Файл: Отчет по практике педагогической в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с сенсорными и интеллектуальными нарушениями (часть 1) .docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ДЕТСТВА
КАФЕДРА ЛОГОПЕДИИ И ДЕТСКОЙ РЕЧИ

ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ: В СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С СЕНСОРНЫМИ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ (ЧАСТЬ 1)
по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
Выполнил обучающийся 3 курса группы 3.080.1.20

Баева Кристина Дмитриевна

Направление подготовки: 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

Профиль: Логопедия

Форма обучения: заочная

Отметка: ________


Руководитель практики: Грибукова Оксана Геннадьевна

ст.преподаватель кафедры логопедии и детской речи____________
25 января 2023г.

Новосибирск 2023

Сроки проведения практики: с 12.01.2023 по 25.01.2023г.

Место проведения практики: кафедра логопедии и детской речи Института детства ФГБОУ ВО «НГПУ»

ХАРАКТЕРИСТИКА
Студент ФГБОУ ВО «НГПУ» Баева Кристина Дмитриевна

(фамилия, имя, отчество)

Института детства, 3 курса, группы 3.080.1.20

44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

Профиль: Логопедия

проходила педагогическую практику в специальных (коррекционных) образовательных учреждения для детей с сенсорными и интеллектуальными нарушениями (часть 2) на кафедре логопедии и детской речи ИД

Студент проявил себя:


Оцениваемая деятельность

1. Качество подготовки к занятиям

1.1. Участие в работе установочной конференции, распределение и получение задания на практику, консультирование

1 2 3 4 5

1.2. Качество дидактических материалов, подготовленных (отобранных) к занятию (целесообразность отбора и адекватность изучаемому материалу, дидактический потенциал).

1 2 3 4 5

1.3. Анализ современных источников по проблеме образования и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья

1 2 3 4 5

1.4. Использование современных технологий и методик обучения, их адаптация под конкретную коррекционную, социальную ситуацию развития, уровень индивидуальных особенностей и подготовленности детей

1 2 3 4 5

1.5. Использование диагностических материалов, их адаптация под конкретную коррекционную, социальную ситуацию развития, уровень индивидуальных особенностей и подготовленности детей

1 2 3 4 5

2. Подготовка занятий различных типов и форм

2.1. Планирование и решение на разных этапах занятия основных дидактических задач

1 2 3 4 5

2.2. Закрепление и опора на изученный материал

1 2 3 4 5

2.3. Переход к изучению нового материала (умение перевести тему занятия в педагогическую коррекционно-логопедическую задачу)

1 2 3 4 5

2.4. Изучение нового и закрепление изученного материала

1 2 3 4 5

2.5. Умение реализовать педагогическое оценивание уровня подготовки детей и их достижений

1 2 3 4 5

3. Результативность и эффективность занятия

3.1. Реализация воспитательного потенциала занятия (условий для формирования с помощью логопедических возможностей жизненных ценностей, нравственно-этических позиций, гуманистического миропонимания и мировосприятия, норм толерантного поведения, демократической и гражданско-правовой культуры и др., предъявление ориентиров для самоидентификации в современном мире)

1 2 3 4 5

3.2. Ориентация занятия на формирование социальных компетентностей детей,

прогностический характер образования, его направленность на подготовку детей с нарушением речи к жизни в современном обществе, развитие в детях стремления к самообразованию и саморазвитию; реализация в педагогической практике культурных традиций и норм различных народностей и национальностей (диалог культур) и др.

1 2 3 4 5

3.3. Оформление отчетной документации

1 2 3 4 5


Практика оценивается (по 5-балльной шкале) ____________________________
Директор Института детства ________________ Р.О. Агавелян
МП

Руководитель практики от организации




ст.преп.кафедры ЛиДР



_________________ О.Г.Грибукова









РАБОЧИЙ ГРАФИК И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

на учебную ознакомительную практику
обучающегося: Баевой Кристины Дмитриевны

Направление подготовки: 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

Профиль: Логопедия

Программа подготовки: академический бакалавриат

Форма обучения: заочная

Курс: 3

Группа: 3.080.1.20

1. Сроки практики с 12.01.2023 по 25.01.2023г.

2. Место прохождения практики: Институт детства, кафедра логопедии и детской речи

3. Сроки сдачи студентом отчёта: 25.01.2023

4. Календарный план




Виды учебной деятельности студентов

Форма отчетности

Сроки сдачи (по неделям)

Оценка

Подпись руководителя







Текущая аттестация




1

Участие в установочной конференции

Отметка в технологической карте

1










Индивидуальное задание по практике

2

Выполнение самостоятельной работы методического практикума по теме: «Современное открытое занятие учителя-логопеда в дошкольной образовательной организации компенсирующего и комбинированного вида».

Анализ представленных результатов

1










3

Выполнение самостоятельной работы методического практикума по теме: «Проектирование образовательного процесса учителем-логопедом».

Анализ представленных результатов

1










4

Знакомство с организацией образовательного процесса в общеобразовательной организации (в каких видах организации есть возможность получить логопедическую помощь)

Анализ

представленного технического оборудования

1










5

Знакомство с системой работы учителя-логопеда (анализ занятия, определение специфики работы в зависимости от структуры дефекта ребенка).

Анализ представленных результатов

2










6

Подбор методики логопедического обследования 1 ребенка с сенсорными или интеллектуальными нарушениям) и заполнение соответствующей документации (речевой карты).

Анализ представленных результатов

2










7

Разработка 1 индивидуального и 1 фронтального логопедического занятия с ребенком с сенсорными или интеллектуальными нарушениями

Анализ представленных результатов

2










8

Разработка стендовой консультации для педагогов или родителей (имеющие детей с сенсорными и интеллектуальными нарушениями) по теме согласно календарному плану учителя-логопеда

Анализ представленных результатов













9

Подготовка выступления на родительском собрании на тему: «Логопедическая работа с детьми, имеющие сенсорные и интеллектуальные нарушения у детей дошкольного возраста

Анализ представленных результатов













10

Оформление отчетной документации

Отчёт по практике

В последний день практики










Итоговая аттестация











Рабочий график и индивидуальное задание выданы 12.01.2023г.
Групповой руководитель практики О.Г.Грибукова _________ 12.01.2023г.

Задание принял к исполнению К. Д. Баева ___________ 12.01.2023г.
Отчет
Сроки проведения практики: с 12.01.2023 по 25.01.2023г.

Цель практики: Формирование общепрофессиональных компетенций в области специального (дефектологического) образования, исследовательской деятельности, развитие способности и готовности работать в условиях современных квалификационных требований к уровню подготовки бакалавра по направлению Специальное (дефектологическое) образование.

Этапы практики: Ориентировочный, основной, заключительный
1. Современное открытое занятие учителя-логопеда в дошкольной образовательной организации компенсирующего и комбинированного вида

В настоящее время значительно увеличилось количество детей с различными речевыми нарушениями у детей с нормальным слухом и  интеллектом. Без коррекционного воздействия такие отклонения мешают освоению социального опыта, снижают возможность социальной реабилитации и адаптации, что выдвигает диагностико – коррекционные и профилактические направления деятельности ДОУ.

К наиболее актуальной задаче обучения и воспитания детей с комплексными нарушениями относится формирование речи как средства общения. Для успешного продвижения и овладения языком необходимо специальное преднамеренное обучение .

        Самую многочисленную группу  - 80 % от всех детей дошкольного возраста составляют дети с отклонениями в речевом развитии. Ребенок попадая в образовательное учреждение, испытывает естественную потребность аккумулировать. Проблема приобретает особую актуальность, когда речь идет о включении детей с патологией речи в среду группы   общеразвивающей направленности, при этом не стоит забывать что совместное пребывание должно оказать положительное влияние не только на детей  с ограниченными возможностями, но и на их нормально развивающихся сверстников, способствуя их всестороннему развитию.

        Проведение всего комплекса коррекционного обучения требует совмещения специальных занятий по исправлению недостатков речи   с выполнением общих программных требований.

        В настоящее время дошкольных учреждениях разработан режим дня, отличающийся от обычного. Предусмотрено проведение логопедом фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий. Наряду с этим во второй половине дня выделяется специальное время для работы воспитателя с подгруппами и отдельными детьми по коррекции речи по  заданию логопеда  «логопедический час». Воспитатель планирует свою работу с учетом программных требований и речевых возможностей дошкольников, так как в процессе коррекционно –воспитательной работы учитываются речевые возможности каждого дошкольника

Целью коррекционного обучения в группах комбинированной направленности является коррекция  звуковой стороны речи, грамматического строя речи и фонематического недоразвития. Воспитание у детей правильной, четкой, выразительной речи ( в соответствии с возрастом) с помощью специальных логопедических приемов и методов; подготовка воспитанников к обучению грамоте.

Основными задачами групп комбинированной направленности для детей с нарушениями речи являются:

  1. Осуществление необходимой коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

  2. Предупреждение нарушений устной и письменной речи.

  3. Развитие высших психических функций воспитанников.

  4. Развитие у детей произвольного внимания к звуковой стороне речи.

  5. Воспитание стремления детей преодолеть недостатки речи, сохранить эмоциональное благополучие в своей адаптивной среде.

  6. Совершенствование методов логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами дошкольника.

  1. Группы комбинированной направленности для детей с нарушениями речи в дошкольном учреждении открыты с целью осуществления коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с нормальным слухом и интеллектом, имеющих отклонения в речевом развитии и обеспечения специализированной консультативной, коррекционно- педагогической помощи ребенку с нарушением речи.

        В группах комбинированной направленности осуществляется совместное воспитание и образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья (в данном случае - детей с нарушениями речи). В эти группы принимаются дети с нормальным физическим слухом и первично сохранным интеллектом, имеющие такие нарушения речевого развития как: фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН), общее недоразвитие речи (ОНР).

        Воспитание и образование строится в соответствии с Образовательной программой дошкольного учреждения, а также по специальным (коррекционном) программам предусматривающим, наряду со всесторонним развитием детей, коррекцию дефектного становления речи с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных особенностей ребенка.

        В группах комбинированной направленности для детей с нарушениями речи предусматривается четкая организация коррекционного процесса. Она обеспечивается:

  • своевременным обследованием детей;

рациональным составлением расписания специально-организованной деятельности;

  • планированием фронтальной, подгрупповой и индивидуальной работы;

  • оснащением логопедического кабинета необходимым оборудованием и наглядными пособиями;

  • совместной работой учителя-логопеда с родителями, воспитателями, узкими специалистами. В течение всего времени обучения детей непрерывно осуществляется диагностика и мониторинг который позволяет отследить эффективность проводимой коррекционной работы.

Для работы в группах комбинированной направленности разработаны программы, которые предназначены для работы с детьми в средней, старшей и подготовительной группах для детей с ограниченными возможностями здоровья .

        Основной формой обучения для детей данной категории являются логопедические занятия. Предусмотрены такие формы занятий как индивидуальные, основной целью которых является осуществление воспитания правильного произношения  и групповые на которых осуществляется работа по подготовке детей к обучению грамоте, которые включают в себя работу над формированием лексико – грамматических категорий и развитию связной речи.

         В дошкольных учреждениях данная коррекционная работа осуществляется на данный момент и существуют 3 группы комбинированной направленности  средняя логопедическая группа (возраст детей 4-5 лет), старшая логопедическая группа (возраст детей 5 - 6 лет), подготовительная логопедическая группа (возраст детей 5 - 6 лет).

        Вся коррекционная  работа разделена на  три периода. В средней группе Коррекционная  работа разделена на  три периода.Общее количество  занятий в год – 32. Фронтальные занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность каждого – 20 минут. По периодам обучения они распределены следующим образом:

1 период –10 занятий;

2 период –10 занятий;

3 период - 12 занятий.

Общее количество  занятий в год в старшей группе – 64. Фронтальные занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность каждого - 25 минут. По периодам обучения они распределены следующим образом:

1 период – 20 занятий;

2 период – 28 занятий;

3 период - 16 занятий.

Общее количество  занятий в год в подготовительной к школе группе – 96. Фронтальные занятия проводятся 3 раза в неделю, продолжительность каждого - 30 минут. По периодам обучения они распределены следующим образом:

1 период –30 занятий;

2 период – 42 занятия;

3 период - 24 занятия.

Все занятия проводимые  в ДОУ строятся на основе  партнерских отношений.

Тяжесть речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи предполагает длительный срок обучения , в течение которого у них должно постоянно происходить пополнение, уточнение и активизация словаря, идти формирование звукопроизношения, развитие связной речи и  умения грамматически правильно и точно выражать свои мысли. Помощь ребенку неэффективна если в нее не вовлечены родители воспитанников  Постоянно проводится работа с родителями постоянно проводились анкетирование родителей,  по результатам которых  была намечена индивидуальная работа, собрания, индивидуальные и групповые консультации, где давались рекомендации  информационные выставки, тематика которых планируется в зависимости от речевого заключения и возраста.

Бесспорно, ключевые позиции коррекционно – развивающей работы ДОУ принадлежат логопеду, деятельности которого оказываются присущи достаточно широкие и разнообразные функции: диагностическая, профилактическая, коррекционно – педагогическая, организационно – методическая, консультативная, координирующая, контрольно оценочная. Однако не следует забывать о достаточно сильном потенциале других  участников коррекционно – образовательного процесса, которые самым существенным образом могут влиять на сроки и результативность логопедической работы, а в конечном итоге определяют эффективность данного вида обучения.

2. Проектирование образовательного процесса учителем-логопедом.

Структура рабочей программы учителя-логопеда ДОУ В настоящее время учитель-логопед образовательной организации осуществляет свою деятельность на основе рабочей программы. Рабочая программа показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования в соответствии с требованиями ФГОС.

Нормативной основой рабочей программы учителя-логопеда, как и любого другого педагога образовательной организации, является ФГОС. В рабочей программе учителя-логопеда в обязательном порядке учитываются требования к структуре и содержанию, изложенные во ФГОС, однако рабочая программа учителя-логопеда не является копией АОП (АООП), а заполняет один из ее разделов – раздел «Коррекционная работа». Иными словами это – коррекционная часть ООП.

В связи с тем, что законом «Об образовании в Российской Федерации» не определены требования к рабочей программе, учитель-логопед имеет право самостоятельного выбора формы записей, текстового варианта рабочей программы. Но во избежание наличия разных вариантов рабочей программы в одной организации необходимо разработать единые подходы к разработке и оформлению рабочих программ педагогов, в том числе, учителей-логопедов, закрепив данные требования локальным актом – Положением о рабочей программе педагога дошкольной образовательной организации.

Данный подход позволяет исключить из структуры рабочей программы учителя-логопеда образовательной организации разделы, относящиеся непосредственно к основной образовательной программе организации и сосредоточить внимание непосредственно на коррекционной работе.

Рабочая программа учителя-логопеда составляется на основе основной образовательной программы образовательной организации и результатов логопедического обследования детей, которые в течение учебного года будут включены в сферу квалифицированной деятельности по коррекции недостатков в речевом развитии. Такой подход требует ежегодного обновления содержания рабочей программы учителя-логопеда.

Специфика структуры и содержания рабочей программы учителя-логопеда обусловлена основными направлениями логопедической работы. Например: Наименование раздела основной образовательной программы «Организационные условия жизнедеятельности детей» в рабочей программе учителя-логопеда логично изменить на «Организационные условия деятельности по коррекции нарушений речевого развития». Содержание такого раздела не только не будет противоречить ФГОС, но и максимально полно отразит специфику именно логопедической работы.

В этом же разделе фиксируется интеграция образовательных областей, которая осуществляется в процессе работы по коррекции нарушений речевого развития у детей. Это необходимо при разработке содержания рабочей программы учителя-логопеда и при реализации такого раздела ООП как Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей:

• социально-коммуникативное развитие;

• познавательное развитие;

• речевое развитие;

• художественно-эстетическое развитие;

• физическое развитие.

3.Анализ базы практики

Производственная практика была организована и проводилась на Институт детства, кафедра логопедии и детской речи ФГБОУ ВО «НГПУ» в период с 12.01.2023г. по 25.01.2023 г.

Полное наименование юридического лица: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный педагогический университет». Организационно-правовая форма (ОПФ): Федеральные государственные бюджетные учреждения.

Юридический адрес: г. Новосибирск, ул. Вилюйская, д. 28, учебный корпус № 1, кор. 4, ауд. 207а.

Телефон: 383-244-24-38

E-mail: id-kldr@nspu.ru

Кафедра логопедии и детской речи (до 2011 г. – кафедра коррекционной педагогики) создана в 2003 г.

Кафедра логопедии и детской речи является выпускающей для реализации программ по направлению Специальное (дефектологическое) образование: (профили “Логопедия”, “Сурдопедагогика). Преподаватели кафедры также участвуют в подготовке бакалавров по направлениям: Педагогическое образование, психолого-педагогическое образование и Специальное (дефектологическое) образование (профили “Дошкольная дефектология”, “Олигофренопедагогика”).

Подготовка бакалавров по указанным профилям осуществляется по программам очной, заочной форм обучения и по программам ускоренного обучения.
Выпускники по программам бакалавриата имеют высокий уровень подготовки к практической деятельности и для продолжения обучения в магистратуре, поступая не только в магистратуры НГПУ, но и вузов Санкт-Петербурга.

Реализация обучения по программам магистратуры началась на кафедре с 2014 г. В настоящее время осуществляется реализация подготовки магистров по направлению Специальное (дефектологическое) образование, программа “Логопедические технологии преодоления расстройств речевой деятельности”; с 2016 г. открыта подготовка по программе “Коррекционно-педагогическое сопровождение обучения и воспитания детей с нарушением слуха и речи”. Подготовка магистров осуществляется по программам очной, заочной форм обучения.

Преподаватели и студенты кафедры активно вовлечены в учебно-методическую и научно-исследовательскую жизнь университета.
Студенты в течение многих лет являются участниками и победителями Всероссийских и Международных Олимпиад по дефектологии, участниками и призерами Всероссийской студенческой Олимпиады “Я – профессионал”, участвуют в реализации проекта “Наставники и ученики” Фонда поддержки слепоглухих “Со-единение”.

4. Система работы учителя-логопеда (анализ занятия, определение специфики работы в зависимости от структуры дефекта ребенка).

Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе.

В настоящее время в нашем дошкольном образовательном учреждении  реализуется «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.  Данная программа рассчитана на дошкольников без речевой патологии. Сегодня не существует логопедической программы для детских садов, не имеющих в своей структуре коррекционных групп, соответствующей федеральным  требованиям.  

В связи с появлением в общеобразовательных садах большого количества детей с нарушениями речи, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи, такими как общее недоразвитие речи, возникла необходимость введения при ДОУ специализированных программ по коррекции данных нарушений. Но содержание этих программ направлено на устранение речевых дефектов, на предупреждение возможных последствий речевых недостатков в условиях специальных коррекционных групп, в  том числе и для детей с ОНР и характеризуются значительным увеличением количества занятий по коррекции речевого дефекта.

Однако в условиях массового общеобразовательного детского сада в процессе обучения и воспитания дошкольников уже имеется необходимое количество занятий, регламентированных программой, поэтому увеличение коррекционных занятий невозможно в связи с соблюдением СанПинов.

Кроме того, не все дети подготовительной к школе и старшей группы нуждаются в коррекции речи, да и речевой дефект у дошкольников также может варьироваться: от фонетического недоразвития речи до общего недоразвития речи.

Исходя из этого, коррекционные комплексы для логопедических групп необходимо адаптировать к условиям коррекции речи при массовом детском саде.

Поэтому нами составлена система работы учителя-логопеда по коррекции и профилактике нарушений речи для массового детского сада, которая опирается на основные задачи коррекционного обучения.


Основные задачи коррекционного обучения:

  1. Устранение и предупреждение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);

  2. Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)

  3. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ОНР

  4. Формирование грамматического строя речи

  5. Развитие связной речи старших дошкольников.

  6. Развитие коммуникативных навыков, успешности в общении.

Данная система работы составлена с учетом требований следующих программ: «Воспитание и обучение в детском саду» Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С., «Программы коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи» и программы «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» Филичивой Т,Б., Чиркиной Г.В., «Программой коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи» Нищевой Н.В. и направлен на оптимизацию образовательно-воспитательного и коррекционного процесса и поддержку особенностей, интересов, способностей воспитанников детского сада.

Система логопедической работы строится следующим образом:

1. Работа с детьми:

- диагностика;

- профилактика речевых расстройств (речевые разминки);

- индивидуальная и подгрупповая образовательная деятельность согласно заключению.

2. Работа с педагогами:

- консультации согласно плану и по индивидуальным запросам;

- выступления на педсоветах, методических объединениях.

3. Работа с родителями:

- консультации согласно плана и по индивидуальным запросам;

- выступления на родительских собраниях и гостиных.

4. Самообразование:

- Своевременное ознакомление с инновационными программами и  технологиями. Систематический обзор дефектологической и периодической литературы.

- Активное участие в районных семинарах и методических объединениях.


- Участие в различных конкурсах.

 Большое внимание отводится воспитанию и обучению детей.

Особенности организации обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях детского сада, не имеющего в своей структуре специализированных логопедических групп

Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя.

Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября, с 15 по 31 мая.  Логопедические подгрупповая и индивидуальная образовательная деятельности проводятся с 15 сентября.

Количество занятий: одна подгрупповая образовательная деятельность раз в неделю и ежедневно индивидуальная работа. Распределение времени образовательной деятельности по развитию речи, проводимой в течение недели, соответствует требованиям к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в ДОУ, определёнными СанПиНами № 2.4.1.-1249-03.

Система логопедической работы с детьми имеет следующее строение:

Блок  1  –  Подгрупповая образовательная деятельность для детей с ФФН

Блок  2  –  Подгрупповая образовательная деятельность для детей с ОНР

Блок  3 – Индивидуальная образовательная деятельность

Блок 4 – Профилактика речевых нарушений у воспитанников (речевые разминки)

При отборе программного материала  учитывается структура дефекта детей с ОНР и ФФН.

Содержание блока № 1 и блока № 2 предназначено для рассмотрения в подгрупповой деятельности. При подгрупповой работе изучаются те звуки, которые правильно произносятся всеми детьми или уже скоррегированы на индивидуальных занятиях звуки.

На подгрупповую образовательную деятельность,  представленную в блоке № 1, выносятся только легко и правильно произносимые звуки. В качестве таковых используются звуки раннего онтогенеза, восприятие которых опирается на чёткие слуховые и кинестетические ощущения. Определилась следующая последовательность в изучении звуков:


Гласные: У, А, О, Э, И, Ы.

Согласные: П, П', Т, К, К', М, М', Л', X X', j, С, С', 3, 3', Б, Б', Г, Г', Т', Д', Т, Д, Ш, Л, Ж, Р, Р', Ч, Ц, Щ.

Работа над формированием фонематического восприятия включает в себя: узнавание неречевых звуков, различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру; различение слов, близких по своему составу; дифференциацию слогов и фонем.

На основании уточненных произносительных навыков осу ществляются наиболее простые формы фонематического вос приятия, т. е. умение услышать заданный звук (в ряду дру гих звуков); определить наличие данного звука в слове.

Дифференциации звуков на всех этапах обучения уделяет ся большое внимание. Каждый звук, после того как достигну то его правильное произношение, сравнивается на слух со все ми артикуляционно или акустически близкими звуками (1-й этап дифференциации). Позднее, после усвоения артикуля ции второго из пары взаимозаменяющихся в речи звуков, диф ференциация производится не только на слух, но и в произно шении (2-й этап дифференциации).

В системе обучения предусмотрено определенное соответ ствие между изучаемыми звуками и теми или иными форма ми анализа. В определенной последовательности проводятся упражнения, подготавливающие детей к обучению грамоте — вначале это выделение из слов отдельных звуков, затем ана лиз и синтез простейших односложных слов.

Развитие  фонематического слуха  проводится  по следующему  плану:        

1. Формирование действия выделения звука на фоне слова (есть дан ный звук в слове или отсутствует).

2. Формирование действия вычленения звука из начала и конца слова
(по вопросам: "Какой первый звук в слове?  Какой последний в слове?)

3. Выделение ударной  гласной  из  слова.        

4. Определение  места  звука в слове  (после  какого  звука  слышится
звук    в  слове?  Перед  каким?)

На подгрупповых занятиях по формированию фонетической стороны речи используются зрительные символы гласных и согласных звуков, поскольку дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при обучении навыкам звукового анализа нуждаются дополнительно в слуховой и зрительной опоре.

Упражнения в звуковом анализе и синтезе, опирающиеся на четкие кинестетические ощущения, способствуют осознан ному звучанию речи, что является базой для подготовки к обучению грамоте. С другой стороны, навыки звукобуквенного анализа, сравнение, сопоставление сходных и различных признаков звуков и букв
, упражнения по анализу, синтезу способствуют закреплению навыков произношения и усвое нию сознательного чтения и письма.

За это же время практически усваиваются термины: слог, слово, предложение, гласные, согласные звуки, звонкие, глухие, твердые, мяг кие звуки.

Формирование  функций звукового анализа  проводится  по следующему  плану:        

  1. Определение  последовательности  и  количества  звуков  в  слове. (Сколько  звуков  в  слове? Какой  первый,   второй,  третий?);

  2. Фонематический  анализ  звукового  ряда,  состоящего  из  гласных;

  3. Фонематический  анализ  звукового  ряда,   состоящего  из  согласно го  и  гласного;

  4. Фонематический  анализ  слова.

В  работе  по  формированию  фонематического  анализа  осуществляется принцип  системности  и  постепенного  усложнения:

1. Сначала  анализируются  слова,  состоящие  из закрытого  слога,   пря мого  открытого  слога,   обратного  слога,   (ум, ус, му, на, мак, дом, сын, кот, сук).        

2. Слова, состоящие из одного слога (мак, бак, сук и т.д.)

4. Слова,  состоящие  из двух  прямых  открытых  слогов  (рама,   лапа,

луна,   козы).

5. Слова, состоящие  из  прямого  открытого  и  закрытого  слогов (диван,   сахар,   пупок,   топор,   повар  и  т.д.).

6. Слова, состоящие из двух слогов со стечением согласных, на стыке слогов  (кошка, лампа, парка, санки, ведро, утка, арбуз, ос лик, карман).

7. Односложные  слова  со  стечением согласных  в  начале слова

(стол,  грач,  шкаф,  врач,  крот  и т.д.)

8. Односложные слова  со стечением  согласных  в  конце  слова

(волк,  тигр).

9. Двусложные слова  со  стечением  согласных  в  начале слова (трава, слива).

10. Двусложные  слова  со  стечением  согласных  в  начале  и  середине

слова (клумба,   крынка,   плотник  и  т.д.)

11. Трехсложные  слова   (ромашка,   кастрюля, мандарин).

Работа  по  развитию  слогового  анализа  и  синтеза  проводится вначале:

1. С  использованием  вспомогательных  приемов:  хлопки,   отстукива ние;

2. На основе собственного  произношения;

3. На  основе слухопроизносительных  представлений.

Большое внимание уделяется всевозможным преобразо ваниям слов; например: каша — кашка — кошка — мошка. Внимание детей обращается на то, что изменение только од ного звука в слове достаточно для образования нового слова.

К моменту поступления в школу дети, прошедшие курс специального обучения, умеют различать и дифференцировать на слух и в произношении все фонемы родного языка, осознанно контролировать звучание собствен ной и чужой речи, последовательно выделять звуки из соста ва слова, самостоятельно определять звуковые его элементы. Дети учатся распределять внимание между различными зву ковыми элементами, удерживать в памяти порядок звуков и их позицию в слове, что является решающим фактором в предупреждении нарушений письма и чтения.