ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 221

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МОНИТОРИНГ И ПЛАНИРОВАНИЕ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

На рис. 12.3 представлена частично заполненная таблица видов деятельности, где по горизонтали отмечены дни недели, а по вертикали — часы дня. Эту та­блицу можно использовать несколькими различными способами: для мони­торинга активности пациента, оценки и анализа сопутствующего активности удовольствия и Достигнутого уровня мастерства в различных занятиях, для мониторинга и оценивания негативного настроения, планирования занятий, доставляющих удовольствие, а также для проверки негативных предсказаний пациента.

Желая получить больше сведений о пациенте (о том, какими занятиями заполнен его день), терапевт может предложить ему отслеживать свою актив­ность. Как обычно, вначале терапевт дает логическое обоснование; убеждается, что пациент понимает это задание и согласен его выполнить; помогает паци­енту начать выполнение домашнего задания на сессии и выясняет, что может помешать пациенту продолжить эту работу дома. Обычно это задание пред­лагается пациентам на ранних этапах терапии, на второй или третьей сессии. Полученные терапевтом данные могут оказаться поистине бесценными, и по­следующие изменения активности пациента часто приводят к значительным улучшениям его настроения.

Т: Из вашего рассказа мне ясно, что вам сложно даются многие повседнев­ные дела и в последнее время вы очень собой недовольны.

П: Да.

Т: Взгляните на эту таблицу. Предлагаю вам поработать с ней на будущей неделе, чтобы отслеживать свою занятость. В следующий раз мы обсудим

 

 

 

 

Дополнительные когнитивные и поведенческие техники                                        239

 

результаты и поймем, как вы проводите время. Оценивайте, насколько приятно вам каждое ваше занятие, а также отмечайте, радуетесь ли вы достигнутому

П: Хорошо.

Т: А теперь давайте продумаем систему оценивания ваших занятий. Если представить шкалу удовольствия от 0 до 10, какое занятие вы оценили бы
10 баллов? То, что радовало вас в прошлом, или то, что лишь могло бы оказаться для вас очень приятным?

П: Если бы я получила "А"+ по курсовой работе ("А" соответствует оцет "отлично". - Примеч. ред.).

Т: Хорошо. Запишите в таблице: "10 = "А"+ по курсовой работе".

П: (Записывает.)

Т: А что вы оцените в 0 баллов по шкале удовольствия? Занятие, которое вам крайне неприятно?

П: Подготовка к экзамену по химии.

Т: Тогда запишите: "0" = готовиться к экзамену по химии". ...Что вы оцени! в 5 баллов?

П: Наверное... обедать с моей соседкой по комнате.

Т: Хорошо, запишите это. ...А какие занятия соответствуют 3 и 7 баллам?

 

Если пациент без труда подбирает виды деятельности, соответствующим баллам на шкале удовольствия, терапевт может ограничиться выявление этих пяти ключевых точек (0, 3, 5, 7 и 10 баллов) или же предложить пациент закончить работу самостоятельно, дома. Если пациенту трудно выполнять эту работу, существуют три возможности (выбор осуществляется сообща - пациентом и терапевтом).

1.     Полностью заполнить шкалу на сессии.

2.            Изменить шкалу, оставив три графы: высокий, средний, низкий (уровень удовольствия).

3.            Вернуться к этому заданию позднее.

 

Иногда пациент оценивает в 0 баллов по шкале удовольствия занятие, которое, судя по всему, не заслуживает столь низкой оценки. В этом случае терапевт тактично задает пациенту наводящие вопросы, чтобы проверить точность оценки, или решает осуществить самораскрытие: "Значит, уборку в ванной комнате вы оценили в 0 баллов по шкале удовольствия. Но может быть, есть что-нибудь хуже? Скажу о себе: для меня 0 баллов - это ссориться с кем-нибудь или кричать на детей, когда они того не заслуживают".

 

 

 

 

240                                                                                                                        Глава 12

 

ТАБЛИЦА ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

День 1

День 2

День 3

День 4

День 5

День 6

День 7

6:00 -7:00

 

 

 

 

 

 

 

7:00-8:00

 

 

 

 

 

 

 

8:00-9:00

Утренние дела Успех = 2 Удовольствие = 0

 

 

 

 

 

 

9:00-10:00

Занималась учебой Успех = 2 Удовольствие = 0

 

 

 

 

 

 

10:00-11:00

Терапии Успех - 5 Удовольствие = 4

 

 

 

 

 

 

11:00-12:00

Сидела на скамейке в парке Успех = 1 Удовольствие = 3

 

 

 

 

 

 

12:00-13:00

Обед Успех = 1 Удовольствие = 3

 

 

 

 

 

 

13:00-14:00

Лекция по химии Успех = 3 Удовольствие = 3

 

 

 

 

 

 

14:00-15:00

 

 

 

 

 

 

 

15:00-16:00

Занималась учебой Успех =2

Удовольствие = 1

 

 

 

 

 

 

16:00-17:00

 

 

 

 

 

 

 

17:00-18:00

 

 

 

 

 

 

 

18:00-19:00

Ужин Успех = 2 Удовольствие - 4

 

 

 

 

 

 

19:00-20:00

Смотрела телевизор Успех = 2

Удовольствие - 2

 

 

 

 

 

 

20:00-21:00

 

 

 

 

 

 

 

21:00-22:00

 

 

 

 

 

 

 

22:00-23:00

 

 

 

 

 

 

 

23:00 -00:00

Сон

 

 

 

 

 

 

00:00-01:00

 

 

 

 

 

 

 

01:00-02:00

 

 

 

 

 

 

 

02:00 -03:00

 

 

 

 

 

 

 

03:00 -04:00

 

 

 

 

 

 

 

04:00 -05:00

 

 

 

 

 

 

 

05:00 -06:00

 

 

 

 

 

 

 



Рис. 12.3. Таблица видов деятельности. Copyright 1995 by Judith S. Beck, Ph. D.

 

Дополнительные когнитивные и поведенческие техники                                        241

 

 

Шкала успеха

Шкала удовольствия

Выводы

0  Смотреть плохой фильм по телевизору

0 Готовиться к экзамену по химии

 

1

1

 

2

2

 

3 Убирать на письменном столе

 

3 Кататься на велосипеде вокруг общежития

 

4

4

 

5 Подводить баланс по чековой книжке

5 Обедать вместе с соседкой по комнате

 

6

6

 

7

7

 

8 Написать сочинение по английской литературе

8 Выиграть со своей командой матч по баскетболу

 

 

 

 

10 Решить сложную задачу по химии

 

10 Получить "А"+  по курсовой работе

 

 

 

Рис. 12.3. (продолжение)

 

 

Заполнив шкалу удовольствия, пациент приступает к составлению шкалы успеха.

Т: Теперь давайте составим шкалу успеха. Я имею в виду радость от достигнутого, которую вы испытываете благодаря разным занятиям. Что вы оцените в 10 баллов?

П: (Задумывается.) Решить сложную задачу по химии.

Т: Что вы оцените в 0 баллов?

П: Это когда я ничего не достигла? Не знаю. Возможно, драить ванну... Или смотреть плохой фильм по телевизору,

Т: Что вы оцените в 5 баллов?

П: Подводить баланс по чековой книжке. (Заполняет соответствую поле таблицы.)

Т: Отлично. Теперь начнем составлять сегодняшнее расписание активности.


В поле "11:00" запишите "Терапия", а ниже "Удовольствие = ____" и "Успех =       ".

Во сколько баллов вы оцените удовольствие, полученное от сегодняшней сессии?

П: Примерно в 5 баллов.

 

 

 

 

 

242                                                                                                                        Глава 12

 

Т: А свои успехи?

П: В 4 балла. (Записывает.)

Т: Что вы делали сегодня за час до терапии?

П: Работала в библиотеке.

Т: Значит, запишите "Работа в библиотеке" в поле перед терапией и отметь­те "Удовольствие =_______", "Успех = ________". Теперь взгляните на шкалу. Насколько плодотворной оказалась работа в библиотеке? И насколько приятной?

П: Ощущение успеха было очень слабым, я думаю, 0 баллов.

Т: Значит, сегодняшняя работа в библиотеке в этом смысле была равноцен­ной просмотру плохого фильма по телевизору?

П: Нет. Наверное, чего-то я все-таки достигла. Пусть будет 2 балла.

Т: А удовольствие?

П: То же, что и при подготовке к экзамену по химии, - 0 баллов.

Т: Хорошо, запишите эти цифры. (Терапевт побуждает пациентку запол­нить еще несколько полей, пока не убедится, что Салли легко и точно оценивает свои занятия по шкалам удовольствия и уровня успеха.) Теперь вы понимаете, в чем суть этого задания?

П: Да.

Т: А можете объяснить, в чем его польза?

П: Я стану организованнее — пойму, на что трачу свое время.

Т: А зачем надо оценивать свое удовольствие и чувство успеха?

П: Не знаю.

Т: Таблицы видов деятельности, составленные вами за неделю, о многом нам расскажут. Например, мы определим, чем вам стоит заниматься почаще, а где немного сбавить темп. Увидим, какие занятия из тех, что раньше дарили вам удовольствие и ощущение успеха, вы сейчас забросили. Выявим занятия, которые когда-то были для вас приятными, а сейчас не доставляют удоволь­ствия.

П: Понятно...

Т: В идеале вы должны заполнять соответствующие поля таблицы сразу же, как переходите к другому виду деятельности, - так вы не забудете, что именно делали, а оценки окажутся более точными. Но если это невозможно, заполняй­
те таблицу во время обеда, ужина или перед сном.

П: Хорошо, это несложно.

 

 

 

 

 

  

Дополнительные когнитивные и поведенческие техники                                        243

 

Т: Старайтесь заполнять таблицу каждый день - так мы получим больше информации. Но даже если вы вспомните о ней всего лишь несколько раз, это тоже принесет пользу. А теперь подумайте, что может помешать вам выполнить это задание? Какие практические обстоятельства или, может быть, мысли?

П: Я могу забыть, что нужно заполнять таблицу.

Т: Как вы можете напомнить себе об этом задании?

П: Могу положить бланк с таблицей в записную книжку. Открыв ее, я сразу вспомню и о таблице.

Т: Какие еще сложности вы предвидите?

П: Больше ничего. Думаю, у меня получится.

Т: Хорошо. Хочу сказать еще вот о чем. Постарайтесь просмотреть запол­ненную таблицу за день до следующей сессии или прямо перед сессией. Если отметите какие-нибудь закономерности, отметьте их под таблицей или с об­ратной стороны листа. Договорились?

П: Да.

Т: Тогда запишите это домашнее задание на вашем листке, копия останется у меня.

П: Хорошо. (Записывает домашнее задание.)