ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 226

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
правил и отношений, в форму предположений. Для этого, вы­явив правило или отношение, терапевт определяет его значение для пациента, применяя технику падающей стрелы.

Т: Значит, вы твердо уверены в том, что должны все делать самостоятельно (правило), а обращаться за помощью - ужасно (отношение). Но если вы все-таки обращаетесь за помощью, например, по поводу домашнего задания, кото­рое не можете выполнить самостоятельно, что это означает для вас?

 

 


 

Выявление и изменение промежуточных изменений                                            183

 

П: Что я ни на что не способна.

Т: Насколько сильно вы доверяете сейчас этой идее: "Если я обращусь за помощью, значит, я ни на что не способна"?

Работа над этим условным предположением (включающая логическое оценивание) обычно приводит к более выраженному когнитивному диссонанс чем оценивание правила или отношения. Большинству пациентов (и Салли том числе) искажение и/или дисфункциональность легче выявить в предложении ("Если я обращусь за помощью, значит, я ни на что не способна" чем в правиле ("Я не должна обращаться за помощью").

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕИМУЩЕСТВ И НЕДОСТАТКОВ,

ПРИСУЩИХ УБЕЖДЕНИЯМ

 

Во многих случаях с пациентом полезно обсудить преимущества и недостатки проблемного убеждения. Затем терапевт может преуменьшить ценность "достоинств", но при этом подчеркнуть и усилить ограничения данной идеи (подобный процесс описан в разделе "Вопросы для оценивания автоматически мыслей", глава 8).

Т: Какие преимущества дает уверенность в том, что если вы не сделаете всё зависящее от вас, то вас постигнет неудача?

П: Это заставляет меня быть более настойчивой.

Т: Неужели для того, чтобы поддерживать свою работоспособность, вам необходимо столь экстремальное убеждение? Мы обязательно поговорим о этом, но немного позже. Есть ли другие преимущества?

П: ...Нет, ничего не приходит на ум.

Т: Каковы недостатки вашей уверенности в том, что если вы не сделаете все от вас зависящее, то потерпите неудачу?

П: Я отвратительно себя чувствую, если не сдаю экзамен на "отлично» Я очень нервничаю, когда мне нужно отвечать или выступать на занятиях…
У меня совершенно нет свободного времени, потому что я только и дел; занимаюсь учебой, дни и ночи напролет...

Т: Салли, это убеждение мешает вам получать удовольствие от подготовки к занятиям и экзаменам?

П: Конечно.

Т: Итак, нам неизвестно, является ли это убеждение [в том, что если сделаете все от вас зависящее, то вас постигнет неудача] единственным тором, побуждающим вас к упорной учебе. С другой стороны, из-за него

 

 
 

184                                                                                                                     Глава 10 

 

огорчаетесь, когда не выполняете что-либо на  отлично, слишком беспокоитесь перед тем, как выступить на занятиях, и в целом не получаете удовольст­вия от учебы. Правильно?

П: Да.

Т: Тогда не стоит ли его изменить?

 

ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГО УБЕЖДЕНИЯ

 

Создание новых убеждений - это совместный процесс. Но чтобы правильно выбрать стратегию изменения старой идеи, терапевт мысленно формулиру­ет более адаптивное убеждение. Он задает себе вопрос: "Как можно изменить убеждение пациента, чтобы сделать его более функциональным?"

Например, на рис. 10.5 представлен перечень проблемных убеждений Салли и соответствующих им новых, адаптивных идей, предложенных терапевтом.

Прежде всего, терапевт должен убедиться в том, что это ключевое убеж­дение, которому пациент доверяет, и мысленно сформулировать более функ­циональную и гибкую идею, логически связанную с проблемным убеждением, но способную, как полагает терапевт, принести пациенту пользу. Терапевт не навязывает новое убеждение пациенту, а с помощью сократического диалога подводит его к созданию альтернативной идеи. В ходе работы терапевт разъ­ясняет пациенту природу убеждений (которые представляют собой идеи, а не являются непреложной истиной, и которые усваиваются, а следовательно, под­даются оцениванию и модификации), а также обсуждает с ним преимущества и недостатки конкретного убеждения.

 

ИЗМЕНЕНИЕ УБЕЖДЕНИЙ

Ниже перечислены и раскрыты стратегии для изменения как промежуточных, так и глубинных убеждений (в следующей главе представлены техники, пред­назначенные для изменения исключительно глубинных убеждений). Чаще всего для этого требуется приложить немало времени и сил.


Работая с конкретным убеждением, терапевт время от времени просит па­циента оценить его уверенность в справедливости данной идеи (от 0 до 100%) и на основании этого определяет, необходимо ли продолжить работу. Обычно нет ни возможности, ни необходимости снижать степень уверенности в убеж­дении до 0%. Таким образом, решая, когда прекратить работу с конкретной идеей, терапевт опирается на свое субъективное мнение. Если пациент доверя­ет своему проблемному убеждению меньше чем на 30%, проведенную работу можно считать успешной. Скорее всего, пациент продолжит процесс измене­ния дисфункциональной идеи самостоятельно, а со временем сумеет от нее от­казаться.

Выявление и изменение промежуточных изменений           185

 



 

 

Для пациентов желательно в процессе терапии отслеживать и записывать выявленные убеждения. Целесообразно отмечать не только дисфункциональ­ные убеждения, но и более функциональные, а также степень своего доверия к каждому убеждению (выраженную в процентах). Вот пример.

 

Старое убеждение. Если я не добьюсь самого лучшего результата, меня постигнет неудача. (55%)"Что если моя попытка не приведет к успеху?"

Новое убеждение. Я окажусь полным неудачником только в том случае, если действительно потерплю неудачу во всем, чем занимаюсь.

 

 

 

 

 

 

186                                                                                                                     Глава 10 

 

В качестве домашнего задания пациент ежедневно перечитывает оба убеж­дения и отмечает, насколько он им доверяет.

Некоторые стратегии, направленные на изменение убеждений, сходны с техниками, позволяющими изменять автоматические мысли, однако сущест­вуют и дополнительные методы.

1. Сократический диалог.

2. Поведенческий эксперимент.

3. Когнитивный континуум.

4. Рационально-эмотивная ролевая игра.

5. Использование окружающих в качестве ориентира.

6. Действия "как если бы...".

7. Самораскрытие.

 

Изменение убеждений с помощью сократического диалога

 

Как показано в следующем примере, терапевт, чтобы исследовать убеждение Салли, применяет те же типы вопросов, что и для оценивания ее автоматиче­ских мыслей. Выявив общее убеждение, терапевт помогает Салли оценить его в контексте конкретной ситуации. Так процесс оценивания проблемной идеи становится более конкретным и достоверным и менее умозрительным.


 

Т: (Резюмируя сведения, полученные с помощью техники падающей стрелы.) Итак, вы на 90% уверены в том, что если обратитесь за помощью, значит, вы бестолковая. Это так?

П: Да.

Т: Можно ли расценить просьбу о помощи иначе?

П: Не знаю...

Т: Возьмем, к примеру, терапию. Вы бестолковая, потому что обратились за помощью ко мне?

П: Отчасти это так...

Т: Гм. Мне интересна ваша точка зрения, поскольку у меня совершенно иное мнение. Салли, может ли обращение за помощью свидетельствовать о ва­шей внутренней силе и уме? Ведь что могло бы произойти в противном случае, если бы вы не решились прийти сюда?

П: Наверное, у меня съехала бы крыша и я бы вылетела из колледжа за не­успеваемость...

 

 

 

 

 

Выявление и изменение промежуточных изменений                                             187

 

Т: Итак, не кажется ли вам, что обратиться за соответствующей помощью при заболевании - депрессии - более разумный поступок, чем продолжать плыть по течению?

П: Да... Думаю, да.

Т: Давайте представим себе двух страдающих депрессией студентов кол­леджа, один из которых обращается к психотерапевту, а другой - продолжает страдать в одиночку. Кто из них более разумен?

П: Тот, который обращается за помощью.

Т: А теперь вернемся к ситуации, о которой вы рассказали раньше, - вашей волонтерской работе. Давайте опять представим себе двух студентов, не име­ющих опыта репетиторства. Они оба чувствуют неуверенность. Один студент обращается за помощью, а другой - нет и продолжает бороться с трудностями самостоятельно. Который из них поступает разумнее?

П: (Нерешительно.) Тот, который обращается за помощью?

Т: Вы уверены?

П: (Задумывается.) Да. Наверное, не надо отказываться от помощи, если есть возможность улучшить таким образом свое самочувствие или добиться большего успеха...

Т: Насколько вы уверены в этом?

П: На 80%.

Т: Можно ли эти два примера - с терапией и волонтерской работой - при­менить к вам?

П: Да, они оба мне подходят.

Т: Запишите, пожалуйста, краткие выводы - о чем мы только что говори­ли... Давайте назовем ваше первое убеждение "старым". Как оно звучало?

П: Если я обращусь за помощью, значит, я бестолковая.

Т: Кажется, вы доверяли этому суждению на 90%? Отметьте эту цифру.
А насколько вы уверены в нем сейчас? Больше? Меньше? Или так же?

П: Меньше. Может быть, на 40%.

Т: Значит, запишите "40%" рядом с "90%".

П: (Записывает.)

Т: Теперь напишите: "Новое убеждение". Можете его сформулировать?

П: (После паузы.) Если я обращаюсь за помощью, это не значит, что я бес­толковая?

 

 

 

 

 

 

 

188                                                                                                                     Глава 10 

 

Т: Можно и так. А как насчет такой формулировки: "Если я в случае (обо­снованной) необходимости обращусь за помощью, я поступлю разумно"?

П: Согласна. (Записывает.)

Т: Насколько вы доверяете сейчас этому новому убеждению?

П: Полностью доверяю... (Перечитывает новое убеждение и обдумывает его). Наверное, на 70 или 80%. (Записывает.)

Т: Хорошо, Салли. Позже мы вернемся к этим убеждениям. А сейчас давай­те обсудим домашнее задание на следующую неделю. Я предлагаю сделать его в двух частях. Во-первых, ежедневно перечитывайте свои записи и отмечайте, насколько вы верите в каждое из убеждений, то есть указывайте проценты ря­дом с ними.

П: Хорошо.

Т: Чтобы определить, насколько вы доверяете каждому убеждению, вам придется над ними подумать. Просто перечитывать перечень недостаточно.

П: Хорошо. (Записывает домашнее задание.)

Т: И во-вторых. На следующей неделе обращайте внимание на ситуации, в которых вы можете обоснованно обратиться за помощью. При этом пред­ставьте, будто вы на все 100% уверены в том, что поиск помощи в случае обо­снованной необходимости - признак того, что с вами все в порядке. И не за­будьте описать ситуации, в которых вы можете обратиться за помощью.

П: Хорошо.

Из представленного примера видно, как терапевт, стремясь помочь Салли оценить ее промежуточное убеждение, применяет сократический диалог в кон­тексте конкретной ситуации. Терапевт рассудил, что стандартные вопросы, на­правленные на выявление доказательств и оценивание последствий наличия убеждения, будут менее эффективными, и подводит Салли к тому, чтобы она сама сформулировала альтернативное убеждение. Высказывания терапевта го­раздо более убедительны, но менее беспристрастны, чем в случае работы над