Файл: Агрегаты воздухоснабжения комбинированных двигателей внутреннего сгорания..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 190
Скачиваний: 1
например высокопрочные чугуны (ВПЧ). Эти чугуны обладают весьма важным преимуществом по сравнению с серыми чугунами — способностью к пластической деформации (относительное удлинение в ВПЧ находится в пределах 3—10%) и более высо кими пределами прочности. Недостатком их является несколько худшее заполнение литейных форм, склонность к образованию усадочных раковин и других литейных дефектов. Несмотря на
это основные изготовители
А-А
ТК за рубежом (фирмы Зульцер, Броун-Бовери, за воды ГДР и др.) применя ют ВПЧ для сложных кор пусных отливок ТК-
На рис. 165 показано расположение трещины в корпусе турбокомпрессора типа ТКР-40, отлитого из серого чугуна СЧ 24-44 (тре щина по сечению А—А). Че рез этот корпус проходили подводящий и отводящий газьп Трещина была обна ружена после 1000 ч рабо-
Рис. 165. Напряжения в корпусе турбокомпрессора ТКР-40:
а — корпус; б — график изменения напряжений в корпусе; / — вход газа; II — выход газа; 1 — полость водя ного охлаждения; 2 — трещина: 3 — места наклепки тензодатчиков; 4 — внутренние напряжения; 5 — темпера
турные напряжения
ты. С целью определения причин появления трещины методом электротензометрирования были определены внутренние оста точные напряжения, а также напряжения, которые возникали в корпусе при работе вследствие воздействия температур. Из гра фика (рис. 166) видно, что величина внутренних напряжений пре вышала 58,8 МН/м2 (сжатие), а температурные напряжения пре вышали 80 МН/м2 (растяжение). Неудачным было расположе ние технологического лючка для очистки водяной полости, кото рый снижал податливость боковой стенки, а также принятый режим термообработки (отжиг перед механической обработкой, выгрузка из печи при 300° С). После отказа от технологического лючка, введения повторного отжига после предварительной ме ханической обработки напряженность корпуса была значитель но уменьшена: внутренние напряжения уменьшены в 2—2,5 ра за, а температурные— приблизительно в 3 раза.
233
С целью снижения массы отливок корпусов турбокомпрессо ров применяют алюминиевые сплавы типа АЛ4 и АЛ5. Из этих сплавов отлиты корпуса турбокомпрессоров типа ТК-34 (4ТК) (рис. 163), устанавливаемых на тепловозные двигатели типа ДН 23/30 (11Д45, 14Д40), а также корпуса турбокомпрессоров
типа ТК-34, |
устанавливаемые |
па двигатели |
типа ДН |
207/254 |
||||||||||||
(ДЮО). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Термометрические исследования алюминиевых корпусов про |
||||||||||||||||
водились на турбокомпрессорах типов ТКР-40 и ТК-34. |
В опыт |
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
ном варианте ТКР-40 тем |
|||||||||
I |
68 76 |
41 |
47 76 Е |
75 |
47 52 |
|
пература |
корпуса |
турбины |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
достигала |
в |
отдельных |
ме |
||||||
|
|
|
|
|
|
62 |
стах 255° С |
при |
температу |
|||||||
|
|
|
|
|
|
47 |
ре |
газов |
перед |
турбиной |
||||||
|
|
|
|
|
|
640° С. |
При |
этом |
|
расход |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
~43 |
воды на охлаждение |
G,r по |
||||||||
|
|
|
|
|
|
-43 |
отношению |
к |
расходу |
газа |
||||||
|
|
|
|
|
|
-37 |
Gr |
составлял |
|
Gr |
= |
0,32. |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
С целью снижения темпера |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
туры стенок путем расшире |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
ния трубопроводов |
подвода |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
и |
отвода |
воды |
указанная |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
величина |
расхода |
была уве |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
личена до |
|
|
= |
0,5, однако |
|||||
Рис. 166. Твердость стенок алюминиевого |
температураОТ стенок |
снизи |
||||||||||||||
корпуса |
турбины |
после |
испытаний |
дли |
лась лишь на |
20° С. Корпус |
||||||||||
тельностью 1000 ч |
(обозначена |
твердость |
турбины |
|
этого |
турбоком |
||||||||||
|
по Бринелю): |
|
|
прессора |
после 600—1000 ч |
|||||||||||
/ — полость водяного охлаждения; II — по |
работы |
разрушался |
в связи |
|||||||||||||
лость выпускных |
газов (цифрами |
37, 47, 48 |
||||||||||||||
и |
і . д. обозначена |
тнердосгь) |
|
с |
образованием |
|
термиче |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
ских трещин. |
Характер |
из |
|||||||
менения твердости в его основных сечениях показан на |
рис. 166 |
|||||||||||||||
(твердость омываемыхгазом |
стенок |
этого |
корпуса |
приблизи |
||||||||||||
тельно |
в2 раза меньше, |
чем неомываемых). |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
У турбокомпрессоров типа ТК-34 (4ТК), |
которые устанавли |
вают на тепловозных, судовых и стационарных двигателях типов 16ДН 23/30 и 12ДН 23/30, термометрическим исследованиям под вергались газоприемная улитка, разъемная проставка и выпуск ной корпус. На рис. 167 указаны места установки термопар и изменение температуры в различных точках на стенке канала подвода газов в зависимости от температур газов перед турбиной и охлаждающей воды. Повышение температуры газов перед турбиной вызывает соответственное повышение температуры сте нок, омываемых газом. Снижение температуры охлаждающей воды на входе в турбокомпрессор приводит к некоторому сни жению нагрева стенок. Стенки же выпускного корпуса этого ТК
234
омываются (так же как и стенки разъемной проставки) уже от работавшими в турбине газами, которые имеют более низкую температуру (максимальная 470° С).
В эксплуатации максимальная температура газов перед тур биной у турбокомпрессоров указанного типа не превышает 450° С. Вследствие этого нагрев корпусных деталей находится на допустимом уровне. Надежность работы их проверена длитель ными испытаниями на заводских стендах, а также в эксплуата ции на тепловозных двигателях.
Рис. 167. Распределение температуры на стенках газовой улитки в зависи мости от температур газов и охлаждающей воды:
/, 2 и 3 — места установки термопар на улитке; сплошные линии — ^ввх ~ 70я С; штриховые линии — ^ÜBX = 50° С
Экранированием омываемых газом поверхностей можно сни зить тепловую напряженность корпусов из алюминиевых спла вов, увеличить срок их службы. Это подтверждается проведен ными термометрическими исследованиями опытного образца турбокомпрессоров типа ТК-30, корпус турбины которого был изготовлен из алюминиевого сплава АЛ5. В нем помещались не охлаждаемые газоподводящие патрубки толщиной 10—12 мм, отлитые из высокопрочного чугуна ВПЧ-НМ, выполнявшие функ цию экранов. При температуре тазов перед турбиной 675° С сред няя температура газоподводящих патрубков была равна 607° С, а средняя температура охлаждаемого алюминиевого корпуса 97° С (разница температур в различных точках этого корпуса со ставляла приблизительно 40° С). Однако экранирующие устрой
ства усложняют конструкцию |
турбокомпрессора, увеличивают |
|
габаритные размеры и массу, |
что снижает эффект применения |
|
в качестве |
материала корпусов |
алюминиевых сплавов. Такие |
устройства |
целесообразно устанавливать в турбокомпрессорах |
с повышенными температурами газов.
235
В литых деталях необходимо выдерживать равномерную тол щину стенок. Ребра, утолщения или утонения стенок могут быть причиной образования трещин. Для обеспечения стабильности литейной формы и удобства очистки литья корпуса должны иметь достаточные по размерам технологические отверстия, ко торые закрываются фланцами или резьбовыми пробками. Сле дует учитывать, что применяемые в этих случаях пробки с кони ческой резьбой при их затягивании могут создавать напряжения, превосходящие предел прочности материала корпуса (эти напря жения в одном из корпусов ТКР-40 достигли приблизительно 120 МН/м2). Сварные корпуса изготовляют из листовой стали 20, 2X13, 1Х18Н9Т и др. Их применяют, например, фирмы Браш, Броун — Бовери и др. В сварных конструкциях корпусов целе сообразны стыковые швы, обеспечивающие более высокую уста лостную прочность.
В корпуса монтируют неподвижные лопаточные аппараты — сопловой аппарат и диффузор. По методу изготовления сопло вые аппараты могут быть литыми, сварными и сборными (из отдельных механически обработанных деталей). Иногда литой сопловой аппарат собирают из штампованных лопаток, располо женных в определенном порядке и залитых в специальных фор мах чугуном, образующим внутреннее и наружное кольца. Более совершенным в технологическом отношении является сопловой аппарат, отлитый со всеми лопатками по выплавляемой модели. Трудоемкость изготовления такого аппарата значительно ниже. В сборных конструкциях сопловые лопатки должны иметь спе циальные платики или хвостовики, при помощи которых они соединяются с ободьями. Обработка их более трудоемка. Изве стны случаи поломки лопаток сопловых аппаратов по месту их соединения с ободьями вследствие вибрационной нагрузки от потока газов [25]. Крепление соплового аппарата к корпусу долж но обеспечивать свободу радиального расширения его внешнего кольца, которое в рабочих условиях нагрето больше, чем сам корпус.
По конструкции диффузоры бывают лопаточные и безлопа точные (щелевые). В лопаточном диффузоре углы уширения межлопаточных каналов оказывают существенное влияние на к. п. д. компрессора и его рабочий диапазон. Оптимальные углы уширения легче обеспечить профилированными лопатками (т. е. лопатками переменной толщиной). Диффузор же с тонкими ло патками постоянной толщины изготовить технологически проще.
Диффузоры изготовляют обычно из алюминиевых сплавов АЛ4, АЛ5, АЛ9 и др. отливкой с последующей обработкой про филя лопаток на копировально-фрезерных станках. В крупносе рийном и массовом производстве применяется отливка диффузо ров в кокиль. Известны конструкции диффузоров с приклепан ными и приклеенными лопатками. Представляется экономически перспективным изготовление их из пластмасс.
236