Файл: Леви С.С. Бетонные и железобетонные работы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В отдельных случаях удается обойтись вовсе без опа­ лубки. Так, на одном из строительств при устройстве ко­ лодца в толще фундамента прокатного стана (рис. 32) стальные листы облицовки были установлены до бетони-

Рис. 32. Стальная облицовка колодца в мас­ сиве фундамента, использованная в качество опалубки

/ — стальные листы, приваренные

к арматуре;

2 — доска; 3 — распорка из

бревен

рования фундамента и приварены к арматуре. Боковое давление свежеуложенной бетонной смеси воспринима­ лось досками и распорками из бревен, установленными внутри колодца между листами облицовки..I

III. ИЗГОТОВЛЕНИЕ И ПРИЕМКА ОПАЛУБКИ

1. Приемка заготовленных элементов опалубки

Все инвентарные элементы опалубки должны достав­ ляться на стройку в готовом виде. Опалубка, поставляе­ мая на стройку, должна подвергаться приемке с участи­ ем представителя опалубщиков, которые будут ее уста­ навливать.

При приемке опалубки проверяется комплектность Поставляемой партии: для каждого участка, подлежаще­ го бетонированию, должен своевременно доставляться полный комплект опалубки и креплений для нее. При приемке опалубки необходимо проверять правильность маркировки ее элементов в соответствии с маркировоч-

48

ными чертежами. Марки должны быть написаны на эле­ ментах четко яркой несмываемой краской.

Приемка стальной опалубки. Элементы стальной опа­ лубки, изготовляемые на заводе, должны иметь штамп ОТК завода. Инвентарную опалубку принимают по ком­ плектовочным ведомостям, входящим в состав проекта опалубки.

Принимая опалубку, бывшую в употреблении, про­ изводят поштучную проверку состояния щитов и других элементов и проверку наличия всех необходимых креп­ лений, замков и т. и. Качество поверхности щитов про­ веряется наложением рейки или шаблона (для криволи­ нейных элементов). Обнаруженные вмятины должны быть устранены до установки щитов на место. Щиты, бывшие в употреблении, должны быть очищены от ос­ татков бетона, а лицевые поверхности их — покрыты смазкой.

Приемка деревянной опалубки. Размеры элементов разборно-переставной опалубки проверяются промера­ ми стальной рулеткой или стальным метром. Отклоне­ ния от проектных размеров по ширине щитов допуска­ ются не более указанных в табл. 1*.

Прямоугольность элементов проверяется по призна­ ку равенства диагоналей. Правильность формы криво­ линейных элементов контролируется хорошо выверенны­ ми шаблонами, изготовленными из сухого лесомате­ риала.

Опалубочные щиты должны быть остроганы со сто­ роны, обращенной к бетону, а доски щитов должны быть строго одинаковой толщины. В отдельных, особо огово­ ренных случаях допускается применение неостроганной опалубки. Доски щитов должны быть плотно пригнаны; допускаются щели шириной до 3 мм, так как такие ще­ ли затягиваются при промывке опалубки перед бетони­ рованием. В щитах из сырой древесины щели не допус­ каются.

При приемке щитов на сшивных планках должны быть проверены толщина и ширина досок, размеры и расположение сшивных планок. Каждая доска крепится

* Здесь и ниже все приведенные допускаемые отклонения в опа­ лубке, арматуре и забетонированных конструкциях приняты по СНиП Ш-В.1-70 «Бетонные и железобетонные конструкции монолитные. Правила производства и приемки работ».

4—917

49



Т а б л и ц а 1

Допускаемые отклонения в заготовленных элементах разборно-переставной опалубки

*

Величина допус­ Отклонения каемых отклоне­

ний в мм

А.Деревянная и фанерная опалубка

1.Отклонение от проектных размеров по дли­

не и ширине щ итов.....................................................

щитов

2. Разница

в толщине смежных досок

нестроганой

опалубки ............................................

, .

3. То же, строганой опалубки...................

Б. Стальная и деревометаллическая

(со стальным каркасом)

4. Отклонения от номинальных размеров по длине и ширине щитов и каркасов для них . . .

б. Отклонения кромок щитов от прямой линии:

в

плоскости................................................ ....

.

из

плоскости .....................................................

 

6.Отклонения в расположении отверстий для соединительных элементов (клиньев, болтов, на­ тяжных крюков, пружинных скоб и т. п.) . . .

7.Отклонения от номинальных размеров по длине стальных схваток...........................................

8.Отклонения кромок схваток:

а)

в рабочей

плоскости ..................................

б)

из рабочей

плоскости ..................................

9. Уменьшение высоты поперечных сечений из­

гибаемых элементов .....................................................

+ 5

±2

0,5

± 1

±2

±2

еЬ2

±4

±4

±2

Не допускается

П р и м е ч а н и е . Под высотой поперечного сечения следует по­ нимать размер в направлении, совпадающем с плоскостью изгиба.

к крайним планкам двумя гвоздями, а

к промежуточ­

ным— одним гвоздем. Торцы щитов (за

исключением

специально указанных случаев) обрезаются строго пер­ пендикулярно их продольным кромкам.

При приемке крупнопанельных щитов должны быть проверены: толщина досок щита, размеры ребер, схва­ ток и других элементов, расстояния между ними, а так­ же наличие необходимых гвоздей, болтов и других креп­ лений в соответствии с проектом.

50


2. Изготовление доборных элементов опалубки

Места установки доборов, их размеры и конфигура­ ция выявляются при составлении маркировочных черте­ жей. Для доборов сложной конфигурации (многоуголь­ ных, криволинейных и т. и.) должны составляться спе­ циальные чертежи. Изготовление таких доборов жела­ тельно производить в основных опалубочных мастер­ ских. При отдаленности стройки от последних следует вблизи строящегося объекта организовать приобъект­ ную мастерскую, оборудованную циркульной пилой и электрифицированным инструментом. В этой мастерской и будут изготовляться доборы сложной конфигурации, а также производиться работы по ремонту опалубки (см. ниже). Доборные элементы простейшей формы при небольшом их количестве могут изготовлять сами опа­ лубщики непосредственно у места их установки. Добор­ ные элементы с многократной оборачиваемостью долж­ ны включаться в комплектовочные ведомости и прини­ маться на учет наравне с элементами инвентарной опалубки. К доборным элементам предъявляются те же требования, что и к элементам деревянной разборно-пе­ реставной опалубки.

3. Хранение опалубки

Изготовленная опалубка должна храниться в усло­ виях, ограждающих ее от действия атмосферных осад­ ков и от случайных повреждений.

Помещения должны быть защищены от проникания влаги во избежание ржавления стальных деталей.

Стальная инвентарная опалубка, а также комбиниро­ ванная опалубка должны храниться в закрытых скла­ дах с бетонным полом. Щиты должны храниться в вер­ тикальном положении. Мелкие щиты (площадью до 0,5 м2) разрешается устанавливать в два яруса, отделяя их друг от друга подкладками из досок или брусков. Щиты больших размеров устанавливают в один ярус. Инвентарные элементы значительной длины (например, инвентарные стойки, схватки и т. п.) размещаются по маркам на специальных стеллажах. Мелкие элементы (замки, зажимы, болты, клинья и т. д.) укладываются в ящики.

4:

51

Деревянная инвентарная опалубка, а также неинвен­ тарная разборно-переставная опалубка может хранить­ ся на открытом воздухе, на специально отведенных для этой цели местах. Для инвентарной опалубки целесооб­ разно устраивать навес. Склад деревянной опалубки следует располагать по возможности на ровном возвы­ шенном месте, с которого обеспечен сток грунтовых и дождевых вод. Площадки под склад должны быть спла­ нированы и очищены от мусора и грязи, а в зимнее вре­ м я— от снега и льда. С подштабельных мест надо уда­ лить траву и кустарник. Непосредственно перед уклад­ кой щитов подштабельные места полезно посыпать тон­ ким слоем негашеной извести. На землю под штабеля щитов укладывают горизонтально подкладки из брус­ ков или бревен толщиной 160—200 мм, чтобы создать воздушную прослойку для вентиляции штабеля. Про­ кладки располагают с таким расчетом, чтобы каждый щит имел не менее чем две опоры. При этом расстояние между подкладками должно быть не более 1,5—2 м. В каждом штабеле следует укладывать щиты только од­ ной марки. Если щиты состоят из рамки с обшивкой из досок или фанеры, то для вентиляции штабеля следует через каждые 3—4 ряда укладывать прокладки из до­ сок толщиной 40—50 мм, уложенных плашмя. Проклад­ ки должны укладываться строго друг над другом. Дли­ на штабеля принимается равной длине щитов. Щиты укладываются рядами в одном направлении. Высота штабеля не должна превышать 2 м. Верхний ряд из щи­ тов рекомендуется укладывать с некоторым уклоном, чтобы обеспечить быстрый сток дождевой и талой воды.

Крупнопанельные ііщты следует хранить в верти­ кальном или наклонном положении, для чего посередине подштабельных мест устраивают специальные упоры из древен или брусьев. Под щиты укладывают лаги из бре­ вен на расстоянии 2—3 м друг от друга. Щиты распола­ гают симметрично по обе стороны упоров.

Между штабелями опалубки устраивают проходы шириной не менее 6 м.

4.Учет оборачиваемости опалубки, ее ремонт

-и подготовка к повторному использованию

Инвентарная опалубка, поступающая на строитель­ ную площадку, принимается на учет бухгалтерией стро­ ительства наравне с прочим инвентарем. Для наблюде­

52


ния за эксплуатацией такой опалубки следует выделять ответственное лицо из состава технического персонала стройки. В обязанности этого лица входят учет числа оборотов отдельных элементов опалубки и наблюдение за их состоянием в процессе эксплуатации, что необхо­ димо для оценки качества принятой конструкции опа­ лубки, для выявления ее достоинств и недостатков.

Мелкий ремонт опалубочных щитов (смена отдель­ ных досок обшивки деревянной и комбинированной опа­ лубки, исправление небольших вмятин стальных щитов и т. п.) можно производить непосредственно на стройке. Опалубку с более серьезными неисправностями, такими как полная смена обшивки или замена сломанных эле­ ментов каркаса щитов и др., следует направлять в при­ объектную опалубочную мастерскую. Исправление щи­ тов и других частей стальной опалубки производится в механических мастерских. Опалубка, бывшая в употреб­ лении, должна быть подготовлена к повторному исполь­ зованию. Для этого должны быть выполнены следую­ щие требования:

■ все элементы опалубки должны быть тщательно очи­ щены от налипшего бетона скребками и проволочными щетками. Применение для очистки опалубки молотков, кувалд и других инструментов ударного действия кате­ горически запрещается;

все части инвентарной опалубки, не прилегающие к бетону, должны быть окрашены масляной краской. Ок­ раска должна возобновляться во время эксплуатации опалубки не менее трех раз в год и обязательно при сдаче опалубки на хранение или перед отправкой ее на новый объект. Это требование относится в равной мере к деревянной и стальной инвентарной опалубке;

все поверхности опалубки, прилегающие к бетону, а также все резьбовые части креплений должны быть покрыты смазкой. Перед началом эксплуатации на опа­ лубку, соприкасающуюся с бетоном, наносятся смазки, предотвращающие сцепление ее с бетоном.

5. Смазка опалубки

Смазка поверхностей опалубки, прилегающих к бе­ тону, необходима для уменьшения сцепления ее с бето­ ном и продления сроков ее службы. Такая смазка дол­ жна производиться после каждого оборота опалубки. Смазке должна предшествовать тщательная очистка

53

опалубки (см. выше). При регулярной смазке щиты стальной опалубки могут иметь 100—125 оборотов, а па­ луба комбинированных щитов — до 40 оборотов.

Ксмазкам предъявляются следующие требования:

1)смазки не должны оставлять маслянистых пятен на бетоне (исключение допускается для случаев бетони­ рования конструкций, засыпаемых землей или покрыва­ емых гидроизоляцией или облицовкой);

2)смазки не должны уменьшать прочности поверх­

ностного слоя бетона;

3)смазки должны быть безопасными в пожарном отношении;

4)в состав смазок не должны входить летучие ве­

щества, вредные для здоровья; 5) смазки должны держаться на вертикальных и на­

клонных поверхностях в течение не менее 24 ч при тем­ пературе 30° С;

6) технология приготовления смазок и их нанесения должна допускать механизацию этих процессов.

Составы смазок могут быть различными в зависимо­ сти от вида опалубки и условий ее применения. В каче­ стве универсальной смазки для опалубочных щитов, ис­ пользуемых при возведении железобетонных конструк­ ций нулевого цикла в промышленном строительстве, могут применяться битумно-керосиновые смазки, получа­ емые растворением в керосине низкомарочных битумов. Для смазки дощатых щитов и комбинированных щитов с дощатой палубой рекомендуется пользоваться петро- латумно-керосиновыми, петролатумно-соляровыми или парафино-соляровыми смазками. Для дощатых палуб

можно применять также нигрол, автол,

соляровое

масло.

производить

Нанесение смазки на опалубку можно

краскопультами или пневмопистолетами-распылителя­ ми. В целях экономии смазок и повышения производи­ тельности труда полезно (если это допускают условия производства работ) наносить смазку после установки опалубки на место. При этом должны быть приняты ме­ ры для защиты уложенных ранее бетона и арматуры от попадания на них смазки. Если такой метод неприменим и смазку опалубки приходится производить до ее сбор­ ки, то щиты следует раскладывать плашмя вплотную друг к другу и смазывать сразу большие поверхности площадью по нескольку квадратных метров.

54