ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 165
Скачиваний: 0
и нижняя опорная плита стойки имеет отверстия для соединительных болтов, при помощи которых произво дится наращивание стоек для образования опор требу емой высоты. Так как эти стойки не имеют приспособле ний для плавного изменения высоты, верхнее звено та кой составной опоры устраивается из описанной выше раздвижной стойки с домкратом (см. рис. 22). Собран-
Рис. 23. Раздвижная стойка смешанной конструкции системы трес та «Строитель»
а — общий вид стойки; 6 — деталь узла /; в — деталь узла //; г — деталь вкладыша; 1 — выдвижная штанга; 2 — стальной стакан, сваренной из угол ков; 3 — вкладыш; 4 — домкрат
39
ные опоры раскрепляются инвентарными связями у мест стыков отдельных стоек. Соединения связей и опор осу ществляются на болтах.
Помимо стоек в комплект инвентарных лесов входят сменные оголовники для установки опалубки балок
Рис. |
24. Стальная |
инвентар |
Рис. 25. Составная |
||
ная |
скоба |
для |
крепления |
решетчатая |
стойка |
расшивин к стойкам |
для сквозных лесов |
||||
а — скоба; б — планка; б — уста* |
S — опорная |
плита; |
|||
новка |
расшивины; |
/ — стойка; |
2 — ветвь |
стойки;' |
|
2— расшивина; 3 —»скоба; 4 — |
3 — решетка; |
4—план |
|||
|
планка; |
5 — гайка |
ка |
|
и прогонов, раздвижные ригели для поддержания опалубки плит и другие инвентарные элементы.
5. Опалубливание конструкций укрупненными элементами опалубки
Арматурно-опалубочные блоки. Ускорить установку разборно-переставной опалубки и уменьшить примене ние ручного труда на строящемся объекте позволяет ис пользование арматурно-опалубочных блоков. При доста точной жесткости сварных арматурных каркасов опалуб
40
ка балок, колонн и других железобетонных элементов заранее закрепляется на этих каркасах проволочными скрутками и затем устанавливается на место краном (|>ис. 26). Для образования проволочной скрутки поль зуются приспособлением (рис. 26,б) в виде стальной
Рис. 26. Арматурно-опалубочный блок балки
а — монтаж арматурно-опалубочного |
блока балки; б — приспособление для |
|||||
закручивания проволочной |
скрутки; |
/ — жесткий |
арматурный каркас; |
|||
2 — короб опалубки; S — проволочная |
скрутка; |
4 — скоба; |
5 — рукоятка; |
|||
6 — отверстие |
для проволок диаметром |
10 мм |
|
|||
скобы с отверстиями |
для |
вставки |
концов |
проволоки. |
Вращая скобу рукояткой из приваренного к ней отрезка арматурной стали, проволоку закручивают. Чтобы обес печить необходимую толщину защитного слоя, к армату ре приваривают упоры из обрезков арматурной стали или прикрепляют бетонные прокладки соответствующей толщины.
Опалубка монолитных тоннелей для внутризаводских коммуникаций и других аналогичных конструкций так же может быть собрана в стороне от объекта и установ лена на место краном вместе с закрепленной на ней ар матурой (рис. 27).
Применение арматурно-опалубочных блоков позволя ет совместить во времени установку опалубки и армату ры, что сокращает сроки строительства.
Укрупненные панели из инвентарных щитов. При на личии в сооружении гладких вертикальных поверхностей большого размера возможна механизация установки и разборки опалубки сборкой из инвентарных щитов и схваток укрупненных панелей, монтируемых и демон тируемых кранами. На ряде строек хорошие результаты
4Г
Рис. 27. Арматурно-опалубочный блок опалубки тоннеля
были получены при использовании панелей из щитов си стемы ЦНИИОМТП (опалубка деревянная коробчатая, стальная и комбинированная). На рис. 28 приведены принципиальные схемы панелей различных размеров и схемы их строповки, обеспечивающие подъем и пере мещение панелей в строго вертикальном положении, что существенно облегчает их монтаж. Хронометражные на блюдения показали, что применение таких панелей сни жает трудоемкость (по сравнению с установкой вручную опалубки из^отдельных щитов) не менее чем на 30%. Та кой способ монтажа и демонтажа опалубки целесообра зен при возведении подпорных стен, стен резервуаров,
42
отстойников, тоннелей больших сечений, наружных по верхностей фундаментов под тяжелое технологическое оборудование и промышленные печи и т. п.
Рис. 28. Схема компоновки и строповки укрупненных панелей из инветарных щитов
а — из деревянных щитов конструкции ЦНИИОМТП; б — из стальных или комбинированных щитов конструкции ЦНИИОМТП
Опалубочные блок-формы. Следующим шагом в укрупнении элементов опалубки является применение пространственных элементов опалубки, получивших на звание «блок-формы». Они использовались на ряде стро ек ( трестах «Запорожстрой», «Запорожалюминстрой» и др.) для бетонирования отдельно стоящих фундамен тов объемом, равным 20 мг и более. Применялись как неразъемные блок-формы, так и блок-формы с открыва ющимися створками на шарнирах. Разработана также конструкция блок-формы с раздвижными элементами, позволяющими применять одни и те же блок-формы для фундаментов различных типоразмеров.
43
Ввиду быстрого возрастания |
сцепления |
опалубки |
|||||||
с уложенной бетонной смесью |
замкнутые |
блок-формы |
|||||||
|
необходимо снимать через 2— |
||||||||
|
2,5 ч |
после |
|
бетонирования. |
|||||
|
При этом им должна быть |
||||||||
|
придана некоторая |
конусность |
|||||||
|
для уменьшения трения с по |
||||||||
|
верхностью бетона. В блок- |
||||||||
|
формах |
с |
открывающимися |
||||||
|
створками первоначальный от |
||||||||
|
рыв от поверхности бетона про |
||||||||
|
изводится |
специальными |
от |
||||||
|
рывными |
устройствами, |
при |
||||||
|
чем на 0,8—1,2 м2 опалубли- |
||||||||
|
ваемой поверхности устанавли |
||||||||
|
вается |
одно |
устройство. |
На |
|||||
|
рис. |
29 |
показан |
демонтаж |
|||||
|
блок-формы подколонника. |
|
|||||||
|
Производительность |
труда |
|||||||
|
опалубщиков |
при |
использова |
||||||
|
нии блок-форм |
возрастает |
в |
||||||
Рис. 29. Демонтаж блок- |
2—2,5 раза. При объеме фун |
||||||||
даментов |
от |
4 до |
8 м3 |
блок- |
|||||
формы подколонника |
|||||||||
сравнению с деревянной |
формы выгодно |
применять по |
|||||||
разборно-переставной опалуб |
кой при 12—15 оборотах, а по сравнению со стальной опалубкой — при 22—25 оборотах.
6. Специальные виды опалубки
Скользящая (или подвижная) опалубка. При возведе нии высокихсооружений с вертикальными стенами (типа силосов элеваторов, цилиндрических завод ских труб и т. п.) применяется скользящая опалубка. Она собирается у основания стен в виде секций небольшой высоты (обычно 120 см), которые специальными при способлениями (гидравлическими или электромеханичес кими домкратами) непрерывно (без разборки) подни маются в процессе бетонирования до верха сооружения, оставляя за собой снизу готовую монолитную конструк цию.
Экономичность такой опалубки очевидна: при высоте сооружения, например, 30 м разборно-переставную опа лубку пришлось бы разбирать и вновь собирать 25 раз,
44
возводя еще при том для ее поддержания дорогостоящие леса.
На рис. 30 показан пример устройства скользящей опалубки для силоса. Опалубка состоит из стенок, обра зующих форму для укладки бетонной смеси. Расстояние
Рис. 30. Общий вид скользящей (подвижной) опалубки
1 — стенка опалубки; 2 — домкратные рамы с домкратами; 3 — домкратные стержни; 4 — рабочий пол; 5 — внутренние подвесные под мости; 6 — готовая железобетонная стенка; 7 — трубы гидроразводкн
между стенками в середине их высоты должно равняться проектной толщине стены сооружения. Стенки опа лубки устанавливаются с небольшим наклоном друг к другу, поэтому форма становится понизу несколько ши ре, чем поверху, что уменьшает трение опалубки о бе тон при ее подъеме. На стенках укрепляются приспособ ления для подъема опалубки—домкратные рамы с дом кратами. Домкраты перемещаются по домкратным стержням, закладываемым в бетон стенок; вместе с дом кратами перемещаются домкратные рамы и скрепленные с ними формы опалубки. Рабочий пол служит рабочим местом для бетонщиков, арматурщиков и других рабо чих. С прикрепленных к формам наружных и внутрен них подвесных подмостей производятся затирка повер
45
хности бетона, освобождающегося из-под форм по мере их подъема, и другие работы. С этих же подмостей ве дется разборка опалубки по окончании бетонирования.
Для строительства типовых сооружений, возводимых в массовом порядке, применяется инвентарная стальная скользящая опалубка, имеющая многократную оборачи-
Рис. 31. Примерная схема катучей опалубки для туннеля большой протяженности
а — секция опалубки, установленная |
на тележке; |
6 — секция опалубки пос« |
ле удаления тележки; в — опалубка в момент |
распалубливания; / — обо« |
|
лочка; 2 — шарнир; 3 — домкрат; |
4 — тележка; |
5 — рельс; 6 — распорка; |
7 — клин |
|
ваемость. Нетиповые сооружения могут возводиться в опалубке из дерева или смешанной конструкции (с де ревянными щитами и стальными домкратными рамами и другими инвентарными деталями).
Катучая опалубка. Сооружения большой протяжен
46
ности (туннели, каналы, сводчатые покрытия и т. п.) возводятся в катучей опалубке. Она устраивается в ви де секций небольшой длины, установленных на пере движные приспособления (леса, тележки и т. п.). По ме ре готовности железобетонной конструкции опалубка от деляется от бетона и перемещается вместе с поддержи вающей ее конструкцией (на катках, колесах или по лозьях при помощи лебедок или электродвигателя) на новую позицию, где она снова устанавливается в рабо чее положение. Как правило, такие сооружения возво дятся в две очереди: сначала в обычной опалубке бето нируется днище сооружения, а затем в катучей опалубке бетонируются стены и перекрытия. Тележки, переме щающие опалубку, оборудуются домкратами и другими приспособлениями для отрыва опалубки от бетона и для установки ее снова в проектное положение.
При возведении туннелей и каналов большой протя женности работы рекомендуется вести в несколько за хваток, что позволяет сократить сроки строительства. Для этой цели применяют катучую опалубку из склад ных металлических секций. Примерная схема такой опа лубки приведена на рис. 31. Стальная оболочка, снаб женная шарнирами, соединяется с тележкой, передви гаемой на катках по рельсам, укрепленным на днище сооружения. При помощи домкратов оболочка устанав ливается в проектное положение и закрепляется распор
ками и клиньями (рис. 31, а). После этого |
домкраты |
снимаются, оболочка отделяется от тележки |
и послед |
няя откатывается (рис. 31,6). При распалубливании те лежка вновь подводится под оболочку и скрепляется с ней домкратами. После удаления клиньев и распорок
части оболочки поворачивают вокруг шарниров |
(завин |
||
чиванием домкратов); оболочка отделяется |
от |
^бетона |
|
и опускается на тележку |
(рис. 31,б). Секция |
опалубки |
|
вместе с тележкой может |
быть передвинута |
под уста |
новленными следующими секциями опалубки на новую позицию.
7.Использование частей сооружения
вкачестве опалубки
Вкачестве опалубки могут быть использованы пли ты-оболочки, служащие постоянной облицовкой бетон ных и железобетонных сооружений и устанавливаемые до бетонирования основных конструкций.
47