Файл: Римский-Корсаков А.В. Электро-акустика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 146

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

с.ти с некоторой средней частотой в полосе смеси тонов.

Д е л о об­

стоит так, как если бы ухо суммировало интенсивности

компонент

смеси. Однако, если компоненты смеси выходят за пределы опре­

деленной ширины полосы, то свойство

 

 

 

 

суммирования

иитенсивностей

у ж е

не A2QQ0~

 

 

 

действует. Полоса частот, в пределах ко­

 

 

 

 

 

торой еще проявляется свойство сумми­

 

 

 

 

 

рования, носит название критической по­

 

 

 

 

 

лосы

слуха. Н а

рис. 1.5 приведена

зави­

 

 

 

 

симость ширины критической

полосы

ДД<р

 

 

 

 

от средней

частоты в

полосе. К а к

видно,

 

 

 

 

А/кр сильно возрастает при увеличении

 

 

 

 

частоты.

В а ж н о

отметить,

что

группа

 

 

5

т

чистых

тонов, о

которой идет

речь, не

 

 

 

 

 

 

д о л ж н а

создавать отчетливых

периодиче­

Рлс. 1.6. Зависимость имгри-*

ских

биений,

которые

можно

было

бы

ты

критической

полосы

слу­

сосчитать на слух. П о своим

свойствам

ха от средней частоты по­

смесь тонов в

группе

д о л ж н а

соответст­

лосы

 

 

 

вовать шумовому колебанию . Порог слы­

 

 

 

 

 

шимости

д л я

шумов следует

определять

именно

в критических

по­

лосах слуха . Естественно предположить,

что

и

уровень

громкости

д л я

шума

следует определять

относительно

порога слышимости

в критических

полосах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.10. УРОВЕНЬ ГРОМКОСТИ СЛОЖНЫХ ЗВУКОВ

Возникает вопрос, как

ж е определить уровень

громкости

(или

громкость)

сложного

звука

или

шума,

если

его

с о с т а в л я ю щ и е

выходят за

пределы

критической

полосы

или

создают

медленные

биения, т. е., наоборот, очень близко расположены по частоте.

 

Ухо воспринимает

медленные

биения, когда

чистые

тоны,

со­

с т а в л я ю щ и е сложный звук, разнятся менее чем

на

7—10 Гц,

к а к

звук, периодически меняющийся

по громкости.

Если,

например,

интенсивность обоих звуков одинакова, то в момент противофаз ­ ного сложения интенсивность суммарного тона п а д а е т до нуля и. ухо перестает с л ы ш а т ь звук, а в моменты синфазного — интен­ сивность учетверяется, уровень интенсивности возрастает на 6 дБ- и, пользуясь кривыми равной громкости, можно найти насколькоувеличивается в эти моменты уровень громкости по сравнению с

уровнем громкости одного из

составляющих

тонов.

П р и

частоте

1 кГц, например, уровень громкости в приведенном

примере будет

возрастать т а к ж е на 6 д Б . Н а

частоте н и ж е

300—500 Гц

кривые

равной громкости расположены теснее, чем на частоте 1 кГц, и

уровень громкости будет

возрастать д а ж е больше

чем на 6 д Б .

При разности частот больше 10 Гц, но меньше ширины крити­

ческой полосы наступает

случай, рассмотренный

в

п а р а г р а ф е 1.9:

ухо реагирует на уровень

суммарной интенсивности

составляющих .

В приведенном примере

с д в у м я одинаковыми

по

интенсивности:

21


•чистыми тонами

это соответствует уровню интенсивности,

на 3 д Б

п р е в ы ш а ю щ е м у

уровень интенсивности к а ж д о г о из

составляющих

тонов.

 

 

 

Исследования

показывают, что в случае, когда

звуки

разнятся

по частоте более чем на одну критическую полосу, ухо суммирует громкости этих звуков . Т а к и м образом, дл я определения суммар ­ ного уровня громкости сложного звука в этом случае следует с

помощью

кривой S(iN)

определить

громкости к а ж д о г о

из

звуков

Si(N\)

и S2(N2)

и, сложив

их, найти

уровень

громкости

iV s ,

соот­

ветствующий громкости

5 г

— Si + S2,

по формуле:

 

 

 

Ns

=331g(S , + S2 ) +40 .

 

 

 

 

 

Точно т а к ж е

следует

поступать и при определении уровня

гром­

кости

широкополосного

шума,

з а х в а т ы в а ю щ е г о две или более кри­

тические

полосы

слуха.

Весь

спектральный

состав ш у м а следует

разбить на частотные полосы, соответствующие критическим, и

определить

уровни громкости

JVi, N2 ...,

Nh

..., Nh в этих полосах,

по ним найти Si, ...,

Siy

...,

Sh, суммировать

громкости

полос шу­

ма, после чего искать уровень

громкости по суммарной

громкости.

С помощью

приближенной

ф-лы (1.8)

эта

процедура

запишется

т а к :

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

S£

=

2 ^ - 4 0 ^ ;

S S

= 2 S

"

 

 

(1.9)

 

 

 

 

 

 

і

 

 

 

 

W s

=

3

3 1 g S s + 4 0 .

 

 

 

 

 

(1.10)

1.11. ВОСПРИЯТИЕ ВЫСОТЫ ТОНА. ШКАЛА ЧАСТОТ

Чистые тоны и периодические звуковые колебания

сложной

формы воспринимаются на слух ка к музыкальные звуки,

имеющие

определенную

«высоту». Ч е м больше основная частота звука, тем

выше к а ж е т с я

нам звук. Ухо очень чувствительно к небольшим из­

менениям частоты и может р а з л и ч а т ь синусоидальные тоны, раз ­

нящиеся

по частоте

всего

на 0,2%, на частотах от 500 до 4000 Гц.

Н а более

низких, а т а к ж е

на более высоких

частотах

едва

разли ­

чимое

на

слух изменение

частоты

растет. Н а

рис. 1.6

и з о б р а ж е н ы

кривые

едва различимого

на слух

изменения

частоты,

н а з ы в а е м о ­

го д и ф ф е р е н ц и а л ь н ы м

порогом

ощущения

частоты.

Т а к а я

боль­

ш а я точность слуха

по

частоте

влечет за

собой, например,

очень

жесткие требования

к точности

хода лентопротяжных

механизмов,

радиовещательных а п п а р а т о в записи звука и к постоянству ско­ рости в р а щ е н и я г р а м м о ф о н н ы х пластинок.

О щ у щ е н и е высоты тона,

связанное с частотой

звука, оказы ­

вается та к ж е логарифмично,

ка к и ощущение громкости. Н а

слух

расстояния

по

высоте тона

м е ж д у

д в у м я звуками

к а ж у т с я

нам

одинаковыми,

если отношение частот

этих звуков одинаково.

Р а с ­

стояния по

высоте' тона называются

интервалами

или музыкаль -

22


ными

интервалами . Интервал, соответствующий отношению частот

1 :2,

называется октавой. Простейшие д л я

слуха интервалы сле­

дующие: у н и с о н — 1

: 1 (два звука

одинаковой частоты), октава —

1:2,

квинта — 2 : 3 ,

кварта — 3:4,

б о л ь ш а я

т е р ц и я — 4 : 5 , м а л а я

терция — 5 : 6 или

6 : 7, б о л ь ш а я секунда (или тон)

— 7 : 8

или

8 : 9,.

м а л а я

секунда

(или полутон) — 15

:16.

 

 

 

 

 

М у з ы к а л ь н ы е

свойства

интервалов

составляют

основу,

на

ко­

торой строится теория музыки. В технике используются

понятия

интервала

октавы

1 :2, полуоктавы

1 :y^2, третьоктавы

1 : у 2.

М у з ы к а л ь н ы й

интервал

д л я двух

звуковых частот i/i и /г

м о ж н о -

выразить

к а к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

i

= 121g2 (/i//2 ).

 

 

 

 

 

(1.11)-

В этом

случае единичный интервал будет иметь отношение ча-

 

12,—

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

стот

у 2,

что

соответствует с хорошей

точностью

полутону. В

ок­

таве будет 12 полутонов, в полуоктаве 6, в третьоктаве 4. Если

равенство

(1.11)

сравнить с (1.5),

то

видно,

что д л я

оценки

слухового

восприятия

следует

пользоваться

логарифмическим

м а с ш т а б о м

к а к

по интенсивности

звука,

т а к и

по частоте. Поэто ­

му везде, где электроакустик встречается

с аппаратом, предназна ­

ченным д л я приема — передачи и последующего

восприятия каких-

либо звуковых

сигналов

человеком,

удобно и з о б р а ж а т ь

характе -

 

 

 

 

 

 

 

 


ристики таких аппаратов на г р а ф и к а х в двойном логарифмическом масштабе, например: зависимость мощности сигнала, создаваемого аппаратом, от частоты; зависимость н а п р я ж е н и я , отдаваемого в

линию

каким - либо

микрофоном, от частоты;

падение

н а п р я ж е н и я

в линии,

передающей

звуковой

сигнал, от частоты и т. п. Поэтому

ш к а л а

частот

дается

в

 

октавах

или полутонах или в

десятичных

л о г а р и ф м а х

частоты

( д е к а д а х ) .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описанные

выше

свойства

восприятия

высоты

тона

 

относятся

к гармонической высоте

— ощущению,

связанному

с

одновремен­

ным звучанием нескольких музыкальных тонов.

 

 

Человек

т а к ж е

способен оценивать на слух разницу по высоте м е ж д у

 

следующи­

ми друг за другом

звуками . Если т а к а я

 

последовательность

не под­

крепляется

гармоническим

аккомпанементом

(сопровождающими

мелодию

а к к о р д а м и ) ,

 

оценка

оказывается

отличной от

гармониче­

ской высоты: два звука

 

низких

частот

 

(например,

100 и

150 Гц)

к а ж у т с я отстоящими

 

д а л ь ш е

друг от

 

друга

по

 

высоте,

чем два

з в у к а высоких

частот

 

(например, 2000 и 3000 Гц) , хотя

отношения

0

5

10

 

15 2

Р

20 z

t>(

25

 

30

 

частот и в том и в другом слу-

1

 

чае одинаковы (в данном слу-

1 У

?

 

'?

 

?

 

 

 

У і

? 0

 

woo

 

 

2000

 

 

303000

 

чае 2 : 3 — квинта) .

 

 

 

 

 

ЩО

 

Щ00

 

 

600

 

 

 

 

о

ЩО Ц0

 

зоо wo

 

500

Ощущение

 

расстояния по

3 0

100

zoo

 

300

 

400

 

 

і

t

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

высоте, вызываемое

последова­

 

0,25 Ofi

1

 

 

г

 

 

 

 

n

e

w

-10 1

2

3

 

 

 

.4

 

 

 

i 5

 

l 6

l

і

тельными

тонами,

 

называется

-10 1

2

 

 

3

 

1

 

 

 

1

 

1

і

мелодической

 

 

высотой

звука.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

f

 

 

 

 

Рис. 1.7. Сравнительные

шкалы:

 

 

Д о

 

частоты 500 Гц

мелодичес-

 

 

кие

и

гармонические

 

октавы

1) расстояние

(в мм) вдоль

кортнева

орга-

СОВПЭДаЮТ. ОДНЭКО В

ИНТврВа -

на, отсчитанное от геликотермы; 2) число

л е

цясТОТ

ОТ

500 ЯО 8000 Гц

волосковых клеток вдоль кортнева органа,

 

 

 

 

л

 

4 ГарМОНИЧЄСКИХ

считая от геликотермы; 3) число градаций

уКЛаДЫВаеТСЯ

 

едва различимого на слух изменения вы-

 

 

 

8000

 

 

Я

МРЛОДИ-

соты

тона; 4) шкала

частот

 

в кГц, COOT-

ОКТаВЫ

 

=4^

ветствующая

местам

максимального

воз-

(,1§2 ЦПП

 

 

 

т и и д и

буждения основной мембраны; 5) шкала

ЧЄСКИХ — ТОЛЬКО НЄМНОГО бОЛЬ-

гармонической высоты

тона,

 

в

гармониче-

ских октавах; 6) шкала мелодической вы-

 

_

т г

 

 

і т

приведены

соты

тона, в мелодических

 

октавах

 

 

ше двух, гіа рис. i.f

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

д л я

сравнения

ш к а л ы :

частот,

гармонической и мелодической высот.

 

Там ж е приведен

м а с ш т а б

длины кортиева органа на базилярной

 

м е м б р а н е

(31 мм) и

ш к а л а

ступеней едва заметного на слух

изменения частоты. Таких сту­

пеней

в д и а п а з о н е

слышимости

частот

приблизительно 850.

 

1.12. МАСКИРОВКА ЗВУКА

 

О б н а р у ж и т ь на слух какой - либо звуковой сигнал,

когда

в это

ж е

время на ухо слушателя действует другой, мешающий,

звук,

труднее, чем в полной

тишине. Это явление

называется

маскиров ­

к о й

звука. М а с к и р о в к а

звука оценивается по величине

повышения

порога слышимости

дл я маскируемого («полезного») чистого

тона

при

одновременном

звучании маскирующего

(мешающего)

чисто­

го тона по сравнению

с порогом слышимости

полезного

тона

в ти-

24


шине. М а с к и р о в к а тем

сильнее, чем

б л и ж е

по

частоте

маскирую ­

щий тон к

маскируемому .

 

 

 

 

 

Эффект

повышения

порога слышимости

при маскировке чистым

тоном

распространяется главным образом

на

область

частот,

ле ­

ж а щ и х

выше частоты

маскирующего

чистого

тона. В а ж н ы м

слу­

чаем маскировки является повышение порога слышимости в при­ сутствии мешающего шума . Та к ка к шум обладает сплошным ча ­ стотным спектром, то в а ж н о знать, к а к а я часть всего спектра шу ­ ма влияет на повышение порога слышимости на данной частоте.

Исследования показывают, что маскирующее действие

о к а з ы в а ю т

только те составляющие спектра шума, которые л е ж а т

в сравни ­

тельно узкой полосе частот вблизи

частоты маскируемого

тона.

Эти полосы практически совпадают

с критическими полосами

слу­

ха .(см. § 1.9) и составляют от 50 д о

1500 Гц в зависимости от ча­

стоты маскируемого

тона. Б о л ь ш а я

ширина •критических полос со ­

ответствует большей

частоте маскируемого тона.

 

 

1.13. БИНАУРАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ

 

 

Важной особенностью слухового восприятия является способ­

ность

определять

направление на источник звука при слушании дву­

мя ушами . Это — та к называемый

бинауральный эффект .

И с с л е ­

дования показывают, что восприя­

 

 

 

 

 

 

тие азимутального направления при­

 

 

 

 

 

 

хода звука по отношению к положе­

 

 

 

 

 

 

нию головы человека связано с раз­

 

 

 

 

 

 

ностью фа з или времен прихода ко­

 

 

 

 

 

 

лебаний к правому

и левому

уху, а

 

 

 

 

 

 

т а к ж е

с

разностью

 

интенсивности

 

 

 

 

 

 

волны,

приходящей

к правому и ле­

 

 

 

 

 

 

вому

уху. К уху,

расположенному

 

 

 

 

 

 

д а л ь ш е

от

источника

(см. рис. 1.8),

 

 

 

 

 

 

звуковое давление приходит с опоз­

 

 

 

 

 

 

данием

на время

т:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

T = a(e-r-sinG)/C0 ,

(1.12)

 

 

 

 

 

 

где а — величина,

близкая к средне­

Рис. I1J8. Определение .времени за­

му

радиусу головы

(9 с м ) ;

 

 

поздания

сигнала,

вызывающего

С 0

— с к о р о с т ь звука

 

їв воздухе;

 

фазовый

бинауральный

эффект

0 — азимут.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По этой разности времени прихода человек может судить о на­

правлении

прихода

звука от

источника. Если

источник

создает

синусоидальный звук

частоты

выше

700 Гц, то т может

составить

больше

полупериода

 

звука Г/2, в результате чего теряется

одно­

значность соответствия т и разности

ф а з : опоздание

на

величину

%>Т/2

 

равносильно

упреждению

на величину

Т—х<Т/2

дл я

непре­

рывно

звучащего

источника.

В

этом случае,

однако,

помогает

25