Файл: Силовые установки и промысловые механизмы маломерных судов рыбной промышленности (с двигателями до 100 л. с.) учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 113
Скачиваний: 0
лающего в цилиндр, и ухудшается процесс сгорания После прихода поршня в в. м. т. начинается новый рабочий цикл с повторением всех четырех тактов в ука
занной выше последовательности.
Для наглядности представлений о процессах, проис
ходящих |
в цилиндре двигателя, |
рассмотрим |
и н д и к а |
т о р н у ю |
д и а г р а м м у четырехтактного дизеля без |
||
наддува |
(рис. 3). Индикаторная |
диаграмма |
графически |
V
с
—
Иг V,
изображает рабочий цикл двигателя в координатах р—V. Диаграмма снимается
сработающего двигателя
специальным |
прибором — |
индикатором |
и показывает |
характер изменения давле ния в цилиндре при измене нии его объема или хода поршня за четыре такта (или два оборота коленчатого ва ла) . Все линии на диаграм ме, изображающие соответ ствующие процессы,, — ус ловные.
\ |
Такт |
всасывания — кри |
|
; у |
вая г—а. Из диаграммы вид |
||
Рис. 3. Индикаторная диаграм |
но, что в начальный момент |
||
ма рабочего цикла четырехтакт |
движения |
поршня вниз ос |
|
ного дизеля без наддува. |
таточные газы |
расширяются |
|
|
от давления выпуска до дав |
||
ления окружающей среды |
(процесс г—г0). |
При дальней |
шем движении поршня вниз давление в цилиндре стано вится ниже атмосферного и начинается поступление све жего заряда воздуха из окружающей среды.
Такт сжатия — кривая а — с. Точка k на линии сжа тия определяет начало подачи топлива в цилиндр через форсунку в соответствии с углом опережения впрыска топлива.
Такт горения топлива и расширения продуктов сго рания, или рабочий ход — кривая с — у— z — в. Этот такт состоит из отдельных составляющих его процессов. Участок кривой с — у соответствует горению топлива, поступившего в цилиндр, за период задержки самовос пламенения при почти постоянном объеме. В результате
16
этого давление в цилиндре резко повышается до давле
ния |
ружрг. |
сгорания рг |
|
|
Отношение давления в конце |
к давле |
|||
нию конца |
сжатия рс называется |
степенью |
повышения |
|
давления |
и обозначается Л, |
|
|
Процесс у — z соответствует сгоранию топлива при почти постоянном давлении, когда поршень начинает двигаться вниз. Точка z обозначает условное окончание
процесса |
сгорания и начало |
процесса |
расширения. |
||
Отношение объема цилиндра Vz |
в конце |
процесса |
|||
сгорания к объему VcfaVy |
в конце сжатия |
называется |
|||
степенью |
предварительного |
расширения |
и |
обознача |
ется р
В действительности сгорание топлива в точке z не заканчивается, а частично распространяется на линию расширения, т.е. происходит его догорание. Процесс догорания нежелателен, так как вследствие увеличения потерь тепла в охлажденную воду и с отработавшими газами возрастает удельный расход топлива двигате лем. Точка г' на диаграмме характеризует окончание процесса догорания. Продолжительность процесса дого рания наряду с другими факторами в большей степени зависит от быстроходности двигателя. Например, у вы сокооборотных двигателей продолжительность процесса догорания больше, чем у малооборотных, так как время,, отводимое на процесс сгорания, меньше. Точка Ь' соот ветствует моменту открытия выпускного клапана. Такту выпуска отработавших газов, или выхлопу, соответству ет кривая в—г. Давление при выпуске отработавших га зов зависит от сопротивления газовыпускного тракта (клапан, патрубок, глушитель и т. д.) и по абсолютной величине всегда выше атмосферного.
Из рассмотренного выше видно, что в цикле четы рехтактного двигателя только один такт является рабо чим (когда поршень совершает рабочий ход), а осталь ные три.— вспомогательными.
2-180 |
,~*17 |
В одноцилиндровых двигателях вспомогательные такты осуществляются за счет запаса кинетической энер гии маховика, а в многоцилиндровых используется энер гия рабочих ходов соседних цилиндров.
Большое влияние на мощность и экономичность дви гателей оказывает правильность выбранных фаз газо распределения. Углы опере Угол опережения впрыска жения открытия и запазды вания закрытия клапанов устанавливаются опытным путем при доводке двигате
ля на стенде завода.
Для наглядного изобра жения моментов газораспре деления пользуются к р у г о в о й д и а г р а м м о й. На рис. 4 представлена круго вая диаграмма газораспре деления судового дизеля типа ЧСП 10,5/13.
Рис. 4. Круговая диаграмма га зораспределения судового дизе ля ЧСП 10,5/13.
Четырехтактные дизели с наддувом
Рабочий цикл четырех тактного дизеля с наддувом осуществляется за те же че тыре такта (всасывание, сжатие, рабочий ход, вы пуск), что и дизеля без над дува.
Наддувочный агрегат, из которого происходит напол нение цилиндра свежим воздухом, состоит из воздушно го нагнетателя и приводного устройства, обеспечиваю щего его работу. Воздушный нагнетатель может быть -центробежного, поршневого или роторного типа.
В зависимости от способа осуществления привода воздушного нагнетателя различают два способа надду в а — механический и газотурбинный.
При м е х а н и ч е с к о м н а д д у в е рис. 5, а привод воздушного нагнетателя 1 осуществляется от коленча того вала двигателя непосредственно или через какуюлибо передачу, например зубчатую 2.
Механический наддув применяется при небольших
18
давлениях наддувочного воздуха, обычно не превышаю щих 1,6—1,7 кгс/см2 (0,16—0,17 МПа), так как с увели чением давления увеличивается расход мощности дви гателя на привод нагнетателя, в результате чего умень шается механический к. п. д. двигателя и соответственно увеличивается расход топлива.
a |
6 |
Рис. 5. Схема четырехтактного дизеля с наддувом:
а — механическим, б — газотурбинным .
При г а з о т у р б и н н о м н а д д у в е (рис. 5,6) при вод воздушного нагнетателя 1 осуществляется от газо вой турбины 2. Колесо газовой турбины установлено на одном валу с воздушным нагнетателем центробежного типа и представляет единый комбинированный агрегатгазотурбонагнетатель. Газовая турбина осевого или ра диального типа работает на выхлопных газах, отходя щих от двигателя. Отработавшие газы из выпускного коллектора через направляющий аппарат турбины с большой скоростью поступают на лопатки колеса, при водя его во вращение. Частота вращения вала турбины зависит от мощности и быстроходности двигателя и по опытным данным составляет 5000—50 000 об/мин. На двигателях малой мощности в последнее время все боль шее распространение получают радиальные газовыхлоп-
2* |
19 |
ные турбины, отличающиеся простотой изготовления и высоким к. п. д.
Газовая турбина, располагаемая в конце выпускного коллектора, создает дополнительное сопротивление га зам при выпуске, поэтому противодавление в выпускном
тракте у двигателей с газотурбонаддувом |
выше, чем у |
|
двигателей с |
механическим наддувом или |
без наддува, |
и составляет |
0,8—0,9 рк, где рк—давление |
наддува. |
Воздух из атмосферы засасывается воздушным наг нетателем, затем сжимается и под некоторым давлени ем поступает в наддувочный коллектор или ресивер, а оттуда через открытый всасывающий клапан в цилиндр двигателя.
При сжатии воздуха в нагнетателе, температура его повышается, поэтому целесообразно охлаждать воздух перед поступлением в цилиндр. Для этой цели между воздушным нагнетателем и двигателем устанавливают холодильник, где воздух охлаждается забортной водой.
Промежуточное охлаждение воздуха позволяет уве личить его количество при наполнении, снизить началь ную температуру при сжатии и соответственно умень шить температуру во всех остальных характерных точ ках рабочего цикла (ГС ) Тг, Тв), а также снизить температуру поверхностей крышки, донышка, поршня и цилиндра.
В двигателях с наддувом для улучшения качества очистки цилиндра от продуктов сгорания применяется продувка камеры сгорания наддувочным воздухом. С этой целью угол перекрытия выпускного и всасываю щего клапанов увеличивается до 90—150° поворота ко ленчатого вала. При продувке улучшается наполнение цилиндра свежим зарядом воздуха и достигается неко торое снижение температуры поверхности камеры сго рания за счет отдачи тепла наддувочному воздуху.
Увеличение угла перекрытия клапанов выше опти мального для повышения продолжительности процесса продувки с целью лучшего охлаждения камеры сгора ния нежелательно, так как это приводит к увеличению расхода наддувочного воздуха- и затрат мощности на привод нагнетателя. Оптимальный угол перекрытия кла панов для каждого типа двигателя устанавливается опытным путем на стенде завода при доводке головного двигателя.
20