Файл: Магистрант Университет Синергия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Зубов Анатолий Михайлович

Магистрант

Университет «Синергия»

КОРРУПЦИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ

Аннотация: Внимание к проблеме коррупции в системе государственной службы со стороны государственной власти и институтов гражданского общества обусловлено тем, что коррумпированность государственных служащих приобрела в современный период глобальный характер.

Ключевые слова: коррупция, государственная служба, злоупотребление.

Актуальность. Актуальность выбранной темы, обусловлена высоким уровнем коррумпированности органов государственной власти Российской Федерации.

В нашей стране происходит сложный процесс становления института государственной службы, и параллельно с ним, разрабатывается законодательство, имеющее антикоррупционную направленность. В современной научной литературе по проблемам борьбы с коррупцией существует множество определений коррупции. Ее рассматривают в нескольких аспектах: социальном, политическом, правовом. Ряд ученых считает, что коррупцию нужно рассматривать не как конкретный состав преступления или административного правонарушения, а как совокупность родственных деяний, включающих в себя ряд должностных злоупотреблений.

Создавая системы противодействия коррупционным проявлением, по средствам принятия различных профилактических, предупредительных и карательных мер, наше государство, как бы оно не стремилось, в полной мере, на сегодняшний день не может обеспечить должной политической устойчивости и экономической безопасности страны. И действительно, коррупция как феномен в общественной и государственной жизни имеет повышенную степень общественной опасности по сравнению со всеми другими похожими элементами социальной действительности.

Таким образом, проблема борьбы с коррупцией неизменно остается актуальной.

Цель исследования- раскрыть сущность коррупции, ее причины и методы борьбы.

Объект исследования – коррупция в системе государственной службы.

Предмет исследования – технологии противодействия коррупции в служебной сфере.

Тۤеۤоۤрۤетۤикۤо-мۤетۤодۤоۤлۤогۤ
ичۤеۤскۤая бۤазۤа иۤсۤсۤлۤедۤоۤвۤаۤнۤия. Тۤеۤоۤрۤетۤичۤеۤскۤой бۤазۤой иۤсۤсۤлۤедۤоۤвۤаۤнۤия пۤоۤсۤлужۤиۤлۤи общۤиۤе пۤоۤлۤожۤеۤнۤия гۤоۤсудۤаۤрۤстۤвۤеۤнۤнۤогۤо и муниципального упۤрۤаۤвۤлۤеۤнۤия, нۤаучۤныۤе тۤруды.

Методология и методы данного исследования было проведено использованием современных методов научного познания, к которым относятся общенаучные и специальные. Методологической базой работы послужила совокупность приемов и способов познания коррупции как общесоциального феномена. К их числу относятся правовой, историко-правовой, логико-юридический анализ, анализ документов и статистических материалов.

1.1 Cущность и понятие коррупции на государственной службе

В последние годы практически ни один документ, характеризующий социально-экономическую и политическую ситуацию в современной России, а также положение дел с преступностью, не встречается без упоминания коррупции.

Этимологически термин «коррупция» берет свое начало от латинского «corruptio», что значит «порча, подкуп». Эти два слова характеризуют разное понимание коррупции. «Хотя понятие коррупции, – говориться в Кодексе поведения должностных лиц по сохранению правопорядка, принятом Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1978 года, – должно закрепляться национальным правом, следует осознавать, что оно включает совершение или не совершение какого-либо действия при реализации обязанностей или причины этих обязанностей в

результате требуемых или полученных подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение всякий раз, когда подразумевается такое действие или бездействие» [1, c.96].

Здесь под коррупцией следует иметь ввиду - подкуп, продажность должностных лиц (публичных служащих) и их служебное поведение, реализуемое в связи с принятым или обещанным вознаграждением.

Однако имеет место и выглядит более правильным наиболее широкое осознание коррупции как социального явления, не зациклено только на подкупе, взяточничестве. Краткое и ёмкое определение коррупции находится в Справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией: «Коррупция – это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях» [2, c. 74].

Коррупция – это социальное явление, сводящееся к разложению власти, когда государственные служащие и иные лица, уполномоченные на реализацию государственных функций, применяют своё служебное положение, статус и авторитет своей должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересов [3, c. 84].

Коррупция – это преступная деятельность в сфере политики или государственного управления, подразумевающая применение должностными лицами доверенных им прав и властных возможностей в целях личного обогащения.

Механизм коррупции – это:

- двусторонняя сделка, при которой лицо, работающие на государственной или иной службе, нелегально «продает» свои служебные полномочия или услуги, стоящие на авторитете должности и относящиеся к ним возможностях, физическим и юридическим лицам, группам, а «покупатель» имеет возможность применять государственную либо иную структуру в своих целях.

- вымогательство служащим взятки, дополнительного вознаграждения.

- инициативный, активный подкуп служащих, нередко с одновременным сильным психическим влиянием на них. Последнее характерно для организованной преступности [4, c. 218].

Таким образом, коррупцию можно представить как социальное явление, определяющее подкупом – продажностью государственных и иных служащих и на этой основе корыстным применением ими в личных либо узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, воздействующих на них авторитета и возможностей

1.2 Причины и условия возникновения коррупции на государственной службе


Проблема коррупции является следствием большого количества факторов и механизмов. Один из факторов распространенности коррупции - сложность структуры органов власти, наличие множества бюрократических процедур, порождаемых самими чиновниками, отсутствие внешнего и внутриорганизационного контроля над деятельностью аппарата органов государственной власти. Положение усугубляется тем, что отсутствуют комплексный учет и контроль над служебной деятельностью государственных служащих, четкое распределение компетенции, имеет место дублирование и совмещение функциональных обязанностей.

Говоря о служебной среде, или условиях службы, то, прежде всего, следует обращать внимание на три обстоятельства, наиболее часто участвующих в продуцировании коррупции.

Во-первых, невыполнение правила о таком размере оплаты труда служащих, который позволил бы достойно жить им и их семьям. Иногда оплата бывает настолько ничтожной, что как бы подразумевается, что служащий перейдёт на «кормление клиентами».

Во-вторых, имеет значение тип управления. При, так называемом ситуативном управлении, разного рода задачи решаются в значительной мере по усмотрению отдельных служащих. Тут отмечается простор для собственного усмотрения и произвола. Иногда уже само по себе предъявление неоднозначных и изменяющихся притязаний оценивается как вымогательство взятки и инициирует её.

В-третьих, существенна социально-психологическая обстановка. Например, признание коррупции в среде государственных служащих нормальным явлением, подобно чаевым в среде швейцаров, является важным фактором формирования криминальной мотивации [5, c. 13].

2.1 Правовые основы противодействия коррупции в Российской Федерации

Системно осуществляется регламентация по профилактике коррупции в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273–ФЗ «О противодействии коррупции» [6, c. 232].

В ст.13 данного источника говорится о том, что граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, за исполнение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданскую, правовую и дисциплинарную ответственность, по соответствию с законодательством Российской Федерации». Данная норма – это новация в российском законодательстве, которая ориентирует правоохранительные органы на обязанность применить для борьбы с коррупцией средства не только уголовные и уголовно - процессуальные, но и какие – либо другие отрасли права.


В части 2 статьи 1 Федеральный Закон «О противодействии коррупции» гласит, что: «противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

- для предупреждения коррупции, в том числе и по выявлению и дальнейшей ликвидации причин коррупции (профилактика коррупции).

- для выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией).

- для минимизации/ликвидации результатов коррупционных правонарушений».

По статье 2 названного Федерального закона, правовыми основами в противодействии коррупции являются: Конституция РФ [7, c.32], нормы международного права, международные договоры РФ, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты любых других федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты [8, c. 110].

Стремление последовательной реализации в законодательстве линии в противодействии коррупции, стала заметна относительно недавно, тогда когда начали образовываться правовые предпосылки для решающего изменения ситуации, в сфере сопротивления масштабным выражением коррупции связанной с ней преступности. Важно отметить, что в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273–ФЗ «О противодействии коррупции» [9, c. 32] впервые был определен круг источников правового регулирования, который содержал правовые нормы для противодействия коррупции: Конституция РФ, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы, нормы международного права, международные договоры РФ, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ, а также нормативные правовые акты Правительства РФ, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ и муниципальные правовые акты. Конкретные цели и задачи, по