ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 218

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Т: Поговорим об этом. (Достает лист бумаги.) Я предлагаю обсудить пре имущества и недостатки обоих вариантов... Приходилось ли вам когда-нибудь выполнять такую работу?

П: Нет. По крайней мере, в письменном виде. Но иногда я старалась взвесить все "за" и "против" в уме.

Т: Прекрасно, тогда вам будет проще. Думаю, это лучше выполнить в письменном виде: так вы быстрее примете нужное решение. С чего начнем: с летнего лагеря или временной работы?

П: Наверное, с работы.

234                                                                                                                        Глава 12

 

Т: Тогда запишите в верхнем левом углу: "Преимущества временной рабо­ты", в правом верхнем углу - "Недостатки временной работы", а в нижней час­ти листа - "Преимущества летнего школьного лагеря" и "Недостатки летнего лагеря".

П: (Выполняет это.) Готово.

 

Преимущества временной работы

Недостатки временной работы

1. Заработаю денег.

1. Сложно найти работу,

2. Научусь чему-то новому.

2. Меньше свободного времени.

3. Отдохну от колледжа.

3. Работа может мне не понравиться.

4. Заведу новые знакомства.

 

5. Еще один пункт в моем резюме.

 

 

Преимущества летнего лагеря

Недостатки летнего лагеря

1. В лагере будут двое моих друзей.

1. Не заработаю, а потрачу деньги.

2. Много свободного времени.

2. Не научусь ничему новому.

3. Заведу новых друзей.

3. Та же самая обстановка.

4. Попасть в лагерь легче, чем найти работу.

4. Не достигну большого успеха.

 

5. Бесполезно для резюме


 

Рис. 12.2. Анализ преимуществ и недостатков. Работа Салли

 

Т: Вы ведь обдумывали оба варианта? Можете записать конкретные преи­мущества и недостатки временной работы в верхней части листа? (Пациентка записывает свои идеи, над которыми размышляла раньше. Терапевт помогает ей, задавая наводящие вопросы.) Как вы относитесь к тому, что, выбрав времен­ную работу, вы измените образ жизни, отдохнете, наконец, от учебы? Разве это не явное преимущество?

П: Согласна. (Записывает.)

Т: Но в то же время вы останетесь без каникул.

П: Нет, я соглашусь только на ту работу, с которой смогу уйти в середине августа, чтобы съездить домой.

Процесс поиска преимуществ и недостатков продолжается до тех пор, пока не будут исчерпаны все возможные "за" и "против" данного варианта. Затем по­добному анализу подвергается вторая возможность. Обсуждение преимуществ и недостатков летнего школьного лагеря наталкивает Салли на новые мысли, и она дополняет список преимуществ и недостатков временной работы. Более того, она анализирует пункты, относящиеся к временной работе, чтобы прове­рить, нельзя ли сформулировать противоположные идеи в отношении летнего лагеря.

Дополнительные когнитивные и поведенческие техники                                        235

 

И наконец, терапевт помогает пациентке взвесить все доводы и принять окончательное решение.

Т: Похоже, Салли, больше добавить нечего. Теперь следует взвесить все доводы. Сначала вы должны оценить, насколько важен каждый из них - по шкале от 0 до 10, или просто обведите самые важные для вас пункты. Как вы поступите?

П: Наверное, обведу самые важные доводы.

Т: Хорошо, Взгляните на перечень преимуществ и недостатков временной работы. Какие из них самые важные для вас? (Пациентка перечитывает со­ставленный список и обводит некоторые пункты.) Какой можно сделать вы­вод, исходя из того, что вы обвели?

П: Похоже, самая большая проблема с временной работой - это найти ее. Потому что благодаря работе я смогу заработать деньги, принести пользу дру­гим людям и сменить обстановку.

Т: Не хотите ли поговорить о том, как вы будете искать временную работу? А затем еще раз вернемся к этому списку и проверим, не изменилось ли ваше мнение.

В конце дискуссии терапевт подводит пациента к мысли применять эту тех­
нику самостоятельно.

Т: Как вы думаете, полезна ли эта техника оценивания преимуществ и не­достатков? Может ли она пригодиться вам в будущем для принятия непростых решений? Как вы вспомните об этой технике?

 

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ

 

Поведенческие эксперименты - это не только эффективные методы прял проверки достоверности мыслей и предположений пациента, но и важные о ночные техники, применяемые отдельно или наряду с сократическим диалогом. Поведенческие эксперимента можно проводить непосредственно в офисетерапевта или вне его. Вот пример использования данной техники.

Т: Значит, вы твердо уверены в том, что не способны сосредоточиться приступить к чтению. Это касается отдельных эпизодов или справедливо целом?

П: Так всегда бывает. Это справедливо в целом.

Т: А как насчет того, чтобы прямо сейчас проверить эту идею? У меня есть сегодняшняя газета. Не хотите ли просмотреть эту статью - если честно, меня порядком разозлила. Речь идет о том, что тарифы на электроэнергию

 

 

 

 

236                                                                                                                        Глава 12

 

снова повышаются. (Терапевт выбрал короткую заметку с понятным для па­циентки содержанием).

П: Ладно. (Читает статью.)

Т: Готово? И каково ваше мнение? Справедливо ли повышение тарифов?

П: Трудно сказать. [Автор доказывает, что] властям нужны средства на ре­монт линий электропередач после прошлогодних ураганов...

Т: Может, вы и правы. Наверное, я отреагировал слишком бурно. ...Кстати, как сейчас поживает ваша идея, что вы не в состоянии сосредоточиться, чтобы приняться за чтение?

П: Похоже, это у меня получается лучше, чем я думала.

Непосредственно в офисе терапевта можно проверить множество других автоматических мыслей пациента.

 

 

Автоматические мысли

Поведенческий эксперимент

Я боюсь с ним разговаривать.

В ролевой игре пациент исполняет роль самого себя, а терапевт - собеседника.

Я не могу заставить себя записаться на прием к врачу.

Пациент делает нужный звонок из офиса терапевта.

Я ни на что не годен, ни для чего не годен

Пациент вместе с терапевтом просматривают объявления о работе.

Если у меня снова начнется головокружение, я потеряю сознание.

 

Пациент вызывает у себя головокружение посредством гипервентиляции и вращения на стуле (Clark, 1989).


 

Поведенческие  эксперименты  могут  быть  частью  домашних  заданий. Например.

1. Пациент высказывает негативное предположение; терапевт предлагает проверить его в течение ближайшей недели.

2. Сообща они определяют, как, когда и где осуществить проверку. Терапевт вносит изменения, благодаря которым повышается вероятность успеха.

3. Терапевт интересуется, как пациент отреагирует в случае, если его опа­сения подтвердятся. Вместе они формулируют адаптивный ответ.


Дополнительные когнитивные и поведенческие техники                                        237

 

В следующем примере представлено определение домашнего задания включающего поведенческий эксперимент.

Т: Итак, Салли, у вас есть предложение, что на занятиях вы лишитесь дара речи и не сможете задать вопрос. (Далее терапевт строит беседу согласна мо­дели, описанной в главе 8. Он побуждает Салли взвесить доказательства, про­анализировать худший из возможных вариантов, а также самый лучший и са­мый реалистичный варианты развития событий. Очевидно, что Салли смажет задать вопрос, но, вероятно, не лучшим образом.) Как вы смотрите на то, чтобы на будущей неделе провести эксперимент: проверить ваше предположение, что на занятиях вы не сможете задать вопрос?

П: Я немного волнуюсь. Но согласна попробовать.

Т: Какой предмет вы выберете? Где вам будет проще всего провести этот эксперимент, учитывая, что это первый раз?

П: Наверное, на занятии по литературе.

Т: Какой вопрос вы могли бы задать?

П: (Задумывается.) О чем-то, что я не поняла. Мы изучаем роман об Англии XVIII века. Главный герой считает жену своей собственностью. Я не разобра­лась, это всего лишь его отличительная черта или признак социального класса либо всего общества в то время.

Т: Хороший вопрос. Как бы его получше сформулировать?

П: Не знаю... Наверное, я могу сказать так: "В семье Шарлотты к ней от­носились как к собственности. Это характерно для всего английского обще­ства того времени или только для данного социального слоя, или только для конкретной семьи?"

Т: Отлично. Задав этот вопрос, вы проверите свое предположение, что на занятиях лишитесь дара речи. Если вы зададите вопрос и все пройдет хорошо - замечательно. Но если вы все-таки лишитесь дара речи и не сможете про
изнести ни слова, мы поработаем над этой проблемой на следующей сессии. Давайте все-таки на мгновение вообразим, что вы не сможете задать вопрос. С чем вы будете думать в тот момент?

П: Что я дура.

Т: Предлагаю найти более удачный ответ на эту мысль. (С помощью стандартного сократического диалога терапевт помогает Салли оценить негативную мысль и составить копинг - карточку.)

 

Вот предположения Салли, подвергнутые проверке вне офиса терапевта.

 

 

 

 

 

238                                                                                                                        Глава 12

 

•      Если я заговорю с ним (с незнакомым студентом), он обидит меня.

•      Если я обращусь к преподавателю, он откажется мне помочь.

•      Если я пойду на вечеринку, я зря потеряю время.

•      Если я сделаю над собой усилие и прочитаю главу 12, я все равно ничего не пойму.

•      Даже если я начну писать курсовую работу, я не смогу ее закон­чить.

 

Правильно организованные поведенческие эксперименты могут оказаться мощным стимулом когнитивных и поведенческих изменений.