Файл: Леви С.С. Бетонные и железобетонные работы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 165

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

и нижняя опорная плита стойки имеет отверстия для соединительных болтов, при помощи которых произво­ дится наращивание стоек для образования опор требу­ емой высоты. Так как эти стойки не имеют приспособле­ ний для плавного изменения высоты, верхнее звено та­ кой составной опоры устраивается из описанной выше раздвижной стойки с домкратом (см. рис. 22). Собран-

Рис. 23. Раздвижная стойка смешанной конструкции системы трес­ та «Строитель»

а — общий вид стойки; 6 — деталь узла /; в — деталь узла //; г — деталь вкладыша; 1 — выдвижная штанга; 2 — стальной стакан, сваренной из угол­ ков; 3 — вкладыш; 4 — домкрат

39


ные опоры раскрепляются инвентарными связями у мест стыков отдельных стоек. Соединения связей и опор осу­ ществляются на болтах.

Помимо стоек в комплект инвентарных лесов входят сменные оголовники для установки опалубки балок

Рис.

24. Стальная

инвентар­

Рис. 25. Составная

ная

скоба

для

крепления

решетчатая

стойка

расшивин к стойкам

для сквозных лесов

а — скоба; б — планка; б — уста*

S — опорная

плита;

новка

расшивины;

/ — стойка;

2 — ветвь

стойки;'

2— расшивина; 3 —»скоба; 4 —

3 — решетка;

4—план­

 

планка;

5 — гайка

ка

 

и прогонов, раздвижные ригели для поддержания опалубки плит и другие инвентарные элементы.

5. Опалубливание конструкций укрупненными элементами опалубки

Арматурно-опалубочные блоки. Ускорить установку разборно-переставной опалубки и уменьшить примене­ ние ручного труда на строящемся объекте позволяет ис­ пользование арматурно-опалубочных блоков. При доста­ точной жесткости сварных арматурных каркасов опалуб­

40

ка балок, колонн и других железобетонных элементов заранее закрепляется на этих каркасах проволочными скрутками и затем устанавливается на место краном (|>ис. 26). Для образования проволочной скрутки поль­ зуются приспособлением (рис. 26,б) в виде стальной

Рис. 26. Арматурно-опалубочный блок балки

а — монтаж арматурно-опалубочного

блока балки; б — приспособление для

закручивания проволочной

скрутки;

/ — жесткий

арматурный каркас;

2 — короб опалубки; S — проволочная

скрутка;

4 — скоба;

5 — рукоятка;

6 — отверстие

для проволок диаметром

10 мм

 

скобы с отверстиями

для

вставки

концов

проволоки.

Вращая скобу рукояткой из приваренного к ней отрезка арматурной стали, проволоку закручивают. Чтобы обес­ печить необходимую толщину защитного слоя, к армату­ ре приваривают упоры из обрезков арматурной стали или прикрепляют бетонные прокладки соответствующей толщины.

Опалубка монолитных тоннелей для внутризаводских коммуникаций и других аналогичных конструкций так­ же может быть собрана в стороне от объекта и установ­ лена на место краном вместе с закрепленной на ней ар­ матурой (рис. 27).

Применение арматурно-опалубочных блоков позволя­ ет совместить во времени установку опалубки и армату­ ры, что сокращает сроки строительства.

Укрупненные панели из инвентарных щитов. При на­ личии в сооружении гладких вертикальных поверхностей большого размера возможна механизация установки и разборки опалубки сборкой из инвентарных щитов и схваток укрупненных панелей, монтируемых и демон­ тируемых кранами. На ряде строек хорошие результаты


Рис. 27. Арматурно-опалубочный блок опалубки тоннеля

были получены при использовании панелей из щитов си­ стемы ЦНИИОМТП (опалубка деревянная коробчатая, стальная и комбинированная). На рис. 28 приведены принципиальные схемы панелей различных размеров и схемы их строповки, обеспечивающие подъем и пере­ мещение панелей в строго вертикальном положении, что существенно облегчает их монтаж. Хронометражные на­ блюдения показали, что применение таких панелей сни­ жает трудоемкость (по сравнению с установкой вручную опалубки из^отдельных щитов) не менее чем на 30%. Та­ кой способ монтажа и демонтажа опалубки целесообра­ зен при возведении подпорных стен, стен резервуаров,

42

отстойников, тоннелей больших сечений, наружных по­ верхностей фундаментов под тяжелое технологическое оборудование и промышленные печи и т. п.

Рис. 28. Схема компоновки и строповки укрупненных панелей из инветарных щитов

а — из деревянных щитов конструкции ЦНИИОМТП; б — из стальных или комбинированных щитов конструкции ЦНИИОМТП

Опалубочные блок-формы. Следующим шагом в укрупнении элементов опалубки является применение пространственных элементов опалубки, получивших на­ звание «блок-формы». Они использовались на ряде стро­ ек ( трестах «Запорожстрой», «Запорожалюминстрой» и др.) для бетонирования отдельно стоящих фундамен­ тов объемом, равным 20 мг и более. Применялись как неразъемные блок-формы, так и блок-формы с открыва­ ющимися створками на шарнирах. Разработана также конструкция блок-формы с раздвижными элементами, позволяющими применять одни и те же блок-формы для фундаментов различных типоразмеров.

43

Ввиду быстрого возрастания

сцепления

опалубки

с уложенной бетонной смесью

замкнутые

блок-формы

 

необходимо снимать через 2—

 

2,5 ч

после

 

бетонирования.

 

При этом им должна быть

 

придана некоторая

конусность

 

для уменьшения трения с по­

 

верхностью бетона. В блок-

 

формах

с

открывающимися

 

створками первоначальный от­

 

рыв от поверхности бетона про­

 

изводится

специальными

от­

 

рывными

устройствами,

при­

 

чем на 0,8—1,2 м2 опалубли-

 

ваемой поверхности устанавли­

 

вается

одно

устройство.

На

 

рис.

29

показан

демонтаж

 

блок-формы подколонника.

 

 

Производительность

труда

 

опалубщиков

при

использова­

 

нии блок-форм

возрастает

в

Рис. 29. Демонтаж блок-

2—2,5 раза. При объеме фун­

даментов

от

4 до

8 м3

блок-

формы подколонника

сравнению с деревянной

формы выгодно

применять по

разборно-переставной опалуб­

кой при 12—15 оборотах, а по сравнению со стальной опалубкой — при 22—25 оборотах.

6. Специальные виды опалубки

Скользящая (или подвижная) опалубка. При возведе­ нии высокихсооружений с вертикальными стенами (типа силосов элеваторов, цилиндрических завод­ ских труб и т. п.) применяется скользящая опалубка. Она собирается у основания стен в виде секций небольшой высоты (обычно 120 см), которые специальными при­ способлениями (гидравлическими или электромеханичес­ кими домкратами) непрерывно (без разборки) подни­ маются в процессе бетонирования до верха сооружения, оставляя за собой снизу готовую монолитную конструк­ цию.

Экономичность такой опалубки очевидна: при высоте сооружения, например, 30 м разборно-переставную опа­ лубку пришлось бы разбирать и вновь собирать 25 раз,

44


возводя еще при том для ее поддержания дорогостоящие леса.

На рис. 30 показан пример устройства скользящей опалубки для силоса. Опалубка состоит из стенок, обра­ зующих форму для укладки бетонной смеси. Расстояние

Рис. 30. Общий вид скользящей (подвижной) опалубки

1 — стенка опалубки; 2 — домкратные рамы с домкратами; 3 — домкратные стержни; 4 — рабочий пол; 5 — внутренние подвесные под­ мости; 6 — готовая железобетонная стенка; 7 — трубы гидроразводкн

между стенками в середине их высоты должно равняться проектной толщине стены сооружения. Стенки опа­ лубки устанавливаются с небольшим наклоном друг к другу, поэтому форма становится понизу несколько ши­ ре, чем поверху, что уменьшает трение опалубки о бе­ тон при ее подъеме. На стенках укрепляются приспособ­ ления для подъема опалубки—домкратные рамы с дом­ кратами. Домкраты перемещаются по домкратным стержням, закладываемым в бетон стенок; вместе с дом­ кратами перемещаются домкратные рамы и скрепленные с ними формы опалубки. Рабочий пол служит рабочим местом для бетонщиков, арматурщиков и других рабо­ чих. С прикрепленных к формам наружных и внутрен­ них подвесных подмостей производятся затирка повер­

45

хности бетона, освобождающегося из-под форм по мере их подъема, и другие работы. С этих же подмостей ве­ дется разборка опалубки по окончании бетонирования.

Для строительства типовых сооружений, возводимых в массовом порядке, применяется инвентарная стальная скользящая опалубка, имеющая многократную оборачи-

Рис. 31. Примерная схема катучей опалубки для туннеля большой протяженности

а — секция опалубки, установленная

на тележке;

6 — секция опалубки пос«

ле удаления тележки; в — опалубка в момент

распалубливания; / — обо«

лочка; 2 — шарнир; 3 — домкрат;

4 — тележка;

5 — рельс; 6 — распорка;

7 — клин

 

ваемость. Нетиповые сооружения могут возводиться в опалубке из дерева или смешанной конструкции (с де­ ревянными щитами и стальными домкратными рамами и другими инвентарными деталями).

Катучая опалубка. Сооружения большой протяжен­

46


ности (туннели, каналы, сводчатые покрытия и т. п.) возводятся в катучей опалубке. Она устраивается в ви­ де секций небольшой длины, установленных на пере­ движные приспособления (леса, тележки и т. п.). По ме­ ре готовности железобетонной конструкции опалубка от­ деляется от бетона и перемещается вместе с поддержи­ вающей ее конструкцией (на катках, колесах или по­ лозьях при помощи лебедок или электродвигателя) на новую позицию, где она снова устанавливается в рабо­ чее положение. Как правило, такие сооружения возво­ дятся в две очереди: сначала в обычной опалубке бето­ нируется днище сооружения, а затем в катучей опалубке бетонируются стены и перекрытия. Тележки, переме­ щающие опалубку, оборудуются домкратами и другими приспособлениями для отрыва опалубки от бетона и для установки ее снова в проектное положение.

При возведении туннелей и каналов большой протя­ женности работы рекомендуется вести в несколько за­ хваток, что позволяет сократить сроки строительства. Для этой цели применяют катучую опалубку из склад­ ных металлических секций. Примерная схема такой опа­ лубки приведена на рис. 31. Стальная оболочка, снаб­ женная шарнирами, соединяется с тележкой, передви­ гаемой на катках по рельсам, укрепленным на днище сооружения. При помощи домкратов оболочка устанав­ ливается в проектное положение и закрепляется распор­

ками и клиньями (рис. 31, а). После этого

домкраты

снимаются, оболочка отделяется от тележки

и послед­

няя откатывается (рис. 31,6). При распалубливании те­ лежка вновь подводится под оболочку и скрепляется с ней домкратами. После удаления клиньев и распорок

части оболочки поворачивают вокруг шарниров

(завин­

чиванием домкратов); оболочка отделяется

от

^бетона

и опускается на тележку

(рис. 31,б). Секция

опалубки

вместе с тележкой может

быть передвинута

под уста­

новленными следующими секциями опалубки на новую позицию.

7.Использование частей сооружения

вкачестве опалубки

Вкачестве опалубки могут быть использованы пли­ ты-оболочки, служащие постоянной облицовкой бетон­ ных и железобетонных сооружений и устанавливаемые до бетонирования основных конструкций.

47