Файл: Леви С.С. Бетонные и железобетонные работы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

провского Промстройпроекта входят щиты четырех ти­ поразмеров (600X1200—600X3000 мм) с шагом изме­ нения длины 600 мм и схватки пяти типоразмеров (дли­ ной 1200—6000 мм), из них четыре с шагом изменения длины 600 мм и последняя с шагом 3000 мм.

Рис. 11. Деревянная инвентарная опалубка системы Придне­ провского Промстройпроекта

а — щит опалубки; б — схватка; е — стальная крепежная деталь; г—узел крепления опалубки в углах; I палуба щига; 2 — каркас щита; 3 — схватка; 4 — натяжной крюк из круглой стали; 5 — железобетонная стойка; 6 — стальная крепежная деталь, приваренная к арматуре стойки

Следует отметить, что изготовление палубы из ко­ ротких досок в щитах конструкции Приднепровского Промстройпроекта обладает рядом существенных не­ достатков: трудоемкое изготовление таких щитов, боль­ шой расход гвоздей, кроме того, при малейшей неров­ ности палубы доски защемляются в бетоне, что затруд­ няет разборку опалубки и ведет к быстрому износу щитов.

Значительное повышение оборачиваемости щитов до­ стигается при замене дощатой палубы палубой из бес-

24

щелевых материалов, таких как водостойкая фанера, стеклопластик и др. Институтом ВНИИОМС была раз­ работана и испытана в опытном порядке конструкция щитов, состоящая из деревянного каркаса и приклеен­ ного к нему листа водостойкой фанеры (рис. 12). Сече-

1200 а

Рис. 12.

Пример

фанерного

опалубочного

щита

1 — каркас;

2 — палуба из

водостойкой

фанеры: 5 — стальной

крюк для

соединения

щитов,

4 — монтажные гвозди

для запрессовки

при

склеивании

 

 

 

щитов

 

 

 

ние брусков, образующих каркас, принято 40X60 мм\ толщина фанеры должна быть не менее 10 мм, количе­ ство шпонов не менее пяти. Бруски каркаса в узлах и пересечениях сопрягаются врубкой вполдерева или вязкой вшип и склеиваются водостойким клеем; фанера приклеивается к каркасу этим же клеем. Соединение ли­ ста фанеры с каркасом на клею является обязательным, так как крепление на гвоздях не обеспечивает достаточ­ ной несущей способности щита. Показанные на рис. 12 гвозди являются монтажными и служат лишь для за­ прессовки в процессе склеивания. Вдоль внешних кро­ мок продольных ребер щита снимается фаска (см. рис. 12, узел А ), что облегчает снятие щитов при распалубливании. Щиты соединяются между собой деревянными или

25


стальными нагелями, для пропуска которых в брусках устраиваются отверстия. При высоте щитов более 400 мм для соединения их между собой к торцовым брускам кар­ каса прибиваются крюки, изготовленные из полосовой стали, которые связываются вязальной проволокой. К схваткам щиты крепятся специальными болтами или вязальной проволокой.

Фанерную опалубку целесообразно применять в тех случаях, когда к поверхности бетона предъявляются вы­ сокие требования. Благодаря большой площади фанер­ ных щитов на бетоне остается гораздо меньше следов от опалубки, чем от палубы, выполненной из отдельных до­ сок. Поэтому отделка поверхности бетона, изготовлен­ ного в фанерной опалубке, требует значительно меньших затрат труда и обходится дешевле, чем при использова­ нии дощатой опалубки.

При изготовлении дощатых щитов следует стремить­ ся к достижению возможно большей монолитности па­ лубы, уменьшению щелей и защите торцов досок. На рис. 13 показаны системы плоских дощатых щитов, применяемых некоторыми зарубежными фирмами. Как видно из рисунка, для сплачивания досок применяются стальные шпонки, нагели и другие крепежные детали, которые впрессовываются в древесину при помощи пнев­ матических или гидравлических сжимов и другими ме­ ханизированными способами.

Инвентарная стальная опалубка. Стальная опа­ лубка состоит, как и деревянная, в основном из щитов и поддерживающих их схваток. Щиты, как правило, вы­ полняются в виде рамки из прокатных или гнутых про­ филей (уголка, швеллера), к которой приваривается кон­ тактной сваркой палуба из стального листа толщиной 2 мм. В рамке предусматриваются отверстия для соеди­ нения щитов между собой со схватками, а в палубе — отверстия для пропуска болтовых или проволочных стя­ жек. Схватки изготовляются из двух швеллеров, скреп­ ляемых стальными прокладками на сварке; они соеди­ няются со щитом натяжными крюками. Пример щита стальной инвентарной опалубки приведен на рис. 14. Щиты соединяются замками различных систем. На рис. 14 показан двойной клиновой замок, состоящий из двух одинаковых клиньев (рис. 14,6); один клин вставляется в отверстия рамок соединяемых щитов, а другой — в от­ верстие первого клина. Все клинья должны быть вза«

26

Рис. 13. Конструкция деревянных щитов, применяемых зарубежными фирмами

а — общий вид дощатого клееного щита фирмы «Элпайн»

(Англия); б — общий

вид дощатого клееного щита, применяемого строителями Австрии;

в — узел

крепления торцовой обоймы дощатого

щита

«Элпайн»;

г — типы

торцовых

обойм

дощатых щитов; д — узел крепления

дощатого

щита с

торцовой обой­

мой

к

деревянному ребру; е — общий

вид дощатого

плоского

щита,

сплочен­

ного

на витых металлических прутках;

ас — общий вид

щита,

сплоченного на

стальных шпонках; з — стальная шпонка; и — общий вид дощатого щита, спло­ ченного на стальных прутках с шипами; к — общий вид соединительного сталь­ ного прутка; л — общий вид дощатого щита, сплоченного на стальных нагелях;

м — стальной нагель; к — общий вид дощатого

клееного щита:

1 — торцовар

стальная обойма; 2 — крепежный замок обоймы;

3 — гильза для

пропуска Мон­

тажных гвоздей; 4 — монтажный гвоздь; 5 — ребро

(схватка); 6 — вртой сталь­

ной пруток; 7 — торцовая скоба; S — шпонка; 9 — соединительный стальной

пруток; 10 — скоба; / / —• шпонка;

12 — нагель

27


имозаменяемыми. На рис. 14 показано соединение у внешних углов. Для образования входящих углов дол­ жны применяться специальные угловые вставки или до­ боры из досок.

а)

 

 

 

 

 

 

 

25

____ ^

: ___________

 

 

о

 

о

 

 

 

 

 

 

0

О

.------ я._______________

 

 

О

 

 

 

 

 

ю о о іг

 

 

 

 

Г

а

о

о

а

0 0

0

0 л

 

J . 5

Рис.

14. Пример щита

инвентарной

стальной опалубки

а — щит;

б —« соединительный

клин; в — соединение щитов двойным

клиновым замком на плоской стене; г — то

же, у внешних углов

Стальная инвентарная опалубка, разработанная При­ днепровским Промстройпроектом, показана на рис. 15. Щит опалубки выполнен из листа стали толщиной 2 мм, согнутого в С-образный профиль и образующего од­ новременно продольные ребра и палубу. В этот С-образ-

28


ный элемент ввариваются поперечные торцоные и про­ межуточные ребра из полосовой стали толщиной 4 мм, в которых имеются отверстия для соединения щитов со схватками. Эти соединения осуществляются натяжным крюком (см. рис. 10).

Рис. 15. Элементы инвентарной стальной опалубки из гнутых С-об- разных профилей

а — общий вид щита;

6 — общий вид схватки; в — узел крепления

опалуб-

ки к железобетонной

стойке; / — щит; 2 — схватка; 3 — крепежная

деталь,

приваренная к арматуре стойки; 4 — натяжной крюк; 5 — инвентарный кре­ пежный болт; 6 — железобетонная стойка

В состав комплекта стальной опалубки Приднепров­ ского Промстройпроекта входят щиты четырех типораз­ меров, схватки пяти типоразмеров, угловые вставки. Шаг изменения размеров щитов и схваток 600 мм.

При отсутствии гнутых профилей щиты могут быть выполнены из прокатных профилей (уголка или швел­ лера) и стального листа, а схватки — из швеллеров, со­ единяемых накладками на сварке.

Инвентарная комбинированная опалубка. В отли­

29


чие от других описанных выше видов инвентарной опа­ лубки комбинированная опалубка включает щиты, состоящие из сочетания двух материалов: стального кар­ каса и палубы из досок, водостойкой фанеры, древесно­ стружечной плиты, стеклопластика или какого-либо дру­ гого материала, достаточно жесткого, прочного и спо­ собного обеспечить надлежащее качество поверхности бетона.

Институтом ЦНИИОМТП разработана и внедрена система комбинированной опалубки, детали которой по­ казаны на рис. 16. Щиты имеют продольные ребра из стальных прокатных профилей и поперечные ребра из полосовой стали. К торцовым поперечным ребрам кар­ каса приварены уголки, образующие пазы для установ­ ки палубы из строганых с лицевой стороны досок тол­ щиной 25 мм. Одновременно эти уголки защищают тор­ цы досок палубы от соприкасания с бетоном. Щиты поддерживаются схватками, состоящими из двух парал­ лельных швеллеров № 8, соединенных прокладками на сварке. Для наращивания схваток и для устройства их соединений под прямым углом на одном из концов каж­ дой схватки имеется косынка с отверстиями для соеди­ нительного клина. Способы соединения схваток показа­ ны на рис. 16, в и 16, а. В каркасе щитов имеются от­ верстия для крепления щитов к схваткам и между собой, а в палубе — отверстия для пропуска стяжек. Щиты кре­ пятся к схваткам при помощи натяжных крюков, за­ крепляемых клиньями (рис. 16,ö) или болтами (рис. 10,г). Между собой щиты скрепляются пружинны­ ми скобами или замками иного типа.

В состав комплекта опалубки входят типовые щиты восьми типоразмеров (длиной 1200 и 1800 мм и шири­ ной 300—600 мм), схватки четырех типоразмеров (дли­ ной 1800—3000 мм с шагом изменения длины 600 мм)

и

угловые

щиты двух типоразмеров (Длиной 1200

и

1800 мм).

для инвентарной опалубки. При всех видах

 

Доборы

инвентарной опалубки применяются дополнительные не­ инвентарные части, служащие для опалубливания от­ дельных мелких участков конструкции, для которых, ввиду их размеров или конфигурации, не могут быть ис­ пользованы инвентарные щиты. Эти части, называемые «доборами», выполняются, как правило, из досок. Ши­ рина последних должна быть не больше 150 мм, а тол­

30