницы помпажа, ширину канала bs следует выбирать близкой

кширине колеса Ь2.

Взаключение приведем значения коэффициента восстановле­ ния полного давления ад в функции расхода для компрессора ТК-34. Показанные на рис. 39 кривые ад = f(Gnp, и2пѵ) построе­ ны по результатам измерения полного давления на входе в диффузор и выходе из него с учетом неравномерности потока как по шагу лопаток, так и по ширине канала.

ВОЗДУШНАЯ УЛИТКА

Из диффузора центробежного компрессора воздух поступает в воздухосборник, выполняемый обычно в виде улитки с пере­ менной по углу разворота площадью поперечного сечения. Форма сечений каналов улиток может быть самая разнообраз­ ная — грушевидная, круглая, квадратная, симметричная и не­ симметричная, наклоненная в сторону всасывающего патрубка компрессора или в противоположную сторону.

Эксперименты показывают, что наибольший к. п. д. имеет ступень с несимметричной круглой улиткой [41].

При использовании улиток для дополнительного торможения выходящего из диффузора потока воздуха целесообразно при­ менять симметричные улитки грушевидного сечения [41]. При работе на нерасчетном режиме у таких улиток возникает не­ равномерное в окружном направлении поле давлений. Эго отно­ сится к работе компрессора с безлопаточным диффузором, так как при работе с лопаточным диффузором даже существенное отклонение режима от расчетного (по расходу) мало влияет на неравномерность потока, выходящего из диффузора.

Площадь поперечного сечения F0 улиток компрессоров в вы­ ходном сечении выбирают такой, чтобы скорость воздуха была

равна

или близка

к его скорости

на выходе

из диффузора.

Изменение площади по углу разворота улитки

(рис. 40)

при­

нимают пропорциональным углу го:

Fv = F0 — ,

что предпо-

лагает

равномерное

по окружности

 

из

поступление воздуха

диффузора в улитку.

 

промежуточное сечение

Расход воздуха через какое-либо

Внешний контур улитки часто проектируют так, чтобы ок­ ружная составляющая скорости воздуха в сечениях улитки из­ менялась с изменением г по закону

c j = C4 UA = const,

где c4u — окружная составляющая скорости на выходе из лопа­ точного диффузора.

5*

67


Практически при проектировании улитки, зная площадь ее поперечного сечения на выходе, при построении контуров отдель­ ных сечений следят, чтобы переход от одного сечения к другому был достаточно плавным. Наружный же контур очерчивают не­ сколькими плавно сопрягающимися дугами окружностей.

На нерасчетном режиме работы компрессора улитка начина­ ет работать как расходный диффузор или конфузор в зависимо­ сти от того, больше или меньше объемный расход по сравнению с номинальным значением.

Рис. 40. Распределение давления вдоль улитки компрессора ТК-30:

/ — !9 — точки замера; сплошные

линии — ^m in’ штриховые

линии — G

ѵ

На рис. 40 показано распределение давления вдоль наруж­ ного контура улитки компрессора ТК-30, спрофилированной по изложенной выше методике. При малых расходах воздуха и различных окружных скоростях колеса наблюдается хорошая равномерность давления вдоль контура улитки. При максималь­ ных расходах, когда запирается лопаточный диффузор, давление в улитке падает, что вызывает резкое увеличение скорости потока. В связи с этим снижается и коэффициент аул восстанов­ ления полного давления в улитке, как это показано на рис. 41. В то же время при различных окружных скоростях колеса и минимальных значениях расхода воздуха коэффициенты сгул различаются незначительно.

68

На основании выводов, сделанных выше, а также экспери­ ментальных исследований, проведенных на Коломенском тепло­ возостроительном заводе им. В. В. Куйбышева, разработана методика расчета центробежного компрессора, которая изла-

Рис. 41. Зависимости 0ул = f(Gпр, гЦпр) для улитки ком­ прессора ТК-30:

‘ 2Пр 225 м/с; 2

2пр= 275 м/с; 3 и 2Пр = 325 м/с;

- " 2 п р = 375 м/с

гается ниже (см. приложение 1) на примере определения основных конструктивных размеров и к. п. д. компрессора для наддува двигателя 16ЧН 26/26 (заводская марка 5Д49).


Г.И V\’ür.rtob РАСШИРЕНИЕ ДИАПАЗОНА РАБОТЫ

КОМПРЕССОРА

ДИАПАЗОН РАБОТЫ ЦЕНТРОБЕЖНОГО КОМПРЕССОРА

Диапазон работы компрессора по расходу воздуха при неизменной окружной скорости колеса характеризуется разно­ стью между максимальным и минимальным значениями расхода через компрессор, т. е. ДG = Gmах— GmmОбычно компрессор с точки зрения возможности его работы при различных значени­ ях расхода воздуха оценивается по относительной величине диапазона

R

AG

^ ~~

г

 

и

т і п

которую в дальнейшем будем

 

называть просто диапазоном

работы компрессора по расходу воздуха. Его величина в значи­ тельной степени определяет возможность работы комбинирован­ ного двигателя по заданной характеристике.

Проблема расширения диапазона работы центробежного компрессора возникает в связи с созданием высокофорсирован­ ных комбинированных двигателей, в которых в связи с ростом давления наддува и увеличением окружной скорости колеса центробежного компрессора наблюдается сужение его диапазо­ на работы по расходу. Последнее ограничивает возможный диапазон изменения нагрузок двигателя и ухудшает его динами­ ческие характеристики.

Диапазон работы компрессора

со стороны

минимального

расхода ограничивается помпажом.

Максимальный расход воз­

духа через компрессор лимитируется

пропускной

способностью

элементов проточной части компрессора. Поэтому задача расши­ рения диапазона работы компрессора должна решаться как в направлении сдвига границы помпажа в область меньшего расхода, так и в направлении увеличения пропускной способно­ сти элементов компрессора.

Для характеристики работы компрессора большое значение имеет запас устойчивости компрессора по расходу, характери­ зующий удаленность линии совместной работы компрессора и потребителя воздуха от границы помпажа. Величина запаса устойчивости зависит от крутизны характеристики компрессора, снятой при неизменной окружной скорости колеса: при более крутой характеристике и одинаковой разнице между расходом

70