Файл: Силовые установки и промысловые механизмы маломерных судов рыбной промышленности (с двигателями до 100 л. с.) учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 120
Скачиваний: 0
в процессе превращения |
тепла, выделяемого при сгора |
||||||
нии топлива, в полезную |
работу. |
Эффективный к. п. д. |
|||||
це выражается |
отношением |
тепла, эквивалентного по |
|||||
лезной работе, ко всему |
теплу, ""затраченному на совер |
||||||
шение этой работы. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Qe |
|
|
|
|
Эффективный |
к. п. д. также |
можно |
выразить |
отноше |
|||
нием |
|
632, |
3Ne |
632,3 |
|
|
|
|
Чг |
|
|
||||
|
G T |
Q H |
|
|
|
|
|
|
|
|
•QH |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
где gc = ~7Г~~ удельный эффективный расход |
топлива, |
кг/(л. с.-ч). |
|||||
N е |
|
|
|
|
|
|
|
Эффективный |
удельный расход |
топлива и эффектив |
ный коэффициент полезного действия являются критери
ями, оценивающими |
экономичность работы двигателя |
|||
в целом и характеризуют |
совершенство |
рабочего цикла |
||
и совершенство конструкции |
двигателя |
и вспомогатель |
||
ных механизмов. |
ge |
и г\е |
|
|
Опытные значения |
судовых двигателей пред |
|||
ставлены в табл . 1 |
|
|
|
|
Т а б л и ц а ! |
|
|
|
|
Двигатели |
|
|
ge К Г / ( л - С Ч ) |
|
Четырехтактные дизели . . . |
|
0,165—0,220 |
0,29--0,38 |
|
Четырехтактные дизели с над- |
|
0,140—0,168 |
0,38--0,45 |
|
Двухтактные дизели . . . . |
|
|||
|
0,160—0,185 |
0,34--0,39 |
||
Двухтактные дизели с надду- |
|
0,150—0,165 |
0,39--0,42 |
|
Карбюраториые двигатели . . |
|
|||
|
0,230—0,265 |
0,24--0,28 |
СМЕСЕОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПЛАМЕНЕНИЕ ТОПЛИВА И ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ В ДВИГАТЕЛЯХ
Способы смесеобразования
Смесеобразование в дизелях осуществляется непо средственно внутри рабочего цилиндра в период поступ ления и частичного сгорания топлива. Время, в течение
37
которого происходит смесеобразование, определяется продолжительностью процессов впрыска и сгорания топ лива и для двигателей различной быстроходности, изме няется от 0,05 до 0,005 с. Качество смесеобразования существенно влияет на полноту и продолжительность про цесса сгорания топлива, а следовательно, и на эконо мичность работы двигателя. Качество смесеобразования характеризуется тонкостью и однородностью распыливания, а также равномерностью распределения капель топлива в объеме камеры сгорания. Тонкость распыливания определяется величиной среднего диаметра боль
шого числа капель, которые образуются |
при |
впрыске |
|
топлива. Чем быстроходнее двигатель, тем |
выше требова |
||
ния к тонкости |
распыливания. Тонкость |
распиливания |
|
в значительной |
степени зависит от давления |
впрыска |
топлива. Например, в быстроходных двигателях с нераз деленными камерами сгорания давление впрыскивания составляет около 800—1000 кгс/см2 (80—100 МПа), а в тихоходных 200—400 кгс/см2 (20—40 МПа) . Равно мерное распределение капель в объеме камеры сгорания обеспечивает лучшее перемешивание топлива с воздухом и получение однородной топливо-воздушной смеси. На качество смеси также влияют способ смесеобразования и конструктивные особенности камер сгорания.
В дизелях применяются следующие основные спосо бы смесеобразования: однокамерное, или с непосредст венным впрыском топлива, пленочное, предкамерное и вихрекамерное. Непосредственный впрыск топлива при меняется в неразделенных камерах сгорания, предка мерное и вихрекамерное смесеобразование — в разде ленных камерах, а пленочное смесеобразование, хотя и происходит в камере, разделенной на две части (одна часть в поршне), но благодаря. большому проходному сечению соединительного канала ее относят к категории неразделенных.
Непосредственный впрыск топлива. Неразделенные камеры сгорания представляют собой часть цилиндра, заключенную между днищем поршня и огневой поверх ностью крышки или между днищами двух поршней в двигателях с противоположно движущимися порш нями'. '
Схемы неразделенных камер сгорания основных кон структивных групп представлены на рис. 16.
38
Камеры первой группы (1—5) расположены в порш не. Применяются они в четырехтактных дизелях и в двухтактных с прямоточно-клапанной продувкой. Каме ра 2 имеет, наибольшее распространение, так как в ее объем удачнее, чем в другие, вписывается форма факела топлива (дизель ЗД6) . Камеры в поршне 4 и 5 будут рассмотрены в разделе «Пленочное смесеобразование».
Камеры второй группы (6, 7, 8) расположены в ци линдровой крышке. Они применяются преимущественно в двухтактных дизелях с контурной продувкой, напри мер в двигателе ДРЗО/50.
Камеры третьей группы (9,10) расположены в ци линдре между днищами двух поршней и применяются только в двигателях с противоположно движущимися поршнями, например в двухтактном двухрядном дизеле Д П Н 23/2X30.
Камеры четвертой группы (11—15) расположены частично в цилиндровой крышке, а частично в поршне. Они применяются главным образом в двухтактных ди зелях, например в дизеле 8ДР 43/61.
Смесеобразование в дизелях с неразделенными каме рами сгорания осуществляется путем непосредственного впрыска топлива под высоким давлением в объем каме ры. Конфигурация камер сгорания при этом должна со ответствовать количеству, направлению и дальнобойно сти факелов, чтобы обеспечивать равномерное распреде ление капель топлива в объеме камеры, а также исключать попадания части топлива на стенки. В ре зультате попадания топлива на стенки камеры сгорания температурой ниже 200 и выше 400° С ухудшается сме сеобразование и увеличивается нагарообразование, в связи с чем экономичность работы дизеля ухудшается.
Неразделенные камеры сгорания имеют довольно простую конфигурацию, а малая относительная поверх ность охлаждения их обеспечивает минимальные тепло вые потери. Поэтому дизели с неразделенными камера ми сгорания имеют хорошие пусковые качества и хоро шие экономические показатели.
Неразделенные камеры имеют и некоторые недостат ки: необходимость высокого давления впрыска для по лучения хорошего качества распыливания топлива; необходимая полнота сгорания при имеющейся нерав номерности распределения капель в объеме камеры обе-
40
спечивается высокими значениями коэффициента избыт ка воздуха (1,8—2,2); повышенная чувствительность к сорту топлива.
Под коэффициентом избытка воздуха для сгорания понимается отношение действительного количества воз духа L , которое нужно подать в цилиндр двигателя для
полного сгорания |
1 кг топлива, к теоретически |
необходи |
||
мому количеству |
воздуха Ь й . |
|
|
|
|
|
L |
|
|
Пленочное |
смесеобразование. |
При пленочном смесе |
||
образовании |
предусматривается |
попадание |
основного |
Рис. 17. Камера сгорания ЦНИДИ в поршне.
количества цикловой подачи топлива на стенки камеры, расположенной в поршне. Камера в поршне имеет полу сферическую форму (рис. 17). Топливо впрыскивается многосопловой форсункой 1 под давлением 150—200 кгс/ /см2 (15—20 МПа) так, чтобы около 95% его количества попало на стенки камеры 2 и покрыло их тонкой рав номерной пленкой. Температура стенок камеры работа ющего двигателя находится в пределах 200—400° С, в результате чего обеспечивается хорошее испарение топ лива и исключается термическое разложение молекул. Около 5% топлива распыливается в объеме камеры сго рания и воспламеняется в первую очередь, зажигая за тем основное топливо, испаряющееся с поверхности пленки. Пары топлива интенсивно перемешиваются с круговыми вихреобразными потоками . воздуха внутри камеры н образуют однородную топливо-воздушную смесь.
4J
Сгорание топлива при пленочном смесеобразовании происходит постепенно, по мере его испарения. Интен сивность нарастания давления в 'цилиндре вследствие этого уменьшается, поэтому такие двигатели отличают ся пониженными «жесткостью» и шумом при работе. Круговые вихреобразования внутри камеры создаются с помощью впускного патрубка специальной конструкции.
Рис. 18. Схема прсдкамерного смесеобразования.
Двигатели с пленочным смесеобразованием имеют вы сокую экономичность и могут работать на различных сортах топлива.
Предкамерное смесеобразование. Предкамерное сме
сеобразование |
применяется в |
дизелях |
с |
разделенными |
|
камерами |
сгорания. Они |
состоят |
из |
двух частей |
|
(рис. 18): |
одна |
располагается |
в цилиндровой крышке и |
называется предкамерой /, а другая представляет собой объем цилиндра надпоршневого пространства 3. Пред камера большей частью выполняется в виде цилиндриче
ского стакана |
из жаропрочной |
стали, который устанав |
|||
ливается в центре цилиндровой |
крышки |
и соединяется |
|||
с цилиндром |
одним |
или несколькими |
каналами |
2 не |
|
большого сечения. В |
процессе сжатия^ давление в |
пред |
камере повышается медленнее, чем в рабочем цилиндре, так как соединительные каналы оказывают сопротивле ние для прохода.воздуха. В результате этого между ци-
4?