Файл: Учебник для студ сред проф учеб заведений С. А. Козлова, Т. А. Куликова. 10е изд., стер. М. Издательский центр Академия, 2009. 416 с.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 200
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1й-линия
I ()(»ьиените значение понятий «качество общественности», «дет- I» - рОщсство». Докажите, что в игре складываются наиболее благоприятные условия для формирования у дошкольников качес i н ственности.
2. Проанализируйте, насколько четко определено врем и и Щ игры в распорядке дня той группы дошкольного учреждении, i t# Щ проходите практику. Путем хронометража выясните, как оба он» ш в реальности, на что уходит время, отведенное для игры.
Детские игры - явление неоднородное. Даже глач Н#Нм
фессионала заметит, насколько разнообразны игры по мИ
™ , ему содержанию, степени саШОСТОШМЯ
лассификации ности детей, формам организации, шин
детских игр г>
^ г вому материалу. В педагогике доли им
неоднократные попытки изучить и описать каждый ш ни
дов игры с учетом его функций в развитии детей, дан» к >им>#
фикацию игр. Это необходимо для углубленного и lyMfffll
природы игры, особенностей каждого ее вида, а такш ф4§
того, чтобы определить, каким образом можно вличм. а*
детские игры, усиливая их развивающее воздействие* мЦН
гогически грамотно используя в воспитательном пронмЦ|
В силу многообразия детских игр оказывается слоями определить исходные основания для их классификаций В каждой теории игры предлагаются те критерии, кои-рмр отвечают данной концепции. Так, Ф.Фребель, будучи н#Ш вым среди педагогов, кто выдвинул положение о ш р# ми особом средстве воспитания, в основу своей классифм|Л ции положил принцип дифференцированного влиянии тщ на развитие ума (умственные игры), внешних органон чум (сенсорные игры), движений (моторные игры).
Характеристика видов игр по их педагогическому ЦЯ чению есть и у немецкого психолога К. Гроса: игры поаии# ные, умственные, сенсорные, развивающие волю опич^М К. Гросом к «играм обычных функций». Вторую группу и? ц по его классификации, составляют «игры специальный фущ кций». Эти игры представляют собой упражнения с жчМИ совершенствования инстинктов (семейные игры, игры и н%и ту, ухаживание и др.).
В отечественной дошкольной педагогике сложиацЛ классификация детских игр, базирующаяся на степени ьщ мостоятельности и творчества детей в игре. Первонача ife но к классификации детских игр по такому принципу ио*и)| шел П.Ф. Лесгафт, позже его идея получила развитие м |Щ ботах Н.К.Крупской.
П.Ф.Лесгафт считал, что дошкольный возраст lupn од имитации новых впечатлений и их осознания поерш
)нм умственного труда. Стремление ребенка в первые 6- -мини к отражению и осмыслению впечатлений об I». мающей жизни удовлетворяется в играх, которые по гнр'ыиикгимитационные (подражательные), а по орга- йинии самостоятельные, без излишней регламентации (Мироны взрослых. В школьные годы, напротив, дети ИИИЧ1 играют в специально созданные игры, в которых III"Н.иосгь регламентируется и по содержанию, и по фор- itikhm образом, П.Ф.Лесгафт разделил детские игры tint1iруппы: имитационные {подражательные) и подвиж- г (ш'ры с правилами).
••Привязывание» П.Ф.Лесгафтом каждого вида игр к пленному возрасту может показаться несостоятель- m /uih современного педагога, не представляющего себе ним анис ребенка без детского сада, в педагогическом инк се которого игры с правилами занимают достойное И<>, начиная уже с младших групп. Совсем иное положе-
-
Пыло в те годы, когда П.Ф. Лесгафт в книге «Семейное I ни iанис ребенка и его значение» предложил свою клас- фмьацшо игры: в России было очень мало детских садов, |М до К лет воспитывались дома, поэтому подвижные игры [й пианом начинались в школьном возрасте.
И работах Н.К.Крупской детские игры делятся на две уннм по тому же принципу, что и у П.Ф.Лесгафта, но |Ымн1отся немного иначе: игры, придуманные самими н.ми, и игры, придуманные взрослыми. Первые Крупская шмали творческими, подчеркивая их главную особен-
и. самостоятельный характер. Такое название сохрани hi. и в традиционной для отечественной дошкольной ЛМ1 hi пки классификации детских игр. Другую группу игр И nil классификации составляют игры с правилами. Как и ♦Оаи классификация, данная классификация детских игр н и I условный характер. Ошибочно было бы представлять до, hi о в творческих играх нет никаких правил, регули- имних отношения между играющими, способы использо- мим игрового материала. Но эти правила, во-первых, оп- ичмют сами дети, стараясь упорядочить игру (после игры ftai.iii будет убирать игрушки; при сговоре на игру надо Цмуишть всех, кто хочет играть), во-вторых, часть из них и hi
скрытый характер. Так, дети отказываются прини- Н1. а игру ребенка, потому что он всегда затевает ссоры, NMiiaci играть», хотя и не оговаривают предварительно ♦«щино «Не будем принимать в игру того, кто ссорится». Инна образом, в творческих играх правила необходимыдля упорядочения деятельности, ее демократизации, н<. нш лишь условие успешного воплощения замысла, ра^импиЛ сюжета, выполнения ролей.
В играх с фиксированными правилами (подвижные, «и дактические) дети проявляют творчество, придумыним ищ вые варианты, используя новый игровой материал, ими* няя несколько игр в одну и т. п. Например, в старшей i pvHri пе появилась новая игра - «Зоологическое лото». Нслу1ниИ поочередно открывает маленькие карточки и пок;| п.ими их играющим. Через несколько дней кто-то из детой hug рит: «Так играть неинтересно: посмотрел на картину и нашел животное в своей карточке. Пусть ведущий npn^fl называет животное, а не показывает карточку». Затем /ifffl придумывают еще один вариант: ведущий говорит, где i(Питает животное и с какой буквы начинается его шгпшнне Таких усложнений может быть много, все зависит oi фи» тазии играющих. Но неизменной остается направленжшИ ребенка на решение игровой задачи в рамках принты! правил.
Для любознательных
В последние годы проблема классификации детских игр *н< #i стала привлекать пристальное внимание ученых. Новая клвОСйфи кация детских игр, разработанная С.Л.Новоселовой, предс?инм§ на в программе «Истоки: Базисная программа развития рфбвМЯ дошкольника» (М., 1997). В основе классификации лежит npivnifl ление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребенка ий|| взрослого).
Выделяют три класса игр:
-
игры, возникающие по инициативе ребенка (детей), ■ с ими стоятельные игры:
игра-экспериментирование;
самостоятельные сюжетные игры:
-
сюжетно-отобразительные, -
сюжетно-ролевые, -
режиссерские, -
театрализованные;
-
игры, возникающие по инициативе взрослого, который кие дряет их с образовательной и воспитательной целями:
игры обучающие:
-
дидактические, -
сюжетно-дидактические, -
подвижные;
Атуеовые игры:
-
игры-забавы, -
игры-развлечения, -
интеллектуальные, -
празднично-карнавальные, -
театрально-постановочные;
I) игры, идущие от исторически сложившихся традиций этно- имродные), которые могут возникать по инициативе как взрос- И ми и более старших детей:
традиционные или народные (исторически они лежат в ос- | многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).
И I норческим играм относятся игры, в которых ребенок рВйние г свою выдумку, инициативу, самостоятельность.
Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реа- мншн шмысла до перевоплощения в ролях, заданных ли- ||урным произведением. В зависимости от характера ||*ч»ч I на детей, от игрового материала, используемого в Ш, Iнорческие игры делятся на режиссерские, pftf* I мо-ролевые, театрализованные, §ы со строительным материалом, и ни отметить, в традиционной педагогике режиссер- ж ры не выделялись в особый вид игровой деятельно- I а риосматривались в русле сюжетно-ролевых игр. В поении» | оды складывается тенденция обособить режиссер- it hi ры в связи с тем, что появились исследования, ■Ммгриэующие их как самостоятельную разновидность ■it но-ролевых игр. Основное отличие режиссерских игр *»«ми н том, что это преимущественно индивидуальные Ш и них ребенок управляет воображаемой ситуацией в |ftM< действует одновременно за всех участников.
Ими нюбознательных
(мерший дошкольный возраст - период расцвета игры-фан- Ъвивния. Психолого-педагогическую характеристику этой I*мяни А.Н.Леонтьев, Н.А.Короткова, Н.Я.Михайленко. Отме- ее ценность как особой творческой деятельности, в ходе ЦжЙ ребенок созидает новый сюжет в идеальном плане (в и представлений). Игра чаще всего разворачивается вокруг рм нибудь вымышленного героя - игрушки, персонажа сказ- Мумм фильма. Образы, созданные воображением, получают |рмпвние благодаря таким выразительным средствам, как речевые характеристики, движения, мимика, жесты, экспрш i нм»^ проявления. Основа игры-фантазирования - сотворчеснт» мацН гога и детей в придумывании игровых событий, последним»
инЛ связанных между собой. Плодотворным является обучение щ тей изменению сюжета знакомой сказки (сочинение новой ки, включение персонажей из других сказок и др.). Ннмривм фантазию ребенка в новое русло можно с помощью мо/нми^ц вания (Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко): создания схем сказочн'ннн жета, использования символического изображения пе|шпн«|*|В
Игры с правилами - особая группа игр, специнлймн *#•
здаиных народной или научной педагогикой для ргшим
тх определенных задач обучения и not нн«|
'J „ л ния детей. Это игры с готовым сши нц
с правилами х.
г нием, с фиксированными правилммм, ••
ляющимися непременным компонентом игры. Обучнним задачи реализуются через игровые действия ребонм н|ц выполнении какого-либо задания (найти, сказан» шн и и <|hi| поймать мяч и т. п.).
В зависимости от характера обучающей задачи »нрм | правилами делятся на две большие группы - д и д и и « и ческие и подвижные игры, которые, и »мн| очередь, классифицируются с учетом разных оснпиинЯ Так, дидактические игры подразделию* •# содержанию (математические, природоведческие, 1>*ЧЩм# | др.), по дидактическому материалу (зигры с предменнщЖ игрушками, настолъно-печатные, словесные).
Подвижные игры классифицируются по чнгщфШ подвижности (игры малой, средней, большой подшт нщ по преобладающим движениям {игры с прыжками, с //./•. коми и др.), по предметам, которые использукти и Higf {игры с мячом, с лентами, с обручами и др.).
Среди дидактических и подвижных игр бывай»! i ные игры, в которых играющие выполняют роли («КшиМ мышки», «Магазин сувениров»), и бессюжетные («Пи'НЦ ка-выручалочка», «Что изменилось?» и др.).
В играх с правилами ребенка привлекает игровой п|»н|Я желание выполнять игровые действия, добиваться ргчу'Ня та, вьшгрывать. Но этот игровой процесс опосредован мм то задачей (не просто переложить картинки, а размен ин|| f попарно, подобрать по определенному признаку; не н|*м бегать, а убегать от лисы). А это делает поведение И