Файл: Агрегаты воздухоснабжения комбинированных двигателей внутреннего сгорания..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 193

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тогда предельная плотность потока массы в каналах элемен­

тарного рабочего колеса

 

 

1 к+\

 

 

 

1 /,+ 1

 

Р к р ^ 'к р G '

 

Р\

 

2 к 1 ]/k

1 + -— - uUr2—2ѵ)

 

V W : U

+

1

k+l

1

 

 

 

 

 

 

(77)

Уравнение

(77) может быть использовано

для определения

максимального расхода, пропускаемого тем или иным сечением

каналов

колеса.

Если подставить

выражение (77) в уравне­

ние (74)

II ввести обозначение

 

 

 

 

 

k

/

2

*+i

 

 

 

 

k—\

 

 

 

V

R

U

+ l

= mкр.

 

 

 

 

 

 

то получим

 

 

 

 

_L *±i

 

AGт а X

Д/эфP\_ omKp

 

(78)

1 + —k ^ u 2.(? — 2v)

 

 

 

 

 

 

2 * - l

 

 

 

V T)

 

 

k+l 1

 

При движении газа по цилиндрическим поверхностям

тока,,

что возможно, если ограничивающее расход сечение расположе­

но вблизи входного сечения колеса, т. е. г = 1, имеем

 

 

А/эфРі а/пкр

I

k+\

 

АGшах

1 + ^ - ^ п 2(1 —2ѵ) T

k—\

(79)

 

 

k+l

 

 

или

 

 

 

 

 

AGmax

а т кр.

 

(80),

Уравнение

(80) по виду

не отличается от

аналогичного*

уравнения для неподвижного канала, например канала лопаточ­

ного диффузора.

В последнем случае в уравнение

(80) необхо­

димо вместо

7 ^

подставить величины р*

и Т * . Отме­

тим, что выражение (78) могло быть выведено путем рассмотре­ ния условного политропического процесса расширения воздуха1, при постоянном показателе политропы п. Тогда зависимость между коэффициентами k, о и п выразится соотношением

а =

(81)

В реальной машине величина предельного расхода будет зависеть от нестационарности и неравномерности набегающего»

78


потока в окружном направлении, а рост пограничного слоя на стенках и возможные отрывы потока уменьшают эффективную площадь сечения. Учесть влияние перечисленных факторов можно отдельными коэффициентами, так что суммарный коэф­ фициент расхода

 

 

 

ö z k

 

(82)

где е — коэффициент,

учитывающий заужение площади

канала

цк =

 

и отрыва потока

из-за наличия пограничного слоя на стенках

 

kH— коэффициент, учитывающий неравномер­

ность и нестационарность потока.

выравнивании и

Вследствие

того, что потери

энергии при

стабилизации

потока

вызывают

повышение

показателя

поли­

тропы п, в дальнейшем этот вид потерь будем учитывать коэф­ фициентом а.

При испытаниях выделить отдельное влияние каждого из перечисленных факторов весьма затруднительно. Сопоставляя действительный максимальный расход через канал с теорети­ ческим при изоэнтропическом течении газа, находят непосред­ ственно величину коэффициента расхода рк.

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ НА ПРОПУСКНУЮ СПОСОБНОСТЬ КОЛЕСА

Как следует из выражения (78), величина максимального расхода через рассматриваемое сечение колеса зависит от пол­

ных параметров потока на входе в колесо

р] и Т\

. Темпера­

тура торможения ТI без больших погрешностей

может быть

принята равной температуре окружающей

среды

ТІ

на входе

в компрессор, так как при движении газа во входном патрубке

компрессора обычно можно пренебречь

теплообменом с окру­

жающей средой. Полное давление р\

зависит от потерь энер­

гии во входном патрубке компрессора. Коэффициент восстанов­ ления полного давления в патрубке овх может быть определен по формуле (8).

Для диапазона работы компрессора имеет значение не столько абсолютная величина 0ВХ, сколько характер ее измене­ ния с изменением расхода воздуха и, следовательно, скорости С\.

Уменьшение овх с ростом Ач происходит более интенсивно при высоких значениях коэффициента потерь £вх в патрубке. Применение коленообразных патрубков, различных шумопогло­ щающих устройств и т. п., характеризующихся высокими коэф­ фициентами потерь, уменьшает авх и, следовательно, снижает пропускную способность колеса. Поэтому целесообразно приме­ нять осевые входные патрубки.

79



Предельная плотность потока массы увеличивается с возрас­ танием окружной скорости колеса и увеличением радиуса рас­ положения сечения канала, ограничивающего расход. Введение

закручивания потока на входе

в колесо

в направлении

его

вращения (ѵ > 0) способствует

снижению

параметров тормо­

жения в относительном движении и уменьшению иуКрркр.

—-

На рис. 45 показаны зависимости

^крРкр

= /(ѵ,

*

, — г

и,)

для воздуха при г = 1,0 и значениях а =

Р1,

V RT\

 

 

1,0; 0,875;

0,715,

из

которых следует, что с увеличением «і влияние ѵ усиливается.

а и «[Г

1 — а = 1,0; 2 — а = 0,875; 3 — сг = 0,715

Увеличение потерь энергии (снижение сг) способствует сниже­ нию ркрЙУкр.

Представляет интерес анализ возможности ограничения рас­ хода тем или иным сечением колеса. С этой целью для одного из

осерадиальных колес при окружной скорости и2 = 395 м/с были приближенно определены значения действительной плотности потока массы рw для трех струек тока. Для тех же струек тока по формуле (77) были определены значения предельной плот­ ности потока массы в различных сечениях. Результаты

расчетов в виде графиков pw и ркр^кр = f(r) для колес различ­ ных вариантов, отличающихся одно от другого углом р2л загиба лопаток, показаны на рис. 46. Сопоставление между собой кри­

вых рw = f (г) и Ркр^кр = f(r) показывает, что разница, между

80


значениями рw и рКр®кр минимальна в узком входном сечении колеса даже для колес с лопатками, загнутыми вперед (или назад) на угол р2л = 45°.

Из результатов расчета следует сделать вывод, что для осе­ радиальных колес наиболее вероятным сечением, ограничиваю­ щим расход, является узкое входное сечение колеса.

г,т

170

150

150

110

90

70

50

30

8

 

12

16

20

29

28

32

36

 

Рис.

46.

Пример

изменения

действительной

и

критической

плотностей

потока

массы вдоль радиуса колеса для

трех

струек тока

при ѵ = 0:

I

- Р2Л =

90”;

2 — Р2Л=

(30°; 3

р2л = 45°;

4 — а = 1,0; 5 -

а = 0,88

Полный максимальный расход через колесо получается пу­ тем суммирования значений AGmax, определенных с помощью выражения (78) для различных струек тока. Элементарная пло­ щадь ограничивающего расход сечения канала

 

djэф = ггкахйг,

 

 

где zK— число лопаток

колеса;

щ — ширина

горловины

канала.

 

 

 

 

 

Тогда в пределе

*

 

 

1 *+1

о

 

 

Г

Ріаі

 

 

2

k—\

G max = 2 Km Kp I

 

1 + ^ ~ — иЦг2— 2ѵ)

dr. (83)

 

k

+ 1 1

 

r„

Обычно вычисление интеграла производится численным ме­ тодом, для чего входное сечение колеса разбивают на кольцевые

6 Заказ 963

8 |