Файл: Агрегаты воздухоснабжения комбинированных двигателей внутреннего сгорания..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 195
Скачиваний: 1
фирмы ККК (рис. 160) и др. По этой схеме строят турбоком прессоры как с осевыми, так и радиальными турбинами. Осо-
Рис. 158. Относительный диапазон характе ристик компрессоров с консольным колесом и вынесенным подшипником:
/ |
— |
ТК-30,и2 = 350 |
м/с; 2 |
— ТК-23, |
и, = |
350 |
м/с; |
|
3 |
— |
ТК-30,и2 - |
300 |
м/с; 4 |
— ТК-23; |
и2 = 300 |
м/с; |
|
5 — |
ТК-38, ↔ 2 = |
350 |
м/с; 6 — ТК-10, |
и2 = |
362 |
м/с; |
||
7 — |
ТК-23,и2 = 360 |
м/с; а |
— ТК-40, |
иг = |
319 |
м/с; |
||
9 |
— |
ТК-23,иг = |
308м/с; /0 |
— ТК-38; |
иг = |
300 м/с; |
сплошные линии — с консольным колесом; ш три ховые линии — с вынесенным подшипником
бенно широко она используется в конструкциях ТК для авто тракторных двигателей, частота вращения роторов которых до стигает 3000 об/с.
Рис. 159. Турбокомпрессор ТК.Р-14 (ЯМЗ):
/ — корпус турбины; 2 — сопловой аппарат; 3 — колесо турбины; 4 — раз резное уплотнительное кольцо; 5 — проставка корпуса турбины; 6 — внутренний экран; 7 — корпус подшипников; 8 — ротор; 9 — упорная шайба; 10 — крышка корпуса подшипников; 11 — упорный фланец; 12 — маслоотражатель; 13 — уплотнительное кольцо ротора; 14 — колесо ком прессора; 15 — стопорная шайба; 16 — гайка колеса компрессора; 17 — впускной патрубок; 18 — корпус компрессора; 19 — диффузор; 20 — крыш ка корпуса компрессора; 21 — упорное кольцо; 22 — втулка; 23 — шайба;
24 |
— наружный |
экран |
|
Турбокомпрессоры по указанной |
конструктивной схеме изго- |
у |
|
товляют в нашей стране, |
а также за рубежом — фирмы Бюхи, |
|
15* |
227 |
Нелир, Испано — Сюиза (рис. 161), Швитцер Корпорейшн, Эбершпехер, Ротол, Алко и др. Подробное описание некоторых из этих ТК приведено в ряде работ [25, 27].
В большинстве случаев ТК с консольными колесами рассчи таны на работу с высокой температурой газов перед турбиной и степенями повышения давления в компрессоре (до л к >3,0). Фирмой Швитцер Корпорейшн созданы турбокомпрессоры обес печивающие степень повыше
|
|
|
ния |
давления |
в компрессоре |
|||||
|
|
|
лк = 5,0. |
162 приведен разрез |
||||||
|
|
|
На рис. |
|||||||
|
|
|
турбокомпрессора типа ТК-38 |
|||||||
|
|
|
(6ТК), который устанавливают |
|||||||
|
|
|
на |
четырехтактные |
двигатели |
|||||
|
|
|
16ЧН 26/26 магистральных теп |
|||||||
|
|
|
ловозов. |
При |
номинальной |
|||||
|
|
|
мощности |
двигателя |
(ре = |
|||||
|
|
|
= 1,6 |
МН/м2) |
турбокомпрес |
|||||
|
|
|
сор |
обеспечивает |
давление |
|||||
|
|
|
наддува |
рк = 0,3 |
МН/м2 |
и |
||||
|
|
|
к. п. д. т|тк = 0,58. При работе |
|||||||
|
|
|
двигателя |
на |
частичных |
на |
||||
|
|
|
грузках к. п. д. ТК находится в |
|||||||
Рис. |
160. Турбокомпрессор фирмы |
пределах 0,56—0,62, что являет |
||||||||
ККК с воздушным охлаждением: |
ся одной из причин сравнитель |
|||||||||
/ — турбина; 2 — внешний корпус; 3 — |
но низкой теплонапряженности |
|||||||||
корпус |
подшипников; 4 — |
компрессор: |
||||||||
|
5 — вентиляционный |
канал |
и высокой экономичности |
дви |
||||||
|
|
|
гателя. |
колеса |
компрессора |
и |
||||
Турбокомпрессоры с расположением |
турбины по одну сторону от опор ротора. Конструкции, в кото рых рабочие колеса компрессора и турбины расположены кон сольно по одну сторону от опор, обычно называют моноротор ными. Они имеют наименьшие по сравнению с другими конструк тивными схемами габаритные размеры и массу.
В такой конструкции подшипники защищены от нагрева со стороны газовой турбины, имеют небольшое количество уплотне ний (только с одной стороны колес), вследствие чего их конст рукция упрощается. Компактность конструкции обеспечивает малый момент инерции ротора, что улучшает работу двигателя на неустановившихся и переходных режимах. Турбокомпрессор имеет только две корпусные детали, прост в обслуживании. Не достатком указанной схемы является подогрев колеса компрес сора и сжатого воздуха тепловым потоком со стороны турбины. Для уменьшения этого подогрева целесообразна защита ком прессора при помощи экранов с водяным охлаждением или с теп ловой изоляцией (по примеру фирмы Де-Лаваль [25]).
Турбокомпрессоры по указанной конструктивной схеме изго товляют фирмы Де-Лаваль, Декстер и др.
228
Турбокомпрессоры с опорами ротора по обеим сторонам тур бины. В этой конструктивной схеме созданы благоприятные ус ловия обтекания воздухом лопаток центробежного компрессора при его сочетании как с осевой, так и с радиальной турбиной. Колесо турбины обычно тяжелее колеса компрессора, изготов ленного из легкого сплава, поэтому нагрузка на опорные под-
Рис. 161. Турбокомпрессор серии HS-400 фирмы Испано — Сюиза:
1 — корпус компрессора; 2 — диффузор; 3 — корпус подшипника; 4, 5, 6, 7 тл 8 — детали упорного подшипника; 9 — кожух;
10 |
— вал |
ротора; И, 13 и 14 — лабиринты; |
|||||
12 |
— корпус |
подшипника; |
15 |
— гайка; |
|||
16 |
— диск |
турбины; |
17 — газоприемный |
||||
корпус; |
18 |
— |
обод |
соплового |
аппарата; |
||
19 — сопловая |
лопатка; 20 — |
пробка; 21 — |
|||||
обтекатель; |
22 — масляное |
уплотнение; |
|||||
|
23 |
— колесо |
компрессора |
|
шипники в такой конструкции примерно одинакова, что благо приятно для их работы. Один из подшипников (желательно опорно-упорный) доступен для осмотра и замены. Агрегат в це лом достаточно компактен и удобен в обслуживании. Очистка проточной части компрессора от отложений возможна путем де монтажа только его улитки, что обычно является несложной
229
1
Рис. 162. Турбоком прессор типа ТК-38
( 6 Т К ) :
1 — корпус подшипников с осевым разъемом; 2 — газовая улитка — жарозащитный эк ран; 3 — ротор
/ |
2 3 Ч |
5 |
6 |
7 |
операцией. В силу указанных преимуществ схема получила весь
ма широкое применение в двигателестроении. |
По этой схеме |
у нас в стране изготовляют три типоразмера |
турбокомпрессо |
ров: ТК-34 (4ТК) — рис. 163, ТК-30 (2ТК) и ТК-23 (13ТК); за рубежом по такой схеме выпускают ТК народное предприятие Эльбе Верк (ГДР), фирма Бюхи и др.
Турбокомпрессоры с опорами ротора по обеим сторонам колеса компрессора. Эта схема не имеет каких-либо особых
преимуществ по сравнению с рассмотренными выше (в отноше нии габаритных размеров и массы) по распределению нагрузок на подшипники, их доступности и др. Она нашла ограниченное применение в уникальных конструкциях ТК с многоступенчаты ми компрессорами и в агрегатах со свободными силовыми турби нами. Образцы ТК по указанной схеме разработаны и изготовля лись фирмой МАН [25], Харьковским заводом транспортного машиностроения им. В. А. Малышева (рис. 164).
Турбокомпрессоры с многоопорными роторами. ТК такого типа изготовлялись фирмой МАН [25], однако они не получили распространения.
231
К О Р П У С Н Ы Е Д Е Т А Л И
Корпусные детали турбокомпрессоров работают в условиях воздействия высоких температур и давлений. Омываемые газами поверхности стенок имеют более высокие температуры, чем со прикасающиеся с окружающей средой. Распределение темпера тур по отдельным элементам корпусов также неравномерно. Вследствие этого корпуса испытывают значительные перемен ные напряжения. Их напряженность зависит также от внутрен них (остаточных) напряжений, которыми корпуса нагружаются при изготовлении. Они должны быть стойкими против коррозии со стороны окружающей среды, выпускных газов и охлаждаю щей воды. Для уменьшения теплоотдачи в машинное помещение, улучшения условий труда обслуживающего персонала корпуса турбин должны охлаждаться. У большинства турбокомпрессоров применяется водяное охлаждение. Такое охлаждение снижает температуру стенок и соответственно требования, предъявляе мые к материалу корпусов. Охлаждение выпускной части корпу са турбины уменьшает сопротивление выпуску. Охлаждение же впускной части корпуса, часто называемой газовой улиткой, мо жет снизить энергию газа. Корпуса турбин турбокомпрессоров для двигателей малых и средних мощностей часто охлаждают воздухом, или вообще не охлаждают, а покрывают теплоизоля цией. Не имеют водяного охлаждения, например, некоторые тур бокомпрессоры фирм Браш, МАН, Бюхи, Гаррет и др. Это по зволяет несколько снизить массу и габаритные размеры турбо компрессора.
В большинстве случаев корпуса имеют перпендикулярные оси ротора разъема с болтовым соединением. При такой конструк ции обеспечивается наибольшая жесткость. Конструкции с разъ емом в плоскости оси ротора применяют редко. Турбокомпрес соры с таким разъемом выпускались для тепловозного двигателя 64Н 318/330 (Д50), фирмой МАН и др. Разъем в плоскости оси ротора дает большие удобства для монтажа, позволяет приме
нять стѵпенчатые лабиринтные уплотнения. |
Выпускают турбо |
|||
компрессоры с частичным (только |
среднего |
корпуса) разъемом |
||
в плоскости осп ротора (например, |
турбокомпрессоры |
фирмы |
||
Гаррет -25]). |
детали турбокомпрессоров изготовляют |
литыми |
||
Корпусные |
||||
или сварными. |
В случае водяного охлаждения их изготовляют |
обычно в виде отливок из чугуна или алюминиевого сплава. Не охлаждаемые корпуса отливают из углеродистых или легирован ных сталей, или же изготовляют сварными. Для турбокомпрес соров низкой и средней напорности в качестве материала корпу сов нашли применение чугуны типа СЧ 21-40 и СЧ 24-44. Для высоконапорных турбокомпрессоров форсированных двигателей, температура газов перед турбиной которых повышается до 650— 700° С и выше, следует применять чугуны специальных марок,