ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 112
Скачиваний: 0
По принципу действия бетоносмесители разделяются
на гравитационные |
и с принудительным смешением, |
В гравитационных |
смесителях при вращении барабана |
вокруг горизонтальной (или слегка наклонной) оси ком поненты смеси поднимаются вверх и под действием силы тяжести падают вниз. Размещенные на стенках барабана лопасти способствуют интенсификации процесса смеше ния компонентов и получения однородной бетонной сме си. В машинах с принудительным смешением последнее выполняют лопасти, насаженные на вертикальный вал, расположенный в центре чаши смесителя. При вращении вала смесительные лопасти подгребают выгруженные на дно чаши компоненты смеси и принудительно перелопа чивают ее, обеспечивая хорошее перемешивание не толь ко подвижных, но и малоподвижных и жестких бетонных смесей.
Загрузка смесителей сухими составляющими произво дится в большинстве случаев через сборный бункер или воронку, куда попадают отдозированные (взвешенные) порции материалов. Бетоносмесители небольшой произ водительности оборудуются подъемным загрузочным ковшом (скипом), позволяющим загружать отдозирован ные компоненты смеси на уровне земли. Загруженный ковш поднимается по направляющим и, опрокидываясь, выгружает содержимое в барабан смесителя. Вода и раз личные добавки в растворенном виде дозируются по весу (иногда по объему) в автоматических дозаторах и пода ются в смеситель по трубе.
Состав бетонной смеси (количество всех составляю щих по весу на 1 мг бетона в деле и на один замес бето носмесителя) обычно подбирается строительной лабора торией на высушенных материалах. Это так называемый «номинальный состав» бетона. Практически при приго товлении бетонной смеси руководствуются «рабочим со ставом» смеси, в котором величина дозировки воды скорректирована с учетом влаги, имеющейся в заполни телях (в целях сохранения величины водоцементного от ношения). При значительных колебаниях влажности за полнителей приходится корректировать также дозировку песка. Допускаемая СНиП погрешность дозирования со ставляет: для цемента, воды и добавок -—2%, для запол нителей — 3%.
, Продолжительность перемешивания смесей для обыч ных бетонов (при отсутствии специальных указаний ла
1 8 8
боратории по этому вопросу) должна быть не менее: в смесителях принудительного перемешивания — 60 с; в гравитационных смесителях емкостью барабана 330
(500) л |
и менее — 60 с для смесей с осадкой конуса |
свыше |
6 см и 90 с для смесей с осадкой конуса 2 — |
6 см. В гравитационных смесителях литражом свыше
330 (500) л длительность перемешивания должна быть не менее 75 и 120 с соответственно. Для жестких и ма лоподвижных смесей, приготовляемых в гравитационных смесителях, сроки перемешивания следует увеличить на 30%. Наиболее целесообразно приготовлять такие смеси в машинах принудительного перемешивания.
При приготовлении легкобетонных смесей с объемной массой 1800 кг/м3 длительность перемешивания должна быть не менее 120 с в смесителях емкостью до 330 (500) .л, 150 с в смесителях емкостью 330—660 л и 180 с в смесителях емкостью свыше 660 л. При объем ной массе бетона ниже 1800 кг/м3 приведенные сроки увеличиваются в 1,5 раза.
При приготовлении бетонной смеси в автобетоносме сителях, загружаемых сухой смесью, заливку воды и пе ремешивание следует начинать не позднее чем через 30 мин после загрузки, а общее число оборотов бараба на должно быть при этом не менее 70 (но не более 300).
2. Общие правила транспортирования бетонной смеси
Бетонная смесь, доставленная к месту укладки, долж на быть такой же однородной и удобообрабатываемой, какой она была при выгрузке из бетоносмесителя. Нель зя допускать, чтобы при погрузке, перевозке и выгрузке происходило расслаивание бетонной смеси, при котором находящиеся во взвешенном состоянии частицы щебня (или гравия) как более тяжелые начинают оседать вниз, а цементное молоко и вода скопляются на поверхности. Осевшая вниз часть смеси представляет собой жесткую неудобообрабатываемую массу, в которой зерна щебня (гравия) недостаточно перемешаны с цементным рас твором, а скопившееся наверху цементное молоко яв ляется смесью очень мелких частиц цемента и песка с большим количеством воды и поэтому обладает нич тожной прочностью.
Поэтому расслоившуюся почему-либо бетонную смесь ни в коем случае нельзя укладывать в дело, а необходи
189
мо перед укладкой хорошо вновь перемешать до полного восстановления однородности. Одновременно следует вы яснить причины расслаивания бетонной смеси и принять меры к их устранению. Расслаиванию особенно легко подвергаются неправильно подобранны« смеси с избы точным количеством воды. Расслаивание смеси происхо- ■ дит преимущественно от толчков и сотрясений при пере возке, а также при выгрузке с большой высоты.
Для того чтобы бетонная смесь не расслаивалась, не обходимо:
1) при загрузке транспортной тары и при перегруз ках обеспечивать вертикальное падение смеси централь но к загружаемой таре;
2) выгружать бетонную смесь в опалубку с неболь шой высоты: на перекрытия — до 1 м, в остальные кон струкции до 2 м (в колонны без перекрещивающихся хомутов со сторонами более 400 мм — до 5 м) ;
3) подачу бетонной смеси с высоты, превышающей величины, указанные в п. 2, производить вертикальными трубами — хоботами и виброхоботами.
Если расслаивание смеси при доставке все же имеет место, необходимо пересмотреть состав бетона, немного уменьшить содержание воды в смеси либо изменить со отношение между песком и щебнем (за счет увеличения доли песка). В жаркую погоду и дождь бетонную смесь при перевозке необходимо накрывать.
Подвижность бетонной смеси, доставленной к месту укладки, должна иметь заданную величину и обеспечи вать возможность хорошего выполнения работ по уклад ке смеси в конструкцию и уплотнению ее. Изменение по движности бетонной смеси в процессе перевозки должно быть учтено лабораторией при подборе состава бетона и соответственно при приготовлении смеси.
Допустимая продолжительность транспортирования бетонной смеси к месту укладки должна устанавливать ся в каждом отдельном случае лабораторией в зависи мости от характеристики применяемого вяжущего мате риала и температуры бетонной смеси. Для цементов со сроками начала схватывания не менее 1,5 ч продолжи тельность транспортирования бетонной смеси не долж на превышать значений, указанных в табл. 18.
Дальность перевозки бетонной сме^и в пределах уста новленного времени не ограничивается, если в пути не происходит расслоения смеси.
190
Т а б л и ц а 18
Предельные сроки транспортирования и укладки бетонной смеси
Температура |
Предельно допустимый |
Максимальная продол |
|
жительность укладки |
|||
бетонной смеси, |
срок доставки бетонной |
||
слоя при бетониро |
|||
град |
смеси к месту укладки, м ин |
||
вании, мин |
|||
|
|
||
20 |
45 |
45 |
|
10—19 |
60 |
75 |
|
5—9 |
90 |
105 |
Под транспортированием бетонной смеси обычно по-, нимается перевозка ее от бетонного завода к бетонируе мому объекту.
Перемещение бетонной смеси в пределах объекта до места укладки называют подачей бетонной смеси. Наи более целесообразно, чтобы транспортирование и подача бетонной смеси осуществлялись одним и тем же оборудо ванием (например, автобетоновозами, автосамосвала ми); однако в ряде случаев приходится применять для подачи бетонной смеси другое оборудование (транспор теры, бетононасосы, бетоноукладочные машины и Др.). Необходимо стремиться к тому, чтобы число перегрузок смеси было минимальным.
Перевозка бетонной смеси может осуществляться ме тодами порционного и непрерывного транспорта.
В качестве методов порционного транспорта приме няются:
1) перевозка бетонной смеси автомобилями-самосва лами, автобетоновозами и автобетоносмесителями с раз грузкой смеси в конструкцию непосредственно с бровки котлована либо со специальных эстакад и передвижных мостов, а также с разгрузкой в подающие и распредели тельные устройства;
2) перевозка бетонной смеси в контейнерах (бадьях, бункерах), на бортовых автомобилях и на платформах с мотовозной или электровозной тягой; подача контей неров с бетонной смесью к месту укладки производится кранами.
Непрерывное транспортирование и подача бетонной смеси осуществляются ленточными транспортерами, бе тононасосами и вибротранспортными устройствами.
191
3.Транспортирование бетонной смеси
вавтомобилях-самосвалах и автобетоновозах
Для транспортирования бетонной смеси |
обычно |
ис |
||
пользуются самосвалы ЗИЛ-585, МАЗ-205, МАЗ-525 |
гру |
|||
зоподъемностью, соответственно равной 3,5; 5 и 7 т. |
|
|||
Самосвалами |
подают смесь |
либо непосредственно |
||
в бетонируемую |
конструкцию |
(подготовка |
под полы, |
фундаментные плиты и т. п.), либо разгружают самосва лы на эстакадах, располагаемых над бетонируемой кон струкцией. Для снижения затрат по устройству эстакад их оборудуют бункерами и виброжелобамн, что позво ляет механизировать поперечное распределение бетонной смеси с одной эстакады на полосе шириной до 10 м. Устройство стационарных разгрузочных эстакад обхо дится дорого, поэтому при бетонировании крупных фун даментов и других невысоких сооружений большой про тяженности часто применяют метод подачи бетонной смеси самосвалами с передвижных мостов.
В ряде случаев подачу бетонной смеси к объекту ав тосамосвалами сочетают с распределением бетонной сме си другими, более простыми и доступными средствами с тем, чтобы избежать применения дорогостоящих эста кад, мостов и т. п. Так, для бетонирования отдельно сто ящих фундаментов и колонн оказалось удобным исполь зование автопогрузчика, оборудованного вибробункером. Схема организации работ приведена на рис. 87. В дру гом случае был применен вибропитатель, переме щаемый вдоль фронта бетонирования по рельсам на легкой деревянной эстакаде. Перемещение. вибропи тателя производилось через тросы приводными ле бедками.
При обслуживании одним бетонным заводом ряда территориально разобщенных или имеющих большую протяженность сооружений рекомендуется применять ав тобетоновозы и автобетоносмесители. Автобетоновозы конструкции Оргэнергостроя представляют собой авто самосвалы со сварным металлическим кузовом. Высота стенок кузова 70 см. Передняя стенка приварена к дни щу под углом 45°, задняя — под углом 30°, что обеспе чивает выгрузку смеси опрокидыванием кузова при виб рационном побуждении пневматическими наружными вибраторами, приводимыми в действие отработанными газами автомобиля. Эти же газы используются в зим
192