Файл: Леви С.С. Бетонные и железобетонные работы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Опалубка монолитной плиты перекрытия. Опалубка плиты (рис. 7, а) состоит из щитов, укладываемых на кружала без прибивкитвоздями. Кружала опираются на подкружальные доски, пришиваемые к боковым щитам балок или ребрам опалубки стены. Длина кружал долж-

Рис. 7. Опалубка элементов перекрытий

й — схема опалубки монолитной плиты; 6 — опалубка балок и прогонов;

1

— щиты опалубки

плиты;

Я — кружала; 3

— подкружальные

доски;

4

— опалубка балки

или стены; 5 — фризовая

доска; 6 *— боковые щиты

коробов; 7 — днища коробов; 8 — опора короба

(оголовник стойки и др.);

9

— прижимная доска; /0 — гвозди;

/ / — подставка

над опорой

короба;

 

1 2 — отметка

верха

подкружальных

досок

 

на быть на 20—30 мм меньше, чем расстояние в свету между поверхностями опалубки конструкций, на которые опирается плита (чтобы кружала не зажимало боковым давлением бетонной смеси при бетонировании этих кон­ струкций). Кружала выполняют из досок, установленных на ребро, или из брусков и закрепляют на нужных ме­ стах, удерживая их в вертикальном положении при помо­ щи «фризовых» досок, располагаемых по периметру пли­

2—917

17

ты. Фризовую доску укладывают плашмя на концы кру­ жал и на кромку бокового щита балки (или стены), прибивают одним небольшим гвоздем (длиной 50 мм) к каждой сшивной планке щита и к концу каждого кру­ жала.

При малом числе оборотов опалубки (1—2 раза) изго­ товить ее можно из отдельных досок, каждая из которых прибивается к кружалам одним гвоздем длиной 50— 60 мм через одно кружало. В смежных досках гвозди рас­ полагаются вразбежку для облегчения снятия кружал

при распалубливании.

и прогонов.

Опалубка балок

Опалубка балок

(рис. 7, б) состоит из

боковых щитов

и расположенного

между ними днища, поддерживаемого оголовниками сто­ ек или другими опорами. Боковые щиты прижимаются к днищам досками, прибиваемыми гвоздями к опорам ко­ роба. Сбивать гвоздями боковые щиты и днища не допус­ кается во избежание затруднений при разборке опалубки. Как указывалось выше, при наличии монолитной плиты перекрытия к боковым щитам балок для поддержания кружал прибиваются подкружальные доски, поддержи­ ваемые подставками над опорами короба. В боковых щи­ тах коробов опалубки прогонов предусматриваются вы­ резы для ввода опалубки балок.

Указания по устройству гвоздевых соединений и стыков элементов опалубки. При разработке проектов опалубки должны быть тщательно продуманы конструкции гвозде­ вых соединений. На чертежах указываются число, разме­ ры гвоздей и их расположение в узлах. Гвозди должны воспринимать нагрузки, передающиеся на узел, но их число и размеры не следует завышать. Необходимо помнитр, что каждый лишний гвоздь, так же как и слишком длинный или толстый гвоздь, затрудняет разборку опа­ лубки, портит доски и тем самым снижает оборачивае­ мость ее. При использовании инвентарных деталей опа­ лубки следует вообще избегать применения гвоздей, за­ меняя их соединениями на болтах, хомутах и т. п.

Гвозди хорошо работают на срез, но значительно ху­ же — на выдергивание. Это свойство гвоздевых соедине­ ний надо использовать при конструировании узлов опа­ лубки и лесов, а именно: гвоздевые соединения в опалуб­ ке надо конструировать так, чтобы при восприятии нагрузок гвозди работали на срез, а при распалублива­ нии—на выдергивание. На рис. 8 изображена работа

18


гвоздей, закрепляющих прижимную доску у короба бал­ ки или прогона. Стрелками (рис. 8, а) показаны усилия, возникающие вследствие бокового давления бетонной смеси; эти усилия стремятся сдвинуть прижимную доску, чему препятствуют гвозди, работающие на срез. При сня-

Рис. 8. Работа гвоздевого соединения

а — при

восприятии усилия от бокового давления бе­

тонной

смеси; б — при распалубливанйи; / — оголов-

ник стойки; 2 — прижимная доска; 3 — боковой щит

короба

балки; 4 — днище короба (стрелками показа­

 

но направление действующих усилий)

тии прижимной доски во время распалубливания (рис. 8, б) гвозди работают на выдергивание, т. е. оказы­ вают усилию рабочего наименьшее сопротивление.

Монтажные гвозди, не воспринимающие расчетных на­ грузок и служащие лишь для закрепления элементов опа­ лубки, должны быть минимальных размеров, а число их нужно, по возможности, ограничивать. Всюду, где можно, монтажные гвозди не следует забивать полностью в доску, оставляя зазор в несколько миллиметров между поверх­ ностью доски и шляпкой гвоздя, чем добиваются более легкой разборки опалубки.

Затруднения при распалубливании часто вызываются неправильной конструкцией стыков элементов опалубки. Щиты, примыкающие под углом, подводят вплотную друг к другу и скрепляют гвоздями (рис. 9,а). Щит который надо снимать в первую очередь, зажат давлением бетона и закреплен гвоздями, работающими при распалублива­ нии на срез. Торец щита непосредственно соприкасается с бетоном, который проникает в промежутки между во­ локнами древесины, что затрудняет отрыв щита. Кроме того, конец щита часто заходит на 1—2 мм в бетон. Все это вызывает поломки щитов; при такой конструкции

2*

19


стыков опалубки неизбежны большие затраты труда при

распалубливании.

Стыки щитов в углах следует выполнять, как показа­ но на рис. 9, б. Здесь один из щитов не доводится до пер­ пендикулярной плоскости конструкции на длину, рав­ ную толщине палубы, а другой на ту же длину плюс

S )

Рис. 9. Конструкция стыка щитов в углах

а — неправильная конструкция стыка;

б — стык с

примене­

нием закладной рейки

со скошенной фаской; в — положение

щитов после удаления

бруска и рейки;

1 — брусок;

2 — рейка

50 мм. Вдоль торца этого щита (гвоздями, забитыми со стороны, обращенной к бетону) пришивается брусок, вы­ ступающий за линию торца на 50 мм; к этому бруску (без прибивки гвоздями) прислоняется щит, торец кото­ рого располагается заподлицо с гранью бруска. Образо­ ванная между торцами щитов четверть закрывается рейкой со снятой фаской. Рейка двумя-тремя гвоз­ дями длиной 50 мм прикрепляется к бруску. При

20

распалубливании вначале удаляют брусок (при этом гвозди работают на выдергивание), затем рейку. В ре­ зультате этого освобождаются торцы обоих щитов, кото­ рые после сняіия креплений свободно отходят от бетона. По этому принципу следует устраивать стыки коробов балок и прогонов с коробами колонн и между собой, сты­ ки в углах пересечения стен, входящие углы в опалубке фундаментных массивов и др.

2. Типовая инвентарная опалубка

Общая часть. Как указывалось выше, наибольшее число оборотов опалубки (а следовательно, и макси­ мальное снижение ее стоимости) достигается в том слу­ чае, когда опалубка изготовляется не для какого-либо определенного объекта, а является инвентарем строи­ тельной организации, передается с одного объекта на другой и эксплуатируется до полной амортизации. Раз­ меры элементов такой опалубки (щитов, схваток и т. п.) должны быть увязаны с принятой модульной системой элементов сооружений. Это дает возможность подобрать щиты опалубки для поверхностей любого размера и лю­ бой конфигурации, добавляя в случае надобности лишь небольшое количество дополнительных неинвентарных элементов, называемых «компенсаторами» или «добора­ ми».

Материал и конструкция инвентарных щитов и дру­ гих элементов опалубки могут быть различными. В на­ шей строительной практике применяются в основном ин­ вентарная опалубка из дерева, из водостойкой фанеры, стальная опалубка и комбинированная опалубка (из ста­ ли в сочетании с другими материалами). Ниже приво­ дятся конструкции различных видов инвентарной опа­ лубки.

Инвентарная опалубка из дерева и водостойкой фанеры. Детали инвентарной опалубки из дерева, разра­ ботанной институтом ЦНИИОМТП, показаны на рис. 10. Эта опалубка состоит из щитов, поддерживаемых схват­ ками. Щиты (рис. 10, а) имеют коробчатое сечение. Кар­ кас щитов выполняется из досок 32X150 мм. Продоль­ ные и поперечные ребра каркаса соединяются на гвоз­ дях при помощи бобышек. Углы щитов усилены обойма­ ми из листовой стали. Палуба изготовлена из досок тол­ щиной 30 мм. Схватки (рис. 10, в) выполняются из двух

21


досок сечением 40X180 мм, соединенных деревянными прокладками на гвоздях. На одном из концов схватки торцы досок защищены обоймами из листовой стали. На другом конце схватки имеется деревянный вкладыш для стыкования смежных схваток и для устройства их соединений под прямым углом. Вкладыш одной схватки вставляется в щель между досками другой схватки и

Рис. 10. Элементы деревянной инвентарной опалубки из щитов коробчатого сечения (систе­ ма ЦНИИОМТП)

а — щит

коробчатого

сечения;

б — гибкий

щит

для

криволинейных поверхностей;

в — схватка;

г — натяж­

ной

крюк; / — каркас

щита;

3 — овальные

отверстия

для

соединения

и крепления

щитов;

3 — обойма

из

листовой

стали;

4 — бобышка;

5 — отверстие

для

стяжных болтов или проволочных стяжек;

6 — транс­

портерная лента;

7 — доски; S — кронштейн

для креп­

ления щитов к

схваткам; S — болты;

70 — опорная

 

 

шайба;

// — прокладки

 

 

 

22


скрепляется с ней болтом, для чего в досках схваток пре­ дусмотрены отверстия.

Соединение щитов со схватками осуществляется при помощи натяжения крюков (рис. 10,г), для которых в каркасе щитов имеются овальные отверстия. Загнутый конец крюка вставляется в это отверстие, другой его конец, снабженный нарезкой (или отверстием для кли­ на), пропускается в щель между досками схватки; на него надевается шайба, плотно прилегающая к кромкам досок схватки, после чего на него навинчивается гайка (или в отверстие забивается клин). Щиты между собой скрепляются деревянными клиньями.

В состав комплекта деревянной опалубки ЦНИИОМТП входят щиты четырех типоразмеров (600Х

Х1200—600X3000 мм) и

схватки

пяти типоразмеров

(длиной

1800—4200 мм)

с шагом

изменения длины

600 мм.

Опалубка ЦНИИОМТП применяется в основ­

ном для возведения стен, колонн больших сечений и дру­ гих конструкций с гладкими вертикальными поверхно­ стями.

Для опалубливания криволинейных поверхностей предусмотрены гибкие щиты из досок, укрепленных на транспортерной ленте (рис. 10,6); последняя служит палубой, а доски придают ей жесткость в поперечном направлении.

Другой тип деревянной инвентарной опалубки раз­ работан Приднепровским Промстройпроектом. Эта опа­ лубка предназначается для возведения массивных кон­ струкций фундаментов под оборудование цехов тяжелой промышленности. Она укрепляется на установленных за­ ранее и остающихся в бетоне железобетонных стойках кондукторных устройств. Каркас щитов (рис. 11, а) вы­ полняется из досок толщиной 25 мм. Доски палубы при­ биваются к каркасу и на 70 мм выступают за продоль­ ные ребра каркаса.

Для установки опалубки в нужных местах к арма­ туре железобетонных стоек привариваются остающиеся в бетоне стальные крепежные детали (рис. 11, в) с гай­ ками, в которые ввертываются инвентарные крепежные болты. Щиты скрепляются со схватками (рис. 11,6) натяжными крюками. Схватки выполняются из двух до­ сок сечением 40X180 мм, соединяемых прокладками на гвоздях.

В состав комплекта деревянной опалубки Придне­

23