Файл: Отчет по практике педагогической в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с сенсорными и интеллектуальными нарушениями (часть 1) .docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Обучение практическим умениям родителей: Игра "Шаги»

Цель: Обучение родителей приемам расширения словарного запаса детей.

С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи в целом.

Ход

Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например "Все круглое". Каждый игрок может сделать шаг, назвав какой-нибудь предмет круглой формы (мяч, яблоко, арбуз, колобок, колесо, руль, юла, ёжик). Даем минуту на размышление и "Старт!"

Другие темы:

  • "все горячее" (плита, огонь, чайник, солнце, батарея, горячая вода, кастрюля, чай),

  • "все мокрое" (зонт, руки, ноги, плащ, волосы, бельё, пол, дорога, трава),

  • «все тяжелое» (гиря, кирпич, камень, сумка, ведро с водой, доска, колесо, медведь, кит),

  • "Ласковые слова" (киска, рыбка, куколка, машинка, ягодка, ручка, зимушка, деревце, цветочек…).

  • "Вежливые слова" (пожалуйста, спасибо, благодарю, простите, извините, подскажите, будьте любезны, доброе утро, добрый день, добрый вечер, спокойной ночи ) и т.д.

  • «Слова утешения», «Слова радости», «все что едет», «всё красное» и т.д.

Обучение практическим умениям родителей: Игра «Волшебный мешочек».

Цель: Практическое обучение родителей приемам активизация словаря.

Ход

Достать из мешочка предмет, и описать его как можно подробнее. Например: лимон- это фрукт. Желтого цвета, овальной формы, сочный и кислый на вкус. Предметы в мешочке: виноград, апельсин, банан, арбуз, зайчик, лошадка, лягушка и т.д.

  Карточки для самостоятельной работы: «Ассоциации»

Цель: Познакомить родителей со способами активизация словаря.

Ход:

Родителям предлагаются карточки с изображением какого-либо предмета. Игроки должны придумать как можно больше ассоциаций к изображенному на карточке предмету и записать их. Когда все игроки справятся с заданием, разбираем его в форме диалога.

  • Машина (большая, зеленая, руль, стекло, дверцы, багажник, капот, фары, колеса, сидения, дворники, сигналит, едет, стоит, заводится, останавливается, глохнет, возит, работает, моют, протирают, ремонтируют, ставят…).

  • Куртка (замок, карманы, капюшон, рукава, манжеты, коричневая, осенняя, теплая, мягкая, красивая, стирают, чистят, сушат, гладят, носят, одевают, снимают, вешают…).

  • Лук (овощ, полезный, зеленый, желтый, перьевой, репчатый, горький, полезный, растет на грядке, вытаскивают, сушат, чистят, режут, варят, жарят, едят…).

  • Сапоги (замок, нос, пятка, подошва, мех, кожа, коричневые, теплые, зимние, красивые, мягкие, чистят, сушат, моют, ходят, обувают, снимают, ставят…)

  • Кастрюля (большая, зеленая, железная, крышка, ручки, дно, стенки, варят, кипятят, греют, готовят, ставят, разогревают, моют, чистят, сушат…).

Педагогические ситуации в упражнениях: «Придумай рассказ»

Цель: Знакомство со способами активизация словаря, распространения предложений с помощью вопросов, составление рассказа.

Ход

Игрокам предлагается сюжетная картинка «Девочка рисует красками». С помощью вопросов педагога игроки распространяют предложения и составляют рассказ.

  • За столом сидит (КТО?) – девочка. Девочка сидит (НА ЧЕМ?) – на табуретке. Девочка держит (ЧТО?) – кисточку. Девочка (ЧТО ДЕЛАЕТ?) – рисует. Девочка рисует (ЧЕМ?) – красками. Девочка рисует (ЧТО?) – облака, природу, лето…

  • «Мальчик катает снежный ком». (КАКОЕ?) время года на дворе – зима. (КТО?) гуляет на улице? – мальчик. (КАК?) мальчик одет? – тепло, по зимнему. (ЧТО?) мальчик делает? – катает снежный ком. (ЗАЧЕМ?) мальчик катает снежный ком? – мальчик будет лепить снеговика.


8. Выступление на родительском собрании на тему: «Логопедическая работа с детьми, имеющие сенсорные и интеллектуальные нарушения у детей дошкольного возраста».

Основной задачей логопедической работы является коррекция и развитие речи, ведь основным контингентом логопедических групп являются дошкольники, у которых наблюдаются нарушения всех компонентов речевой системы, интеллектуальные, двигательные нарушения.

Под общим недоразвитием речи (ОНР) понимают такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и смысловой стороне речи.

Исследователи (А.М.Мастюкова, Ю.В.Рибцун, М.В.Рождественская, В.В.Тарасун) указывают на разный уровень сформированностиу детей с ОНР психических функций в целом и интеллектуального развития в частности.

Выделяют четыре уровня ОНР, а именно:

1 уровень ОНР – речь ребенка полностью отсутствует или же  наблюдается небольшое количество обычных и упрощенных слов (звукоподражание: «му» вместо корова, «ав» вместо собака; называние только одного или нескольких слогов слова: «ча» вместо чай, «ка» вместо каша; грубые искажения слоговой и звуковой структуры слова). В речи детей с i уровнем ОНР полностью отсутствуют предложения. В общении они предпочитают жесты и мимику.

ІІ уровень ОНР – словарный запас ребенка невелик. В нем представлены слова разных частей речи, однако он ограничен лишь словами повседневного обихода. В звукопроизношении наблюдается много ошибок, связанных с искаженным произношением звуков, пропусками и перестановками, заменами, и смешением звуков.

III уровень ОНР – ребенок владеет развернутой фразовой речью, он может поддержать разговор, ответить на вопрос, составить предложение и даже небольшой рассказ по рисунку. Однако отмечается бедность словаря (неточность использования слов, преобладание в словаре существительных и действующих слов).

Дети используют в речи преимущественно простые распространении предложения и почти не пользуются сложными предложениями с союзами. Наблюдается много ошибок грамматического оформления предложений, большинство из которых ребенок может исправить, если на них обратить его внимание, звукопроизношение нарушено частично.

Встречаются лишь отдельные недочеты в произношении наиболее сложных звуков, ошибки связанные с дифференциацией (различением) отдельных близких по звучанию и артикуляции звуков или же трудности автоматизации (самостоятельного использования в речи уже поставленных звуков).

Исследователи В.Тищенко, Ю.Рибцун в своей книге «Как научить ребенка правильно разговаривать» выделяют IV уровень ОНР (или нерезковираженный – НОНР). Этот уровень ОНР начали выделять сравнительно недавно, поскольку увеличилось количество детей с нарушениями речи, которые приходят в школу после массовых детских садов. Этот диагноз ставят детям после 5-6 лет. Устная речь ребенка с IV уровнем ОНР в целом максимально приближена к норме. Наблюдаются лишь единичные ошибки.

Недостатки речи при НОНР достаточно специфические, поэтому обнаружить их может только логопед.

Очень важно вовремя выявить и установить уровень общего недоразвития речи и преодолеть его еще к началу школьного обучения.

В формировании речи ребенка большое значение имеет развитие мелкой моторики.

Положение о корреляции ручной моторики и речи разрабатывали В.Бехтерев, Д.Сэлли. Связь моторики, познавательной деятельности и речи освещали в своих работах Л.Изеский, М.Бернштейн, Б.Ананьев, А.Валонн, Дж .Брунер.

Развитие общей и мелкой моторики у дошкольников с ОНР требует особого подхода, поскольку этим детям свойственны специфические нарушения тонких дифференцированных движений, координации. Работа по формированию ручной умелости детей проводится в таких направлениях:

1. Специальные игры (пальчиковая гимнастика, упражнения с использованием мелких предметов: палочек, пуговиц, камешков, бусинок).

2. Обучение целенаправленно ориентироваться в бытовых ситуациях, формирование навыков самообслуживания.

3. Формирование мелкой моторики в специально созданных ситуациях с использованием настольных игр, лепки, рисование, вырезание.

Регулярные упражнения с пальчиками улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют эмоциональные напряжения, развивают координацию движений. Развитие мелких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляционных слогов. Также двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует их осмысленному использованию. Игры и упражнения на формирование тонких движений пальцев рук помогают повысить внимание и работоспособность детей. Они помогают развить умение слушать и понимать, являются  прекрасным материалом для обогащения активного словаря детей.

Важной частью работы по развитию мелкой моторики является пальчиковая гимнастика. Эти игры очень эмоциональны и увлекательны. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, явления природы. Дети, повторяя эти движения, активизируют моторику и речь. «Пальчиковые игры» – это инсценировка рифмованных рассказов, сказок с помощью пальчиков. Многие из них требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.п. Пальчиковая гимнастика – особый вид упражнений на развитие мелкой моторики, который не похож на другие игры детей.

Любой малыш, еще не умея разговаривать, радостно реагирует на «сороку-ворону» или «куй, куй ботиночек». Ему приятно чувствовать прикосновение маминых рук, слышать ее ласковый голос, весело играть с ней. Дети с удовольствием и радостью наблюдают за тем, как их пальчики с легкостью превращаются в животных, разные вещи и явления.

Играть с пальчиками не только интересно и весело, а еще они имеют огромное влияние на общее развитие ребенка:

− развивают координацию движений, мелкую моторику;

− развивают память, воображение и другие произвольные когнитивные процессы;

− повышают функциональную активность мозга;

− устраняют напряжение.

Благодаря развитию моторики пальцев в мозгу формируется проекция действий, а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Артикуляционная гимнастика является неотъемлемой частью коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР, поскольку достаточная подвижность и четкая работа органов артикуляционного аппарата является одной из важнейших условий полноценного формирования правильного звукопроизношения является. Ещё младенцем в процессе гуления и лепета, малыш выполняет множество самых разнообразных артикуляционно-мимических движений языком, губами и челюстями, что есть не лишь первым этапом в становлении речи, но и играет  роль ранней физиологической артикуляционной гимнастики.

Развитие артикуляционной моторики в учебно-воспитательном процессе специального дошкольного мероприятия занимает одно из ведущих мест. Особенно актуально это для младшей логопедической группы, куда попадают, в основном, «безмолвные» трехлетние дети с I-II уровнем ОНР. При таких условиях однимиз ведущих направлений в процессе коррекционно-развивающей работы является выработка полноценных движений и определенных положенийорганов языково-двигательного аппарата, умения синтезировать простыеартикуляционные движения в сложные, необходимые для дальнейшего правильного произношения звуков. На первых занятиях логопед в игровой, эмоциональной форме знакомит младших дошкольников с органами артикуляционного аппарата. С помощью зеркала дети рассматривают свои щеки, губы, зубы и язык. На следующем занятии дошкольники действуют по представлениям, выполняя простые вербальные инструкции логопеда.

Формирование элементарных артикуляционных укладов происходит путем выполнения простых ритмических движений на основании уже имеющихся у ребенка: улыбка («лягушки»), вытяжение губ в трубочку («слоненок»), облизывание губ («вкусное варенье»).

Сначала производятся грубые, диффузные движения органов языково-двигательного аппарата, и только после усвоения их ребенком переходят к более дифференцированным. Последовательное выполнение упражнений с паузами между отдельными движениями, соблюдение принципа«от простого к сложному» приучает детей слушать и понимать словесную инструкцию, запоминать последовательность действий, указаннуюпедагогом. Формируя артикуляционную моторику, надо учитывать такие критерии:

1) четкость – знание направления движений губ или языка ивыполнение их в полном объеме;

2) плавность – выполнение движения легко, плавно, без толчков;

3) дифференцированность – выполнение движения только одним органом артикуляционного аппарата без помощи сопутствующих движенийдругих органов;

4) точность – достижение правильного конечного результата;

5) равномерность – симметричное выполнение движения или содержания положения левого и правого краев языка;

6) устойчивость – содержание того или иного движения некоторое время без изменений (10-15 сек.);

7) переключение – умение осуществлять многократный, легкий, плавный, достаточно быстрый переход от одного движения или  положения к другому.

Для каждого артикуляционного упражнения прилагаются стишки и картинки, чтобы заинтересовать детей, вызвать интерес и приподнятое настроение. Картинка является образцом для подражания предмету или его движениям при выполнении упражнений артикуляционной гимнастики.

Кроме упражнений на формирование подвижности артикуляционного аппарата, силы и точности движений, нормализации мышечного тонуса, на логопедических занятиях применяются упражнения на развитие динамической координации движений. Для этого используют такие приемы:

− медленное и четкое проговаривание считалок, потешек, скороговорок;

− проговаривание фонетико-сложных слов.

На занятиях с детьми с нарушением интеллекта очень полезно использовать интересный материал, поскольку он не только вызывает интерес к предмету, но и развивает речь, внимание, память и мышление.

Главное – правильное отношение к детям.

Приложение 8
Самоанализ профессиональной деятельности


Компетенции

Отметка о выполнении

Анализ возникших затруднений, предложения по их решению

Способность реализовывать программы коррекции нарушений развития, образования, психолого- педагогической реабилитации и социальной адаптации лиц с ОВЗ в образовательных организациях, а также в организациях здравоохранения и социальной защиты.

Узнала современные

технологии логопедического

обследования, методы и

содержание логопедического

обследования в зависимости

от формы речевого

нарушения, способы

интерпретации и оформления

результатов изучения;

дифференциальные различия

нарушений звуковой стороны

речи при разных формах

речевых нарушений.

Научилась осуществлять педагогическую деятельность

с учетом психофизических,

возрастных особенностей и

индивидуальных

образовательных

потребностей обучающихся;

навыками интерпретации

полученных результатов,

обобщения для

формулирования речевого

заключения.




Способность характеризовать актуальные проблемы профессиональной деятельности, проектировать пути их решения и анализировать полученные результаты.

Научилась использовать научно-

обоснованные методы

психолого-педагогического

исследования и

интерпретировать

полученные результаты.




Способность создавать методическое обеспечение проектирования и реализации коррекционно- образовательного и коррекционно- развивающего процесса с обучающимися с нарушениями речи

Приобрела навыки подбирать, анализировать и

приминать нормативно-правовые документы, научно-практические рекомендации для создания методического обеспечения проектирования и реализации коррекционно-

образовательного и коррекционно-развивающего

процесса с обучающимися с

нарушениями речи.




Способность организовать коррекционно-развивающую образовательную среду, отвечающую особым образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ, требованиям безопасности и охраны здоровья обучающихся.

Овладела правилами и

навыками оформления

программно-методической,

отчетной и др.

документацией в

соответствии с регламентами

профессиональной деятельности учителя-

логопед.




Способность к реализации просветительских программ, способствующих формированию в обществе здорового образа жизни и толерантного отношения к лицам с ОВЗ.

Научилась основным

способам обеспечения

охраны жизни и здоровья

обучающихся в учебно-

воспитательном процессе.




Способность проводить психолого- педагогическое изучение особенностей психофизического развития, образовательных возможностей, потребностей и достижений лиц с ОВЗ

Освоила технологию

диагностики нарушений речи

у детей с различной

патологией




Способность осуществлять консультирование и психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями речи, членов их семей и представителей заинтересованного окружения по вопросам образования, развития, семейного воспитания и социальной адаптации.

Овладела навыками

разработки рекомендаций

участникам образовательных

отношений по вопросам

образования, развития,

семейного воспитания и

социальной адаптации.