Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 04 Специальное дошкольное образование Дисциплина Основы логопедии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 5

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АНО ПО «Открытый социально-экономический колледж»

Программа среднего профессионального образования

44.02.04 Специальное дошкольное образование

Дисциплина: Основы логопедии

Выполнил:

слушатель Коновалова Людмила Васильевна

Преподаватель:

Саваровская Алла Владимировна
2023 год

Задание 1. Заполните таблицу, в которой отражены составные части речевого аппарата человека и их функции:

Центральный речевой аппарат

Отделы

Функции

1.Корковые концы анализаторов (прежде всего, слухового, зрительного и двигательного)

2.Сенсорный речедвигательный аппарат

3.Афферентные (центростремительные) проводящие пути 

4.Корковые центры речи 

5.Специфические центры речи

Обеспечивают работу мускулатуры челюстей, губ, языка, мягкого неба, гортани, принимающей участие и в речевом акте.

Представлен проприорецепторами, находящимися внутри мышц и сухожилий.

Несут получаемую информацию от проприорецепторов и в барорецепторов к коре головного мозга.

Отвечают за эмоционально образный компонент речи.

Отвечают за тонкий сенсорный анализ и нервно-мышечную координацию речи.

Периферический речевой аппарат

Отделы

Функции

1.Дыхательный

2. Голосовой
3.Артикуляционный (звукопроизводящий)

 Образование воздушной струи.

Голосообразование или фонация

Осуществление движений органами артикуляции

 

Задание 2.Заполните таблицу в которой кратко охарактеризуйте физиологические процессы образования речи:

Физиологические процессы

Краткая характеристика

(что происходит анатомически)

Голосообразование (фонация)

Истинные голосовые связки находятся в сомкнутом состоянии. Струя выдыхаемого воздуха, прорываясь через сомкнутые голосовые связки, несколько раздвигает их в стороны. В силу своей упругости, а также под мышц, суживающих голосовую щель, связки возвращаются в исходное, т.е. срединное положение, с тем чтобы в силу продолжающегося давления выдыхаемой воздушной струи снова раздвинуться в стороны, и т.д. Таким образом при фонации происходят колебания в поперечном направлении (внутрь-наружу, а не вверх-вниз)

Механизм голосообразования

В результате колебаний голосовых связок движение струи воздуха, текущей по трахее под давлением, превращается над голосовыми связками в колебания частиц воздуха. Эти колебания, передаваясь в окружающую среду, воспринимаются слуховым органом как звук голоса

Механизм шепота

 В задней части голосовых связок остаётся щель в форме маленького треугольника, через которую проходит выдыхаемый воздух. Голосовые связки не колеблются , но трение струи о края щели вызывает шум, который воспринимается в виде шёпота.

Механизм фальцета

Голосовые связки колеблются не по всей своей толщине, а лишь тонкими краями в продольном направлении, т.е. вверх-вниз. При фальцетном звуке между голосовыми связками остаётся веретенообразная щель.

Сила, высота и тембр голоса

Сила зависит в основном от амплитуды (размаха) колебаний голосовых связок, которая определяется величиной воздушного давления, т. е. силой выдоха. Усилителями голоса являются глотка, полость рта, носовая полость.

Высота зависит от частоты колебаний голосовых связок, которая, в свою очередь, находится в зависимости от длины, толщины и напряжения голосовых связок. Повышение звука достигается увеличением натяжения голосовых связок посредством сокращения перстне-щитовидной мышцы. Чем длиннее голосовые связки, чем они толще и чем меньше напряжены, тем ниже звук голоса. Изменение высоты голоса обеспечивается работой мышечного аппарата гортани.

Наряду с основным тоном в гортани образуются обертоны, количество и качество которых зависит от строения гортани, а также от величины и формы резонаторных полостей глотки, полости рта, носовой полости. Сочетание обертонов обуславливает индивидуальную окраску голоса, или тембр.

Диапазон голоса

Это пределы изменения голоса по высоте. У детей диапазон голоса значительно меньше, чем у взрослых.

Регистры голоса

Грудной –связки плотно смыкаются, колеблются всей своей массой в направлении, перпендикулярном току воздушной струи.

Головной – механизм образования идентичен механизму образования фальцета.

Смешанный - голосовая щель закрывается не полностью, связки колеблются более широкой поверхностью, чем при фальцете, а иногда и всей своей массой.

Атака звука

Твердая – голосовые связки плотно смыкаются до начала звука, затем выдыхаемый воздух с усилием прорывается через замкнутую голосовую щель и приводит связки в колебание.

Мягкая – момент соприкосновения голосовых связок и начало прохождения струи воздуха совпадают, и сразу же после соприкосновения связки начинают вибрировать.

Придыхательная - выдыхаемый воздух начинает проходить через голосовую щель до смыкания голосовых связок, причем слышен шум трения воздуха о края связок, и лишь затем голосовые связки смыкаются и начинают вибрировать.

Мутация

Связана с быстрым ростом гортани и наиболее выражена у мальчиков.


Задание 3. Впишите в таблицу гласные звуки, учитывая их ряд и подъем:

 

Передний

Средний

Задний

Верхний

и 

ы 

у 

Средний

э 

 

 о

Нижний




а




Задание 4. Впишите в таблицу согласные звуки, учитывая их место и способ образования:

Место

Способ

Губно-

Язычные

губные

зубные

Передне-

Средне-

Задне-

взрывные

 глухие

звонкие

б б' п п'

 

д д'
т т'




г г'
к к'

щелевые

 глухие

звонкие

 

ф ф'
в в'

с с' ш ш'
з з' ж


й

х х'

проходные

 носовые
звонкие
боковые
звонкие

м м'

 

н н'
л л'

 

 

Щелевые

 

 

ц ч'




 

Дрожащие

 

 

р р'