Файл: Леви С.С. Бетонные и железобетонные работы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 112

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По принципу действия бетоносмесители разделяются

на гравитационные

и с принудительным смешением,

В гравитационных

смесителях при вращении барабана

вокруг горизонтальной (или слегка наклонной) оси ком­ поненты смеси поднимаются вверх и под действием силы тяжести падают вниз. Размещенные на стенках барабана лопасти способствуют интенсификации процесса смеше­ ния компонентов и получения однородной бетонной сме­ си. В машинах с принудительным смешением последнее выполняют лопасти, насаженные на вертикальный вал, расположенный в центре чаши смесителя. При вращении вала смесительные лопасти подгребают выгруженные на дно чаши компоненты смеси и принудительно перелопа­ чивают ее, обеспечивая хорошее перемешивание не толь­ ко подвижных, но и малоподвижных и жестких бетонных смесей.

Загрузка смесителей сухими составляющими произво­ дится в большинстве случаев через сборный бункер или воронку, куда попадают отдозированные (взвешенные) порции материалов. Бетоносмесители небольшой произ­ водительности оборудуются подъемным загрузочным ковшом (скипом), позволяющим загружать отдозирован­ ные компоненты смеси на уровне земли. Загруженный ковш поднимается по направляющим и, опрокидываясь, выгружает содержимое в барабан смесителя. Вода и раз­ личные добавки в растворенном виде дозируются по весу (иногда по объему) в автоматических дозаторах и пода­ ются в смеситель по трубе.

Состав бетонной смеси (количество всех составляю­ щих по весу на 1 мг бетона в деле и на один замес бето­ носмесителя) обычно подбирается строительной лабора­ торией на высушенных материалах. Это так называемый «номинальный состав» бетона. Практически при приго­ товлении бетонной смеси руководствуются «рабочим со­ ставом» смеси, в котором величина дозировки воды скорректирована с учетом влаги, имеющейся в заполни­ телях (в целях сохранения величины водоцементного от­ ношения). При значительных колебаниях влажности за­ полнителей приходится корректировать также дозировку песка. Допускаемая СНиП погрешность дозирования со­ ставляет: для цемента, воды и добавок -—2%, для запол­ нителей — 3%.

, Продолжительность перемешивания смесей для обыч­ ных бетонов (при отсутствии специальных указаний ла­

1 8 8


боратории по этому вопросу) должна быть не менее: в смесителях принудительного перемешивания — 60 с; в гравитационных смесителях емкостью барабана 330

(500) л

и менее — 60 с для смесей с осадкой конуса

свыше

6 см и 90 с для смесей с осадкой конуса 2 —

6 см. В гравитационных смесителях литражом свыше

330 (500) л длительность перемешивания должна быть не менее 75 и 120 с соответственно. Для жестких и ма­ лоподвижных смесей, приготовляемых в гравитационных смесителях, сроки перемешивания следует увеличить на 30%. Наиболее целесообразно приготовлять такие смеси в машинах принудительного перемешивания.

При приготовлении легкобетонных смесей с объемной массой 1800 кг/м3 длительность перемешивания должна быть не менее 120 с в смесителях емкостью до 330 (500) .л, 150 с в смесителях емкостью 330—660 л и 180 с в смесителях емкостью свыше 660 л. При объем­ ной массе бетона ниже 1800 кг/м3 приведенные сроки увеличиваются в 1,5 раза.

При приготовлении бетонной смеси в автобетоносме­ сителях, загружаемых сухой смесью, заливку воды и пе­ ремешивание следует начинать не позднее чем через 30 мин после загрузки, а общее число оборотов бараба­ на должно быть при этом не менее 70 (но не более 300).

2. Общие правила транспортирования бетонной смеси

Бетонная смесь, доставленная к месту укладки, долж­ на быть такой же однородной и удобообрабатываемой, какой она была при выгрузке из бетоносмесителя. Нель­ зя допускать, чтобы при погрузке, перевозке и выгрузке происходило расслаивание бетонной смеси, при котором находящиеся во взвешенном состоянии частицы щебня (или гравия) как более тяжелые начинают оседать вниз, а цементное молоко и вода скопляются на поверхности. Осевшая вниз часть смеси представляет собой жесткую неудобообрабатываемую массу, в которой зерна щебня (гравия) недостаточно перемешаны с цементным рас­ твором, а скопившееся наверху цементное молоко яв­ ляется смесью очень мелких частиц цемента и песка с большим количеством воды и поэтому обладает нич­ тожной прочностью.

Поэтому расслоившуюся почему-либо бетонную смесь ни в коем случае нельзя укладывать в дело, а необходи­

189



мо перед укладкой хорошо вновь перемешать до полного восстановления однородности. Одновременно следует вы­ яснить причины расслаивания бетонной смеси и принять меры к их устранению. Расслаиванию особенно легко подвергаются неправильно подобранны« смеси с избы­ точным количеством воды. Расслаивание смеси происхо- ■ дит преимущественно от толчков и сотрясений при пере­ возке, а также при выгрузке с большой высоты.

Для того чтобы бетонная смесь не расслаивалась, не­ обходимо:

1) при загрузке транспортной тары и при перегруз­ ках обеспечивать вертикальное падение смеси централь­ но к загружаемой таре;

2) выгружать бетонную смесь в опалубку с неболь­ шой высоты: на перекрытия — до 1 м, в остальные кон­ струкции до 2 м (в колонны без перекрещивающихся хомутов со сторонами более 400 мм — до 5 м) ;

3) подачу бетонной смеси с высоты, превышающей величины, указанные в п. 2, производить вертикальными трубами — хоботами и виброхоботами.

Если расслаивание смеси при доставке все же имеет место, необходимо пересмотреть состав бетона, немного уменьшить содержание воды в смеси либо изменить со­ отношение между песком и щебнем (за счет увеличения доли песка). В жаркую погоду и дождь бетонную смесь при перевозке необходимо накрывать.

Подвижность бетонной смеси, доставленной к месту укладки, должна иметь заданную величину и обеспечи­ вать возможность хорошего выполнения работ по уклад­ ке смеси в конструкцию и уплотнению ее. Изменение по­ движности бетонной смеси в процессе перевозки должно быть учтено лабораторией при подборе состава бетона и соответственно при приготовлении смеси.

Допустимая продолжительность транспортирования бетонной смеси к месту укладки должна устанавливать­ ся в каждом отдельном случае лабораторией в зависи­ мости от характеристики применяемого вяжущего мате­ риала и температуры бетонной смеси. Для цементов со сроками начала схватывания не менее 1,5 ч продолжи­ тельность транспортирования бетонной смеси не долж­ на превышать значений, указанных в табл. 18.

Дальность перевозки бетонной сме^и в пределах уста­ новленного времени не ограничивается, если в пути не происходит расслоения смеси.

190

Т а б л и ц а 18

Предельные сроки транспортирования и укладки бетонной смеси

Температура

Предельно допустимый

Максимальная продол­

жительность укладки

бетонной смеси,

срок доставки бетонной

слоя при бетониро­

град

смеси к месту укладки, м ин

вании, мин

 

 

20

45

45

10—19

60

75

5—9

90

105

Под транспортированием бетонной смеси обычно по-, нимается перевозка ее от бетонного завода к бетонируе­ мому объекту.

Перемещение бетонной смеси в пределах объекта до места укладки называют подачей бетонной смеси. Наи­ более целесообразно, чтобы транспортирование и подача бетонной смеси осуществлялись одним и тем же оборудо­ ванием (например, автобетоновозами, автосамосвала­ ми); однако в ряде случаев приходится применять для подачи бетонной смеси другое оборудование (транспор­ теры, бетононасосы, бетоноукладочные машины и Др.). Необходимо стремиться к тому, чтобы число перегрузок смеси было минимальным.

Перевозка бетонной смеси может осуществляться ме­ тодами порционного и непрерывного транспорта.

В качестве методов порционного транспорта приме­ няются:

1) перевозка бетонной смеси автомобилями-самосва­ лами, автобетоновозами и автобетоносмесителями с раз­ грузкой смеси в конструкцию непосредственно с бровки котлована либо со специальных эстакад и передвижных мостов, а также с разгрузкой в подающие и распредели­ тельные устройства;

2) перевозка бетонной смеси в контейнерах (бадьях, бункерах), на бортовых автомобилях и на платформах с мотовозной или электровозной тягой; подача контей­ неров с бетонной смесью к месту укладки производится кранами.

Непрерывное транспортирование и подача бетонной смеси осуществляются ленточными транспортерами, бе­ тононасосами и вибротранспортными устройствами.

191


3.Транспортирование бетонной смеси

вавтомобилях-самосвалах и автобетоновозах

Для транспортирования бетонной смеси

обычно

ис­

пользуются самосвалы ЗИЛ-585, МАЗ-205, МАЗ-525

гру­

зоподъемностью, соответственно равной 3,5; 5 и 7 т.

 

Самосвалами

подают смесь

либо непосредственно

в бетонируемую

конструкцию

(подготовка

под полы,

фундаментные плиты и т. п.), либо разгружают самосва­ лы на эстакадах, располагаемых над бетонируемой кон­ струкцией. Для снижения затрат по устройству эстакад их оборудуют бункерами и виброжелобамн, что позво­ ляет механизировать поперечное распределение бетонной смеси с одной эстакады на полосе шириной до 10 м. Устройство стационарных разгрузочных эстакад обхо­ дится дорого, поэтому при бетонировании крупных фун­ даментов и других невысоких сооружений большой про­ тяженности часто применяют метод подачи бетонной смеси самосвалами с передвижных мостов.

В ряде случаев подачу бетонной смеси к объекту ав­ тосамосвалами сочетают с распределением бетонной сме­ си другими, более простыми и доступными средствами с тем, чтобы избежать применения дорогостоящих эста­ кад, мостов и т. п. Так, для бетонирования отдельно сто­ ящих фундаментов и колонн оказалось удобным исполь­ зование автопогрузчика, оборудованного вибробункером. Схема организации работ приведена на рис. 87. В дру­ гом случае был применен вибропитатель, переме­ щаемый вдоль фронта бетонирования по рельсам на легкой деревянной эстакаде. Перемещение. вибропи­ тателя производилось через тросы приводными ле­ бедками.

При обслуживании одним бетонным заводом ряда территориально разобщенных или имеющих большую протяженность сооружений рекомендуется применять ав­ тобетоновозы и автобетоносмесители. Автобетоновозы конструкции Оргэнергостроя представляют собой авто­ самосвалы со сварным металлическим кузовом. Высота стенок кузова 70 см. Передняя стенка приварена к дни­ щу под углом 45°, задняя — под углом 30°, что обеспе­ чивает выгрузку смеси опрокидыванием кузова при виб­ рационном побуждении пневматическими наружными вибраторами, приводимыми в действие отработанными газами автомобиля. Эти же газы используются в зим­

192