ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 221
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МОНИТОРИНГ И ПЛАНИРОВАНИЕ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
На рис. 12.3 представлена частично заполненная таблица видов деятельности, где по горизонтали отмечены дни недели, а по вертикали — часы дня. Эту таблицу можно использовать несколькими различными способами: для мониторинга активности пациента, оценки и анализа сопутствующего активности удовольствия и Достигнутого уровня мастерства в различных занятиях, для мониторинга и оценивания негативного настроения, планирования занятий, доставляющих удовольствие, а также для проверки негативных предсказаний пациента.
Желая получить больше сведений о пациенте (о том, какими занятиями заполнен его день), терапевт может предложить ему отслеживать свою активность. Как обычно, вначале терапевт дает логическое обоснование; убеждается, что пациент понимает это задание и согласен его выполнить; помогает пациенту начать выполнение домашнего задания на сессии и выясняет, что может помешать пациенту продолжить эту работу дома. Обычно это задание предлагается пациентам на ранних этапах терапии, на второй или третьей сессии. Полученные терапевтом данные могут оказаться поистине бесценными, и последующие изменения активности пациента часто приводят к значительным улучшениям его настроения.
Т: Из вашего рассказа мне ясно, что вам сложно даются многие повседневные дела и в последнее время вы очень собой недовольны.
П: Да.
Т: Взгляните на эту таблицу. Предлагаю вам поработать с ней на будущей неделе, чтобы отслеживать свою занятость. В следующий раз мы обсудим
Дополнительные когнитивные и поведенческие техники 239
результаты и поймем, как вы проводите время. Оценивайте, насколько приятно вам каждое ваше занятие, а также отмечайте, радуетесь ли вы достигнутому
П: Хорошо.
Т: А теперь давайте продумаем систему оценивания ваших занятий. Если представить шкалу удовольствия от 0 до 10, какое занятие вы оценили бы
10 баллов? То, что радовало вас в прошлом, или то, что лишь могло бы оказаться для вас очень приятным?
П: Если бы я получила "А"+ по курсовой работе ("А" соответствует оцет "отлично". - Примеч. ред.).
Т: Хорошо. Запишите в таблице: "10 = "А"+ по курсовой работе".
П: (Записывает.)
Т: А что вы оцените в 0 баллов по шкале удовольствия? Занятие, которое вам крайне неприятно?
П: Подготовка к экзамену по химии.
Т: Тогда запишите: "0" = готовиться к экзамену по химии". ...Что вы оцени! в 5 баллов?
П: Наверное... обедать с моей соседкой по комнате.
Т: Хорошо, запишите это. ...А какие занятия соответствуют 3 и 7 баллам?
Если пациент без труда подбирает виды деятельности, соответствующим баллам на шкале удовольствия, терапевт может ограничиться выявление этих пяти ключевых точек (0, 3, 5, 7 и 10 баллов) или же предложить пациент закончить работу самостоятельно, дома. Если пациенту трудно выполнять эту работу, существуют три возможности (выбор осуществляется сообща - пациентом и терапевтом).
1. Полностью заполнить шкалу на сессии.
2. Изменить шкалу, оставив три графы: высокий, средний, низкий (уровень удовольствия).
3. Вернуться к этому заданию позднее.
Иногда пациент оценивает в 0 баллов по шкале удовольствия занятие, которое, судя по всему, не заслуживает столь низкой оценки. В этом случае терапевт тактично задает пациенту наводящие вопросы, чтобы проверить точность оценки, или решает осуществить самораскрытие: "Значит, уборку в ванной комнате вы оценили в 0 баллов по шкале удовольствия. Но может быть, есть что-нибудь хуже? Скажу о себе: для меня 0 баллов - это ссориться с кем-нибудь или кричать на детей, когда они того не заслуживают".
240 Глава 12
ТАБЛИЦА ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
| День 1 | День 2 | День 3 | День 4 | День 5 | День 6 | День 7 |
6:00 -7:00 | | | | | | | |
7:00-8:00 | | | | | | | |
8:00-9:00 | Утренние дела Успех = 2 Удовольствие = 0 | | | | | | |
9:00-10:00 | Занималась учебой Успех = 2 Удовольствие = 0 | | | | | | |
10:00-11:00 | Терапии Успех - 5 Удовольствие = 4 | | | | | | |
11:00-12:00 | Сидела на скамейке в парке Успех = 1 Удовольствие = 3 | | | | | | |
12:00-13:00 | Обед Успех = 1 Удовольствие = 3 | | | | | | |
13:00-14:00 | Лекция по химии Успех = 3 Удовольствие = 3 | | | | | | |
14:00-15:00 | | | | | | | |
15:00-16:00 | Занималась учебой Успех =2 Удовольствие = 1 | | | | | | |
16:00-17:00 | | | | | | | |
17:00-18:00 | | | | | | | |
18:00-19:00 | Ужин Успех = 2 Удовольствие - 4 | | | | | | |
19:00-20:00 | Смотрела телевизор Успех = 2 Удовольствие - 2 | | | | | | |
20:00-21:00 | | | | | | | |
21:00-22:00 | | | | | | | |
22:00-23:00 | | | | | | | |
23:00 -00:00 | Сон | | | | | | |
00:00-01:00 | | | | | | | |
01:00-02:00 | | | | | | | |
02:00 -03:00 | | | | | | | |
03:00 -04:00 | | | | | | | |
04:00 -05:00 | | | | | | | |
05:00 -06:00 | | | | | | | |
Рис. 12.3. Таблица видов деятельности. Copyright 1995 by Judith S. Beck, Ph. D.
Дополнительные когнитивные и поведенческие техники 241
Шкала успеха | Шкала удовольствия | Выводы |
0 Смотреть плохой фильм по телевизору | 0 Готовиться к экзамену по химии | |
1 | 1 | |
2 | 2 | |
3 Убирать на письменном столе | 3 Кататься на велосипеде вокруг общежития | |
4 | 4 | |
5 Подводить баланс по чековой книжке | 5 Обедать вместе с соседкой по комнате | |
6 | 6 | |
7 | 7 | |
8 Написать сочинение по английской литературе | 8 Выиграть со своей командой матч по баскетболу | |
| | |
10 Решить сложную задачу по химии | 10 Получить "А"+ по курсовой работе | |
Рис. 12.3. (продолжение)
Заполнив шкалу удовольствия, пациент приступает к составлению шкалы успеха.
Т: Теперь давайте составим шкалу успеха. Я имею в виду радость от достигнутого, которую вы испытываете благодаря разным занятиям. Что вы оцените в 10 баллов?
П: (Задумывается.) Решить сложную задачу по химии.
Т: Что вы оцените в 0 баллов?
П: Это когда я ничего не достигла? Не знаю. Возможно, драить ванну... Или смотреть плохой фильм по телевизору,
Т: Что вы оцените в 5 баллов?
П: Подводить баланс по чековой книжке. (Заполняет соответствую поле таблицы.)
Т: Отлично. Теперь начнем составлять сегодняшнее расписание активности.
В поле "11:00" запишите "Терапия", а ниже "Удовольствие = ____" и "Успех = ".
Во сколько баллов вы оцените удовольствие, полученное от сегодняшней сессии?
П: Примерно в 5 баллов.
242 Глава 12
Т: А свои успехи?
П: В 4 балла. (Записывает.)
Т: Что вы делали сегодня за час до терапии?
П: Работала в библиотеке.
Т: Значит, запишите "Работа в библиотеке" в поле перед терапией и отметьте "Удовольствие =_______", "Успех = ________". Теперь взгляните на шкалу. Насколько плодотворной оказалась работа в библиотеке? И насколько приятной?
П: Ощущение успеха было очень слабым, я думаю, 0 баллов.
Т: Значит, сегодняшняя работа в библиотеке в этом смысле была равноценной просмотру плохого фильма по телевизору?
П: Нет. Наверное, чего-то я все-таки достигла. Пусть будет 2 балла.
Т: А удовольствие?
П: То же, что и при подготовке к экзамену по химии, - 0 баллов.
Т: Хорошо, запишите эти цифры. (Терапевт побуждает пациентку заполнить еще несколько полей, пока не убедится, что Салли легко и точно оценивает свои занятия по шкалам удовольствия и уровня успеха.) Теперь вы понимаете, в чем суть этого задания?
П: Да.
Т: А можете объяснить, в чем его польза?
П: Я стану организованнее — пойму, на что трачу свое время.
Т: А зачем надо оценивать свое удовольствие и чувство успеха?
П: Не знаю.
Т: Таблицы видов деятельности, составленные вами за неделю, о многом нам расскажут. Например, мы определим, чем вам стоит заниматься почаще, а где немного сбавить темп. Увидим, какие занятия из тех, что раньше дарили вам удовольствие и ощущение успеха, вы сейчас забросили. Выявим занятия, которые когда-то были для вас приятными, а сейчас не доставляют удовольствия.
П: Понятно...
Т: В идеале вы должны заполнять соответствующие поля таблицы сразу же, как переходите к другому виду деятельности, - так вы не забудете, что именно делали, а оценки окажутся более точными. Но если это невозможно, заполняй
те таблицу во время обеда, ужина или перед сном.
П: Хорошо, это несложно.
Дополнительные когнитивные и поведенческие техники 243
Т: Старайтесь заполнять таблицу каждый день - так мы получим больше информации. Но даже если вы вспомните о ней всего лишь несколько раз, это тоже принесет пользу. А теперь подумайте, что может помешать вам выполнить это задание? Какие практические обстоятельства или, может быть, мысли?
П: Я могу забыть, что нужно заполнять таблицу.
Т: Как вы можете напомнить себе об этом задании?
П: Могу положить бланк с таблицей в записную книжку. Открыв ее, я сразу вспомню и о таблице.
Т: Какие еще сложности вы предвидите?
П: Больше ничего. Думаю, у меня получится.
Т: Хорошо. Хочу сказать еще вот о чем. Постарайтесь просмотреть заполненную таблицу за день до следующей сессии или прямо перед сессией. Если отметите какие-нибудь закономерности, отметьте их под таблицей или с обратной стороны листа. Договорились?
П: Да.
Т: Тогда запишите это домашнее задание на вашем листке, копия останется у меня.
П: Хорошо. (Записывает домашнее задание.)