Файл: Агрегаты воздухоснабжения комбинированных двигателей внутреннего сгорания..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 188
Скачиваний: 1
Проведем из центра 0 3 линию 0 30 Ср, перпендикулярную 0 3Е и являющуюся биссектрисой угла Ѳд. Тогда 0 30 ср будет пред
ставлять собой радиус средней линии. Из треугольника |
0 і 0 20 3 |
|
Од = 2arcsin |
А sin а Ср |
(65) |
|
ГВЫП ^вог .
При расчетах по формуле (65) необходимо задаваться рядом значений угла аср, который изменяется от аВх, соответ ствующего пересечению средней линии канала (дуги радиусом гср) с окружностью диаметром D3, и до аВЫх, соответствующего пересечению той же дуги с окружностью диаметром D4.
Результаты расчета по формуле (65) удобно выразить как функцию длины канала диффузора /:
^ = ^ср ( ®ср ® вх) •
Выражение для определения среднего радиуса гср легко получить, рассмотрев геометрические соотношения на рис. 36:
А tg |
|
Ѳ„ |
tg |
|
Ѳ„ |
|
|
аср + - ^ |
аср— f |
|
(66) |
||||
^ср |
Ѳл |
— tg |
^ Ctcp - |
Ѳд |
xcp |
||
|
|
||||||
tg ( «cp + ' j |
2 |
|
|||||
Вычислив для какого-нибудь |
угла |
а0р угол Ѳд по |
форму |
||||
ле (65), находим затем |
гср и, |
считая |
его неизменным |
при раз- |
5 З а к а з 9 6 3 |
65 |
личных «ср, по формуле (66) определяем значения длины I. На рис. 37 в качестве примера приведены результаты расчета по
изложенной |
выше |
методике |
зависимости |
Ѳд = f(l) для |
межло |
||||||
паточного |
канала |
одного из диффузоров |
компрессора |
ТК-34, |
|||||||
характеризуемого параметрами |
(см. рис. |
11 и 37): D3 = 390 мм; |
|||||||||
£ > 4 = |
540 мм; |
гд = |
|
17 лопаток; |
/"„ып = 295 мм; |
твог = |
450 мм; |
||||
твх = |
1,5 |
мм; Гвых = |
1,0 мм; |
радиус |
средней линии |
лопатки |
|||||
гср = |
349 |
мм; А = |
140,5 (определено построением). Диффузор- |
||||||||
ность канала |
в его |
выходной части |
достигает |
существенной |
|||||||
величины. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 37. Зависимость Ѳд = f(l) |
Рис. 38. Схема канального |
для диффузора компрессора |
диффузора компрессора |
' ТК-34 |
|
Постоянство угла уширения канала можно достигнуть при менением прямолинейных образующих. Величина угла выби
рается |
равной 6—8°. Тогда |
лопатки имеют |
форму |
клиньев, |
|||||
|
|
|
иногда |
со скруглениями в вы |
|||||
|
|
|
ходной части |
(рис. 38). Вогну |
|||||
|
|
|
тый контур входной части ло |
||||||
|
|
|
паток обычно |
выполняется по |
|||||
|
|
|
логарифмической |
спирали |
или |
||||
|
|
|
по дуге окружности. |
|
|
||||
|
|
|
Исследования |
лопаточных |
|||||
|
|
|
диффузоров |
показывают, |
что |
||||
|
|
|
неравномерность |
давления по |
|||||
|
|
|
шагу имеет место лишь на ре |
||||||
|
|
|
жимах, отклоняющихся от рас |
||||||
|
|
|
четных. |
|
|
|
|
набегаю |
|
|
|
|
Неравномерность |
||||||
Рис. 39. Зависимости aa = f(Gnp, игпр) |
щего потока по ширине канала |
||||||||
|
|
|
приводит к отрывам потока на |
||||||
|
|
|
выпуклой |
и вогнутой |
сторонах |
||||
лопаток. Профилирование входных кромок |
с учетом |
неравно |
|||||||
мерности потока повышает к. п. д. ступени. |
|
|
относи |
||||||
Исследования лопаточных диффузоров |
с различной |
||||||||
тельной |
шириной b3/b2 канала |
показали, |
что |
максимальный |
|||||
к. п. д. |
ступени имеет место |
при b3/b2 = |
1,0 [31]. Поэтому в вы- |
66
соконапорных компрессорах, работающих обычно вблизи гра ницы помпажа, ширину канала bs следует выбирать близкой
кширине колеса Ь2.
Взаключение приведем значения коэффициента восстановле ния полного давления ад в функции расхода для компрессора ТК-34. Показанные на рис. 39 кривые ад = f(Gnp, и2пѵ) построе ны по результатам измерения полного давления на входе в диффузор и выходе из него с учетом неравномерности потока как по шагу лопаток, так и по ширине канала.
ВОЗДУШНАЯ УЛИТКА
Из диффузора центробежного компрессора воздух поступает в воздухосборник, выполняемый обычно в виде улитки с пере менной по углу разворота площадью поперечного сечения. Форма сечений каналов улиток может быть самая разнообраз ная — грушевидная, круглая, квадратная, симметричная и не симметричная, наклоненная в сторону всасывающего патрубка компрессора или в противоположную сторону.
Эксперименты показывают, что наибольший к. п. д. имеет ступень с несимметричной круглой улиткой [41].
При использовании улиток для дополнительного торможения выходящего из диффузора потока воздуха целесообразно при менять симметричные улитки грушевидного сечения [41]. При работе на нерасчетном режиме у таких улиток возникает не равномерное в окружном направлении поле давлений. Эго отно сится к работе компрессора с безлопаточным диффузором, так как при работе с лопаточным диффузором даже существенное отклонение режима от расчетного (по расходу) мало влияет на неравномерность потока, выходящего из диффузора.
Площадь поперечного сечения F0 улиток компрессоров в вы ходном сечении выбирают такой, чтобы скорость воздуха была
равна |
или близка |
к его скорости |
на выходе |
из диффузора. |
|
Изменение площади по углу разворота улитки |
(рис. 40) |
при |
|||
нимают пропорциональным углу го: |
Fv = F0 — , |
что предпо- |
|||
лагает |
равномерное |
по окружности |
2я |
|
из |
поступление воздуха |
|||||
диффузора в улитку. |
|
промежуточное сечение |
|||
Расход воздуха через какое-либо |
Внешний контур улитки часто проектируют так, чтобы ок ружная составляющая скорости воздуха в сечениях улитки из менялась с изменением г по закону
c j = C4 UA = const,
где c4u — окружная составляющая скорости на выходе из лопа точного диффузора.
5* |
67 |
Практически при проектировании улитки, зная площадь ее поперечного сечения на выходе, при построении контуров отдель ных сечений следят, чтобы переход от одного сечения к другому был достаточно плавным. Наружный же контур очерчивают не сколькими плавно сопрягающимися дугами окружностей.
На нерасчетном режиме работы компрессора улитка начина ет работать как расходный диффузор или конфузор в зависимо сти от того, больше или меньше объемный расход по сравнению с номинальным значением.
Рис. 40. Распределение давления вдоль улитки компрессора ТК-30:
/ — !9 — точки замера; сплошные |
линии — ^m in’ штриховые |
линии — G |
ѵ |
На рис. 40 показано распределение давления вдоль наруж ного контура улитки компрессора ТК-30, спрофилированной по изложенной выше методике. При малых расходах воздуха и различных окружных скоростях колеса наблюдается хорошая равномерность давления вдоль контура улитки. При максималь ных расходах, когда запирается лопаточный диффузор, давление в улитке падает, что вызывает резкое увеличение скорости потока. В связи с этим снижается и коэффициент аул восстанов ления полного давления в улитке, как это показано на рис. 41. В то же время при различных окружных скоростях колеса и минимальных значениях расхода воздуха коэффициенты сгул различаются незначительно.
68
На основании выводов, сделанных выше, а также экспери ментальных исследований, проведенных на Коломенском тепло возостроительном заводе им. В. В. Куйбышева, разработана методика расчета центробежного компрессора, которая изла-
Рис. 41. Зависимости 0ул = f(Gпр, гЦпр) для улитки ком прессора ТК-30:
‘ 2Пр 225 м/с; 2 |
“ 2пр= 275 м/с; 3 — и 2Пр = 325 м/с; |
- " 2 п р = 375 м/с
гается ниже (см. приложение 1) на примере определения основных конструктивных размеров и к. п. д. компрессора для наддува двигателя 16ЧН 26/26 (заводская марка 5Д49).
Г.И V\’ür.rtob РАСШИРЕНИЕ ДИАПАЗОНА РАБОТЫ
КОМПРЕССОРА
ДИАПАЗОН РАБОТЫ ЦЕНТРОБЕЖНОГО КОМПРЕССОРА
Диапазон работы компрессора по расходу воздуха при неизменной окружной скорости колеса характеризуется разно стью между максимальным и минимальным значениями расхода через компрессор, т. е. ДG = Gmах— GmmОбычно компрессор с точки зрения возможности его работы при различных значени ях расхода воздуха оценивается по относительной величине диапазона
R |
AG |
|
^ ~~ |
г |
’ |
|
и |
т і п |
которую в дальнейшем будем |
|
называть просто диапазоном |
работы компрессора по расходу воздуха. Его величина в значи тельной степени определяет возможность работы комбинирован ного двигателя по заданной характеристике.
Проблема расширения диапазона работы центробежного компрессора возникает в связи с созданием высокофорсирован ных комбинированных двигателей, в которых в связи с ростом давления наддува и увеличением окружной скорости колеса центробежного компрессора наблюдается сужение его диапазо на работы по расходу. Последнее ограничивает возможный диапазон изменения нагрузок двигателя и ухудшает его динами ческие характеристики.
Диапазон работы компрессора |
со стороны |
минимального |
расхода ограничивается помпажом. |
Максимальный расход воз |
|
духа через компрессор лимитируется |
пропускной |
способностью |
элементов проточной части компрессора. Поэтому задача расши рения диапазона работы компрессора должна решаться как в направлении сдвига границы помпажа в область меньшего расхода, так и в направлении увеличения пропускной способно сти элементов компрессора.
Для характеристики работы компрессора большое значение имеет запас устойчивости компрессора по расходу, характери зующий удаленность линии совместной работы компрессора и потребителя воздуха от границы помпажа. Величина запаса устойчивости зависит от крутизны характеристики компрессора, снятой при неизменной окружной скорости колеса: при более крутой характеристике и одинаковой разнице между расходом
70