ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 226
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
правил и отношений, в форму предположений. Для этого, выявив правило или отношение, терапевт определяет его значение для пациента, применяя технику падающей стрелы.
Т: Значит, вы твердо уверены в том, что должны все делать самостоятельно (правило), а обращаться за помощью - ужасно (отношение). Но если вы все-таки обращаетесь за помощью, например, по поводу домашнего задания, которое не можете выполнить самостоятельно, что это означает для вас?
Выявление и изменение промежуточных изменений 183
П: Что я ни на что не способна.
Т: Насколько сильно вы доверяете сейчас этой идее: "Если я обращусь за помощью, значит, я ни на что не способна"?
Работа над этим условным предположением (включающая логическое оценивание) обычно приводит к более выраженному когнитивному диссонанс чем оценивание правила или отношения. Большинству пациентов (и Салли том числе) искажение и/или дисфункциональность легче выявить в предложении ("Если я обращусь за помощью, значит, я ни на что не способна" чем в правиле ("Я не должна обращаться за помощью").
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕИМУЩЕСТВ И НЕДОСТАТКОВ,
ПРИСУЩИХ УБЕЖДЕНИЯМ
Во многих случаях с пациентом полезно обсудить преимущества и недостатки проблемного убеждения. Затем терапевт может преуменьшить ценность "достоинств", но при этом подчеркнуть и усилить ограничения данной идеи (подобный процесс описан в разделе "Вопросы для оценивания автоматически мыслей", глава 8).
Т: Какие преимущества дает уверенность в том, что если вы не сделаете всё зависящее от вас, то вас постигнет неудача?
П: Это заставляет меня быть более настойчивой.
Т: Неужели для того, чтобы поддерживать свою работоспособность, вам необходимо столь экстремальное убеждение? Мы обязательно поговорим о этом, но немного позже. Есть ли другие преимущества?
П: ...Нет, ничего не приходит на ум.
Т: Каковы недостатки вашей уверенности в том, что если вы не сделаете все от вас зависящее, то потерпите неудачу?
П: Я отвратительно себя чувствую, если не сдаю экзамен на "отлично» Я очень нервничаю, когда мне нужно отвечать или выступать на занятиях…
У меня совершенно нет свободного времени, потому что я только и дел; занимаюсь учебой, дни и ночи напролет...
Т: Салли, это убеждение мешает вам получать удовольствие от подготовки к занятиям и экзаменам?
П: Конечно.
Т: Итак, нам неизвестно, является ли это убеждение [в том, что если сделаете все от вас зависящее, то вас постигнет неудача] единственным тором, побуждающим вас к упорной учебе. С другой стороны, из-за него
184 Глава 10
огорчаетесь, когда не выполняете что-либо на отлично, слишком беспокоитесь перед тем, как выступить на занятиях, и в целом не получаете удовольствия от учебы. Правильно?
П: Да.
Т: Тогда не стоит ли его изменить?
ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГО УБЕЖДЕНИЯ
Создание новых убеждений - это совместный процесс. Но чтобы правильно выбрать стратегию изменения старой идеи, терапевт мысленно формулирует более адаптивное убеждение. Он задает себе вопрос: "Как можно изменить убеждение пациента, чтобы сделать его более функциональным?"
Например, на рис. 10.5 представлен перечень проблемных убеждений Салли и соответствующих им новых, адаптивных идей, предложенных терапевтом.
Прежде всего, терапевт должен убедиться в том, что это ключевое убеждение, которому пациент доверяет, и мысленно сформулировать более функциональную и гибкую идею, логически связанную с проблемным убеждением, но способную, как полагает терапевт, принести пациенту пользу. Терапевт не навязывает новое убеждение пациенту, а с помощью сократического диалога подводит его к созданию альтернативной идеи. В ходе работы терапевт разъясняет пациенту природу убеждений (которые представляют собой идеи, а не являются непреложной истиной, и которые усваиваются, а следовательно, поддаются оцениванию и модификации), а также обсуждает с ним преимущества и недостатки конкретного убеждения.
ИЗМЕНЕНИЕ УБЕЖДЕНИЙ
Ниже перечислены и раскрыты стратегии для изменения как промежуточных, так и глубинных убеждений (в следующей главе представлены техники, предназначенные для изменения исключительно глубинных убеждений). Чаще всего для этого требуется приложить немало времени и сил.
Работая с конкретным убеждением, терапевт время от времени просит пациента оценить его уверенность в справедливости данной идеи (от 0 до 100%) и на основании этого определяет, необходимо ли продолжить работу. Обычно нет ни возможности, ни необходимости снижать степень уверенности в убеждении до 0%. Таким образом, решая, когда прекратить работу с конкретной идеей, терапевт опирается на свое субъективное мнение. Если пациент доверяет своему проблемному убеждению меньше чем на 30%, проведенную работу можно считать успешной. Скорее всего, пациент продолжит процесс изменения дисфункциональной идеи самостоятельно, а со временем сумеет от нее отказаться.
Выявление и изменение промежуточных изменений 185
Для пациентов желательно в процессе терапии отслеживать и записывать выявленные убеждения. Целесообразно отмечать не только дисфункциональные убеждения, но и более функциональные, а также степень своего доверия к каждому убеждению (выраженную в процентах). Вот пример.
Старое убеждение. Если я не добьюсь самого лучшего результата, меня постигнет неудача. (55%)"Что если моя попытка не приведет к успеху?"
Новое убеждение. Я окажусь полным неудачником только в том случае, если действительно потерплю неудачу во всем, чем занимаюсь.
186 Глава 10
В качестве домашнего задания пациент ежедневно перечитывает оба убеждения и отмечает, насколько он им доверяет.
Некоторые стратегии, направленные на изменение убеждений, сходны с техниками, позволяющими изменять автоматические мысли, однако существуют и дополнительные методы.
1. Сократический диалог.
2. Поведенческий эксперимент.
3. Когнитивный континуум.
4. Рационально-эмотивная ролевая игра.
5. Использование окружающих в качестве ориентира.
6. Действия "как если бы...".
7. Самораскрытие.
Изменение убеждений с помощью сократического диалога
Как показано в следующем примере, терапевт, чтобы исследовать убеждение Салли, применяет те же типы вопросов, что и для оценивания ее автоматических мыслей. Выявив общее убеждение, терапевт помогает Салли оценить его в контексте конкретной ситуации. Так процесс оценивания проблемной идеи становится более конкретным и достоверным и менее умозрительным.
Т: (Резюмируя сведения, полученные с помощью техники падающей стрелы.) Итак, вы на 90% уверены в том, что если обратитесь за помощью, значит, вы бестолковая. Это так?
П: Да.
Т: Можно ли расценить просьбу о помощи иначе?
П: Не знаю...
Т: Возьмем, к примеру, терапию. Вы бестолковая, потому что обратились за помощью ко мне?
П: Отчасти это так...
Т: Гм. Мне интересна ваша точка зрения, поскольку у меня совершенно иное мнение. Салли, может ли обращение за помощью свидетельствовать о вашей внутренней силе и уме? Ведь что могло бы произойти в противном случае, если бы вы не решились прийти сюда?
П: Наверное, у меня съехала бы крыша и я бы вылетела из колледжа за неуспеваемость...
Выявление и изменение промежуточных изменений 187
Т: Итак, не кажется ли вам, что обратиться за соответствующей помощью при заболевании - депрессии - более разумный поступок, чем продолжать плыть по течению?
П: Да... Думаю, да.
Т: Давайте представим себе двух страдающих депрессией студентов колледжа, один из которых обращается к психотерапевту, а другой - продолжает страдать в одиночку. Кто из них более разумен?
П: Тот, который обращается за помощью.
Т: А теперь вернемся к ситуации, о которой вы рассказали раньше, - вашей волонтерской работе. Давайте опять представим себе двух студентов, не имеющих опыта репетиторства. Они оба чувствуют неуверенность. Один студент обращается за помощью, а другой - нет и продолжает бороться с трудностями самостоятельно. Который из них поступает разумнее?
П: (Нерешительно.) Тот, который обращается за помощью?
Т: Вы уверены?
П: (Задумывается.) Да. Наверное, не надо отказываться от помощи, если есть возможность улучшить таким образом свое самочувствие или добиться большего успеха...
Т: Насколько вы уверены в этом?
П: На 80%.
Т: Можно ли эти два примера - с терапией и волонтерской работой - применить к вам?
П: Да, они оба мне подходят.
Т: Запишите, пожалуйста, краткие выводы - о чем мы только что говорили... Давайте назовем ваше первое убеждение "старым". Как оно звучало?
П: Если я обращусь за помощью, значит, я бестолковая.
Т: Кажется, вы доверяли этому суждению на 90%? Отметьте эту цифру.
А насколько вы уверены в нем сейчас? Больше? Меньше? Или так же?
П: Меньше. Может быть, на 40%.
Т: Значит, запишите "40%" рядом с "90%".
П: (Записывает.)
Т: Теперь напишите: "Новое убеждение". Можете его сформулировать?
П: (После паузы.) Если я обращаюсь за помощью, это не значит, что я бестолковая?
188 Глава 10
Т: Можно и так. А как насчет такой формулировки: "Если я в случае (обоснованной) необходимости обращусь за помощью, я поступлю разумно"?
П: Согласна. (Записывает.)
Т: Насколько вы доверяете сейчас этому новому убеждению?
П: Полностью доверяю... (Перечитывает новое убеждение и обдумывает его). Наверное, на 70 или 80%. (Записывает.)
Т: Хорошо, Салли. Позже мы вернемся к этим убеждениям. А сейчас давайте обсудим домашнее задание на следующую неделю. Я предлагаю сделать его в двух частях. Во-первых, ежедневно перечитывайте свои записи и отмечайте, насколько вы верите в каждое из убеждений, то есть указывайте проценты рядом с ними.
П: Хорошо.
Т: Чтобы определить, насколько вы доверяете каждому убеждению, вам придется над ними подумать. Просто перечитывать перечень недостаточно.
П: Хорошо. (Записывает домашнее задание.)
Т: И во-вторых. На следующей неделе обращайте внимание на ситуации, в которых вы можете обоснованно обратиться за помощью. При этом представьте, будто вы на все 100% уверены в том, что поиск помощи в случае обоснованной необходимости - признак того, что с вами все в порядке. И не забудьте описать ситуации, в которых вы можете обратиться за помощью.
П: Хорошо.
Из представленного примера видно, как терапевт, стремясь помочь Салли оценить ее промежуточное убеждение, применяет сократический диалог в контексте конкретной ситуации. Терапевт рассудил, что стандартные вопросы, направленные на выявление доказательств и оценивание последствий наличия убеждения, будут менее эффективными, и подводит Салли к тому, чтобы она сама сформулировала альтернативное убеждение. Высказывания терапевта гораздо более убедительны, но менее беспристрастны, чем в случае работы над
Т: Значит, вы твердо уверены в том, что должны все делать самостоятельно (правило), а обращаться за помощью - ужасно (отношение). Но если вы все-таки обращаетесь за помощью, например, по поводу домашнего задания, которое не можете выполнить самостоятельно, что это означает для вас?
Выявление и изменение промежуточных изменений 183
П: Что я ни на что не способна.
Т: Насколько сильно вы доверяете сейчас этой идее: "Если я обращусь за помощью, значит, я ни на что не способна"?
Работа над этим условным предположением (включающая логическое оценивание) обычно приводит к более выраженному когнитивному диссонанс чем оценивание правила или отношения. Большинству пациентов (и Салли том числе) искажение и/или дисфункциональность легче выявить в предложении ("Если я обращусь за помощью, значит, я ни на что не способна" чем в правиле ("Я не должна обращаться за помощью").
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕИМУЩЕСТВ И НЕДОСТАТКОВ,
ПРИСУЩИХ УБЕЖДЕНИЯМ
Во многих случаях с пациентом полезно обсудить преимущества и недостатки проблемного убеждения. Затем терапевт может преуменьшить ценность "достоинств", но при этом подчеркнуть и усилить ограничения данной идеи (подобный процесс описан в разделе "Вопросы для оценивания автоматически мыслей", глава 8).
Т: Какие преимущества дает уверенность в том, что если вы не сделаете всё зависящее от вас, то вас постигнет неудача?
П: Это заставляет меня быть более настойчивой.
Т: Неужели для того, чтобы поддерживать свою работоспособность, вам необходимо столь экстремальное убеждение? Мы обязательно поговорим о этом, но немного позже. Есть ли другие преимущества?
П: ...Нет, ничего не приходит на ум.
Т: Каковы недостатки вашей уверенности в том, что если вы не сделаете все от вас зависящее, то потерпите неудачу?
П: Я отвратительно себя чувствую, если не сдаю экзамен на "отлично» Я очень нервничаю, когда мне нужно отвечать или выступать на занятиях…
У меня совершенно нет свободного времени, потому что я только и дел; занимаюсь учебой, дни и ночи напролет...
Т: Салли, это убеждение мешает вам получать удовольствие от подготовки к занятиям и экзаменам?
П: Конечно.
Т: Итак, нам неизвестно, является ли это убеждение [в том, что если сделаете все от вас зависящее, то вас постигнет неудача] единственным тором, побуждающим вас к упорной учебе. С другой стороны, из-за него
184 Глава 10
огорчаетесь, когда не выполняете что-либо на отлично, слишком беспокоитесь перед тем, как выступить на занятиях, и в целом не получаете удовольствия от учебы. Правильно?
П: Да.
Т: Тогда не стоит ли его изменить?
ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГО УБЕЖДЕНИЯ
Создание новых убеждений - это совместный процесс. Но чтобы правильно выбрать стратегию изменения старой идеи, терапевт мысленно формулирует более адаптивное убеждение. Он задает себе вопрос: "Как можно изменить убеждение пациента, чтобы сделать его более функциональным?"
Например, на рис. 10.5 представлен перечень проблемных убеждений Салли и соответствующих им новых, адаптивных идей, предложенных терапевтом.
Прежде всего, терапевт должен убедиться в том, что это ключевое убеждение, которому пациент доверяет, и мысленно сформулировать более функциональную и гибкую идею, логически связанную с проблемным убеждением, но способную, как полагает терапевт, принести пациенту пользу. Терапевт не навязывает новое убеждение пациенту, а с помощью сократического диалога подводит его к созданию альтернативной идеи. В ходе работы терапевт разъясняет пациенту природу убеждений (которые представляют собой идеи, а не являются непреложной истиной, и которые усваиваются, а следовательно, поддаются оцениванию и модификации), а также обсуждает с ним преимущества и недостатки конкретного убеждения.
ИЗМЕНЕНИЕ УБЕЖДЕНИЙ
Ниже перечислены и раскрыты стратегии для изменения как промежуточных, так и глубинных убеждений (в следующей главе представлены техники, предназначенные для изменения исключительно глубинных убеждений). Чаще всего для этого требуется приложить немало времени и сил.
Работая с конкретным убеждением, терапевт время от времени просит пациента оценить его уверенность в справедливости данной идеи (от 0 до 100%) и на основании этого определяет, необходимо ли продолжить работу. Обычно нет ни возможности, ни необходимости снижать степень уверенности в убеждении до 0%. Таким образом, решая, когда прекратить работу с конкретной идеей, терапевт опирается на свое субъективное мнение. Если пациент доверяет своему проблемному убеждению меньше чем на 30%, проведенную работу можно считать успешной. Скорее всего, пациент продолжит процесс изменения дисфункциональной идеи самостоятельно, а со временем сумеет от нее отказаться.
Выявление и изменение промежуточных изменений 185
Для пациентов желательно в процессе терапии отслеживать и записывать выявленные убеждения. Целесообразно отмечать не только дисфункциональные убеждения, но и более функциональные, а также степень своего доверия к каждому убеждению (выраженную в процентах). Вот пример.
Старое убеждение. Если я не добьюсь самого лучшего результата, меня постигнет неудача. (55%)"Что если моя попытка не приведет к успеху?"
Новое убеждение. Я окажусь полным неудачником только в том случае, если действительно потерплю неудачу во всем, чем занимаюсь.
186 Глава 10
В качестве домашнего задания пациент ежедневно перечитывает оба убеждения и отмечает, насколько он им доверяет.
Некоторые стратегии, направленные на изменение убеждений, сходны с техниками, позволяющими изменять автоматические мысли, однако существуют и дополнительные методы.
1. Сократический диалог.
2. Поведенческий эксперимент.
3. Когнитивный континуум.
4. Рационально-эмотивная ролевая игра.
5. Использование окружающих в качестве ориентира.
6. Действия "как если бы...".
7. Самораскрытие.
Изменение убеждений с помощью сократического диалога
Как показано в следующем примере, терапевт, чтобы исследовать убеждение Салли, применяет те же типы вопросов, что и для оценивания ее автоматических мыслей. Выявив общее убеждение, терапевт помогает Салли оценить его в контексте конкретной ситуации. Так процесс оценивания проблемной идеи становится более конкретным и достоверным и менее умозрительным.
Т: (Резюмируя сведения, полученные с помощью техники падающей стрелы.) Итак, вы на 90% уверены в том, что если обратитесь за помощью, значит, вы бестолковая. Это так?
П: Да.
Т: Можно ли расценить просьбу о помощи иначе?
П: Не знаю...
Т: Возьмем, к примеру, терапию. Вы бестолковая, потому что обратились за помощью ко мне?
П: Отчасти это так...
Т: Гм. Мне интересна ваша точка зрения, поскольку у меня совершенно иное мнение. Салли, может ли обращение за помощью свидетельствовать о вашей внутренней силе и уме? Ведь что могло бы произойти в противном случае, если бы вы не решились прийти сюда?
П: Наверное, у меня съехала бы крыша и я бы вылетела из колледжа за неуспеваемость...
Выявление и изменение промежуточных изменений 187
Т: Итак, не кажется ли вам, что обратиться за соответствующей помощью при заболевании - депрессии - более разумный поступок, чем продолжать плыть по течению?
П: Да... Думаю, да.
Т: Давайте представим себе двух страдающих депрессией студентов колледжа, один из которых обращается к психотерапевту, а другой - продолжает страдать в одиночку. Кто из них более разумен?
П: Тот, который обращается за помощью.
Т: А теперь вернемся к ситуации, о которой вы рассказали раньше, - вашей волонтерской работе. Давайте опять представим себе двух студентов, не имеющих опыта репетиторства. Они оба чувствуют неуверенность. Один студент обращается за помощью, а другой - нет и продолжает бороться с трудностями самостоятельно. Который из них поступает разумнее?
П: (Нерешительно.) Тот, который обращается за помощью?
Т: Вы уверены?
П: (Задумывается.) Да. Наверное, не надо отказываться от помощи, если есть возможность улучшить таким образом свое самочувствие или добиться большего успеха...
Т: Насколько вы уверены в этом?
П: На 80%.
Т: Можно ли эти два примера - с терапией и волонтерской работой - применить к вам?
П: Да, они оба мне подходят.
Т: Запишите, пожалуйста, краткие выводы - о чем мы только что говорили... Давайте назовем ваше первое убеждение "старым". Как оно звучало?
П: Если я обращусь за помощью, значит, я бестолковая.
Т: Кажется, вы доверяли этому суждению на 90%? Отметьте эту цифру.
А насколько вы уверены в нем сейчас? Больше? Меньше? Или так же?
П: Меньше. Может быть, на 40%.
Т: Значит, запишите "40%" рядом с "90%".
П: (Записывает.)
Т: Теперь напишите: "Новое убеждение". Можете его сформулировать?
П: (После паузы.) Если я обращаюсь за помощью, это не значит, что я бестолковая?
188 Глава 10
Т: Можно и так. А как насчет такой формулировки: "Если я в случае (обоснованной) необходимости обращусь за помощью, я поступлю разумно"?
П: Согласна. (Записывает.)
Т: Насколько вы доверяете сейчас этому новому убеждению?
П: Полностью доверяю... (Перечитывает новое убеждение и обдумывает его). Наверное, на 70 или 80%. (Записывает.)
Т: Хорошо, Салли. Позже мы вернемся к этим убеждениям. А сейчас давайте обсудим домашнее задание на следующую неделю. Я предлагаю сделать его в двух частях. Во-первых, ежедневно перечитывайте свои записи и отмечайте, насколько вы верите в каждое из убеждений, то есть указывайте проценты рядом с ними.
П: Хорошо.
Т: Чтобы определить, насколько вы доверяете каждому убеждению, вам придется над ними подумать. Просто перечитывать перечень недостаточно.
П: Хорошо. (Записывает домашнее задание.)
Т: И во-вторых. На следующей неделе обращайте внимание на ситуации, в которых вы можете обоснованно обратиться за помощью. При этом представьте, будто вы на все 100% уверены в том, что поиск помощи в случае обоснованной необходимости - признак того, что с вами все в порядке. И не забудьте описать ситуации, в которых вы можете обратиться за помощью.
П: Хорошо.
Из представленного примера видно, как терапевт, стремясь помочь Салли оценить ее промежуточное убеждение, применяет сократический диалог в контексте конкретной ситуации. Терапевт рассудил, что стандартные вопросы, направленные на выявление доказательств и оценивание последствий наличия убеждения, будут менее эффективными, и подводит Салли к тому, чтобы она сама сформулировала альтернативное убеждение. Высказывания терапевта гораздо более убедительны, но менее беспристрастны, чем в случае работы над