Файл: Отчет по практике педагогической в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с сенсорными и интеллектуальными нарушениями (часть 1) .docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В блоке № 2  представлен материал для проведения образовательной деятельности по формированию лексико-грамматического строя и развития связной речи у детей с ОНР в условиях детского сада общеразвивающего вида.

Так как у детей с данным речевым нарушением ярко выражено проявление лексико-грамматического недоразвития, то требуется  отдельная, детальная, системная отработка каждой лексико-грамматической категории. На каждом занятии планируется изучение только одной лексико-грамматической категории, которые выбраны не случайно, а в соответствии с физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи ребёнка при общем её недоразвитии. Работу по расширению, уточнению и активизации словарного запаса детей в рамках лексической темы также проводит воспитатель на занятиях и в процессе всех режимных моментов.

Анализ сформированности связной речи выявляет трудности в овладении основными её видами: пересказом, составлением рассказов и т.д. В своих самостоятельных рассказах дети нередко лишь перечисляют изображённые предметы, действия, останавливаются на второстепенных деталях, упуская главное в содержании. При пересказе возникают затруднения в воспроизведении логической последовательности событий. Поэтому дети с указанной патологией при формировании связной речи нуждаются во вспомогательных средствах. Факторами,  облегчающими  и  направляющими процесс становления речи, являются наглядность и моделирование плана высказывания, на значимость которых указывал известный психолог Л.С. Выготский.

Обучение связному высказыванию проходит последовательно, в порядке постепенного убывания наглядности и “свёртывания” смоделированного плана:

  • Ответы на вопросы (построение ответа в полном соответствии с порядком слов в вопросе);

  • составление рассказа по демонстрируемому действию и образцу логопеда;

  • составление рассказа по выполненному действию и плану логопеда

  • пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию;

  • составление описательного рассказа по демонстрируемому объекту и плану из вопросов логопеда;

  • составление рассказа по сюжетной картине и плану из вопросов логопеда;

  • составление рассказа по сюжетной картине;

  • составление рассказа по серии сюжетных картин;

  • пересказ рассказа с использованием ковроплена, с помощью опорных картинок (картинный план), по плану из вопросов логопеда;

  • пересказ рассказа по серии сюжетных картин

  • самостоятельное составление рассказа на заданную тему;

  • самостоятельный пересказ рассказа


Индивидуальная работа с детьми (блок № 3)направлена на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и раз витие фонематического слуха и  восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.

Внимание детей обращается на основные элементы арти куляции звуков в период первоначальной постановки, кото рая является лишь одним из этапов изучения нового звука. Частные приемы коррекции определяются и детализируют ся в зависимости от состояния строения и функции артику ляционного аппарата. При закреплении артикуляции пос ледовательность позиции звука от наиболее благоприятной для произнесения к наименее благоприятной, от легкой к трудной устанавливается логопедом с учетом особенностей артикуляционной базы родного языка. Учитывается следу ющее:

  • для первоначальной постановки отбираются звуки, при надлежащие к различным фонетическим группам;

  • звуки, смешиваемые в речи детей, поэтапно отрабатыва ются отсроченно во времени;

  • окончательное закрепление изученных звуков достига ется в процессе дифференциации всех близких звуков.

Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, граммати чески правильной речи, умению правильно строить предло жения и способствовал развитию связной речи.

Блок 4 представляет собой профилактический комплекс, направленный на развитие общей и мелкой моторики, фонематического восприятия, психических процессов.  

Теоретической  и методологической основой  коррекционного обучения являются принципы, разработанные в логопедии и дефектологии (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина и др.):

1.  Принцип раннего воздействия на речевую деятельность с целью        предупреждения вторичных отклонений.

2.  Принцип развития и опоры на онтогенез (учёт закономерностей развития  детской речи в норме). При этом предполагается  анализ объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребёнка, выявление ведущего речевого дефекта и обусловленных им недостатков  психического развития. Это учитывается при планировании коррекционной работы.


3.  Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных компонентов речи.

4.  Принцип связи речи с другими сторонами психического развития.

        Очень важно, чтобы процесс нормализации речи детей осуществлялся с учётом общедидактических и специальных принципов:

  1. Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.

  2. Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.

  3. Принцип формирования элементарного осознания явлений языка.

  4. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.

  5. Комплексность воздействия на ребенка.

  6. Воздействие на все стороны речи.

  7. Опора на сохранные звенья.

  8. Учет закономерностей онтогенеза.

  9. Учет ведущей деятельности.

  10. Учет индивидуальных особенностей ребенка.

  11. Воздействие на микросоциальное окружение.

Темы занятий могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников.

5. Методики логопедического обследования 1 ребенка с сенсорными или интеллектуальными нарушениям) и заполнение соответствующей документации (речевой карты).

Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями

Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями рассчитано на детей после 4 лет и начинается со сбора кратких анамнестических сведений, в процессе которых необходимо уточнить следующие данные:

1.Возраст матери и отца при рождении ребенка.

2.Наличие наследственных, нервно-психических, хронических соматических заболеваний у родителей.

3.Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников.

4.Протекание беременности:

- от какой по счету беременности;

- как протекала беременность (токсикоз 1-2-й половины, падения, травмы, психозы, хронические заболевания, инфекции, применение медикаментозных средств – антибиотики, гормоны, наличие химических вредностей, радиации, употребление алкоголя, никотина, наркотиков).

5.Протекание родов:

- досрочные, срочные, стремительные, затяжные, обезвоженные, слабость родовой деятельности, применение стимуляции (механической, химической, электростимуляции, кесарево сечение);

- когда ребенок закричал, наличие асфиксии (синей, белой);

- резус-фактор (отрицательный, положительный, совместимость, несовместимость);

- травмы во время родов (ЧМТ, кровоизлияние, родовая травма).

6.Вес и рост ребенка при рождении.


7.Вскармливание:

- когда принесли кормить;

- как сосал (активно, срыгивая, поперхиваясь);

- грудное вскармливание до ... месяцев.

8.Состояние раннего психомоторного развития:

- голову держит с ... 1,5 мес.;

- сидит с ... 6 мес.;

- стоит с ... 11 мес.;

- ходит с ... 12 мес.;

- первые зубы 6-8 мес.

9.Раннее речевое развитие:

- гуление 2–3 мес.;

- лепет 4-6 мес.;

- характер лепета;

- первые слова;

- первые фразы 1,5 года;

- прерывалось ли речевое развитие (по какой причине);

- использование жестов.

10.Отношение членов семьи к речевому дефекту (безразличное, не замечают дефект, фиксируют внимание, переживают, но не принимают мер).

11.Занимался ли ребенок с логопедом. Результаты логопедической работы.

12.Перенесенные заболевания и время перенесения (тяжелые соматические, инфекции, ушибы, травмы, судороги при повышении температуры).

После проведения анализа полученных анамнестических сведений логопед приступает к проведению логопедического обследования. Если необходимо, то проводится дополнительное психологическое исследование (например, памяти, внимания, мышления, интеллекта и т.д.).

Логопедическое обследование при общем недоразвитии речи включает в себя следующие направления.

Обследование звукопроизношения

У ребенка с общим недоразвитием речи нарушение звукопроизношения может затрагивать все группы звуков, включая и гласные. Гласные звуки обследуются в следующем порядке: [а], [э], [о], [ы], [у], [и], [я], [е], [ё], [ю], [j]. Отмечается, хорошо ли ребенок открывает рот, выразительна ли его артикуляция во время произнесения гласных звуков. Обследование согласных звуков проводится в следующей последовательности: губно-губные и губно-зубные, заднеязычные, язычно-зубные, язычно-альвеолярные (сонорные), язычно-передненебные (шипящие и свистящие).

Для обследования звукопроизношения используется набор рисунков, картинок. Предметы на рисунках подобраны так, чтобы исследуемые звуки находились в трех позициях – в начале, середине и в конце слова. Звонкие согласные в конечной позиции не предлагаются, так как при произношении они оглушаются.

Примерный список слов, на которые можно подобрать картинки:

[с] – санки, оса, нос;

[с’] – семь, апельсин, гусь;

[з] – замок, коза;

[з’] – зима, магазин;

[ц] – цапля, овца, палец;

[ш] – шапка, машина, мышь;

[ж] – жук, лыжи;

[ч] – чайник, качели, мяч;

[щ] – щука, овощи, плащ;


[л] – лампа, балалайка, дятел;

[л’] – лимон, пальма, фасоль;

[р] – ракета, картошка, комар;

[р’] – репка, карета, дверь;

[к] – кошка, окно, летчик;

[г] – город, огород, дог;

[х] – хлеб, охота, ах.

В таблице обследования фиксируется характер нарушения: полное отсутствие звука, замена его другим, искаженное произнесение (носовое, смягченное, губное, межзубное, боковое, велярное, увулярное).

Результаты обследования должны отражать:

- форму нарушенного произношения (при изолированном произнесении): норма, отсутствует, заменяется, искажается;

- положение нарушенного звука: в начале, в середине, в конце слова;

- наличие синкинезий, гиперкинезов лицевых, мимических мышц и крыльев носа во время артикуляции.

По результатам обследования всех звуков определяется уровень нарушенного звукопроизношения. (Дифтонги [я], [е], [ё], [ю] балльной системой не оцениваются.) За каждый правильно произносимый звук ребенок получает 1 балл.

Первый уровень (низкий, менее 20 баллов). У ребенка нарушено более пяти групп звуков, включая и гласные звуки. Помимо отсутствия, замен и искажений звуков имеют место синкинезий, гиперкинезы лицевых, мимических мышц. Отмечается недостаточная выразительность артикуляции во время произнесения гласных звуков и нарушенных согласных.

Второй уровень (ниже среднего, 30-21 балл). У ребенка нарушены три-четыре группы звуков, включая и гласные звуки. Помимо отсутствия, замен и искажений звуков имеют место синкинезий, гиперкинезы лицевых, мимических мышц. Отмечается недостаточная выразительность артикуляции во время произнесения гласных звуков и нарушенных согласных.

Третий уровень (средний, 35-31 балл). У ребенка нарушено 7-11 звуков, относящихся к двум группам звуков, которые могут отсутствовать, заменяться и искажаться. Гласные звуки и остальные согласные звуки ребенок артикулирует правильно. Во время произнесения звуков, повторения слов нет синкинезий, гиперкинезов лицевых, мимических мышц.

Четвертый уровень (выше среднего, 41-36 баллов). У ребенка нарушено 1-6 звуков, относящихся к не более одной группе звуков, которые могут отсутствовать, заменяться и искажаться. Гласные звуки и остальные согласные звуки ребенок артикулирует правильно. Во время произнесения звуков, повторения слов нет синкинезий, гиперкинезов лицевых, мимических мышц.

Пятый уровень (высокий, 42 балла). Ребенок все звуки артикулирует правильно. Во время произнесения звуков, повторения слов нет синкинезий, гиперкинезов лицевых, мимических мышц.