Файл: 1 Сравнительно правовой анализ пенсионной системы России и зарубежных стран.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 52
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таблица 3
Возраст выхода на пенсию для мужчин с 1 января 2019 года
Год рождения | Возраст выхода на пенсию | Добавленные годы | Предполагаемый год начала выплат |
1959 | 61 | 1 или 6 мес. (если есть право раннего ухода на пол года) | 2020 |
1960 | 62 | 2 или 6 мес. (если есть право раннего ухода на пол года) | 2022 |
1961 | 63 | 3 | 2024 |
1962 | 64 | 4 | 2026 |
1963 (и моложе) | 65 | 5 | 2028 |
Как видно из данных таблиц 6 и 7 предлагается период плавного перехода (5 лет) с постепенным увеличением возраста выхода на пенсию ежегодно до 2028 года.
С принятием реформы изменился не только сам возраст выхода на пенсию, хотя это и было основным изменением, но и ряд следующих факторов:
предпенсионный возраст официально утвержден и равен 5 годам до выхода на пенсию;
запрет на увольнение трудящихся предпенсионного возраста без весомых на то оснований влечет за собой уголовную ответственность вплоть до лишения свободы;
возможность раннего ухода на пенсию для многодетных родителей (в зависимости от количества детей);
досрочный выход на пенсию при наличии специального трудового стажа: женщины – 37 лет, мужчины – 42 года; увеличение размера пенсии на 1 000 руб. ежегодно (программа предназначена для повышения среднестатистического размера до 20 000 руб., что необходимо для изменения ситуации с индексацией в России);
некоторых малочисленных народов Севера нововведения не коснутся; увеличение пособия по безработице до установленного прожиточного минимума;
возможность ухода на 6 месяцев раньше для тех лиц, которые первыми будут испытывать на себе действие реформы;
ежегодное предоставление двух оплачиваемых дней диспансеризации для трудящихся предпенсионного возраста.
Нововведения также повлекли за собой создание актуальных социальных программ, направленных на обучение и переквалификацию трудящихся предпенсионного возраста, включающие в себя обучение компьютерной грамотности и современным устройствам
, обучение финансовой грамотности и курсы повышения квалификации в соответствии с имеющейся специальностью.
«Повышение пенсионного возраста обсуждалось в стенах парламента уже 35 долгие годы, но российскому обществу пока еще не представили положительных доводов в его пользу и не указали на те группы населения, которые получили бы выгоду от пенсионной реформы», – отмечает М.Е. Шуварина [34, с. 62].
Мнения граждан по этому вопросу оказались различными так, например, Б.Б. Пивовар уверен, что «Существующая в России пенсионная система создавалась в советское время под тогдашние реалии – под количество населения 1950-х годов, под существовавшее тогда соотношение молодых и пожилых людей и так далее. Но нынешние реалии существенно отличаются.
У нас много пожилых людей, поскольку продолжительность жизни увеличилась, и у нас есть проблемы с молодежью, которой не так много, поскольку был демографический спад 90-х годов.
И пенсионную систему необходимо переделывать под то, что имеем сегодня» [28, с. 151]. Что касается политических партий, то «Единая Россия» считает данное реформирование правильным решением, а представители КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» уверены, что необходима доработка реформы, что предполагает более позднее ее введение.
28 августа 2018 года состоялось обращение Президента России В.В. Путина к народу, в котором он попытался объяснить людям необходимость внедрения нововведений [28, с. 179].
Проблема реформирования пенсионной системы, по мнению некоторых ученых, может содержаться в следующих аспектах: «недоживание» до возраста выхода на пенсию (особенно это касается мужчин); снижение востребованности работников в возрасте 50-65 лет.
Первое объясняется следующим: многие граждане очень обеспокоены данным нововведением, ведь они уверены, что не каждый человек способен не то, что трудиться в столь позднем возрасте, но и просто «дожить» до него. Ведь как показывает статистика, самое распространенное заболевание, такое как нарушение сердечно-сосудистой системы, больше всего распространено среди лиц предпенсионного возраста.
Второе обусловлено тем, что приоритетом выбора работодателя станет молодой работник, который полон сил, энергии и современного взгляда на мир. Ведь есть масса профессий, деятельность которых связана с большой физической нагрузкой, и тем самым уже не подходит данной категории граждан (например, строитель, сварщик, грузчик и т.д.), а также профессии, которые требуют творческих современных кадров, что, допустим, пожилой переквалифицированный работник не всегда сможет дать.
Вывод: таким образом, на данный момент тема реформирования пенсионной системы в 2019 году является наиболее дискуссионной, что обусловлено различием взглядов и мнений. Безусловно, существуют некоторые пробелы в столь критичном вопросе, которые требуют заполнения, но к полному становлению новой пенсионной системы, которое предполагается к 2028 году, по мнению Правительства, они будут заполнены.
Стоит отметить, что для России в целом главной задачей сейчас является выполнение социальных обязательств перед гражданами.
1.2. Сравнительно-правовой анализ пенсионной системы России и зарубежных стран
В современном обществе распространено мнение, что российская пенсионная система не является достаточно ориентированной на содержание достойного уровня жизни нетрудоспособной части населения.
Для того чтобы полностью раскрыть данный вопрос, необходимо более подробно рассмотреть пенсионную систему России, Швеции и Индии. Пенсионная система России берет своё начало с времен СССР.
В то время размер пенсии совершенно не зависел от размера заработной платы и стажа работы, не существовало индексации выплат. Основными источниками финансирования являлись общественные фонды потребления, которые складывались из средств государственного бюджета и отчислений предприятий.
В связи с нестабильным положением государства в области финансов уровень жизни нуждающихся стал заметно ухудшаться, необходимо было срочно реформировать пенсионную систему.
В рамках данных событий государство принимает ряд мер, направленных на стабилизирование денежных выплат: ‒ Принятие Закона от 20.11.1990 N 340–1 «О государственных пенсиях в РСФСР» ‒ Создание в 1992году Пенсионного фонда РСФСР Политика Пенсионного фонда была направлена на государственное управление средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан на пенсионное обеспечение. Появляется новейшая система финансирования и выплаты пенсий — за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей, граждан и ассигнований из федерального бюджета.
Расширяется перечень видов пенсий: [3]
‒ по старости (по возрасту) — раздел II Закона,
‒ по инвалидности — раздел III Закона, ‒ по случаю потери кормильца — раздел IV Закона,
‒ за выслугу лет — раздел V Закона.
Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, устанавливается социальная пенсия (раздел VIII Закона).
Такая пенсия может назначаться в соответствующих случаях вместо трудовой пенсии (по желанию обратившегося за ней).
Однако в 1990-е годы политика государства была больше направлена на формирование и развитие рыночной экономической системы, чем на вопросы социального обеспечения граждан.
В следствие этого произошёл кризис пенсионной реформы, на который сказались рост инфляции, дефицит бюджета Пенсионного фонда.
Долг Правительства перед населением рос, постоянно проводились безуспешные попытки его погашения.
И только в 2000-х годах формируется Национальный совет при Президенте Российской Федерации по пенсионной реформе, функционирующий на основании накопительных и условно-накопительных принципов пенсионной системы.
Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» даёт перечень видов пенсий и лиц, имеющих на них право( Рисунок 2).
Рис. 2. Виды пенсий в Российской Федерации
Обязательными условиями возникновения права на пенсию по старости являются [4]: ‒ достижение возраста 60 лет — для мужчин, 55 лет — для женщин.
Отдельные категории граждан имеют право на назначение страховой пенсии по старости досрочно; ‒ наличие страхового стажа не менее 15 лет (с 2024 года) с учетом переходных положений.
Своё начало пенсионная система Швеции берет в 1913 г. и становится одним из первых и основополагающим примером всеобщего социального страхования.
Она основывается на принципе достаточной экономической защищенности каждого гражданина страны.
Современная система была принята парламентом в 1998г., а полностью вступила в силу в 2003г. Она предполагает 3 вида пенсий: всеобщая, трудовая и гарантированная. Всеобщая пенсия состоит из двух частей: пенсии, основанной на доходах и премиальной пенсии. Ежегодно 16 % от заработной платы и других налогооблагаемых выплат отчисляется на пенсионный счет для будущей пенсии, основанной на доходах.
Ее величина зависит от заработка пенсионера, а также от развития общественных финансов страны в целом [5]. Трудовая пенсия начисляется из расчёта пенсии по возрасту, страховки на случай смерти супруга и медицинской страховки. Величина трудовой пенсии зависит от сферы работы; студенты и безработные не получают никакой пенсии [там же].
Гарантированная пенсия является гарантом социальной поддержки абсолютно всех граждан Швеции, не имеющих трудового стажа, но достигших 65 лет и проживающих в Швеции не менее 40 лет. Пенсионный возраст одинаков для мужчин и женщин и составляет 65 лет. Отсутствует наличие определенного стажа для возникновения права на пенсию, он только влияет на размер выплаты.
Существенно иная пенсионная система существует в Индии. В настоящее время можно сказать, что это одна из слабейших стран в области социального обеспечения, которое является гарантом нетрудоспособного населения на защиту от нищеты. С чем же это связано? Размер пенсии напрямую связан с родом деятельности гражданина.
Все потенциальные пенсионеры здесь делятся на три группы — госслужащие, которые включены в обязательную пенсионную программу, военные и все остальные, чьи пенсии зависят от работодателя. В связи с тем, что большинство индийцев заняты в «неорганизованном секторе», т. е. рабочие в мелких официально незарегистрированных предприятиях; крестьяне, которые работают в частном секторе; либо занимаются ремеслом отчисления от заработной платы не ведутся.