Файл: Силовые установки и промысловые механизмы маломерных судов рыбной промышленности (с двигателями до 100 л. с.) учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 114
Скачиваний: 0
к месту хранения или переработки применяют рыбона сосы. Наиболее распространенными являются центро бежные рыбонасосы, перекачивающие смесь рыбы и во ды. Рабочее колесо рыбонасоса имеет всего две лопатки и рыба, проходя через него, не получает механических повреждений.
|
I |
4 |
|
|
Рис. 137. |
Рыбонасос. |
|
|
|
Рыбонасос (рис. 137) |
состоит из станпны |
/ |
корпуса |
|
2, в котором |
расположено |
рабочее колесо 3. |
В |
станине |
расположен вал 4, вращающийся в подшипниках 5. На одном конце вала закреплено рабочее колесо, другой ко нец соединен с приводом (обычно электродвигателем). Для предотвращения попадания воздуха в корпус насо са имеется сальниковое уплотнение 6. С торцевой сторо
ны рыбонасоса крепится крышка 7, |
выполненная за |
•одно целое с всасывающим патрубком |
8. На корпусе |
имеется патрубок для присоединения напорного трубо провода и штуцер 9 для пробного крана.
Рыбонасосы выпускаются в комплекте с электродви гателем и называются рыбонасосными установками. Оте чественная промышленность выпускает четыре типа рыбонасосных установок РБУ-100, РБУ-150, РБУ-200 и РБУ-250 с всасывающими патрубками диаметром 100, 150, 200 и 250 мм. На Каспийском море производят бес сетной лов кильки с помощью рыбонасоса и подводного электрического освещения.
334
Р А З Д Е Л IV ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ СУДОВ
ГЛАВА И |
|
и с т о ч н и к и ТОКА, |
ЭЛЕКТРОПРИВОД |
И ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ |
АППАРАТУРА |
АККУМУЛЯТОРЫ
Аккумулятором называется химический источник то ка, способный накапливать электрическую энергию при зарядке, сохранять ее некоторое время, затем при раз рядке отдавать потребителю. Аккумуляторы выполняют отдельными элементами или блоками. Если в одном корпусе смонтировано несколько аккумуляторов — это батарея аккумуляторов.
На судах аккумуляторные батареи применяют для стартерного пуска двигателей внутреннего сгорания, в качестве источника аварийного освещения, а на малых судах и в качестве основного источника электроэнергии, для питания аварийной радиостанции и некоторых видов внутрисудовой связи и сигнализации.
Используют в основном два типа аккумуляторов: ки слотные и щелочные. Каждый из них имеет свои преи мущества и недостатки. У кислотных аккумуляторов более высокий к. п. д., они допускают большие разряд ные токи почти при постоянном напряжении на зажи мах. Это очень ценное качество стартерных аккумулято ров, так как при пуске двигателя требуется очень боль шой ток. Но кислотные аккумуляторы чувствительны к коротким замыканиям и механическим тряскам, более требовательны в уходе, при неправильной эксплуатации (систематический недозаряд, низкий уровень электро лита, неправильное включение) подвержены сульфатации. Щелочные аккумуляторы имеют прочную активную
335
массу, |
менее требовательны |
в |
уходе, не |
чувствительны |
|
к недозарядам и перезарядам. |
|
|
|||
На |
каждом |
аккумуляторе |
и |
батарее |
есть маркиров |
к а — буквенное |
обозначение |
в сочетании |
с цифрами, да |
||
ющая |
основные |
сведения об аккумуляторах. Например: |
щелочные 10 НКН-45, 10 ЖН-100; кислотные 6 СТЭ-128,
6 СТК-180. |
Цифры |
10 и 6 — это |
число |
последовательно |
соединенных |
в батарею аккумуляторов; |
НКН — макаль |
||
ная кадмиево-никелевая, Ж Н — железо-никелевая; |
||||
СТЭ — стартерные |
в отдельных |
эбонитовых сосудах; |
СТМ — то же, но в эбонитовом моноблоке, СТК — катер
ные; 45, 100, 128, 180 — емкость |
батареи |
в |
ампер-часах, |
|
т.е. количество электричества, |
которое |
|
может |
отдать |
аккумулятор до падения напряжения на |
нем-до |
нор |
мальной величины (у кислотных до 1,8 В, у щелочных до 1,1 В).
Устройство и принцип действия. Аккумулятор состо ит из двух блоков положительных и отрицательных пла стин, помещенных в сосуд с электролитом. Пластины представляют собой основу, заполненную активной мас сой. У кислотных' аккумуляторов активной массой поло жительной пластины является перекись свинца, отрица тельной— губчатый свинец. Электролитом служит раст
вор химически чистой |
аккумуляторной серной кислоты |
в дистиллированной |
воде. При отсутствии последней |
можно использовать чистую дождевую воду. При приго товлении электролита в стеклянный или эбонитовый со суд сначала наливают воду, а затем тонкой струйкой —• кислоту, все время помешивая раствор стеклянной или эбонитовой палочкой. Лить воду в кислоту нельзя! Это приводит к разбрызгиванию кислоты и опасным ожо гам! После остывания раствора до 20—25° С измеряют его плотность ареометром. Выбор плотности электроли
та |
зависит от типа аккумулятора |
и условий его работы: |
||
в |
летнее |
время электролит менее |
плотный. В среднем |
|
плотность |
колеблется от |
1,12 до 1,30 г/см3 . Обычно ра |
||
бочие плотности указаны |
в заводской инструкции. |
Активной массой положительных пластин щелочного, аккумулятора является гидрат окиси никеля, а отрица тельной— губчатый кадмий или губчатое железо. Элек тролитом для щелочных аккумуляторов служит раствор едкого кали плотностью 1,19—1,21 г/см3 или едкого нат ра плотностью 1,17—1,19 г/см3 . Для более надежной ра-
336
боты при низкой температуре в электролит добавляют моногидрат лития (20 г на 1 л раствора) или едкий ли тий (10 г на 1 л) . Аккумуляторы, залитые составным электролитом, работают дольше.
При приготовлении электролита едкие щелочи надо растворять в чистой железной или эмалированной посу де, медную, алюминиевую и цинковую посуду применять нельзя, так как они растворяются щелочами. Стеклян ную посуду также нельзя использовать, так как она мо жет лопнуть от тепла, выделяемого при растворении. Электролит можно приготовить из твердой щелочи или из концентрированного раствора. При этом твердую ще лочь размельчают и заливают водой, помешивая до пол ного растворения, затем дают остыть до температуры ке ниже 30°С, примесям-—осесть на дно сосуда, и заливают аккумуляторы. При приготовлении раствора из концент рированной щелочи льют щелочь в воду до получения электролита нужной плотности. Чтобы электролит не пе регревался, щелочь льют медленно, все время помеши вая. При измерении плотности обыкновенным ареометром электролит наливают в мензурку, опускают туда арео метр. Деление на шкале, до которого погрузится арео метр, покажет плотность электролита. Применяя сифон ный ареометр, электролит засасывают при помощи гру ши в стеклянный резервуар. Всплывший в резервуаре ареометр покажет плотность электролита. Если плот ность окажется выше требуемой, в электролит добавля
ют воду, если ниже — то щелочь. |
Уровень |
электролита |
||
в щелочных аккумуляторах |
должен |
быть |
не выше 5— |
|
12 мм, в кислотных—12—15 |
мм |
над |
уровнем пластин. |
Аккумуляторная кислота, дистиллированная вода, ос тавшийся после заливки аккумуляторов электролит дол жны храниться в посуде, плотно закрытой пробками. Одними и теми же принадлежностями для приготов ления электролита и замера его плотности для кис лотных и щелочных аккумуляторов пользоваться не льзя!
Заряд и разряд аккумуляторов. Для того чтобы ак кумулятор мог отдавать энергию, его необходимо заря дить, т. е. сообщить ему запас энергии. При зарядке происходит химическое изменение пластин, на них появ ляется разность потенциалов — э. д. с. При разрядке хи мические реакции обратные.
337
Зарядку аккумуляторов осуществляют от специаль ных зарядных генераторов, от судовой сети постоянного тока или от выпрямителя переменного тока через регу лируемое добавочное сопротивление. Аккумуляторы, ра ботающие в режиме заряд-разряд, заряжают при неиз менной величине зарядного тока. По мере роста э. д. с. аккумулятора во время заряда надо повышать напряже ние на выходе зарядного устройства. К зарядному уст ройству аккумуляторы присоединяют одноименными по люсами: плюс к плюсу, минус к минусу. Зарядный ток. стартерных аккумуляторов равен 0,07—0,1 их номиналь ной емкости, а щелочных—0,25. Аккумуляторы, работа ющие параллельно с валогенераторами, заряжаются при постоянном напряжении. Внешним признаком полной за рядки является бурное газовыделенпе, но этого мало. У кислотных аккумуляторов основным признаком явля ется постоянство напряжения (2,7—2,8 В) и плотности электролита (1,29 г/см3 для стартерных при температуре 25° С) в течение 2—3 ч после окончания заряда.
Об |
окончании |
заряда |
щелочных |
аккумуляторов су |
|||||||||
дят по их напряжению: если оно, достигнув |
1,75—1,85 В, |
||||||||||||
не повышается в течение получаса, значит |
заряд |
окон |
|||||||||||
чен. |
Щелочной |
аккумулятор |
лучше |
перезарядить, чем |
|||||||||
педозарядить. |
Напряжение |
проверяют |
специальным |
||||||||||
пробником, который |
представляет собой |
вольтметр с па |
|||||||||||
раллельно |
соединенным |
|
нагрузочным |
сопротивлением, |
|||||||||
включаемым при нажатии |
кнопки пробника па верхнем |
||||||||||||
его конце. У нормально заряженного кислотного |
акку |
||||||||||||
мулятора |
напряжение |
равно |
2,1—2,3 В, у' щелочного |
||||||||||
1,2—1,4 В. У кислотных |
аккумуляторов |
напряжение из |
|||||||||||
меряют |
спустя 2—3 ч после |
выключения во избежание |
|||||||||||
взрыва |
гремучего |
газа. |
Во время эксплуатации, |
а осо |
|||||||||
бенно |
после заряда, |
уровень |
электролита |
понижается; |
|||||||||
его доводят до нормы, доливая |
воду. |
|
|
|
|
Общие правила по уходу за аккумуляторами. При эксплуатации кислотных аккумуляторов надо обязатель но выполнять следующие правила:
не допускать сульфатации — это необратимый про цесс, когда пластины покрываются нерастворимым круп нозернистым сульфатом свинца, емкость аккумулятора падает и он выходит из строя;
не |
допускать |
недозаряда аккумуляторов; • |
не |
разряжать |
до напряжения ниже 1,7 В; |
338
не допускать коротких замыканий и разрядов чрез мерно большими токами;
не допускать окисления выводов и соединительных шин, постоянно следить за чистотой и сухостью аккуму ляторов;
не работать вблизи аккумуляторов с огнем; при работе с электролитом надо пользоваться резино
выми перчатками, фартуками, галошами и очками, при попадании на кожу кислоты немедленно протереть обожженные места 10%-ным раствором соды.
Хотя |
щелочные |
аккумуляторы менее требовательны |
в уходе, |
правила |
обслуживания надо также выполнять: |
содержать их сухими и в чистоте; на дне ящиков не должны скапливаться грязь п по
сторонние предметы, могущие привести к саморазряду и з а м ы к а и и ю аккумуляторов;
следить за тем, чтобы электролит не проливался в ящики и тщательно протирать их;-
смазывать соединительные шины тонким слоем тех нического вазелина;
корпус аккумулятора должен быть покрыт битумным лаком;
ржавчину и ползучие соли надо удалять керосиновой тряпкой или деревянной палочкой;
все принадлежности содержать в чистоте.
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ
Генераторы постоянного тока. Машины постоянного тока обратимы, т.е. при одном и том же устройстве мо гут быть и генераторами и двигателями. Генератор сос тоит из двух основных частей (рис. 138): неподвижной станины 2, на которой закреплены магнитные полюса с обмоткой возбуждения 3 (с торцов станина закрыта подшипниковыми щитами 1), и подвижного якоря 4, в пазах которого уложены в определенном порядке про-- водники якорной обмотки 5. Концы обмотки якоря при соединяются к пластинам коллектора 6, который выпрям ляет переменный ток, получаемый в якоре. По коллекто ру скользят щетки 7, установленные в щеткодержателях 8, закрепленных на специальной траверсе 9. При помо щи щеток снимается напряжение и через зажимную ко лодку подается потребителю. Напряжение на зажимах
339
генератора меньше его э. д. с. на величину падения на пряжения на якорной обмотке:
U = E — lr„.
Величина э.д. с , вырабатываемой генератором, за висит от конструкции машины, магнитного потока полю сов и скорости вращения, поэтому напряжение на за жимах генератора можно изменить путем изменения то ка возбуждения или скорости вращения.
Рис. 138. Устройство машины постоянного тока.
Когда по якорю потечет ток нагрузки, возникнет маг нитное поле якоря, которое изменяет основное поле ма шины, искажая его, — это реакция якоря. В результате реакции якоря происходит дополнительное падение на пряжения на зажимах генератора, ухудшаются условия
коммутации |
тока, |
под |
щетками |
возникает |
искрение. |
Для уменьшения |
реакции якоря |
и улучшения |
условий |
||
коммутации |
в станине |
помещают |
дополнительные по |
люса в промежутке между основными, обмотку которых соединяют последовательно с обмоткой якоря.
Главным |
различием |
генераторов |
постоянного тока |
||||
является способ соединения |
обмотки возбуждения |
(ОВ) |
|||||
с обмоткой якоря (ОЯ)- У |
генераторов с |
независимым |
|||||
возбуждением |
обмотка |
возбуждения |
получает |
питание |
|||
от постороннего источника |
тока, у генераторов с само |
||||||
возбуждением— от якоря. |
Последние |
бывают |
с |
парал |
|||
лельным, последовательным |
и смешанным |
возбуждени- |
340