Ротор в целом должен обладать достаточной механической жесткостью. В подавляющем большинстве случаев обеспечивает ся запас по критической скорости вращения не менее 1,3. Если вал ротора полый, то его разностенность не должна превышать, по рекомендациям фирмы Броун — Бовери, 1%. В противном случае возникает несимметричное поле температур, которое мо жет вызвать прогиб вала и его вибрацию.
У низконапорных турбокомпрессоров колесо компрессора при нято соединять с валом шпонкой. Такое соединение применялось в нашей стране, фирмой Броун — Бовери и др. В турбокомпрес сорах повышенной напорности нашли применение шлицевые соединения. Эти соединения технологичны и достаточно надеж ны. Соединение колес с валом радиальными штифтами оправ дано лишь в том случае, если под действием центробежных сил и температурных деформаций по месту посадки может образо ваться зазор. Следует предусматривать, чтобы штифтовое соеди нение не вызывало концентрации напряжений.
Соединения роторов (посадки колес, втулок и др.) должны быть надежными и стабильными. Если они будут нарушаться во время работы, то возможна разбалансировка ротора. Поэтому следует избегать разборки отбалансированного ротора, так как при повторной сборке балансировка его может быть нарушена. Если по условиям конструкции невозможно избежать съема ко леса компрессора после балансировки ротора, то соединение его с валом необходимо выполнять с натягом по посадочной поверх ности. Так, у турбокомпрессоров типа ТК-23 (2ТК) посадка ко леса со шлицами вала выполняется с натягом 0,005—0,05 мм [25]. Чтобы исключить разборку ротора, у большинства конструк ций фирмы Броун — Бовери промежуточную стенку, отделяю щую полость турбины от полости компрессора, выполняют с осе вым разъемом и демонтируют вместе с ротором. У турбоком прессора типа ТК-34 (4ТК) один из опорных подшипников, расположенный в охлаждаемой водой промежуточной проставке, выполнен с осевым разъемом (так же, как и сама промежуточ ная проставка).
Перед сборкой ротора рабочие колеса, диски, входной на правляющий аппарат и пр. необходимо балансировать статиче ски. Собранный ротор балансируется динамически. Для съема дисбаланса на рабочих колесах турбины и компрессора нужно предусмотреть кольцевые выступы, с которых при балансировке удаляют часть металла. Практикой подтверждается, что за до пустимую величину можно принимать дисбаланс, который вызы вает силу, не превышающую силу реакции от веса ротора на дан ной опоре. Например, у турбокомпрессора ТК-34 вес ротора 400 Н, допустимая величина дисбаланса 0,3 МН • м.
Иногда рекомендуют для обеспечения нормальной работы до пускать наличие центробежной неуравновешенной силы, которая не превышает 4—5% веса диска (ротора). Динамическая урав