Файл: Агрегаты воздухоснабжения комбинированных двигателей внутреннего сгорания..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 195

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

фирмы ККК (рис. 160) и др. По этой схеме строят турбоком­ прессоры как с осевыми, так и радиальными турбинами. Осо-

Рис. 158. Относительный диапазон характе­ ристик компрессоров с консольным колесом и вынесенным подшипником:

/

ТК-30,и2 = 350

м/с; 2

— ТК-23,

и, =

350

м/с;

3

ТК-30,и2 -

300

м/с; 4

ТК-23;

и2 = 300

м/с;

5 —

ТК-38, ↔ 2 =

350

м/с; 6 ТК-10,

и2 =

362

м/с;

7 —

ТК-23,и2 = 360

м/с; а

ТК-40,

иг =

319

м/с;

9

ТК-23,иг =

308м/с; /0

— ТК-38;

иг =

300 м/с;

сплошные линии — с консольным колесом; ш три ­ ховые линии — с вынесенным подшипником

бенно широко она используется в конструкциях ТК для авто­ тракторных двигателей, частота вращения роторов которых до­ стигает 3000 об/с.

Рис. 159. Турбокомпрессор ТК.Р-14 (ЯМЗ):

/ — корпус турбины; 2 — сопловой аппарат; 3 — колесо турбины; 4 — раз­ резное уплотнительное кольцо; 5 — проставка корпуса турбины; 6 — внутренний экран; 7 — корпус подшипников; 8 — ротор; 9 — упорная шайба; 10 — крышка корпуса подшипников; 11 — упорный фланец; 12 — маслоотражатель; 13 — уплотнительное кольцо ротора; 14 — колесо ком­ прессора; 15 — стопорная шайба; 16 — гайка колеса компрессора; 17 — впускной патрубок; 18 — корпус компрессора; 19 — диффузор; 20 — крыш­ ка корпуса компрессора; 21 — упорное кольцо; 22 — втулка; 23 — шайба;

24

наружный

экран

 

Турбокомпрессоры по указанной

конструктивной схеме изго-

у

товляют в нашей стране,

а также за рубежом — фирмы Бюхи,

 

15*

227


Нелир, Испано — Сюиза (рис. 161), Швитцер Корпорейшн, Эбершпехер, Ротол, Алко и др. Подробное описание некоторых из этих ТК приведено в ряде работ [25, 27].

В большинстве случаев ТК с консольными колесами рассчи­ таны на работу с высокой температурой газов перед турбиной и степенями повышения давления в компрессоре (до л к >3,0). Фирмой Швитцер Корпорейшн созданы турбокомпрессоры обес­ печивающие степень повыше­

 

 

 

ния

давления

в компрессоре

 

 

 

лк = 5,0.

162 приведен разрез

 

 

 

На рис.

 

 

 

турбокомпрессора типа ТК-38

 

 

 

(6ТК), который устанавливают

 

 

 

на

четырехтактные

двигатели

 

 

 

16ЧН 26/26 магистральных теп­

 

 

 

ловозов.

При

номинальной

 

 

 

мощности

двигателя

(ре =

 

 

 

= 1,6

МН/м2)

турбокомпрес­

 

 

 

сор

обеспечивает

давление

 

 

 

наддува

рк = 0,3

МН/м2

и

 

 

 

к. п. д. т|тк = 0,58. При работе

 

 

 

двигателя

на

частичных

на­

 

 

 

грузках к. п. д. ТК находится в

Рис.

160. Турбокомпрессор фирмы

пределах 0,56—0,62, что являет­

ККК с воздушным охлаждением:

ся одной из причин сравнитель­

/ — турбина; 2 — внешний корпус; 3

но низкой теплонапряженности

корпус

подшипников; 4

компрессор:

 

5 — вентиляционный

канал

и высокой экономичности

дви­

 

 

 

гателя.

колеса

компрессора

и

Турбокомпрессоры с расположением

турбины по одну сторону от опор ротора. Конструкции, в кото­ рых рабочие колеса компрессора и турбины расположены кон­ сольно по одну сторону от опор, обычно называют моноротор­ ными. Они имеют наименьшие по сравнению с другими конструк­ тивными схемами габаритные размеры и массу.

В такой конструкции подшипники защищены от нагрева со стороны газовой турбины, имеют небольшое количество уплотне­ ний (только с одной стороны колес), вследствие чего их конст­ рукция упрощается. Компактность конструкции обеспечивает малый момент инерции ротора, что улучшает работу двигателя на неустановившихся и переходных режимах. Турбокомпрессор имеет только две корпусные детали, прост в обслуживании. Не­ достатком указанной схемы является подогрев колеса компрес­ сора и сжатого воздуха тепловым потоком со стороны турбины. Для уменьшения этого подогрева целесообразна защита ком­ прессора при помощи экранов с водяным охлаждением или с теп­ ловой изоляцией (по примеру фирмы Де-Лаваль [25]).

Турбокомпрессоры по указанной конструктивной схеме изго­ товляют фирмы Де-Лаваль, Декстер и др.

228


Турбокомпрессоры с опорами ротора по обеим сторонам тур­ бины. В этой конструктивной схеме созданы благоприятные ус­ ловия обтекания воздухом лопаток центробежного компрессора при его сочетании как с осевой, так и с радиальной турбиной. Колесо турбины обычно тяжелее колеса компрессора, изготов­ ленного из легкого сплава, поэтому нагрузка на опорные под-

Рис. 161. Турбокомпрессор серии HS-400 фирмы Испано — Сюиза:

1 — корпус компрессора; 2 — диффузор; 3 — корпус подшипника; 4, 5, 6, 7 тл 8 — детали упорного подшипника; 9 — кожух;

10

вал

ротора; И, 13 и 14 — лабиринты;

12

— корпус

подшипника;

15

— гайка;

16

— диск

турбины;

17 — газоприемный

корпус;

18

обод

соплового

аппарата;

19 — сопловая

лопатка; 20

пробка; 21 —

обтекатель;

22 — масляное

уплотнение;

 

23

— колесо

компрессора

 

шипники в такой конструкции примерно одинакова, что благо­ приятно для их работы. Один из подшипников (желательно опорно-упорный) доступен для осмотра и замены. Агрегат в це­ лом достаточно компактен и удобен в обслуживании. Очистка проточной части компрессора от отложений возможна путем де­ монтажа только его улитки, что обычно является несложной

229


1

Рис. 162. Турбоком­ прессор типа ТК-38

( 6 Т К ) :

1 — корпус подшипников с осевым разъемом; 2 — газовая улитка — жарозащитный эк­ ран; 3 — ротор

/

2 3 Ч

5

6

7

операцией. В силу указанных преимуществ схема получила весь­

ма широкое применение в двигателестроении.

По этой схеме

у нас в стране изготовляют три типоразмера

турбокомпрессо­

ров: ТК-34 (4ТК) — рис. 163, ТК-30 (2ТК) и ТК-23 (13ТК); за рубежом по такой схеме выпускают ТК народное предприятие Эльбе Верк (ГДР), фирма Бюхи и др.

Турбокомпрессоры с опорами ротора по обеим сторонам колеса компрессора. Эта схема не имеет каких-либо особых

преимуществ по сравнению с рассмотренными выше (в отноше­ нии габаритных размеров и массы) по распределению нагрузок на подшипники, их доступности и др. Она нашла ограниченное применение в уникальных конструкциях ТК с многоступенчаты­ ми компрессорами и в агрегатах со свободными силовыми турби­ нами. Образцы ТК по указанной схеме разработаны и изготовля­ лись фирмой МАН [25], Харьковским заводом транспортного машиностроения им. В. А. Малышева (рис. 164).

Турбокомпрессоры с многоопорными роторами. ТК такого типа изготовлялись фирмой МАН [25], однако они не получили распространения.

231


К О Р П У С Н Ы Е Д Е Т А Л И

Корпусные детали турбокомпрессоров работают в условиях воздействия высоких температур и давлений. Омываемые газами поверхности стенок имеют более высокие температуры, чем со­ прикасающиеся с окружающей средой. Распределение темпера­ тур по отдельным элементам корпусов также неравномерно. Вследствие этого корпуса испытывают значительные перемен­ ные напряжения. Их напряженность зависит также от внутрен­ них (остаточных) напряжений, которыми корпуса нагружаются при изготовлении. Они должны быть стойкими против коррозии со стороны окружающей среды, выпускных газов и охлаждаю­ щей воды. Для уменьшения теплоотдачи в машинное помещение, улучшения условий труда обслуживающего персонала корпуса турбин должны охлаждаться. У большинства турбокомпрессоров применяется водяное охлаждение. Такое охлаждение снижает температуру стенок и соответственно требования, предъявляе­ мые к материалу корпусов. Охлаждение выпускной части корпу­ са турбины уменьшает сопротивление выпуску. Охлаждение же впускной части корпуса, часто называемой газовой улиткой, мо­ жет снизить энергию газа. Корпуса турбин турбокомпрессоров для двигателей малых и средних мощностей часто охлаждают воздухом, или вообще не охлаждают, а покрывают теплоизоля­ цией. Не имеют водяного охлаждения, например, некоторые тур­ бокомпрессоры фирм Браш, МАН, Бюхи, Гаррет и др. Это по­ зволяет несколько снизить массу и габаритные размеры турбо­ компрессора.

В большинстве случаев корпуса имеют перпендикулярные оси ротора разъема с болтовым соединением. При такой конструк­ ции обеспечивается наибольшая жесткость. Конструкции с разъ­ емом в плоскости оси ротора применяют редко. Турбокомпрес­ соры с таким разъемом выпускались для тепловозного двигателя 64Н 318/330 (Д50), фирмой МАН и др. Разъем в плоскости оси ротора дает большие удобства для монтажа, позволяет приме­

нять стѵпенчатые лабиринтные уплотнения.

Выпускают турбо­

компрессоры с частичным (только

среднего

корпуса) разъемом

в плоскости осп ротора (например,

турбокомпрессоры

фирмы

Гаррет -25]).

детали турбокомпрессоров изготовляют

литыми

Корпусные

или сварными.

В случае водяного охлаждения их изготовляют

обычно в виде отливок из чугуна или алюминиевого сплава. Не­ охлаждаемые корпуса отливают из углеродистых или легирован­ ных сталей, или же изготовляют сварными. Для турбокомпрес­ соров низкой и средней напорности в качестве материала корпу­ сов нашли применение чугуны типа СЧ 21-40 и СЧ 24-44. Для высоконапорных турбокомпрессоров форсированных двигателей, температура газов перед турбиной которых повышается до 650— 700° С и выше, следует применять чугуны специальных марок,