Файл: Программа Физическая культура и основы здорового образа жизни.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Программа «Физическая культура и основы здорового образа жизни»

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Программой предусматривается комплексный подход к проблеме сохранения и развития здоровья студента, к созданию собственной жизненной системы здоровья, адаптационной к профессиональной деятельности специалиста.

При составлении программы учитываются следующие факторы:

- в связи со слабым здоровьем студентов необходимо многостороннее физическое развитие и полноценная функциональная подготовка;

- в связи с большим процентом ортопедических проблем физическая подготовка должна иметь коррекционную или лечебную направленность;

- необходимость решения психологических проблем, важность психологического компонента здоровья студента определяют рассмотрение социально-психологических вопросов, включение личностного фактора в формировании здоровья;

- в связи с большой долей заболеваний внутренних органов, возможным травматизмом студентам необходимо дать знания и умения по диетологии, фототерапии, основы массажа и первой медпомощи;

- студентам необходимо дать знания необходимые для создания семьи и воспитания будущих детей.

Особое внимание обращается на здоровье студента и роль конкретных условий жизнедеятельности в формировании здорового образа жизни его самого и будущих членов его семьи. Даются рекомендации по анализу влияния факторов среды и различных режимов жизнедеятельности на здоровье студента и специалиста.

Результатом завершения обучения в области физической культуры должно быть создание устойчивой мотивации и потребности к здоровому и продуктивному стилю жизни, физическому самосовершенствованию, приобретение личного опыта при создании собственной жизненной системы здоровья.
1.1. Цель и задачи физического воспитания
Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психологической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач:


- понимание социальной роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;

- знание научно-биологических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

- формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на ведение здорового образа жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

- овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;

- обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии;

- создание собственной жизненной системы здоровья;

- приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.
1.2. Базовые документы программы
Рабочая учебная программа «Физическая культура и основы здорового образа жизни» дисциплины «Физическая культура» составлена с учетом основополагающих законодательных, инструктивных и программных документов, определяющих основную направленность, объем и содержание учебных занятий по физической культуре в высшей школе:

- инструкция по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания высших учебных заведений, утвержденная приказом Государственного комитета РФ по высшему образованию от 26.07.1994 г. за № 777;

- федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29.04.1999 г. за № 80-ФЗ;

- приказ Министерства образования России «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования» от 01.12.1999 г. за № 1025;

- приказ Министерства образования России «Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования» от 02.03.2000 г. за № 686;

- примерная программа дисциплины «Физическая культура» федерального компонента цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования второго поколения – М., 2000 г.

1.3. Базовые дисциплины
Дисциплина «Физическая культура» на предыдущем уровне образования.
1.4. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
1.4.1. Знания
В результате обучения студент должен знать основные понятия, такие как:

- физическая культура и спорт, физическое воспитание, самовоспитание и самообразование, ценности физической культуры, ценностные отношения, ориентации, физическое развитие, физическая и функциональная подготовленность, психофизическая подготовка, жизненно необходимые умения и навыки, физическое совершенство, профессиональная направленность физического воспитания;

- организм человека и его функциональные системы, саморегуляция и совершенствование организма, адаптация, социально-экологические факторы, показатели состояния основных функциональных систем;

- здоровье, здоровый образ и стиль жизни, основы жизнедеятельности, двигательная активность;

- методические принципы и методы физического воспитания, общая и специальная физическая подготовка, физические качества, двигательные умения и навыки, спортивная тренировка, разделы спортивной подготовки, тренированность, формы занятий, структура учебно-тренировочного занятия, разминка, врабатывание, интенсивность физической нагрузки;

- формы организации занятий, методы и средства тренировки, физическая и функциональная подготовленность, основы планирования учебно-тренировочного процесса;

- формы самостоятельных занятий, мотивация выбора, направленность самостоятельных занятий, планирование самостоятельных занятий и особенности их проведения в зависимости от возраста и пола, спортивной подготовленности и функционального состояния;

- диагностика состояния здоровья и его оценка, врачебный контроль, самоконтроль, массовый спорт, студенческий спорт, спорт высших достижений, системы физических упражнений и мотивация их выбора, группы видов спорта, новые виды спорта;

- реабилитационно-восстановительные мероприятия, методы и средства восстановления работоспособности в профессиональной и физкультурно-спортивной деятельности;

- психофизиологическая характеристика умственного труда, работоспособность, утомление и переутомление, усталость, рекреация, релаксация, самочувствие;


- профессионально-прикладная физическая культура, основы физиологии труда, мотивация в освоении профессии, профессиональный отбор, производственная физическая культура, физическая культура в рабочее и свободное время, профессиональные утомления и заболевания, профилактика травматизма, профессиональная адаптация;

- профессионально-прикладная физическая подготовка, ее формы (виды), условия и характер труда, прикладные физические, психофизиологические, психические и специальные качества, прикладные умения и навыки, прикладные виды спорта, воспитание профессионально важных психофизических качеств и их коррекция.
1.4.2. Практические умения и навыки
Студент должен уметь

- использовать средства и методы физической культуры в развитии и формировании основных физических качеств и свойств личности;

- использовать виды, формы и средства физической культуры для самоопределения в ней, творческого развития личности;

- использовать значения особенностей функционирования человеческого организма и отдельных его систем под влиянием занятий физическими упражнениями и спортом в различных условиях внешней среды;

- применять здоровый стиль жизни, рациональные способы и приемы сохранения физического и психического здоровья, профилактики психофизического и нервно-физического и психического здоровья, профилактики психофизического и нервно-эмоционального утомления;

- определять индивидуальный уровень развития своих физических качеств, владеть основными методами и способами планирования направленного формирования двигательных умений, навыков и физических качеств;

- применять индивидуальный выбор вида или системы физических упражнений, раскрыть их возможности для саморазвития и самосовершенствования;

- использовать методы самоконтроля физического развития, физической подготовленности, функционального состояния для разработки индивидуальных программ оздоровительной и тренировочной направленности;

- владеть средствами, методами и способами восстановления организма, организации активного отдыха и реабилитации после травм и перенесенных заболеваний;

- применять формы и виды физической культуры в условиях избранной профессии (производственная гимнастика);

- применять организационные формы, средства и методы профессионально-прикладной психофизической подготовки в соответствии с требова
ниями специальности;

- эффективно реализовать мировоззренческий компонент формирования физической культуры личности в составлении собственной, лично ориентированной комплексной программы реабилитации и коррекции здоровья.

Студент должен освоить методы:

- эффективных и экономичных способов владения жизненно важными умениями и навыками (ходьба, бег, передвижение на лыжах, плавание и др.);

- применения средств физической культуры для развития отдельных физических качеств;

- самооценки работоспособности, усталости, утомления и применения средств физической культуры для их коррекции;

- составления и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями гигиенической, тренировочной или реабилитационно-восстановительной направленности;

- оценки состояния здоровья, физического развития, функционального состояния и физической подготовленности;

- обучения двигательным умениям и навыкам, техническим приемам в избранном виде спорта;

- организации и проведения массовых спортивных, спортивно-оздоровительных мероприятий и соревнований по избранным видам спорта;

- направленного использования современных педагогических, медико-биологических и психологических средств реабилитации и восстановления;

- проведения производственной гимнастики и применения «малых форм» физической культуры;

- подбора средств профессионально-прикладной физической подготовки, коррекции профессионально важных качеств.
1.5. Структура дисциплины
Для очной формы обучения

Направление

(код)

Специальность (код)

Семестр

Объем учебных часов

КП, КР, РГР, Р

Вид контроля

Всего

Аудиторных, в т.ч.

Сам. раб.




Лекц

Лаб.

Практ.

Семин.

по всем направлениям и специальностям

1-2

136

136

68

-

68

-







зачет, зачет

3-4

136

136

2

-

134

-







зачет, зачет

5-6

68

68

-

-

68

-







зачет, зачет

7-8

68

68

68

-

-

-







зачет, зачет

ИТОГО:___408__408__138'>ИТОГО:




408

408

138




270