ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 227

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
дело или мне поручают работу, я должна с ней справиться.

4. Когнитивный терапевт широко применяет четвертую технику выявления промежуточных (и глубинных) убеждений: технику падающей стрелы (Burns, 1980). Вот ее краткое описание.

 

 

 

 

 
 

 

178                                                                                                                      Глава 10 

 

•  Сначала терапевт выявляет типичные автоматические мысли па­циента, которые возникают на основе его дисфункционального убеждения.

•  Затем терапевт просит пациента предположить, что автомати­ческая мысль отражает истинное положение дел, и спрашивает, что означает такой расклад. Обратите внимание: вопрос о том, что для пациента означает автоматическая мысль, часто помогает выявить промежуточное убеждение; вопрос о том, что эта мысль означает по отношению к самому пациенту, обычно помогает вы­явить глубинное убеждение.

•  Эти вопросы терапевт задает пациенту до тех пор, пока не выявит одно или несколько важных убеждений.

 

 

Т: Итак, если я правильно понял, вчера поздно вечером, готовясь к заняти­ям, вы просматривали конспект, и у вас возникла мысль: "Мой конспект нику­да не годится!" - и вы сильно огорчились.

П: Правильно.

Т: Мы пока еще не рассмотрели доказательства, чтобы определить, соот­ветствует ли эта мысль действительности. Но я предлагаю вам определить, по­чему она огорчает вас. Для этого давайте на минуту представим, что вы правы. Что ваш конспект - действительно никуда не годится. Что это означало бы для вас?

П: Что я плохо работала на лекциях.

Т: А если и это тоже правда - что вы плохо работали на лекциях, - что бы это означало для вас?

П: Что я хуже всех остальных студентов.

Т: Ну а если и это правда, что вы действительно хуже всех остальных сту­дентов, что это означало бы для вас?

П: Я ни на что не гожусь. [Я никчемна.] (Глубинное убеждение.)

Применение техники падающей стрелы осложняется, когда пациент в ка­честве ответа сообщает об эмоции, например: "Это было бы ужасно" или "Я бы
сильно волновался". Как в приведенном ниже примере, терапевт мягко указы­вает на ошибку и побуждает пациента исправить ее. Чтобы предупредить по­явление негативной реакции пациента на его замечания, терапевт, прежде чем повторить свой вопрос, логически обосновывает необходимость этого, а также меняет форму вопроса.

 

 

 

 

 

Выявление и изменение промежуточных изменений                                          179

 

Например.

 

Если это правда, что тогда?

Что плохого в том, что...?

Какова наихудшая часть того, что...?

Что это говорит о вас?

 

В следующем примере терапевт логически обосновывает пациенту необ­ходимость повторения вопросов и варьирует их в ходе применения техники падающей стрелы.

Т: Мне очень важно понять, что огорчает вас больше всего. Если вы буде­те учиться хуже вашей соседки по комнате и друзей, что это будет означать для вас?

П: Это будет невыносимо...

Т: Значит, вы будете очень огорчены, но что в этом самое плохое?

П: Все будут меня презирать...

Т: Что это означало бы для вас?

П: Я не вынесла бы такого!

Т: Да, это было бы очень неприятно. Но все-таки, что это означало бы для вас, если бы все они вас презирали?

П: Я не знаю. Но это было бы ужасно.

Т: Говорило бы это что-нибудь о вас, если бы они все презирали вас?

П: Конечно. Это означало бы, что я хуже всех, ни на что не годная...

Применение техники падающей стрелы следует заканчивать, выявив важное промежуточное убеждение и/или глубинное убеждение. Критериев, на которые можно ориентироваться, два: настроение пациента резко ухудшается и/или он начинает описывать убеждение теми же самыми или похожими словами.

Т: Что это означало бы, если бы вы были хуже всех?

П: Только то, что я на самом деле хуже всех и никчемная (глубинное убеждение).

5. Следующий способ выявления промежуточных убеждений - поиск общих тем в автоматических мыслях пациента, возникающих в различных ситуациях. Терапевт может спросить проницательного пациента, может ли он сам обнаружить повторяющуюся тему, или же высказать собственное предположение и предложить пациенту оценить его достоверность.

 

 

 

 

 

 

180                                                                                                                      Глава 10
 

 

Т: Салли, во многих ситуациях у вас возникают мысли: "Я не смогу", "Это очень сложно", "У меня не получится". Как вы думаете, нет ли у вас убеждения, что вы неспособная или даже никчемная?

П: Да, наверное, я считаю себя никчемной.

 

6. Иногда достаточно задать пациенту прямой вопрос, чтобы он выявил свое убеждение и сообщил о нем.

Т: Салли, есть ли у вас убеждение, которое касается просьб о помощи?

П: Да, просить о помощи - это показывать свою слабость.

 

7. Наконец, терапевт может попросить пациента выполнить тест на вы­явление убеждений, например Шкалу дисфункциональных установок (Wissman & Beck, 1978). Внимательный анализ результатов и тем,
которые повторяются при ответах, может пролить свет на проблемные убеждения пациента. Применение таких тестов - полезное дополнение к техникам, описанным выше.

Итак, терапевт может выявить убеждения, как промежуточные, так и глу­бинные, следующими способами.

 

1.  Поиск убеждения в высказанной пациентом автоматической мысли.

2. Предложение пациенту условной части  (Если...) предположения и просьба закончить его.

3.  Прямой вопрос о наличии у пациента правила.

4. Применение техники падающей стрелы.

5. Выявление общих тем в автоматических мыслях пациента.

6.  Вопрос пациенту: что, по его мнению, представляет собой его убеж­дение?

7.  Анализ ответов пациента на вопросы опросника, выявляющего убеж­дения.

 


СЛЕДУЕТ ЛИ ИЗМЕНЯТЬ УБЕЖДЕНИЕ

 

Выявив убеждение, терапевт определяет, является оно центральным или пери­ферическим. Чтобы терапия оказалась успешной, в большинстве случаев сле­дует сосредоточиться на работе с самыми важными промежуточными убеж­дениями (Safran, Vallis, Segal & Shaw, 1986). Па работу же с убеждениями, не имеющими прямого отношения к актуальным трудностям пациента, или таки­ми, которым он не доверяет полностью, не следует тратить много времени.

 

 

Выявление и изменение промежуточных изменений                                              181

 

Т: Похоже, вы верите, что окружающие отвергают вас, когда вам что-то удается.

П: Думаю, да.

Т: Насколько вы доверяете данному суждению?

П: Не очень сильно, может быть, на 20%.

Т: В таком случае, нам, наверное, не стоит углубляться в эту тему. Давайте вернемся к обсуждению предыдущей.

 

Выявив важное промежуточное убеждение, терапевт выбирает, сообщу ли пациенту напрямую о его наличии, и если да, го представить ли это убеждение как требующее немедленной работы или как такое, работу над которым можно начать позднее. Чтобы принять решение, терапевт задает себе следующие вопросы.

 

• В чем заключается данное убеждение?

• Насколько твердо пациент доверяет ему?

• Если твердо, то как велико влияние этого убеждения на жизнь пациента?

• Если влияние ярко выражено, необходимо ли начинать работу над этим убеждением немедленно?

• Готов ли пациент к работе над этим убеждением? Способен ли пациент оценить это убеждение с достаточной объективностью

• Достаточно ли осталось времени на сегодняшней сессии, чтобы начать работу над этим убеждением? Можно ли совместить работу над данным убеждением с рассмотрением оставшихся пунктов повестки дня, или пациент согласится изменить график работы, чтобы выделить достаточно времени на работу с этим убеждением?


 

 

Прежде чем начинать процесс изменения убеждений пациента, необходимо убедиться в том, что его состояние несколько улучшилось и он научился выявлять и изменять собственные автоматические мысли. Убеждения некоторых пациентов довольно податливы к изменениям, а в других случаях требуются значительные усилия как со стороны терапевта, так и самого пациента. Изменение промежуточных убеждений предшествует работе с глубинными убеждениями (см. главу 11), поскольку последние могут оказаться стойкими и неподатливыми к изменениям.

 

 

 

 

 

 

 

 

182                                                                                                                    Глава 10 

 

РАЗЪЯСНЕНИЕ ПАЦИЕНТАМ ПРИРОДЫ ИХ УБЕЖДЕНИЙ

Выявив важное убеждение, в достоверности которого пациент твердо уверен, терапевт может на этом примере разъяснить пациенту природу убеждений в целом. Он обращает внимание пациента на то, что убеждения усваиваются в процессе приобретения жизненного опыта, а не присущи человеку от природы, следовательно, их можно пересмотреть и изменить.

Т: Итак, мы выявили некоторые из ваших убеждений: "Ужасно быть по­средственностью", "Я должна все делать на "отлично", "Если я не сделаю все, на что способна, я потерплю неудачу". Как вы думаете, как и когда вы усвоили эти идеи?

П: Наверное, в детстве.

Т: Каждый ли человек имеет подобные убеждения?

П: Нет, некоторым все равно...

Т: У кого из ваших знакомых другие убеждения?

П: Например, у моей кузины Эмили. Мне кажется, она согласна быть по­средственностью. Она думает только о развлечениях.

Т: Значит, она усвоила другое убеждение?

П: Думаю, да.

Т: Плохо то, что теперешний ваш набор убеждений создает для вас пробле­мы. Но есть и хорошие новости: поскольку вы усвоили эти идеи, в ваших силах отказаться от них и сформировать другие - возможно, не столь экстремаль­ные, как у Эмили, а нечто близкое к золотой середине. Что вы на это скажете?

П: Я согласна попробовать.

 

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ПРАВИЛ И ОТНОШЕНИЙ

В ФОРМУ ПРЕДПОЛОЖЕНИЙ

 

Чтобы помочь пациенту увидеть в промежуточном убеждении искажение и проанализировать его, терапевт стремится преобразовать убеждения, пред­ставленные в виде