Файл: Агрегаты воздухоснабжения комбинированных двигателей внутреннего сгорания..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 202

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Чтобы обеспечить устойчивую работу компрессора системы воздухоснабжения, расход воздуха на его помпажной границе (точки С или С') должен быть на 5—10% меньше, чем расход воздуха двигателем на режиме максимального крутящего мо­ мента. Из этого условия определится положение точки D (или D'). Чтобы компрессор работал с удовлетворительным к. п. д., его характеристика должна проходить через точку К, лежащую правее точки А, соответствующей работе двигателя на номи­ нальном режиме (рис. 124). Тогда рабочий диапазон компрес-

 

 

 

 

 

Рис. І24. Изменение рабоче­

 

 

 

 

 

го диапазона регулируемой

Рис.

123. Гидравлические

характе­

турбины турбокомпрессора

при работе двигателя

с по­

ристики и диапазоны

расхода

воз­

стоянным эффективным дав­

духа двигателей с различными ко­

лением ре = 1,2 МН/м2 в за­

эффициентами приспособляемости:

висимости от частоты

вра­

/ —

границы помпажа;

/

— К = 3;

щения коленчатого вала

2 — К = 2; 3 — характеристики

регу­

 

лируемого компрессора

 

 

 

сора будет пропорционален отрезку DK’, или его можно выразить в виде формулы

Из изложенного следует, что рабочий диапазон компрессора по расходу воздуха должен быть более широким, чем рабочий диапазон двигателя (бк > 6Д) . В том случае, если рабочий диа­ пазон компрессора меньше рабочего диапазона двигателя (бк < < бд), появляется необходимость регулирования компрессора по расходу воздуха (в этом случае обычно требуется регулирование и турбины). Например, при работе двигателя ЧН 30/38 с посто­ янным средним эффективным давлением 1,18 МН/м2 при К = 2 (коэффициент приспособляемости Кп = 2) диапазон по расходу воздуха был равен бд = 39,4%. Диапазон работы нерегулируе­ мого компрессора этого двигателя был равен èK = 13,8%, т. е. не обеспечивал работу двигателя в заданном интервале измене­ ния режимов. Работа двигателя в заданном интервале измене­ ния режимов была обеспечена применением регулируемого ком-

196


прессора, имевшего поворотные лопатки диффузора в интервале 13—21°. Диапазон работы компрессора при этом был увеличен до 60,4%.

Изменение расхода воздуха вызывает соответствующее из­ менение расхода газа, а следовательно, и теплоперепада в тур­ бине агрегата наддува. Чтобы обеспечить заданные условиями эксплуатации режимы совместной работы двигателя и агрегата наддува по давлению и количеству подаваемого воздуха, появ­ ляется необходимость в регулировании турбины, т. е. в принуди­ тельном изменении проходных сечений ее проточной части (обыч­ но соплового аппарата).

Из уравнения (114) сечение сопел турбины

Ргг/(%)Щ%)Й

Рабочий диапазон турбины удобно выразить через отно­ шение площади сопл на режиме номинальной мощности fіпом к площади сопл на режиме максимального крутящего момента /м. Это отношение определяется параметрами газа перед турби­ ной, которые необходимы для обеспечения указанных режимов работы двигателя:

г =

(152)

При работе двигателя ЧН 30/38 с постоянным средним эф­ фективным давлением 1,18 МН/м2 и Кп = 2 (коэффициент при­ способляемости К = 2) рабочий диапазон турбины был равен = 1,82. Это обеспечивалось изменением угла установки соп­ ловых лопаток в диапазоне аі = 20 -к 38° 30'. Изменение рабоче­ го диапазона турбины в зависимости от частоты вращения ко­ ленчатого вала двигателя при этих испытаниях приведено на рис. 124 (крестики — расчетные точки, кружочки — экспери­ ментальные точки).

Регулированием турбокомпрессора удается значительно уве­ личить запас крутящего момента двигателя, расширить диапазон его эксплуатационных режимов. Так на двигателе 6ЧН 15/18

вЦНИДИ был достигнут коэффициент приспособляемости К =

=3,6 при Кп = 2, а на двигателе ЧН 30/38 К= 2 при постоян­

ном среднем эффективном давлении 1,18 МН/м2 (Км = 1 ). Регу­ лирование турбокомпрессора позволяет решать и другие вопро­ сы, связанные с обеспечением основных технико-экономических показателей двигателей, как, например, обеспечение работы с пе­ ременным по величине противодавлением на выпуске, заданных значений мощности в условиях значительного колебания давле­ ния и температуры окружающей среды, приемистости и др.

197


РЕГУЛИРОВАНИЕ КОМПРЕССОРОВ

Регулирование компрессоров, применяемых в комбинирован­ ных двигателях, можно разделить на дроссельное, количествен­ ное и регулирование с помощью перепуска воздуха.

Дроссельное

регулирование основано

на

уменьшении

коли­

чества всасываемого воздуха

созданием

искусственного

сопро­

тивления на всасывании

(или нагнетании). Применительно к ус­

 

 

 

 

 

 

 

ловиям работы копрессора

в си­

 

 

 

 

 

 

 

стеме воздухоснабжения двигате­

 

 

 

 

 

 

 

ля

дроссельное

регулирование

 

 

 

 

 

 

 

возможно для

ограничения

 

дав­

 

 

 

 

 

 

 

ления наддува при работе при но­

 

 

 

 

 

 

 

минальной

частоте вращения ко­

 

 

 

 

 

 

 

ленчатого

вала.

При

переходе

 

 

 

 

 

 

 

с режима

реІПах

(точка

А

на

 

 

 

 

 

 

 

рис. 125) на номинальный режим

 

 

 

 

 

 

 

(точка Б)

с увеличением частоты

 

 

 

 

 

 

 

вращения коленчатого вала р-езко

 

 

 

 

 

 

 

возрастают частота вращения ро­

 

 

 

 

 

 

 

тора и давление наддува. Дроссе­

 

 

 

 

 

 

 

лированием можно снизить

 

дав­

 

 

 

 

 

 

 

ление наддува

и,

как

следствие

 

 

 

 

 

 

 

этого, давление перед турбиной и

Рис.

125.

Изменение

режима

сов­

частоту вращения

ротора.

В ре­

местной

работы

компрессора

тур­

зультате

установится новый

ре­

бокомпрессора

и двигателя

при

жим совместной работы на номи­

дроссельном регулировании:

нальной частоте вращения колен­

/ —

гидравлическая

характеристика

чатого вала — точка Б'. Темпера­

при

п =

0,7;

2

то

же, при п

1;

3—то же, без

 

 

( ^6mах

тура

выпускных

газов при этом

регулирован”ИЯ^" ' -

 

может несколько возрасти, но на­

1,22); 4

то же, при дроссельном

пряженность

двигателя

и турбо­

 

 

регулировании

 

компрессора

будет заметно

сни­

 

 

 

 

 

 

 

жена. Дросселирование на нагне­ тании оказывает большее влияние на положение расходной точ­ ки, чем дросселирование на входе. Для преодоления создаваемо­ го при дросселировании сопротивления непроизводительно затра­ чивается работа турбины, вследствие чего снижается к. п. д. ТК, поэтому регулирование компрессора ТК дросселированием сле­ дует применять в комбинированных двигателях с невысокими значениями коэффициента приспособляемости.

Количественное регулирование основано на изменении про­ ходных сечений лопаточных аппаратов компрессора в соответст­ вии с необходимым изменением расхода воздуха. Известны не­ сколько способов изменения проходных сечений лопаточных ап­ паратов компрессоров.

198


Теоретический напор компрессора с радиальными лопатками

где р — коэффициент

^теор

 

^Іср^імср’

(153)

 

циркуляции

компрессора;

Піср и Ыг —

окружные скорости соответственно

на

среднем

и наружном

диаметрах колеса компрессора

(рис. 126); Си, ср — окружная со­

ставляющая скорости

воздуха

на

входе

в колесо

на среднем

диаметре (закручивание потока).

регулируемым входным направ­ ляющим аппаратом:

а

проточная часть компрессора;

б

треугольники

скоростей

на

среднем

диаметре

входа

в колесо

при

различных положениях

лопаток

входного

направляющего

аппарата

Рис. 127. Характеристики компрессора при регулировании лопатками входно­

=

го

направляющего аппарата:

штриховые линии — cti = 58°; о

<х,\

cti

60°;

X

— ссі = 77°; сплошные

линии

= 90°;

штрихпунктирные линии

Ct\

=

 

 

-

103°; • — а х = 114°

 

 

Из уравнения (190) следует, что при закручивании потока в направлении вращения теоретический напор будет меньше, а при закручивании потока против вращения — больше, чем для случая, когда сiUcp = 0. Это положение используется в компрес­ сорах, регулируемых поворотными лопатками ВНА.

199


На рис. 127 представлены характеристики компрессора, когда регулирование его осуществляется поворотными лопатками вход­ ного направляющего аппарата. При отсутствии закручивания потока (аі = 90°) рабочий диапазон компрессора был равен 47%. Регулирование компрессора поворотом лопаток входного направ­ ляющего аппарата позволило увеличить суммарный диапазон до 90,3%. Диапазон расширился в основном при углах си <90° из-за сдвига границы помпажа в сторону меньших расходов. По сравнению с режимом без закручивания на 7—8% уменьшилась

1

2

3

4

5

6

 

 

степень повышения давления и

 

 

 

 

 

 

 

 

на 4—5% ■— к. п. д. компрес­

 

 

 

 

 

 

 

 

сора.

Снижение

напора

и

 

 

 

 

 

 

 

 

к. п. д. объясняется уменьше­

 

 

 

 

 

 

 

 

нием работы, которую сообща­

 

 

 

 

 

 

 

 

ли

воздуху лопатки

колеса,

а

 

 

 

 

 

 

 

 

также

нарушением

структуры

 

 

 

 

 

 

 

 

потока в проточной части ком­

Рис.

128. Конструктивная схема вход­

прессора

вследствие

работы

при нерасчетных расходах воз­

потока против вращения (си >

ного направляющего

аппарата

с по­

духа.

В

случае

закручивания

зубчатыйворотными лопатками:

 

 

некоторое

повышение

напора,

1 — роликоподшипник; 2

— лимб;

3

> 90°)

вначале

наблюдается

 

6

венец; 4 — рычаг; 5 — втулка;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

поворотная

лопатка

 

 

а при увеличении угла установ­

ки лопаток

 

 

 

 

до ■ои = Ю5° понижение

адиабатического

к. п. д.

и коэффициента напора Яад.

Одной из причин этого снижения,

как показали расчеты, является рост числа Маха в относитель­ ном движении на входе до Мш, = 0,95, что находится на границе его допустимых значений. Исследования стационарных компрес­ соров также показывают, что возможности сдвига характеристик закручиванием потока против вращения меньше, чем закручива­ нием по вращению. В связи с этим проектанту в качестве рас­ четного следует выбирать режим, близкий по производительно­ сти к максимальному [Gpa 0 4 (0,9 ч- 0,95) Gmax]-

Регулирование компрессора поворотом лопаток входного на­ правляющего аппарата нашло применение в агрегатах наддува поршневых авиадвигателей (в случае привода этих агрегатов от

коленчатого вала). В опытных

двигателях типа ДН 23/30,

ЧН 30/38 применялись входные

направляющие аппараты как

с неподвижными лопатками, так и с регулируемыми поворотны­ ми. Конструктивная схема одного из аппаратов с поворотными лопатками приведена на рис. 128. Входные направляющие аппа­ раты с поворотными лопатками используются в некоторых агре­ гатах наддува двигателей транспортного назначения [30].

Другой разновидностью количественного регулирования яв­

ляется изменение проходных сечений лопаточного

диффузора

компрессора. Расход воздуха через диффузор

 

G = пО ф ъсг sin а3р3.

(154)

200