Файл: Отчет по практике я, Панкратова Ксения Олеговна, проходила производственную практику практику по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в мбоу сош 18 хутора Первомайского, п..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчеты по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ОТЧЕТ

ПО ПРАКТИКЕ

Я, Панкратова Ксения Олеговна, проходила производственную практику: практику по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в МБОУ СОШ № 18 хутора Первомайского, п. Мостовской Краснодарский край, в период со 25.11.2020 г. по 19.12.2020 года. Руководитель практики от института – Галец Наталья Михайловна, доцент кафедры психологии, образования и педагогических наук.

Целью производственной практики: практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности являлось формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций, приобретение опыта самостоятельной профессиональной деятельности в организации и осуществлении обучения, воспитания и развития детей младшего школьного возраста.

Задачи:

-углубление и закрепление теоретических знаний в условиях применения этих знаний в учебно-воспитательной работе с детьми младшего школьного возраста;

- создание условий для формирования мотивационно-ценностной установки на общение и взаимодействие с различными субъектами педагогического процесса;

- создание условий для самостоятельного осуществления учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, заботы об охране здоровья обучающихся;

- создание условий для самостоятельного осуществления учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, заботы об охране здоровья обучающихся;

- создание условий для формирования способности свободно ориентироваться в различных педагогических ситуациях в соответствии с нормативно-правовыми актами сферы образования и основами профессиональной этики и речевой культуры;

- содействие формированию способности самостоятельно и творчески решать задачи воспитания и духовно - нравственного развития детей младшего школьного возраста в учебной и внеучебной деятельности;

- создание условий для приобретения опыта в планировании учебно-воспитательной, развивающей и практико-ориентированной деятельности; проведении занятий по предметам учебного плана и внеклассных мероприятий; составлении документов планирования, ведении учетной и отчет­ной документации, отражающей результаты работы учителя начальных классов; проведении психолого-педагогического анализа занятий и оценке их эффективности; изучении и обобщении передового педагогического опыта, использовании его в целях собственного профессионального совершенствования;


- содействие овладению технологией руководства научно-исследовательской работой обучающихся;

- развитие интереса к избранной профессии.

За время прохождения производственной практики мной был усвоен ряд компетенций, рассмотрим каждую из них подробнее. Готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1). Я очередной раз убедилась в важности профессии педагога для укрепления и прогрессивного развития общества, государства. Современный учитель должен владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки традиционного урока, использовать различные способы обучения для включения в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании, одаренных учеников, учеников с ограниченными возможностями. Помимо этого, необходимо также владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности. Уметь общаться с детьми, понимая и принимая особенности каждого, признавая их достоинство; обнаружить и реализовать воспитательные возможности в таких видах деятельности ребенка как: игровой, учебной, трудовой, спортивной, художественной. Также, нельзя не заметить специфику педагогической деятельности и ее структуры, состоящей из: гностического, конструктивного, организаторского и коммуникативного компонента; принципов и методов в обучении. Обусловлено это прежде всего особенностью «объекта» и «продукта» данной деятельность. Субъектом - является педагог, а продуктом- духовные ценности, образованность и воспитанность личности. Научилась осуществлять педагогическую деятельность учитывая интересы современного общества и государства. Овладела навыками самовоспитания и самообразования, для успешного осуществления профессионально-педагогической деятельности; укрепила осознание важности будущей профессии педагога и обрела стабильную мотивацию для ее выполнения.

Развила способность осуществлять процесс обучения, воспитания и развития с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей детей, в том числе и особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2). Углубила свои знания в области основ педагогики и психологии, а также, изучила особенности возрастного развития личности заключающихся в комплексе физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных и эмоциональных свойств. Узнала об особенностях построения процесса обучения в учреждениях начального общего образования, позволяющих обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры. Четко сформированные требования позволяют на выходе из начальной школы получить выпускника с заданными ориентирами личностных, семейных и общественных отношений. Научилась анализировать и давать характеристику индивидуальным особенностям обучающихся, с помощью знаний о уровне физиологического и психического развития свойственных младшему школьному возрасту. Этот период характерен появлением способности к обучению одновременно с комплексом новых трудностей, таких как: трудность нового режима, условий и отношений. Поэтому учитель обязан проводить рефлексию и производить внутренний план действий, для дальнейшей работы при появлении затруднений. Улучшила навык осуществления образовательно-воспитательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.



При освоении такой компетенции как: готовность к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса (ОПК-3), мной были усвоены основы педагогической деятельности, включая тонкости педагогической коммуникации. Для успешного овладения данной компетенцией необходимо понимать, что педагогическое взаимодействие - это в первую очередь творческий процесс, независимо какой аспект общения имеется в виду: решение учебно-воспитательных задач или организация взаимоотношений. Творческий характер носит и решение учебных задач, и процесс их воплощения в общении с детьми. От того, какая информация отобрана, как она выстроена, как сочетается в ней новое знание и уже имеющийся опыт, как обсуждается, преподносится, проверяется, понимается и оценивается зависит качество учебного процесса и взаимный контакт. Необходимо также принимать во внимание различия между возрастно-половыми и социальными группами. За время прохождения практики я научилась подбирать, а также лаконично сочетать методы, формы и средства обучения. Самым практичным вариантом, на мой взгляд, является сочетание словесного и наглядного метода обучения. Провела психолого-педагогический анализ урока, с помощью оценочных действий, ориентированных на выявление основных задач урока и его итога, изучения содержания и разновидностей учебного процесса, а также приоритетных показателей, оценки степени усвоения учащимися знаний и развития навыков. Овладела следующими методами психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательной работы: мониторинг, анкетирование, опрос, беседа, консультирование и т.д.

Следующая компетенция: готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами (ОПК-4). Я подробно изучила нормативно-правовые акты применяемые в деятельности учителя начальных классов и классного руководителя, а именно: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; ФГОС НОО; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
; Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"; Профессиональный стандарт - документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к работнику, действующий на всей территории Российской Федерации и т. д. Повысила навык применения правовых знаний в профессиональной деятельности, а также навык использования изученных нормативно правовых документов деятельности учителя начальных классов.

Владеть основами профессиональной этики и речевой культуры (ОПК-5). За время прохождения производственной практики я сумела расширить границы уже имеющихся знаний в области коммуникативной характеристики речи, изучив для этого следующие стороны речи: информационную, выразительную и волеизъявительную, что помогло мне сформировать целостное представление о принципах речевого общения (последовательность, кооперация, вежливость, сохранение границ сторон). Узнала больше о психологических особенностях профессионального общения педагога в межличностных отношениях учителя и ученика. В решении задач обучения они играют основную роль, общение - является основным инструментом в деятельности педагога, от особенностей которого зависит результативность обучения и создания условий для развития мотивации обучения, эмоциональный климат в коллективе, формирования личности учащегося. Отточила умение грамотно выстраивать устную и письменную речь в процессе общения, логически излагать мысли. Речевая культура играет большую роль для педагога, поскольку является показателем компетентности, способности к обеспечению эффективного педагогического общения в ходе осуществления субъектного взаимодействия и развития соответствующих личностно-ориентированных взаимоотношений всех участников образовательного процесса. В ходе профессиональной деятельности я использовала различные виды и формы коммуникации (прямая и косвенная коммуникация в письменной и устной форме). Овладела приемами педагогического слушания, подробнее узнала о его видах: рефлекторный, нерефлекторный. Повысила навык публичной речи, в который входят такие способности как: четкая и ясная аргументация своей позиции, ведение дискуссии, владение способами вербальной и невербальной коммуникацией. Речь учителя должна служить образцом, легким и понятным для восприятия ребенком. Не малую важность представляет способность применять и сочетать вместе такие формы публичных выступлений как: доклад, сообщение, выступление, беседа.


Также сформировала такую компетенцию как: готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся (ОПК-6). Я подробно изучила такие возрастные особенности детей младшего школьного возраста как: быстрая утомляемость, раздражительность, рассеянность, сконцентрированность внимания, впечатлительность, высокий уровень подвижности, конкретность мышления и т.д. Освоила современную теорию качества жизни (физического, психического и социального благополучия), социально-медицинские аспекты ЗОЖ и основные технологии обеспечения здоровья (физического, психического, социального). Овладела приемами пропаганды здорового образа жизни в процессе педагогической деятельности. Под пропагандой подразумевается широкий спектр деятельности: от классных часов, просмотра соответствующих видеоматериалов до внеклассных мероприятий. Направлено это на то, чтобы дети ответственнее относились к своему здоровью и располагали необходимой информацией для его сохранения и укрепления. Смогла подобрать в соответствии с ЗОЖ методы и формы обучения, повторила алгоритм оказания первой доврачебной помощи в экстренных ситуациях; научилась разрабатывать локальные нормативные акты по обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся. Также, овладела навыком проведения занятий у младших школьников учитывая правила безопасности, охраны жизни и здоровья обучающихся; различными приемами оказания первой медицинской помощи при различных травмах.

При освоении такой компетенции как: готовность реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1), мной была изучена система учебно-воспитательной работы начальной школы. Целью данной работы является выявление и развитие способностей каждого из обучающихся, формирование творческой и духовно развитой личности, обладающей прочными базовыми знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, а также, создание условий для реализации интересов учащихся в различных видах деятельности. В основу данной системы положены следующие подходы: деятельностный, личностно-ориентированный, полусубъектный и индивидуально-творческий. Отточила умение преобразовывать информацию в собственное знание и свободно ею пользоваться, осмысливать и анализировать события и явления в отечественной и зарубежной теории и практики. Появилась способность прогнозировать и проектировать педагогическую ситуацию, а также представление о решении возникших затруднений. Научилась отбирать необходимый дидактический материал с применением принципов позволяющих конструировать предметное содержание обучения, а именно: принцип логической связи, учета специфики изучаемого материала, тематической организации, реализации межпредметных связей и принцип методической обоснованности выбора дидактического материала. Дидактическое проектирование учебного процесса существенно влияет на выбор целей обучения, что в свою очередь, определяет средства, формы и методы организации учебного процесса. Для эффективного протекания дидактической деятельности необходимо наличие следующих компонентов: проектировочный, технологический и аналитический. Приобрела навык осуществления учебно-воспитательного процесса в системе начального общего образования.