Файл: Рождение нефтяной промышленности в Российской империи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
стремился на рынки других стран, куда доступ Советам, казалось, был заказан. Нефть рассматривалась как один из источников валютных поступлений на нужды индустриализации. Однако в конце 1929 г. разразился мировой экономический кризис, приведший к резкому изменению ситуации на мировом рынке.

Для торговли нефтью «Нефтесиндикат» создавал собственный флот. В 1927 г. в эксплуатации были два танкера (теплохода) «Азнефть» и «Грознефть», совершавшие доставку нефтегрузов в Константинополь и Порт Саид (в адрес «Стандард Ойл»), каждый грузоподъемностью 5 тыс. т. В 1928 г. пущен танкер «Нефтесиндикат» грузоподъемностью 10 тыс. т и строились еще два таких же во Франции. Валютная оплата за фрахт поступала на счета Госбанка СССР.

   В конце 1920-х гг. поставки синдикатом нефтепродуктов на рынки Западной Европы составляла: по бензину — 4%, по керосину — 16%, по смазочным маслам — 12%, по нефтетопливу — 13%, по сырой нефти — 6%. Ожесточенные сражения «Дерунафта» за германский рынок имели в итоге, что советский бензин занял на нем ведущее место. Для нефтяной торговли «Нефтесиндикат» строил свои склады и заправочные станции, которые, в отличие от советских, должны были соответствовать современным требованиям.

Привлечение иностранного капитала.

Для иностранных компаний существовал один способ обыграть «Нефтесиндикат»: принять участие в торговле советской нефтью. Две американские компании: «Стандард Ойл оф Нью-Йорк» и «Вакуум» пошли своим путем в делах с Советским Союзом. Первая даже построила керосиновый завод в Батуми, и сама же взяла его в аренду. Обе компании заключили контракты на закупку советского керосина — в основном для азиатских рынков.

Своеобразной формой привлечения иностранного капитала стало так называемое ''техническое содействие''. Так, в сентябре 1922г. с ''Барнсдальской корпорацией'' было подписано соглашение на поставку американского оборудования, его установку и обеспечение нормальной работы в обмен на нефть. Корпорация брала подряды на бурение скважин в Баку вращательным бурением и перевод скважин на глубинные насосы. В Баку приехали американские рабочие и инженеры. Договор был рассчитан на 15,5 лет, но в 1924 году был прерван.

Одной из основных целей привлечения иностранного капитала Советским руководством было внедрение новых прогрессивных технологий, которые должны были служить основой развития собственной технической и технологической базы, технической реконструкции отрасли. Особенно актуальным это стало с середине 1920-х годов в связи с необходимостью обеспечить потребности индустриализации, а также исчерпанием возможностей прежнего технологического уклада. Так, в июне 1923г. в Бакинском районе (в Балаханах) был поставлен первый глубинный насос, в октябре 7 скважин были оборудованы насосами, а в мае 1927г. таких скважин было уже 2006. Резко сокращалась доля тартания: в 1920/21 году – 41,4%; 1921/22 – 48,8%; 1922/23 – 56,1%; 1925/26 – 24%;1926/27 – 13,6%; 1927/28 – 6,3% всей нефти добывалось этим способом. Важнейшей технологической проблемой был переход от ударного бурения к вращательному.


Необходимое оборудование заказывалось за рубежом, однако ставка была сделана на развитие собственной производственной базы. В феврале 1924г. Бакинский завод им. лейтенанта Шмидта выпустил первый отечественный глубинный насос, в 1925/26 хозяйственном году было выпущено 1620 штук. В 1925 г. их выпуском занимался и новый Бакинский завод им. Ф.Э. Дзержинского. Уже в 1927 г. советская промышленность удовлетворяла потребности отрасли в глубинных насосах. В 1922/23 г. Сормовский завод наладил производство вращательных установок, с 1923 г. бакинские заводы стали выпускать основные узлы для них.

Одним из важнейших направлений технической реконструкции была электрификация нефтедобычи. Если в 1913г. было электрифицировано около 30% скважин Бакинского района, то в 1927г. – 93%.

В результате технической реконструкции уже в 1927/28 г. добыча пуда нефти стала в 2 раза, а метр проходки – в 2,5 раза дешевле 1913 г.

Большое внимание руководство уделяло развитию транспортировки нефти. В 1925/26 г. было начато сооружение нефтепровода Грозный-Туапсе (закончено в 1929 г.), в 1927 г. - нефтепровода Баку-Батум (закончено в 1930г.).

Для переработки нефти в 1923/24 г. Грознефть начинает строительство парафинового завода в Грозном. Тогда же Азнефть приступает к реконструкции нефтеперерабатывающего завода, а с 1925/26г. начинает строительство масляного завода в Баку. В это время перерабатывается 57% (в Грозном – 89%) нефти. В 1927-30 гг. строятся крупные нефтеперерабатывающие комплексы в Батуми и Туапсе, ориентированные на экспорт.

Список используемой литературы:

1) Советский «Нефтесиндикат» на внутреннем и международных рынках в 1920-е гг. А.К. Соколов

2) Советский нефтяной экспорт в 20-30 годы. Чанов А.М. 2012 г