Файл: Шумилин Н.П. Специальные измерения в проводной связи учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 154
Скачиваний: 2
3. Определение места заземления одного из проводов при наличии исправной жилы такого же сопротивления, как и поврежденная. Образуется схема рис. 4.2. Возмож
но также |
(при значенииІхпереходногоRu |
сопротивления до |
||||||
0,01 МОм) |
определение |
|
методом Варлея |
(удлиненной |
||||
петли) по схеме рис. 4.1. Если |
велико |
(до 10 М О м ), |
||||||
то применяется аналогичнаяR mn). |
схема с питающимІх |
напряже |
||||||
нием 100 В (3 или 4,5 В |
используются тогда только для |
|||||||
измерения величины |
|
Значение |
определяется по |
|||||
ф-ле (4.3), |
имея в виду, что |
rc= R K. |
|
|
|
|
||
4. При наличии токов помех применяется метод двой |
||||||||
ной удлиненной петли. |
Для |
балансировки схемы (рис. |
||||||
4.10) необходим дополнительный внешний |
магазин, со |
противление которого должно быть не менее 1000 Ом.
Рис. 4.10. Определение расстояния до места заземления провода при наличии помех
Проводятся два замера. Первым (в положении |
Ш |
пе |
||||||||
реключателя |
IJ) |
определяют |
R mn = n R 'M. |
При втором за |
||||||
|
|
равным |
||||||||
мере отношение |
га/ть делают |
|
единице. |
Мост |
||||||
уравновешивают |
регулировкой |
значения |
R M. |
При |
этом |
|||||
одновременно с |
изменением сопротивления |
R M |
устанав |
|||||||
|
|
ливают такое же сопротивление на внешнем магазине. Таким образом, токи помех, воздействующие на прибор
(Ru+Rma),
по цепи |
компенсируются токами помех во |
вспомогательной |
цепи</7в (она берется примерно с теми |
нее параметрами, что и измеряемая цепь), в которой вклюrx= |
||
|
|
R M- |
чено= Rmn—rx,сопротивление внешнего магазина, равноеR"M+ При |
||
достижении |
равновесия во |
втором замере |
откуда |
(4.19) |
|
Г = -'Е! .Г ^ |
, |
*2
арасстояние до места заземления найдется как гх/г[,Ш].
72
*
5. При коротких линиях (до 0,5 км) для большей точ ности (исключения сопротивлений (подводящих проводни ков Ra и Яь) применяют метод трех измерений. Схема измерений (рис. 4.11) образуется при подключении к за-
Р-н-c. 4.11. Метод трех .измерении для определения р-асстояііішя до места заземления провода
жиму |
Л а |
вспомогательного |
провода |
(7?3_). Зажим |
3 |
за |
||||||||||
земляют; |
в зажим |
Л 1 |
включают исправный провод |
Ri, |
||||||||||||
|
|
|
Л га. |
|||||||||||||
в зажим |
Ло |
— поврежденный, и тот же |
поврежденный |
|||||||||||||
провод отдельным проводником подают на зажим |
|
|||||||||||||||
Производят(Rmn^Riтри замера+ Rz+Ra); при- |
первом |
переключатель Я22 |
||||||||||||||
ставят . |
в |
|
положение |
1 |
и определяют |
сопротивлениетх. |
||||||||||
шлейфа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
При втором в положении |
||||||
переключателя |
образуется(R\ + R a) схема(Rz+Rb)для- |
определения |
|
|||||||||||||
Третий |
замер |
в положении |
3 |
соответствует измерению |
||||||||||||
асимметрии |
пары |
|
|
|
— |
|
|
Расстояние |
до |
|||||||
места повреждения изоляции находят по формуле |
|
|
||||||||||||||
lx = Rm~ R"21, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(4.20) |
||||||
Ямг— ^мз |
и Ямз — значения сопротивлений на магази |
|||||||||||||||
где |
|
Рм |
2 |
|||||||||||||
не при равновесии моста в первом, втором и третьем |
за |
|||||||||||||||
мерах. Отношение |
га |
к |
гь |
при этом должно быть постоян |
||||||||||||
|
|
но для всех замеров. Напряжение питающей батареи для
первого и третьего |
замеров |
— 4,5 В, а для второго за |
||||||||
мера |
100 В'С и более |
(если переходное |
сопротивление |
Ra |
||||||
достаточно3 |
велико). |
|
|
|
Ri<R->, |
|
положе |
|||
Когда |
о п р о ти в л е н и е лр о ів о д а |
|
|
то в |
||||||
нии |
переключателя мост может не уравновеситься. Что |
|||||||||
бы избежать этого, можно включить |
вместо провода |
R a |
||||||||
сопротивление 10— 100 Ом |
(оно в расчетную формулу не |
|||||||||
входит), Raа |
можно дляЛ%этого замера |
поменять провода |
||||||||
местами, т. е. подключить левый конец соединительного |
||||||||||
провода |
к зажиму |
а такой же конец соединитель |
73
ного провода Дь — к зажиму Л^. Тогда расчетная форму ла изменится. Для обычно применяемого соотношения
Га —Гь
R»i —
(4.21)
Ямі + ^мЗ
где Д'из — сопротивление магазина для схемы, образо вавшейся после перемены проводов местами.
П р и м е ч а н и е . При измерениях по пп. 4 и 5 'предполагается, что сопротивление изоляции поврежденной жилы до 10 М Ом , а вспо могательных жил ^5000 М Ом .
6. При отсутствии исправных жил и переходном со противлении порядка сопротивления шлейфа применяют двусторонние измерения по методу Кулешова (см. § 4.4).
Если переходное сопротивление |
в месте повреждения |
значительно (0,1— 10 М Ом ), то |
осуществляется схема |
рис. 4.5. В расчетной ф-ле (4.17) для прибора ПКП-2М
Дхх= 990//?мі и /гкз = 990/jRm2-
7. Определение места обрыва жил пульсирующим то ком производят то мостоівой 'схеме рис. 4.7. Посылка им пульсов в линию осуществляется регулярным нажатием и отпусканием кнопки К (на приборе «Ч/И»), При ба лансе моста ф-ла (4.18) для прибора ПКП-2М следую щая:
(4.22)
990 4- RM
З А Д А Ч И
51* По схеме Муррея (рис. 4.2, но заземление сделано на '-конце П'Лейфа — па Ст. Б) измерялась омическая асимметрия Ra. Полу
чено: Rmл=520 Ом, |
га— 1000 Ом, |
/•&= 1015 Ом, /?а = ? (гдоб = 0). |
|
||||||||||||||
|
52. |
По схеме рис. 4.2 определялось расстояние до места зазем |
|||||||||||||||
ления одного из проводов однородной цепи. / = 20°С. а) |
га —1000 Ом, |
||||||||||||||||
гь = 61 |
Ом, |
Гдоо= 50 |
Ом, |
|
R |
шл= |
850 Ом, /=120 |
км, /х= ? |
б) |
та = |
|||||||
= 1000 |
Ом, |
г(,=320 |
Ом, |
гДос=0, |
/?шл=700 Ом, |
/ = 50 км, |
/х =Ь? |
||||||||||
в) |
та |
=400 Ом, Гб=.Г.1,5 Ом, |
гдоо=50 Ом, /?шл=480 Ом, |
/=170 |
км, |
||||||||||||
/*= ? г) что должна |
показать в |
случае в) проверка со |
станции |
||||||||||||||
при г„ = 1000 Ом и /-доб=0? |
д) если в случае г) |
гь = 230 Ом, |
то ка |
||||||||||||||
ково /х = ? |
е) /=8 |
км, 7/шл=512 |
Ом, га = 1000 |
Ом, |
/■ь =1550 |
Ом, |
|||||||||||
Гдоб = 0, /х = 7 |
Ст.А, |
|
|
гх |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
53* Заземлен один из проводов в схеме рис. 3.9 (задача № 46 а). |
||||||||||||||||
Найти /х, считая от |
|
|
если |
|
равно: а) 114,9 Ом; |
б) |
156,4 |
Ом; |
|||||||||
в) 268,3 Ом; г) 63,7 |
Ом; д) 1281 |
Ом; е) 503 Ом; /=20°С. |
|
|
|||||||||||||
|
54* |
На |
линии, |
изображенной |
на рис. 4.12, при проверке по |
||||||||||||
схеме |
|
Барлея расстояния |
|
до места |
заземления одного |
из |
проводов |
||||||||||
с |
обеих |
станций получено: |
а) 6 |
= 80 км, /2=15 км, |
гхл = 9 5 |
Ом, |
74
fXß =64 Ом, /ха =? 1хБ = ? |
б) 7і=40 км, /2 = 60 км, |
г*л=318 |
Ом, |
|
гхң =107,2 Ом, (,л = ? Ixß =? в) /і=90 км, /2=б «м, гХБ =70 |
Ом, |
|||
Гхл = 76,6 |
Ом, /іА = ? Ixß =? |
г) /і = 70 км, /? = 40 км, |
г.ѵа =480 |
Ом, |
гѴ£ = 120 |
Ом, /* а =rlXß —? |
Температура для а)—г) |
20°С; д) |
/і = |
= 80 км, |
/2 = 15 км, г*а = Э5 Ом, 7= —ІІ0°С, /ха = ? е) |
/і=40 км, |
/2= |
|
= 60 км, |
г*л=125 Ом, / = +350С, /хА = ? ж) /і=20 |
км, /2=10 |
км, |
|
|
^ |
|
Мевь,3мм |
|
медь.Зт'В |
|
|
|
||||
|
|
О-------- |
|
|
------- о — |
— |
|
— |
о |
|
|
|
|
|
|
? |
|
|
- |
1 . |
|
і.г’ . |
? |
|
|
|
|
|
|
L*___ |
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
? |
|
|
|
|
||||
|
|
Рис. |
4.12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
г*л = 28 Ом, / = — 30°С, |
/х а = ? |
з) /і=50 |
км, |
/2=20 км, |
/"x a = 104 |
О м, |
|||||||
/= + 6 °С, / х Л = ? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
55.* По схеме рис. |
4.3 при / = 20°С |
определялось расстояние |
до |
||||||||||
места 'сообщения проводов. |
Найти |
Іх |
для |
случаев: |
а) |
/ = 1 2 0 |
км, |
||||||
Тимі = Т іім2 = 2 , 5 О м/к м = т„ мз, га=гь, |
гс= 140 |
Ом; |
б) / = 80 |
км, г,ші = |
|||||||||
= г „ м2 =2,5 Ом/км, Гк»,з = |
11 Ом/км, га=гь, |
тс = 950 Ом; |
в) |
/=100 |
км, |
||||||||
Ті = г2 = 7 |
О м/км , |
г3 = 1 1 |
|
Ом/іш, г„=10/'(,, |
гс=48 |
Ом; |
г) |
/ = 90 |
км, |
||||
Гі= г 2 = 2,5 |
Ом/км, |
/\'і = 7 |
Ом/км, гс=150 |
Ом, |
г о= 0,1г і ; |
д) |
/=60 |
км, |
|||||
ті = т2 = г 3 =1,5 Ом/км, га = гь, |
гсА = 6 8 Ом, |
а |
при измерении со стан |
||||||||||
ции 5 получено Trß =194 |
Ом |
при Г(,= 10га, /хл = ? |
|
|
|
55. Расстояние до места сообщения между одинаковыми прово дами измерялось без вспомогательного провода путем контроля со
противлений |
изоляции между проводами |
с |
обеих станций [ф-ла |
||||
(4.10)]. Найти /х, если: а) RA =250 0>м, Rß =370 Ом, і/?Шл=610 Ом, |
|||||||
/=43 км; б) |
7?а = 280 Ом, |
Я Б =120 |
Ом, |
Л Шл=270 |
Ом, /=90 км. |
||
57 * При |
определении |
расстояния |
до |
места |
сообщения всех про |
||
водов с землей по схемам ,рис. 4.4 получено: |
г«=гь. R а =498 Ом, |
||||||
RB =495 |
Ом, |
R 'л = 49 Ом, R Б =74 Ом, /=100 |
км, |
Г[ІШ] = 2,5 Ом/км. |
|||
Найти /х. |
|
|
|
|
|
|
|
58* |
Показать справедливость ф-лы (4.20). |
|
|
||||
59* |
Показать справедл:іівость ф-лы (4.21). |
|
|
і
ГЛ А В А ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАССТОЯНИЯ ДО МЕСТ
СПОВРЕЖДЕНИЙ Н А ВОЗДУШ НЫ Х И
иКАБЕЛЬНЫ Х ЛИНИЯХ СВЯЗИ ПЕРЕМЕННЫ М ТОКОМ
5.1. Общие сведения
При весьма широком диапазоне передавае мых по современным линиям связи частот проверка их исправности только постоянным током, конечно, не мо жет исчерпать требований, предъявляемых к парамет рам линий. В последующих главах будут рассмотрены измерения, применяемые .для суждения о необходимых значениях затухания цепи, переходных затуханий меж ду цепями, их фазовых характеристик и т. д.
В то же время и для отыскания места таких повреж дений, как заземление проводов, сообщение между ними, обрыв, испытания с помощью переменных токов могут во многих случаях дать правильный результат удобнее и быстрее, чем проверка цепи с помощью уравновешива ния мостовых схем на постоянном токе. Если при изме рениях на постоянном токе основным методом служит определение сопротивления провода до места поврежде ния, то при использовании переменных токов стремятся главным образом обнаружить эффект отражения по сланных в линию электромагнитных волн от места неод нородности линии. Находят применение и мосты пере менного тока (см. гл. 12).
5.2. Определение места сосредоточенной асимметрии с помощью моста переменного тока
Если величина омической асимметрии легко может быть проверена с помощью схемы рис. 3.4, то место сосредоточенной асимметрии (предполагая, что оно одно) приходится определять при помощи перемеи-
76
него тока. Чаще всего асимметрия сосредоточивается В каком-то контакте, например, в месте плохой пайки, про является же она в резком увеличении шумов и переход ных токов. Нередко возникают и нелинейные искажения.
На рис. 5.1 показана схема для определения расстоя ния до места сосредоточенной омической асимметрии так называемым методом холостого хода (метод короткого
Рис. 5.1. Определение 'расстояния до места сосредо точенной омической асимметрии методом холостого хода
замыкания и другие методы |
см. [34]). |
В |
схему входит, |
||||||
кроме исследуемой пары |
Л |
і— |
Лг |
(где |
|
на |
проводе |
Л і |
|
имеется сосредоточенное |
|
увеличение |
сопротивления), |
||||||
еще и дополнительная пара |
Л 3 |
Л !и |
используемая как |
||||||
|
— |
|
|||||||
единый дополнительный провод. |
|
|
|
цепь сделана |
|||||
Предполагается, что: 1) измеряемая |
|||||||||
максимально однородной |
(т. |
е. из нее |
выключены сим |
метрирующие конденсаторы, удлинители и т. д.); 2) ем
костныеR a; |
сопротивления |
линии |
значительно больше ак |
|
тивных |
еооротишлений |
жил и |
сопротивления |
асиммет |
рии |
3) емкостная асимметрия испытуемой |
пары по |
отношению к земле и к дополнительной паре пренебре жимо мала; 4) для измерений взята достаточно низкая частота (до 800 Гц), чтобы с индуктивностью линии мож но было бы не считаться. Все эти предположения вполне допустимы для кабельных цепей.
Проводят два измерения. При первом ключ К замк нут. Нетрудно видеть, что в этом случае при равновесии
моста и гі = г2 получим Гр=/?а. (Условие равновесия для моста переменного тока формулируется как и для посто янного тока, только к слову сопротивления надо доба вить «полные» см. § 12.1). При втором измерении на станции Б ключ К размыкается, в цепи образуется ре жим холостого хода и ток проходит через емкостные связи между проводами. Отыскивают значение г'0, при
77