Файл: Силовые установки и промысловые механизмы маломерных судов рыбной промышленности (с двигателями до 100 л. с.) учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 114

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

к месту хранения или переработки применяют рыбона­ сосы. Наиболее распространенными являются центро­ бежные рыбонасосы, перекачивающие смесь рыбы и во­ ды. Рабочее колесо рыбонасоса имеет всего две лопатки и рыба, проходя через него, не получает механических повреждений.

 

I

4

 

 

Рис. 137.

Рыбонасос.

 

 

 

Рыбонасос (рис. 137)

состоит из станпны

/

корпуса

2, в котором

расположено

рабочее колесо 3.

В

станине

расположен вал 4, вращающийся в подшипниках 5. На одном конце вала закреплено рабочее колесо, другой ко­ нец соединен с приводом (обычно электродвигателем). Для предотвращения попадания воздуха в корпус насо­ са имеется сальниковое уплотнение 6. С торцевой сторо­

ны рыбонасоса крепится крышка 7,

выполненная за

•одно целое с всасывающим патрубком

8. На корпусе

имеется патрубок для присоединения напорного трубо­ провода и штуцер 9 для пробного крана.

Рыбонасосы выпускаются в комплекте с электродви­ гателем и называются рыбонасосными установками. Оте­ чественная промышленность выпускает четыре типа рыбонасосных установок РБУ-100, РБУ-150, РБУ-200 и РБУ-250 с всасывающими патрубками диаметром 100, 150, 200 и 250 мм. На Каспийском море производят бес­ сетной лов кильки с помощью рыбонасоса и подводного электрического освещения.

334

Р А З Д Е Л IV ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ СУДОВ

ГЛАВА И

 

и с т о ч н и к и ТОКА,

ЭЛЕКТРОПРИВОД

И ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ

АППАРАТУРА

АККУМУЛЯТОРЫ

Аккумулятором называется химический источник то­ ка, способный накапливать электрическую энергию при зарядке, сохранять ее некоторое время, затем при раз­ рядке отдавать потребителю. Аккумуляторы выполняют отдельными элементами или блоками. Если в одном корпусе смонтировано несколько аккумуляторов — это батарея аккумуляторов.

На судах аккумуляторные батареи применяют для стартерного пуска двигателей внутреннего сгорания, в качестве источника аварийного освещения, а на малых судах и в качестве основного источника электроэнергии, для питания аварийной радиостанции и некоторых видов внутрисудовой связи и сигнализации.

Используют в основном два типа аккумуляторов: ки­ слотные и щелочные. Каждый из них имеет свои преи­ мущества и недостатки. У кислотных аккумуляторов более высокий к. п. д., они допускают большие разряд­ ные токи почти при постоянном напряжении на зажи­ мах. Это очень ценное качество стартерных аккумулято­ ров, так как при пуске двигателя требуется очень боль­ шой ток. Но кислотные аккумуляторы чувствительны к коротким замыканиям и механическим тряскам, более требовательны в уходе, при неправильной эксплуатации (систематический недозаряд, низкий уровень электро­ лита, неправильное включение) подвержены сульфатации. Щелочные аккумуляторы имеют прочную активную

335


массу,

менее требовательны

в

уходе, не

чувствительны

к недозарядам и перезарядам.

 

 

На

каждом

аккумуляторе

и

батарее

есть маркиров­

к а — буквенное

обозначение

в сочетании

с цифрами, да­

ющая

основные

сведения об аккумуляторах. Например:

щелочные 10 НКН-45, 10 ЖН-100; кислотные 6 СТЭ-128,

6 СТК-180.

Цифры

10 и 6 — это

число

последовательно

соединенных

в батарею аккумуляторов;

НКН — макаль­

ная кадмиево-никелевая, Ж Н — железо-никелевая;

СТЭ — стартерные

в отдельных

эбонитовых сосудах;

СТМ — то же, но в эбонитовом моноблоке, СТК — катер­

ные; 45, 100, 128, 180 — емкость

батареи

в

ампер-часах,

т.е. количество электричества,

которое

 

может

отдать

аккумулятор до падения напряжения на

нем-до

нор­

мальной величины (у кислотных до 1,8 В, у щелочных до 1,1 В).

Устройство и принцип действия. Аккумулятор состо­ ит из двух блоков положительных и отрицательных пла­ стин, помещенных в сосуд с электролитом. Пластины представляют собой основу, заполненную активной мас­ сой. У кислотных' аккумуляторов активной массой поло­ жительной пластины является перекись свинца, отрица­ тельной— губчатый свинец. Электролитом служит раст­

вор химически чистой

аккумуляторной серной кислоты

в дистиллированной

воде. При отсутствии последней

можно использовать чистую дождевую воду. При приго­ товлении электролита в стеклянный или эбонитовый со­ суд сначала наливают воду, а затем тонкой струйкой —• кислоту, все время помешивая раствор стеклянной или эбонитовой палочкой. Лить воду в кислоту нельзя! Это приводит к разбрызгиванию кислоты и опасным ожо­ гам! После остывания раствора до 20—25° С измеряют его плотность ареометром. Выбор плотности электроли­

та

зависит от типа аккумулятора

и условий его работы:

в

летнее

время электролит менее

плотный. В среднем

плотность

колеблется от

1,12 до 1,30 г/см3 . Обычно ра­

бочие плотности указаны

в заводской инструкции.

Активной массой положительных пластин щелочного, аккумулятора является гидрат окиси никеля, а отрица­ тельной— губчатый кадмий или губчатое железо. Элек­ тролитом для щелочных аккумуляторов служит раствор едкого кали плотностью 1,19—1,21 г/см3 или едкого нат­ ра плотностью 1,17—1,19 г/см3 . Для более надежной ра-

336


боты при низкой температуре в электролит добавляют моногидрат лития (20 г на 1 л раствора) или едкий ли­ тий (10 г на 1 л) . Аккумуляторы, залитые составным электролитом, работают дольше.

При приготовлении электролита едкие щелочи надо растворять в чистой железной или эмалированной посу­ де, медную, алюминиевую и цинковую посуду применять нельзя, так как они растворяются щелочами. Стеклян­ ную посуду также нельзя использовать, так как она мо­ жет лопнуть от тепла, выделяемого при растворении. Электролит можно приготовить из твердой щелочи или из концентрированного раствора. При этом твердую ще­ лочь размельчают и заливают водой, помешивая до пол­ ного растворения, затем дают остыть до температуры ке ниже 30°С, примесям-—осесть на дно сосуда, и заливают аккумуляторы. При приготовлении раствора из концент­ рированной щелочи льют щелочь в воду до получения электролита нужной плотности. Чтобы электролит не пе­ регревался, щелочь льют медленно, все время помеши­ вая. При измерении плотности обыкновенным ареометром электролит наливают в мензурку, опускают туда арео­ метр. Деление на шкале, до которого погрузится арео­ метр, покажет плотность электролита. Применяя сифон­ ный ареометр, электролит засасывают при помощи гру­ ши в стеклянный резервуар. Всплывший в резервуаре ареометр покажет плотность электролита. Если плот­ ность окажется выше требуемой, в электролит добавля­

ют воду, если ниже — то щелочь.

Уровень

электролита

в щелочных аккумуляторах

должен

быть

не выше 5—

12 мм, в кислотных—12—15

мм

над

уровнем пластин.

Аккумуляторная кислота, дистиллированная вода, ос­ тавшийся после заливки аккумуляторов электролит дол­ жны храниться в посуде, плотно закрытой пробками. Одними и теми же принадлежностями для приготов­ ления электролита и замера его плотности для кис­ лотных и щелочных аккумуляторов пользоваться не­ льзя!

Заряд и разряд аккумуляторов. Для того чтобы ак­ кумулятор мог отдавать энергию, его необходимо заря­ дить, т. е. сообщить ему запас энергии. При зарядке происходит химическое изменение пластин, на них появ­ ляется разность потенциалов — э. д. с. При разрядке хи­ мические реакции обратные.

337


Зарядку аккумуляторов осуществляют от специаль­ ных зарядных генераторов, от судовой сети постоянного тока или от выпрямителя переменного тока через регу­ лируемое добавочное сопротивление. Аккумуляторы, ра­ ботающие в режиме заряд-разряд, заряжают при неиз­ менной величине зарядного тока. По мере роста э. д. с. аккумулятора во время заряда надо повышать напряже­ ние на выходе зарядного устройства. К зарядному уст­ ройству аккумуляторы присоединяют одноименными по­ люсами: плюс к плюсу, минус к минусу. Зарядный ток. стартерных аккумуляторов равен 0,07—0,1 их номиналь­ ной емкости, а щелочных—0,25. Аккумуляторы, работа­ ющие параллельно с валогенераторами, заряжаются при постоянном напряжении. Внешним признаком полной за­ рядки является бурное газовыделенпе, но этого мало. У кислотных аккумуляторов основным признаком явля­ ется постоянство напряжения (2,7—2,8 В) и плотности электролита (1,29 г/см3 для стартерных при температуре 25° С) в течение 2—3 ч после окончания заряда.

Об

окончании

заряда

щелочных

аккумуляторов су­

дят по их напряжению: если оно, достигнув

1,75—1,85 В,

не повышается в течение получаса, значит

заряд

окон­

чен.

Щелочной

аккумулятор

лучше

перезарядить, чем

педозарядить.

Напряжение

проверяют

специальным

пробником, который

представляет собой

вольтметр с па­

раллельно

соединенным

 

нагрузочным

сопротивлением,

включаемым при нажатии

кнопки пробника па верхнем

его конце. У нормально заряженного кислотного

акку­

мулятора

напряжение

равно

2,1—2,3 В, у' щелочного

1,2—1,4 В. У кислотных

аккумуляторов

напряжение из­

меряют

спустя 2—3 ч после

выключения во избежание

взрыва

гремучего

газа.

Во время эксплуатации,

а осо­

бенно

после заряда,

уровень

электролита

понижается;

его доводят до нормы, доливая

воду.

 

 

 

 

Общие правила по уходу за аккумуляторами. При эксплуатации кислотных аккумуляторов надо обязатель­ но выполнять следующие правила:

не допускать сульфатации — это необратимый про­ цесс, когда пластины покрываются нерастворимым круп­ нозернистым сульфатом свинца, емкость аккумулятора падает и он выходит из строя;

не

допускать

недозаряда аккумуляторов; •

не

разряжать

до напряжения ниже 1,7 В;

338


не допускать коротких замыканий и разрядов чрез­ мерно большими токами;

не допускать окисления выводов и соединительных шин, постоянно следить за чистотой и сухостью аккуму­ ляторов;

не работать вблизи аккумуляторов с огнем; при работе с электролитом надо пользоваться резино­

выми перчатками, фартуками, галошами и очками, при попадании на кожу кислоты немедленно протереть обожженные места 10%-ным раствором соды.

Хотя

щелочные

аккумуляторы менее требовательны

в уходе,

правила

обслуживания надо также выполнять:

содержать их сухими и в чистоте; на дне ящиков не должны скапливаться грязь п по­

сторонние предметы, могущие привести к саморазряду и з а м ы к а и и ю аккумуляторов;

следить за тем, чтобы электролит не проливался в ящики и тщательно протирать их;-

смазывать соединительные шины тонким слоем тех­ нического вазелина;

корпус аккумулятора должен быть покрыт битумным лаком;

ржавчину и ползучие соли надо удалять керосиновой тряпкой или деревянной палочкой;

все принадлежности содержать в чистоте.

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ

Генераторы постоянного тока. Машины постоянного тока обратимы, т.е. при одном и том же устройстве мо­ гут быть и генераторами и двигателями. Генератор сос­ тоит из двух основных частей (рис. 138): неподвижной станины 2, на которой закреплены магнитные полюса с обмоткой возбуждения 3 (с торцов станина закрыта подшипниковыми щитами 1), и подвижного якоря 4, в пазах которого уложены в определенном порядке про-- водники якорной обмотки 5. Концы обмотки якоря при­ соединяются к пластинам коллектора 6, который выпрям­ ляет переменный ток, получаемый в якоре. По коллекто­ ру скользят щетки 7, установленные в щеткодержателях 8, закрепленных на специальной траверсе 9. При помо­ щи щеток снимается напряжение и через зажимную ко­ лодку подается потребителю. Напряжение на зажимах

339

генератора меньше его э. д. с. на величину падения на­ пряжения на якорной обмотке:

U = E lr„.

Величина э.д. с , вырабатываемой генератором, за­ висит от конструкции машины, магнитного потока полю­ сов и скорости вращения, поэтому напряжение на за­ жимах генератора можно изменить путем изменения то­ ка возбуждения или скорости вращения.

Рис. 138. Устройство машины постоянного тока.

Когда по якорю потечет ток нагрузки, возникнет маг­ нитное поле якоря, которое изменяет основное поле ма­ шины, искажая его, — это реакция якоря. В результате реакции якоря происходит дополнительное падение на­ пряжения на зажимах генератора, ухудшаются условия

коммутации

тока,

под

щетками

возникает

искрение.

Для уменьшения

реакции якоря

и улучшения

условий

коммутации

в станине

помещают

дополнительные по­

люса в промежутке между основными, обмотку которых соединяют последовательно с обмоткой якоря.

Главным

различием

генераторов

постоянного тока

является способ соединения

обмотки возбуждения

(ОВ)

с обмоткой якоря (ОЯ)- У

генераторов с

независимым

возбуждением

обмотка

возбуждения

получает

питание

от постороннего источника

тока, у генераторов с само­

возбуждением— от якоря.

Последние

бывают

с

парал­

лельным, последовательным

и смешанным

возбуждени-

340