ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 157
Скачиваний: 4
в |
зависимости |
|
от |
величины |
н а г р у ж а ю щ е й |
массы, |
от |
4 g |
(при |
||||||||||||
т = 5 г ) |
до |
20 g" (при т = 1 г ) . |
Р е з о н а н с н а я |
частота |
соответственно |
||||||||||||||||
составляет |
п р и м е р н о |
2 к Г ц (при /п==5г) |
и |
4 к Г ц |
( т = 1 г ) . |
Соб |
|||||||||||||||
ственные ш у м ы |
прибора в |
полосе |
1 Гц на |
частоте |
100 Г ц |
эквива |
|||||||||||||||
лентны |
ускорению |
(2ч-5) • Ю - |
6 g. П р и р а в н о м е р н о м |
спектре |
напря |
||||||||||||||||
ж е н и я |
шумов в полосе 2 к Г ц н а п р я ж е н и е ш у м а 'будет |
эквивалентно |
|||||||||||||||||||
(2-7-5) - 10 -6(2000)^2 = (0,94-2) |
- Ю " 4 g . |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
|
|
Т а к и м образом, |
прибор |
пригоден д л я |
измерения |
м а л ы х |
уско |
||||||||||||||
рений |
в и б р а ц и й |
в сравнительно широком д и а п а з о н е частот и, что |
|||||||||||||||||||
очень |
в а ж н о , о б л а д а е т |
небольшим |
частотнонезависимым |
собствен |
|||||||||||||||||
ным сопротивлением |
в |
о б л а с т и и н ф р а з в у к а |
вплоть |
д о |
«нулевых» |
||||||||||||||||
частот. В этих отношениях он превосходит пьезоэлектрические |
аксе |
||||||||||||||||||||
лерометры . |
Следует, |
однако, |
от |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
метить, что н а ж и м с п о м о щ ь ю |
иг |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
л ы создает очень большие мест |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
ные н а п р я ж е н и я |
в |
|
чувствитель |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
ном элементе, из-за |
|
чего |
прибор |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
в ы д е р ж и в а е т |
гораздо |
меньшие пе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
регрузки, чем |
пьезоэлектрические |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
акселерометры |
на |
основе |
пьезо- |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
керамических |
|
материалов, |
а |
так |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
ж е |
создает трудности |
сохранения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
неизменным |
начального |
п о д ж а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
тая. |
Получить |
в м и к р о ф о н а х |
уси |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
лие |
столь |
ж е |
|
большое, |
ка к и в |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
акселерометрах, |
затруднительно, |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
и |
условия |
работы |
контакта |
ста |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
новятся |
менее |
благоприятными . |
|
|
|
|
|
|
|
4F |
|||||||||||
|
|
Остановимся |
на недавно пред |
Рис. 5ЛЗ. Пьезорезисдавяый полупро |
|||||||||||||||||
ложенно й |
конструкции |
микрофо |
водниковый микрофон: |
|
|
|
|||||||||||||||
на |
|
с |
плоским |
|
полупроводнико |
.' — диафрагма; 2 — чувствительный эле |
|||||||||||||||
вым диодом |
в |
качестве |
чувстви |
мент — германиевая кристаллическая пла |
|||||||||||||||||
стинка; 3 —консольная |
балочка |
|
|
||||||||||||||||||
тельного |
элемента, |
укрепленным |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
на |
|
изгибающейся консольной |
балочке и р а б о т а ю щ и м |
на |
с ж а т и е |
||||||||||||||||
(растяжение) |
|
(рис. 5.13). Чувствительный |
элемент |
наклеивается |
|||||||||||||||||
около |
основания |
балочки, |
где кривизна при ее изгибе м а к с и м а л ь |
||||||||||||||||||
н а я |
и |
р а с т я ж е н и е |
(сжатие) |
поверхности |
балочки |
|
т а к ж е |
макси |
|||||||||||||
мально . |
Поскольку |
полезный |
сигнал с чувствительного |
элемента |
|||||||||||||||||
пропорционален |
его д е ф о р м а ц и и , механическая система |
микрофо |
|||||||||||||||||||
на |
— |
приемника |
д а в л е н и я |
д о л ж н а |
иметь чисто упругое сопротив |
||||||||||||||||
ление |
в |
рабочем |
д и а п а з о н е частот. |
Это н а к л а д ы в а е т |
ограничение |
||||||||||||||||
па |
|
д о с т и ж и м у ю |
величину |
гибкости |
д и а ф р а г м ы , |
которая |
д о л ж н а |
иметь собственную частоту выше крайней верхней частоты рабоче го д и а п а з о н а микрофона . Если гибкость д и а ф р а г м ы з а д а н а , то гиб кость консольной балочки м о ж н о оптимизировать так, чтобы полу
чить м а к с и м а л ь н у ю чувствительность микрофона . |
Чувствительность |
микрофона с помощью ф-лы (5.36) м о ж е т быть |
представлена в |
виде: |
|
229
\UJP\ |
=KiaVRo%lllp\, |
|
|
|
|
|
(5-39) |
|||
где К—люэффициент |
пропорциональности, |
зависящий от величины |
||||||||
сопротивления |
нагрузки и в и д а схемы включения . |
|
|
|
||||||
Д е ф о р м а ц и я |
£ чувствительного элемента |
пропорциональна |
рас |
|||||||
стоянию b его средней плоскости от нейтральной |
плоскости |
кон |
||||||||
сольной |
балочки и кривизны |
ее при изгибе. Кривизну, как |
обычно |
|||||||
принимается в теории несильного изгиба, |
примем |
равной |
второй |
|||||||
производной от линии |
упругого |
изгиба у(х) |
(рис. 5.13): |
|
|
|||||
Г1 |
= |
д*у/дх*; I |
= ЬГХ |
(х |
--= 0). |
|
|
(5.40) |
Форма линии изгиба в области частот вплоть до первого резо нанса балочки практически т а к а я же , как и при статическом из гибе силой, приложенной к ее свободному концу:
у {х) = У |
і ( З Д О - |
х*12Р), |
|
|
|
|
|
|
|
(5.41) |
|
|||||||
Уі — прогиб |
конца |
балочки, |
который |
с в я з а н |
с н а г р у ж а ю щ е й .силой |
|||||||||||||
F .соотношением: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
yi = V ( t f + c |
? |
) , |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(5.42) |
|
|||||
Сб = £ 3 ( 3 £ 7 ) — э к в и в а л е н т н а я |
сосредоточенная гибкость |
балк и |
(см. |
|||||||||||||||
п а р а г р а ф |
2.8); |
а с д |
— то же , д л я д и а ф р а г м ы ; |
F=pSR, |
ом. рис. 5.13. |
|||||||||||||
Н а основании |
(5.40), |
(5.41) |
и (5.42) |
получим: |
|
|
|
|
|
|||||||||
| Цр | = SA HF = 3Sf l 6(3£ J/P+ |
с-» )-> r s . |
|
|
(5.43) |
||||||||||||||
В ы р а ж е н и е |
(5.43) |
имеет м а к с и м у м при /=<(3£Усд/2)) / 3 : |
|
|
||||||||||||||
| Цр |
| т а х |
= SA be]* ( 3 £ / / 2 ) - 2 / з . |
|
|
|
|
|
(5.44) |
||||||||||
Д л я |
чувствительности |
микрофона, включенного |
на |
согласован |
||||||||||||||
ное нагрузочное |
сопротивление, |
получим |
окончательно: |
|
|
|||||||||||||
| |
U/p \ т а х = |
0,5Х |
(RRRa)1/z |
|
i ^ c " 3 |
b ( 3 £ / / 2 Г 2 / 3 . |
|
|
(5.45) |
|||||||||
Это в ы р а ж е н и е |
получено |
без учета |
влияни я |
упругости |
полупровод |
|||||||||||||
никового |
чувствительного |
элемента, |
к о т о р а я |
немного |
увеличивает |
|||||||||||||
упругость |
балочки |
і/св, а |
т а к ж е |
без учета того, |
что кривизна |
ба |
||||||||||||
лочки |
меняется |
с |
удаление м |
от |
места |
заделки, |
вследствие |
чего |
д е ф о р м а ц и я полупроводникового элемента несколько меньше, чем
принятая нами |
в расчет. Учет этих поправок не меняет |
существа |
||||
расчета и м о ж е т |
быть проведен без особого труда . |
|
|
|||
В промышленно м |
о б р а з ц е |
такого |
микрофона 'применена -балоч |
|||
к а длиной 5 м м |
и толщиной |
0,8 мм. Полупроводниковый |
элемент |
|||
имеет толщину |
0,3 мм и д л и н у 0,3 мм . Ц и л и н д р и ч е с к а я |
жесткость |
||||
балочки EJ — 5-105Н/м2, |
п л о щ а д ь д и а ф р а г м ы S a = 1,24OM2 , |
ее гиб |
||||
кость С д = 1 0 - 7 м / Н , |
собственное |
сопротивление |
микрофона |
/?о=1 |
кОм. М а к с и м а л ь н ы й допустимый ток — 10 м А и х = 170. Пр и |
|
питании током около 6 мА расчет |
по ф-ле (5.45) дает чувствитель |
|
ность |
примерно 2 В / Н м ~ 2 при RH=ll |
кОм . |
230
Глава 6
Запись звука
|
|
|
|
6 . 1 . |
В В Е Д Е Н И Е |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
Исторически |
первой |
была |
м е х а н и ч е с к а я |
за |
||||||||||
пись |
звука |
(фонограф |
Эдисона, |
1876 |
г.). П р е т е р п е в ш а я |
р я д моди |
|||||||||||||
фикаций |
.и изменений |
м е х а н и ч е с к а я |
запись |
звука в н а с т о я щ е е |
вре |
||||||||||||||
м я — |
это |
широко |
распространенная |
г р а м м о ф о н н а я |
запись. |
Не |
|||||||||||||
сколько |
позднее была |
п р е д л о ж е н а |
магнитная запись |
звука |
на |
про |
|||||||||||||
волоку |
(Паульсен, |
1899 г . ) . |
Г р а м м о ф о н н а я |
и |
магнитная |
записи |
|||||||||||||
звука включают в с е б я не только |
регистрацию |
звуковых |
колеба |
||||||||||||||||
ний, |
но |
и |
возможность |
воспроизведения |
этих |
колебаний |
в |
виде |
|||||||||||
звука . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Существует, |
.кроме |
того, |
запись |
акустических |
колебаний |
в |
виде |
||||||||||||
о с ц и л л о г р а м м |
( ф о н а в т о г р а ф |
Скотта, 1859 г.). О с ц и л л о г р а м м ы пред |
|||||||||||||||||
с т а в л я ю т собой автоматически полученные |
г р а ф и к и |
(кривые) |
за |
||||||||||||||||
висимости |
колебательной |
величины |
от времени . В н а с т о я щ е е в р е м я |
||||||||||||||||
д л я |
этой |
цели |
почти |
исключительно |
используются |
электронные |
|||||||||||||
о с ц и л л о г р а ф ы и, в отдельных случаях, шлейфовые |
осциллографы . |
||||||||||||||||||
Некоторое |
видоизменение |
способа |
записи- с |
помощью |
шлейфового |
||||||||||||||
о с ц и л л о г р а ф а в сочетании |
с |
применением |
фотоэлементов д л я |
счи |
тывания фотографической записи п р и в е л о к п о я в л е н и ю еще одного
вида записи — воспроизведения |
звука — оптической |
записи. |
И т а к , |
||||||||||||
основные |
|
виды |
звукозаписи — механическая, |
оптическая, |
|
маг |
|||||||||
нитная . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
О б щ и м |
д л я |
всех видов |
записи |
является то, что п р и |
записи, |
м и м о |
|||||||||
з а п и с ы в а ю щ е г о |
|
устройства, |
равномерно д в и ж е т с я |
лента, |
диск |
или |
|||||||||
проволока, |
т а к |
н а з ы в а е м ы й |
звуконоситель, « а |
котором з а п и с ы в а ю |
|||||||||||
щее устройство |
|
о с т а в л я е т |
след — фонограмму . |
Ф о н о г р а м м а |
м о ж е т |
||||||||||
быть либо |
в виде прочерченной резцом извилистой |
или переменной |
|||||||||||||
п о глубине |
к а н а в к и |
(механическая з а п и с ь ) , либо |
в |
виде |
перемен |
||||||||||
ного по длине |
носителя остаточного |
намагничения |
(магнитная |
за |
|||||||||||
пись), либо в .виде засвеченной полоски, переменной |
по |
плотности |
|||||||||||||
почернения |
или |
|
по ширине, оставляемой п и ш у щ и м лучом |
на |
фото |
||||||||||
эмульсии |
звуконосителя |
(оптическая |
з а п и с ь ) . |
П р и |
последующем |
||||||||||
•воспроизведении |
ф о н о г р а м м а равномерно д в и ж е т с я |
с той ж е |
ско |
||||||||||||
ростью около звукоснимателя, либо п р и в о д я в |
д в и ж е н и е |
иглу, |
опу |
||||||||||||
щ е н н у ю |
в |
к а н а в к у |
(механическое воспроизведение), |
либо индуци- |
231
руя переменное магнитное поле в звукоснимающей катушке (маг нитное воспроизведение), либо модулируя 'Световой поток от проек
тора, п а д а ю щ и й на |
фотоэлемент (оптическое воспроизведение) . |
||||||
Обычным звуконосителем в механической записи являются тон |
|||||||
кие л а к о в ы е |
( ш е л л а к |
или искусственные |
смолы) |
диски - пластинки, |
|||
в магнитной — тонкая |
ф е р р о м а г н и т н а я |
проволока |
или лента из |
||||
•пластика |
с |
эмульсией |
из ферромагнитного п о р о ш к а , в оптической |
||||
— у з к а я |
полоска |
(«звуковая д о р о ж к а » ) |
в д о л ь |
к р а я кинопленки, |
|||
на которую снимается |
фотографическое и з о б р а ж е н и е . |
||||||
В настоящее в р е м я |
введено и стандартизовано |
несколько типов |
•механической граммофонной записи широкого потребления: обыч
ная |
запись |
со |
скоростью в р а щ е н и я |
пластинки |
78 об/мин, |
с |
пони |
||||||||
женной |
скоростью |
в р а щ е н и я |
45 об/мин |
и |
д о л г о и г р а ю щ а я |
за |
|||||||||
пись |
— |
33 об/мин и к а к ее |
разновидность — с т е р е о ф о н и ч е с к а я |
дол |
|||||||||||
г о и г р а ю щ а я |
запись. Р е ж е |
применяются т а к ж е |
скорости |
16 об/мин, |
|||||||||||
12 об/мин и |
8 об/мин . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Оптическая |
запись звука |
получила |
исключительное |
применение |
|||||||||||
в технике звукового |
кино. Это 'Связано с тем, что оптическая |
фоно |
|||||||||||||
г р а м м а |
удобно |
р а с п о л а г а е т с я |
на той |
ж е |
самой фотографической |
||||||||||
ленте, |
на которую производится с ъ е м к а оптического и з о б р а ж е н и я . |
||||||||||||||
Этим |
обеспечивается |
п о л н а я |
синхронность |
видимого к а д р а |
и |
звука |
|||||||||
при последующем воспроизведении. С т а н д а р т ы оптической |
записи |
||||||||||||||
определяются |
с т а н д а р т а м и |
кинопроекции. |
С |
развитием |
техники |
||||||||||
магнитной записи, техники |
м о н т а ж а |
звуковых |
кинофильмов и тех |
ники стереофонии в кинематографии стала широко применяться и
магнитная |
запись. |
|
|
|
|
М а г н и т н а я запись |
в о ш л а |
в практику |
не с р а з у . П е р в ы е а п п а р а т ы |
||
записи на проволоку, |
металлические диски и ленты о б л а д а л и |
очень |
|||
плохими |
х а р а к т е р и с т и к а м и |
— вносили |
большие и с к а ж е н и я |
в за |
писываемый сигнал из-за нелинейности процессов н а м а г н и ч е н и я . Существенный скачок в качестве записи был получен 'благодаря
применению |
предварительного постоянного с м е щ е н и я |
начальной |
|||
точки, от которой происходит намагничение м а т е р и а л а |
при записи . |
||||
Е щ е более |
удачным |
о к а з а л с я прием, п р и |
котором к |
з а п и с ы в а е м о |
|
му сигналу |
д о б а в л я |
е т с я высокочастотное |
магнитное |
поле, т а к на |
зываемое ультразвуковое смещение .
Эти технические усовершенствования, естественно, были непо средственно связаны с развитием радиотехники и, в частности, тех
ники |
усиления |
электрических колебаний, |
т а к что в современном |
ее |
|||||||||
виде |
м а г н и т н а я |
запись появилась л и ш ь |
в 30-х годах нашего сто |
||||||||||
летия . С тех пор она получила широкое |
распространение |
в |
с а м ы х |
||||||||||
различных |
технических областях . Это с в я з а н о |
с |
тем, |
что |
в |
совре |
|||||||
менных а п п а р а т а х магнитной записи |
у д а е т с я на |
весьма небольшой |
|||||||||||
п л о щ а д и |
м а т е р и а л а — н о с и т е л я |
записи |
разместить |
значительное |
|||||||||
количество з а п и с ы в а е м ы х сигналов. Так, |
например, |
распространен |
|||||||||||
ными с т а н д а р т а м и являются записи |
на |
ленту |
со |
скоростью 4,7 |
и |
||||||||
9,5 см/с. П р и ширине ленты 6 м м |
на |
ней |
у к л а д ы в а ю т с я две |
д о р о ж |
|||||||||
ки. |
180 м |
ленты обычной толщины у м е щ а ю т с я |
на |
кассете |
|
диамет - |
232