Файл: Пояснительная записка пцк 1204. 01. 00. 00. 000 Пз (вариант 28 ) студент Тарабров Н. Б. гр. Млк31з.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Червячные колеса должны быть точно и жестко зафиксированы в осевом направлении. Шариковые радиальные подшипники обладают малой осевой жесткостью. Поэтому в силовых передачах для опор валов червячных колес применяют конические роликовые подшипники. Первоначально выбирают подшипники легкой серии.
Опоры вала-червяка в силовых передачах нагружены значительными осевыми силами. Поэтому в качестве опор вала-червяка применяют в основном конические роликовые подшипники. При длительной непрерывной работе червячной передачи для снижения тепловыделения в качестве опор применяют шариковые радиально-упорные подшипники. Первоначально выбирают подшипники средней серии.
В соответствии с приведенными выше рекомендациями выбираем для быстроходного вала подшипник роликовый конический типа 7000 средней серии, а для тихоходного вала подшипник роликовый конический типа 7000 легкой серии [1, таблица К29, с. 436-438].
6.3 Выбор материала валов
В проектируемых редукторах рекомендуется применять термически обработанные среднеуглеродистые и легированные стали 45, 40Х, одинаковые для быстроходного и тихоходного вала.
В качестве материала валов редуктора выбираем сталь 40Х, которая имеет следующие механические характеристики (таблица 3.2) [1, с. 53]: термообработка – улучшение; твердость – не менее 200 HB; предел текучести Н/мм2, предел прочности Н/мм2; предел выносливости при симметричном цикле нагружения Н/мм2.
6.4 Определение геометрических параметров ступеней валов
Вал редуктора представляет собой ступенчатое цилиндрическое тело, количество и размеры ступней которого зависят от количества и размеров насаженных на вал деталей (см. рисунки 6.1 и 6.3).
Диаметры ступеней валов (см. рисунок 7.1) [1, с. 114] определяют в соответствии с рекомендациями, изложенными в [1, с. 112 – 113]. Длины
ступеней (участков) валов определяются из построения эскизной компоновки редуктора, или предварительно по рекомендациям, приведенными в таблице 7.1 [2, с. 112 – 113].
6.4.1 Быстроходный вал редуктора
1) Определяем размеры выходного конца быстроходного вала редуктора.
Диаметр участка вала (рисунок 6.1), мм, определяем по формуле
,
где – крутящий момент на быстроходном валу редуктора, Н·м (см.
таблицу 1);
– допускаемое касательное напряжение, МПа (см. подраздел 6.1).
.
Принимаем
Длину выходного конца вала находим по таблице 7.1 [1, с. 112]:
Рисунок 6.1 – Конструкция быстроходного вала редуктора
2) Определяем размеры 2-й ступени вала под уплотнение крышки с отверстием и подшипник. Диаметр 2-й ступени вала , мм, определяем по формуле
,
где – высота буртика, мм; выбирается в зависимости от диаметра по
таблице 7.1 [1, с. 113]; мм.
.
Длину 2-й ступени вала , мм, определяем по формуле
;
.
Принимаем стандартные значения размеров участка вала: мм (с учетом диаметра внутреннего кольца подшипника); мм.
3) Определяем размеры 3-й ступени вала. Диаметр 3-й ступени вала , мм, определяем по формуле
где – координата фаски подшипника; выбирается в зависимости от диаметра по таблице 7.1 [1, с. 113]; мм.
.
Из рисунка 6.2 определяем длину 3-ей ступени вала , мм:
,
где – условное расстояние между шарнирными опорами вала, мм;
– величина, определяющая положение шарнирной опоры, мм;
– монтажная высота роликоподшипника, мм.
Рисунок 6.2 – Эскизная компоновка быстроходного вала
Условное расстояние между шарнирными опорами вала , мм, приближенно принимается равным делительному диаметру червячного колеса (см. таблицу 2):
.
Для однорядного роликового конического подшипника значение величины , мм, определяющей положение условной шарнирной опоры, находится по формуле
,
где – диаметр внутреннего кольца подшипника, мм;
– диаметр внутреннего кольца подшипника, мм;
– коэффициент осевого нагружения.
Значения e и Y определяются по формулам, приведенным в таблице 9.1 [1, с. 141].
Для выбранного типа подшипника (см. подраздел 6.2) значения параметров подшипника определяем по таблице К29 [1, с. 436] и заносим в таблицу 5.
.
Таблица 5 – Значения параметров для роликоподшипника быстроходного вала
Тип подшипника | , мм | , мм | , мм | , мм | , кН | , кН | | | , |
7307 | 35 | 80 | 23 | 21 | 48,1 | 35,3 | 0,32 | 12º | 1,88 |
.
Окончательно принимаем стандартные значения размеров 3-его участка вала: мм (с учетом диаметра внутреннего кольца подшипника); мм.
;
.
4) Определяем размеры 4-й ступени вала под подшипник. Диаметр 4-й ступени вала принимается равным диаметру 2-й ступени вала, т. е. мм. Длина 4-й ступени вала принимается равной ширине внутреннего кольца подшипника (см. таблицу 5), т. е. мм.
5) Определяем положение точки приложения нагрузки от ременной передачи. Длина , мм, определяется по формуле (см. рисунок 4)
;
.
6.4.2 Тихоходный вал редуктора
1) Определяем размеры выходного конца тихоходного вала редуктора.
Диаметр участка вала (рисунок 6.3), мм, определяем по формуле
,
где – крутящий момент на быстроходном валу редуктора, Н·м (см. таблицу 1);
– допускаемое касательное напряжение, МПа (см. подраздел 6.1).
.
Рисунок 6.3 – Конструкция тихоходного вала редуктора
В зависимости от найденного диаметра выбираем ближайшие значения мм, мм.
2) Определяем размеры 2-й ступени вала под уплотнение крышки с отверстием и подшипник. Диаметр 2-й ступени вала , мм, определяем по формуле
,
где