Файл: Агрегаты воздухоснабжения комбинированных двигателей внутреннего сгорания..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 198
Скачиваний: 1
помпажную характеристику в область меньших расходов. При. максимальных углах из пропускная способность компрессора мо жет лимитироваться ВНА. Закручивание потока перед вращаю щимся направляющим аппаратом против направления вращения
( « I |
> |
90°) |
позволяет |
из-за роста осевой |
скорости сіа и безудар |
ного |
входа |
сдвинуть |
характеристику |
компрессора в сторону |
больших расходов. В свою очередь, лопаточный диффузор может ограничивать, с одной стороны, диапазон работы компрессора вследствие возникновения срывных режимов в его межлопаточ ных каналах, а с другой стороны, вследствие «запирания» (при больших углах набегания потока на вогнутую часть лопаток). Поэтому одновременное изменение угла установки лопаток вход ного направляющего аппарата и диффузора может привести к расширению диапазона работы компрессора и улучшению его показателей.
Сравнение эффективности регулирования компрессора пово
ротом |
лопаток |
ВхНА, диффузора и совместным их поворотом |
||
показано на рис. |
137. |
|
||
На рисунке |
|
|
|
|
где |
G ' |
4 - ö |
max_ СредНИд расход по характеристике при |
|
Gcp = —mm |
||||
данном положении лопаточных аппаратов; |
) + бп |
|||
GсрО : |
||||
расход при расчетных углах входа потока |
(сц = 90°; аз = 16°). |
При регулировании компрессора только поворотными лопат
ками ВхНА минимальный расход Gcp = 0,85, степень повышения давления при этом снизилась на 10%, а г|ад и Н *д соответственно
на 6 и 7%. При максимальном расходе Gcp = 1,05, к. п. д. сни зился на 7,5%.
При регулировании компрессора только лопатками диффузо
ра был получен минимальный расход Gcp = 0,84, степень повы шения давления и коэффициент напора снизились на 3%, а к. п. д. остался без изменения. Максимальная величина расхода
Gcp = 1,15. Напор и к. п. д. компрессора при этом практически не изменились.
При регулировании одновременным поворотом лопаток вход
ного направляющего аппарата и диффузора Gcp = 0,79 при сни жении лк на 8% и к. п. д. на 3,5%. Максимальная величина рас
хода составила Gcp = 1,22, к. п. д. компрессора в этом случае не сколько снизился по сравнению с к. п. д. при регулировании
только лопатками диффузора.
Из проведенных исследований следует, что регулирование компрессора совместным поворотом лопаток входного направ ляющего аппарата и диффузора значительно расширяет его ра
207
бочий диапазон. Такой способ регулирования может быть реко
мендован для двигателей |
с высокими значениями |
среднего |
|
эффективного давления в цилиндрах (ре ^ |
1,8 МН/м2) |
и коэф |
|
фициента приспособляемости |
(К > 2). |
воздуха через ком |
|
Из уравнения (154) следует, что расход |
прессор пропорционален высоте канала диффузора b3. Изменяя Ь3 соответственно изменению расхода, можно сохранить неизмен ными углы набегания потока на лопатки диффузора. Следова тельно, в определенных пределах можно менять положение гра
|
|
|
|
ницы помпажа |
и максимальную |
|||
0,65 |
|
/ |
“^ = 5 7 ) |
пропускную |
способность |
ком |
||
|
-2 |
прессора. |
На |
рис. |
138 |
при |
||
|
« S |
3 |
||||||
0,60 |
|
|
ведены результаты |
испытаний |
С |
/ |
|
Лк |
2 , |
1/ |
0,8 |
|
||||
Л. —— |
|
|
|||
07 |
V |
s |
2,2 |
|
|
|
2,0 |
|
|
||
|
|
|
|
2,6 |
|
p .(S |
- 1 |
2,6 |
/ s |
3 |
|
s |
// |
|
|
2,2 |
é |
W |
|
|
|
||
0 ,8 |
|
|
Рис. 137. Изменение параметров
компрессора |
в |
зависимости |
от |
||||
способа его регулирования: |
|
||||||
1 — |
поворот |
лопаток |
диффузора |
||||
(а3 “ |
12°30/ -5- |
23°30'); 2 — |
поворот |
||||
лопаток |
входного |
направляющего |
|||||
аппарата |
(аі |
= 60° ч- 114°); |
3 |
— |
|||
поворот |
лопаток |
диффузора |
и |
||||
входного |
направляющего |
аппарата |
1,8
и
0,5 0,5 0,7 0,8 0,9 G
Рис. 138. Изменение поло жения границы помпажа компрессора ТК-23 при изменении высоты канала диффузора:
1 ~ Ь 2 = * з н ; |
2 ~ * з = |
“ 0.885 |
і>8„ |
турбокомпрессора типа ТК-23, при которых высота канала лопа точного диффузора менялась в пределах 0,885—1,0. При степени повышения давления в компрессоре пк = 2,0 граница помпажа сместилась соответственно изменению высоты канала, к. п. д. компрессора не изменился. Результаты опытов согласуются с другими известными исследованиями. В конструкции компрес сора с регулированием изменением высоты канала диффузора необходимо принять меры, исключающие чрезмерные потери на удар. Как показывают исследования, этот способ регулирования может быть достаточно эффективен при изменении параметров компрессора в узких пределах.
Регулирование с помощью перепуска воздуха основано на выпуске избыточной части воздуха из полости нагнетания ком прессора. Применительно к условиям работы в комбинирован ных двигателях регулирование такого типа целесообразно ис пользовать для устранения помпажа, ограничения давления воз
208
духа на впуске и изменения характеристики системы воздухоснабжения перепуском части воздуха на вход в газовую тур бину.
При перепуске части воздуха компрессор работает с произ водительностью GK, при которой обеспечиваются расчетные уг лы набегания потока на лопаточные аппараты. Через двига тель же проходит количество воздуха Од = GK — AG. Если пе репускаемый воздух направлять в компрессор по касательной к лопатке у периферии входного отверстия в направлении вра щения колеса, то можно также расширить диапазон работы ком прессора. При направлении этого воздуха в турбину частично используется его энергия и снижается температура газа перед лопатками.
Если давление на входе в двигатель превышает заданное (что характерно при работе на режимах внешней характеристи ки с частотой вращения коленчатого вала, близкой к номиналь ной), то перепускной клапан открывается, давление понижается. Излишний воздух целесообразно направлять за турбину для эжектирования газов.
Сжатый компрессором воздух при перепуске части его в га зовую турбину увеличивает работу газов. В результате можно повысить давление наддува при работе двигателя с малой часто той вращения, а также отодвинуть границу помпажа. Эффек тивность этой системы регулирования увеличивается с ростом к. п. д. турбокомпрессора. На двигателе 16ЧН 26/26 вследствие применения системы наддува с перепуском воздуха в турбину среднее эффективное давление в цилиндрах при п = 0,7я!ЮМбы ло увеличено с 1,2 до 1,58 МН/м2.
Регулирование с помощью перепуска воздуха нашло приме нение в некоторых комбинированных автотранспортных двига телях.
РЕГУЛИРОВАНИЕ ТУРБИН
В турбинах комбинированных двигателей применяют каче ственное, количественное регулирование и регулирование с по мощью перепуска газа.
Качественное регулирование осуществляется путем измене ния параметров газа перед турбиной. В комбинированных дви гателях такой способ регулирования возможен при установке специальной камеры сгорания, в которую подается дополнитель ное топливо, или дросселированием газов, поступающих в тур бину. Для применения такого регулирования турбины в выпуск ных газах двигателя должно содержаться достаточное количе ство кислорода для сжигания дополнительного топлива [24].
Дросселирование заслонкой производится за турбиной или перед ней. Если заслонка расположена за турбиной, можно ме нять величину противодавления за турбиной и поддерживать
14 Заказ 963 |
209 |
требуемую степень понижения давления газов в турбине. Это позволяет на режимах, близких к режимам номинальной мощ
ности, ограничивать |
возрастание |
частоты |
вращения ротора |
ТК |
|||
и давление наддува. |
|
|
|
|
|
|
|
Принципиальное изменение основных параметров двигателя |
|||||||
при дроссельном |
регулировании |
турбины ТК |
показано |
на |
|||
|
рис. 139. При изменении давления |
||||||
|
за турбиной |
р2 = (0,69 л- 1,0) X |
|||||
|
X P2 IIOMв диапазоне |
частот |
вра |
||||
|
щения |
(0,6—1,0) /іном давление рк |
|||||
|
изменялось |
в пределах |
(0,97— |
||||
|
1,0) рк ном при достигнутом коэф |
||||||
|
фициенте приспособляемости К = |
||||||
|
= 2,23. |
Увеличение противодав |
|||||
|
ления |
на номинальном |
режиме |
||||
|
сопровождалось ростом насосных |
||||||
|
потерь, вследствие чего возраста |
||||||
|
ли |
расход топлива |
ge и темпера |
||||
|
тура выпускных газов tr. |
|
|
Рис. 139. Параметры двигателя при дрос сельном регулировании турбины турбо компрессора
В центростремительных турбинах с безлопаточным сопловым аппаратом дроссельную заслонку следует устанавливать в газо приемной улитке турбины [27].
Несмотря на недостаточно высокую экономичность, дроссель ное регулирование нашло применение в некоторых силовых уста новках (например, в двигателях ЧН 30/38 [2]).
Количественное регулирование осуществляется изменением проходных сечений турбины. В ступенях турбины, используемых в комбинированных двигателях, расход газа, определяемый про ходным сечением соплового аппарата,
GT = nDj/iCj sin ctjep,, |
(155) |
где D1 — диаметр ступени турбины.
Из уравнения (155) следует, что расход через турбину может регулироваться путем изменения степени парциальное™ е, утла си выхода потока газа из соплового аппарата и высоты сопло вого канала 1\. Это и используется в различных вариантах коли чественного регулирования. Количественное регулирование мо жет осуществляться ступенчато, как это принято в паротурбостроении, и бесступенчато, что характерно для газотурбостроения. При ступенчатом регулировании меняется или степень
210
парциальное™ турбины е, или высота соплового канала 1\, или угол «I выхода потока из соплового аппарата.
Регулирование изменением степени парциальное™ основано на отключении части соплового аппарата.
На рис. 140 показана одна из схем парциального регулиро вания. В этом случае каждую выпускную трубу подводят к от дельному сектору соплового аппарата. При малой частоте вра щения коленчатого вала двигателя специальным шибером 1 (рис. 140, а) газы из двух или трех труб перед турбиной направ-
Рис. 140. Схемы регулирования турбин турбокомпрес сора изменением степени иарциальности
ляют в один трубопровод, из которого они поступают в рабочее колесо турбины через Ѵг или 7з площади соплового аппарата. При этом возрастают частота вращения ротора и давление над дува. Для предотвращения помпажа предусмотрено регулирова ние компрессора поворотом лопаток входного направляющего аппарата. В многоцилиндровых двигателях при наличии четырех выпускных труб можно создать схему регулирования с четырьмя ступенями и последовательно отключать 25, 50 и 75% площади проходного сечения соплового аппарата. Проведенные исследо вания такой системы со степенью парциальности е = 0,5 показа ли, что несмотря на падение к. п. д. турбины вследствие парци ального подвода в 1,1 —1,2 раза было обеспечено повышение крутящего момента двигателя ДН 23/30 приблизительно в 1,2 ра за при п = 0,55п„ом-
14* |
211 |