Файл: Учебник для студ сред проф учеб заведений С. А. Козлова, Т. А. Куликова. 10е изд., стер. М. Издательский центр Академия, 2009. 416 с.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 185
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
, исследовании принципов оформления предметно-материальной среды в образовательных учреждениях, особенно тех, которые предназначены для детей раннего и дошкольного возраста.
Сегодня состояние здоровья детей так неблагополучно (по результатам социологических исследований), что требует от педагогики более тесного сотрудничества с отраслями медицинских наук. Возникла необходимость создания новой отрасли педагогики - лечебной педагогики, призванной разработать специальную систему обучения и воспитания детей, часто болеющих, недомогающих. Создается интегрированная медико-педагогическая программа полового воспитания детей. Необходимо объединение усилий медицины и педагогики в разработке программы антиалкогольного, антинаркоманного воспитания и образования.
В 60-70-е гг. нынешнего столетия педагогика усилила свое взаимодействие с такими науками, как генетика, кибернетика, информатика. В результате педагогическая теория обогатилась программами диагностики и воспитания одаренных детей, идеями и методами математической логики, компьютерной технологии, программированного обучения и др.
Таким образом, на современном этапе развития общества решение проблем воспитания, обучения, образования силами одной педагогики не даст желаемого результата, требуется межнаучный подход к ним.
Педагогика - наука развивающаяся, быстро реагирующая на те изменения в обществе, которые влияют на об- г. разовательный процесс. Как и любая дру-
гая наука, она имеет два аспекта: то, что и методы J '
уже исследовано, и то, что предстоит изу- педагогики J п 9 ^
чить. В связи с этим перед педагогикой
стоят неизменные задачи, которые она решала, решает и будет решать, пока существует, и задачи конкретного временного периода.
Рассмотрим задачи, которые имеют постоянный вневременной характер. Среди таких задач одна из основных - разработка теоретических проблем воспитания, обучения и образования с учетом особенностей каждой возрастной категории населения. Реализация этой задачи связана с изучением закономерностей процессов воспитания, обучения, образования, а также с разработкой новых моделей образовательного процесса.
Демократизация общественной жизни в нашей стране поставила педагогику перед необходимостью изучить теоретические основы построения педагогического процесса на гуманистических началах, с ориентацией на общечеловеческие ценности. Как сделать развитие ребенка главным смыслом педагогического процесса? На каких теоретических положениях строить личностно-ориентированную модель образования начиная с дошкольного возраста? Эти проблемы сегодня - важнейшие для общей и возрастной педагогик.
Принципиальное значение для педагогики имеют ее взаимоотношения с практикой воспитания, которая является для науки и источником знаний, и сферой для реализации новых идей, концепций, программ, методик образовательной работы. Поэтому постоянной задачей педагогической науки являются, с одной стороны, изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности, с другой - внедрение результатов исследований в практику.
Педагогика, как и любая наука, призвана работать на будущее, заниматься прогностикой. Задача педагогики - прогнозирование образования - становится особенно актуальной для нашей страны, где далеко не всегда при реформах образования учитывалось мнение науки. Каким должно быть профессиональное образование, оправдает ли себя многоступенчатая подготовка кадров? Как готовить квалифицированных рабочих? Какими должны быть учреждения для детей первых лет жизни? С какими трудностями столкнутся школьное и дошкольное образование в XXI в.? Эти и многие другие проблемы - в поле зрения современной педагогики, без научных прогнозов которой нельзя строить политику и экономику в области образования, совершенствовать образовательную систему, подготовку специалистов.
Однако в силу богатства и динамичности педагогической действительности не представляется возможным предвидеть все проблемы образовательной системы, которые должна решать педагогика. В связи с этим возникают задачи временного характера, требующие от науки быстрого реагирования. Это задачи создания новых типов учебников, пособий для школы, дошкольных учреждений; разработка различных тестов (для определения готовности детей к школьному обучению и др.); внесение изменений в пред- метно-материальное, пространственное оформление групповой комнаты, участка дошкольного учреждения; изучение эффективности деятельности служб дополнительного образования и др.
Для решения комплекса стоящих перед наукой задач используются специфические методы. Метод - это путь достижения поставленной цели, способ решения задач. Педагогика, как любая другая наука, характеризуется специфическим набором методов. При этом необходимо различать:
Методы воспитания - специально организованное взаимодействие воспитателя и воспитуемых с целью решения педагогической задачи путем влияния на сознание, чувства, поведение воспитуемых.
Методы обучения - система последовательных взаимосвязанных действий педагога и обучаемых, обеспечивающих усвоение содержания образования.Исследовательские методы - это методы, с помощью которых осуществляются изучение и обобщение педагогической практики, ведется самостоятельное научное исследование. К ним относятся: изучение и анализ литературы, наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент, педагогический консилиум, составление независимых характеристик, изучение педагогической документации, детских работ и т. д.
Задания
Глава П1
СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
История человечества свидетельствует, что образование и общество неотделимы. Все глобальные проблемы (эконо- Обоазование мические, социальные, политические, и общество культурологические, демографические,
экологические и др.), с которыми сталкивается общество, так или иначе сказываются на сфере образования. Например, в связи с экономическими трудностями, переживаемыми многими странами, в том числе и Российской Федерацией, уменьшается государственное финансирование системы образования, что ведет к ослаблению материально-технического оснащения учебно-воспитательных учреждений, к снижению качества подготовки педагогических кадров. Или неблагоприятная экологическая обстановка, царящая на планете, разрушающе действует на здоровье человека еще до его рождения. В результате снижаются способности к обучению; возникает потребность в создании образовательных учреждений коррекционного, компенсаторного, оздоровительного характера. В период войн, этнических конфликтов, которые вспыхивают то в одной, то в другой точке планеты, проблемы образования уходят на последний план перед угрозой смертельной опасности, катастрофически падает сама возможность учиться в школе, посещать детский сад.
Вероятно, современный человек, и тем более тот, кто решил посвятить свою жизнь педагогической деятельности, сможет продолжить перечисление фактов, которые подтверждают мысль, что образование, являясь частью общества, болеет всеми его болезнями и страдает от пороков его развития.
Но, с другой стороны, образование во многом определяет лицо общества. Ученые подчеркивают социальное значение образования как важной преобразующей силы общества. Отмечается, что для выхода из кризиса, переживаемого в настоящее время мировой цивилизацией, необходимы глубокие изменения в сознании, поведении людей. Преобразовывать внутренний мир индивида на основе гуманистических идеалов, целенаправленно формировать нравственные качества, повышать уровень культуры и профессиональной подготовки человека - таковы функции современного образования. Социальная роль образования заключается в возможности оказывать влияние на развитие тех или иных тенденций в обществе, социуме, готовить подрастающее поколение к решению глобальных или локальных проблем современности, учить прогнозировать и, если потребуется, предупреждать их последствия.
Для каждого отдельного человека образование имеет более или менее выраженную личностную ценность. Процесс получения образования, который в развитых странах занимает четверть жизненного пути современного человека, делает содержательной и одухотворенной его жизнь, окрашивает ее разнообразными эмоциями, удовлетворяет потребности в познании, общении, самоутверждении. В ходе образования выявляются и развиваются потенциальные способности личности, осуществляется ее самореализация, формируется «образ человеческий». С помощью образования человек адаптируется к жизни в обществе, приобретает необходимые для этого знания и умения.Отмечая особую роль образования в истории человечества, зарубежные и отечественные ученые говорят о несоответствии современной системы образования объективным требованиям нынешнего этапа общественного развития. Этот этап, наступивший во второй половине XX в., характеризуется серьезными, динамичными изменениями в различных социально-экономических сферах. Возрос интерес к человеку как фактору экономического прогресса, в связи с чем встал вопрос о гуманизации образования. Прогресс науки, техники, культурная и информационная революции превращают образование в необходимый атрибут повседневной жизни. Подлинный переворот в технике, технологии меняет характер и содержание многих видов труда. В результате чего от человека требуются уже не столько физические затраты, сколько интеллектуальные усилия, самостоятельность и ответственность в принятии решений. В обществе возникла объективная потребность в образованных, компетентных людях, возросла тяга к образованию, а демократизация социальной жизни сделала его более доступным для разных категорий населения, в том числе для национальных меньшинств, женщин, инвалидов, работающей молодежи и др.
Сегодня состояние здоровья детей так неблагополучно (по результатам социологических исследований), что требует от педагогики более тесного сотрудничества с отраслями медицинских наук. Возникла необходимость создания новой отрасли педагогики - лечебной педагогики, призванной разработать специальную систему обучения и воспитания детей, часто болеющих, недомогающих. Создается интегрированная медико-педагогическая программа полового воспитания детей. Необходимо объединение усилий медицины и педагогики в разработке программы антиалкогольного, антинаркоманного воспитания и образования.
В 60-70-е гг. нынешнего столетия педагогика усилила свое взаимодействие с такими науками, как генетика, кибернетика, информатика. В результате педагогическая теория обогатилась программами диагностики и воспитания одаренных детей, идеями и методами математической логики, компьютерной технологии, программированного обучения и др.
Таким образом, на современном этапе развития общества решение проблем воспитания, обучения, образования силами одной педагогики не даст желаемого результата, требуется межнаучный подход к ним.
Педагогика - наука развивающаяся, быстро реагирующая на те изменения в обществе, которые влияют на об- г. разовательный процесс. Как и любая дру-
гая наука, она имеет два аспекта: то, что и методы J '
уже исследовано, и то, что предстоит изу- педагогики J п 9 ^
чить. В связи с этим перед педагогикой
стоят неизменные задачи, которые она решала, решает и будет решать, пока существует, и задачи конкретного временного периода.
Рассмотрим задачи, которые имеют постоянный вневременной характер. Среди таких задач одна из основных - разработка теоретических проблем воспитания, обучения и образования с учетом особенностей каждой возрастной категории населения. Реализация этой задачи связана с изучением закономерностей процессов воспитания, обучения, образования, а также с разработкой новых моделей образовательного процесса.
Демократизация общественной жизни в нашей стране поставила педагогику перед необходимостью изучить теоретические основы построения педагогического процесса на гуманистических началах, с ориентацией на общечеловеческие ценности. Как сделать развитие ребенка главным смыслом педагогического процесса? На каких теоретических положениях строить личностно-ориентированную модель образования начиная с дошкольного возраста? Эти проблемы сегодня - важнейшие для общей и возрастной педагогик.
Принципиальное значение для педагогики имеют ее взаимоотношения с практикой воспитания, которая является для науки и источником знаний, и сферой для реализации новых идей, концепций, программ, методик образовательной работы. Поэтому постоянной задачей педагогической науки являются, с одной стороны, изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности, с другой - внедрение результатов исследований в практику.
Педагогика, как и любая наука, призвана работать на будущее, заниматься прогностикой. Задача педагогики - прогнозирование образования - становится особенно актуальной для нашей страны, где далеко не всегда при реформах образования учитывалось мнение науки. Каким должно быть профессиональное образование, оправдает ли себя многоступенчатая подготовка кадров? Как готовить квалифицированных рабочих? Какими должны быть учреждения для детей первых лет жизни? С какими трудностями столкнутся школьное и дошкольное образование в XXI в.? Эти и многие другие проблемы - в поле зрения современной педагогики, без научных прогнозов которой нельзя строить политику и экономику в области образования, совершенствовать образовательную систему, подготовку специалистов.
Однако в силу богатства и динамичности педагогической действительности не представляется возможным предвидеть все проблемы образовательной системы, которые должна решать педагогика. В связи с этим возникают задачи временного характера, требующие от науки быстрого реагирования. Это задачи создания новых типов учебников, пособий для школы, дошкольных учреждений; разработка различных тестов (для определения готовности детей к школьному обучению и др.); внесение изменений в пред- метно-материальное, пространственное оформление групповой комнаты, участка дошкольного учреждения; изучение эффективности деятельности служб дополнительного образования и др.
Для решения комплекса стоящих перед наукой задач используются специфические методы. Метод - это путь достижения поставленной цели, способ решения задач. Педагогика, как любая другая наука, характеризуется специфическим набором методов. При этом необходимо различать:
-
методы воспитания и обучения, с помощью которых осуществляется управление педагогическим процессом, воплощаются в жизнь педагогические цели; -
собственно исследовательские методы, с помощью которых добываются ,сами педагогические знания, позволяющие выработать цели и средства их передачи.
Методы воспитания - специально организованное взаимодействие воспитателя и воспитуемых с целью решения педагогической задачи путем влияния на сознание, чувства, поведение воспитуемых.
Методы обучения - система последовательных взаимосвязанных действий педагога и обучаемых, обеспечивающих усвоение содержания образования.Исследовательские методы - это методы, с помощью которых осуществляются изучение и обобщение педагогической практики, ведется самостоятельное научное исследование. К ним относятся: изучение и анализ литературы, наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент, педагогический консилиум, составление независимых характеристик, изучение педагогической документации, детских работ и т. д.
Задания
-
Докажите, что воспитание - важнейшая функция человеческого общества, без которой оно не может существовать. -
Вникните в содержание понятия «образование» и докажите правомерность называния современного детского сада образовательным учреждением. -
Схематично представьте источники педагогической науки. -
Подберите пословицы разных народов о воспитании детей, проанализируйте их, выявите сходство и различие в подходах к воспитанию. -
Изучите «Концепцию дошкольного воспитания» (см.: Дошкольное воспитание. -1989. - № 5), выпишите цели и принципы гуманизации педагогической работы с детьми, дайте сравнительную характеристику учебно-дисциплинарной и личностно-ориентированной моделей построения образовательного процесса.
Глава П1
СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
История человечества свидетельствует, что образование и общество неотделимы. Все глобальные проблемы (эконо- Обоазование мические, социальные, политические, и общество культурологические, демографические,
экологические и др.), с которыми сталкивается общество, так или иначе сказываются на сфере образования. Например, в связи с экономическими трудностями, переживаемыми многими странами, в том числе и Российской Федерацией, уменьшается государственное финансирование системы образования, что ведет к ослаблению материально-технического оснащения учебно-воспитательных учреждений, к снижению качества подготовки педагогических кадров. Или неблагоприятная экологическая обстановка, царящая на планете, разрушающе действует на здоровье человека еще до его рождения. В результате снижаются способности к обучению; возникает потребность в создании образовательных учреждений коррекционного, компенсаторного, оздоровительного характера. В период войн, этнических конфликтов, которые вспыхивают то в одной, то в другой точке планеты, проблемы образования уходят на последний план перед угрозой смертельной опасности, катастрофически падает сама возможность учиться в школе, посещать детский сад.
Вероятно, современный человек, и тем более тот, кто решил посвятить свою жизнь педагогической деятельности, сможет продолжить перечисление фактов, которые подтверждают мысль, что образование, являясь частью общества, болеет всеми его болезнями и страдает от пороков его развития.
Но, с другой стороны, образование во многом определяет лицо общества. Ученые подчеркивают социальное значение образования как важной преобразующей силы общества. Отмечается, что для выхода из кризиса, переживаемого в настоящее время мировой цивилизацией, необходимы глубокие изменения в сознании, поведении людей. Преобразовывать внутренний мир индивида на основе гуманистических идеалов, целенаправленно формировать нравственные качества, повышать уровень культуры и профессиональной подготовки человека - таковы функции современного образования. Социальная роль образования заключается в возможности оказывать влияние на развитие тех или иных тенденций в обществе, социуме, готовить подрастающее поколение к решению глобальных или локальных проблем современности, учить прогнозировать и, если потребуется, предупреждать их последствия.
Для каждого отдельного человека образование имеет более или менее выраженную личностную ценность. Процесс получения образования, который в развитых странах занимает четверть жизненного пути современного человека, делает содержательной и одухотворенной его жизнь, окрашивает ее разнообразными эмоциями, удовлетворяет потребности в познании, общении, самоутверждении. В ходе образования выявляются и развиваются потенциальные способности личности, осуществляется ее самореализация, формируется «образ человеческий». С помощью образования человек адаптируется к жизни в обществе, приобретает необходимые для этого знания и умения.Отмечая особую роль образования в истории человечества, зарубежные и отечественные ученые говорят о несоответствии современной системы образования объективным требованиям нынешнего этапа общественного развития. Этот этап, наступивший во второй половине XX в., характеризуется серьезными, динамичными изменениями в различных социально-экономических сферах. Возрос интерес к человеку как фактору экономического прогресса, в связи с чем встал вопрос о гуманизации образования. Прогресс науки, техники, культурная и информационная революции превращают образование в необходимый атрибут повседневной жизни. Подлинный переворот в технике, технологии меняет характер и содержание многих видов труда. В результате чего от человека требуются уже не столько физические затраты, сколько интеллектуальные усилия, самостоятельность и ответственность в принятии решений. В обществе возникла объективная потребность в образованных, компетентных людях, возросла тяга к образованию, а демократизация социальной жизни сделала его более доступным для разных категорий населения, в том числе для национальных меньшинств, женщин, инвалидов, работающей молодежи и др.