Файл: Исследование репетиторства начального общего образования в Великом Новгороде диагностический этап Содержание и методика работы с учащимися по русскому языку в рамках программы по репетиторству Проект Увлекательный русский язык.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»
Институт непрерывного педагогического образования
Отделение педагогического образования, искусств и технологий
Кафедра педагогики и методики начального образования
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий отделением
_______________Г.А.Орлова
« »__________________2019г.
Репетиторство как современного направления начального образования
Выпускная квалификационная работа
по направлению подготовки
44.03.05 - Педагогическое образование
(совмещенные профили «Начальное образование и дополнительное образование» (внеурочная деятельность)
Квалификация (степень) выпускника - бакалавр
Руководитель:
_________Орлова Г.А.
«__ «________________
Студент группы 4251
_______Пашковец К.С.
«__»_____________________
2019
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1 Репетиторство как современное направление в начальном образовании и его актуальность для начальной школы
-
Понятие репетиторство в научной литературе……………………...7
1.2 Педагог начальной школы и репетиторство………………………..13
1.3 Причины развития репетиторства в Российской Федерации, его мотивация, положительные и отрицательные стороны ………………………17
Выводы по первой главе………………………………………………………………………………24
Глава 2 Реализация работы репетитора и младшего школьника
2.1 Исследование репетиторства начального общего образования в Великом Новгороде: диагностический этап………………………………………………………………………………..26
2.2 Содержание и методика работы с учащимися по русскому языку в рамках программы по репетиторству: Проект «Увлекательный русский язык»……………………………………………………………………………...43
Выводы по второй главе………………………………………………….53
Заключение………………………………………………………………..54
Литература………………………………………………………………...56
Приложение А Анкета по поиску репетитора на сайтах……………..
Приложение Б Интервью с репетитором: Екатерина Николенко, Надежда Чернышева
Приложение В Анкета для родителей
Приложение Г Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования 2018-2019 год
Приложение Д Примерная программа «Увлекательный русский язык»
Введение
В основе федерального государственного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО) лежит системно- деятельностный подход, который предполагает «учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения». Репетитор всегда работает на ребёнка, принимает его индивидуальные особенности, знает и подбирает методы, приемы для получения результата. ФГОС НОО это доказывает «разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности» (ФГОС НОО, 2010:3).
Для каждого ребёнка первые годы обучения в школе очень сложные и ответственные. Главная задача начальной школы – научить учиться.
Занятия с репетитором дают хорошие результаты, неудивительно, что частное репетиторство сейчас довольно популярно.
Репетиторство — это очень ответственная и трудная профессия. Главным и важным условием в организации репетиторства, является отличное образование и огромный опыт в этой работе. Еще одним немаловажным фактором для репетитора, являются хорошее знание в области психологии и педагогические навыки. Чем больше опыта у репетитора в данной области, тем лучше его профессиональные навыки.
По мнению психологов, именно первые три-четыре года обучения закладывают мотивацию к получению знаний в дальнейшем.
В последнее время в России стало набирать популярность такое направление, как репетиторство. Во многих странах, репетиторство развивается очень быстро, становится большой и крупной индустрией, в которой работают огромное количество людей. Данное направление показывает, что во многих государствах происходит подъём уровня образования, ученики гораздо лучше учатся в учебных заведениях, их знания, умения и способности развиваются намного лучше и быстрее, нежели сверстники, у которых нет возможности заниматься с репетиторами.
Изучая исследования Марка Брея, репетиторство имеет особые преимущества обусловленные характером занятий, повышением спроса на услуги репетиторов, среди школьников, что способствует о недостаточной продуктивности массового обучения, о противоречии как между требованиями к уровню подготовки учащихся так и к возможности школьных учителей обеспечить этот уровень (Брэй,2007).
В России репетиторство получает большое развитие. Сейчас репетиторство, не только помогает в проблемах, с недополученными знаниями, но и дает возможность узнать больше информации и улучшить качество образования, развить индивидуальные особенности ребёнка, его достижения. Репетиторство, как новое направление в образовании разделяют на две категории: индивидуальные уроки и уроки для небольших групп. Такое разделение, как правило, существуют при учебных заведениях и чаще всего нацеленные на занятия со своими потенциальными абитуриентами.
Из выше изложенного можно сделать вывод, что репетиторство набирает свою актуальность с большой скоростью.
Актуальность темы обусловлена также тем, что анализ проведенного исследования по развитию репетиторства начального общего образования в Великом Новгороде показывает, что теоретические данные освещены недостаточно широко и подробно, практическая сторона вопроса требует дальнейших разработок.
Объектом исследования является репетиторство как современное направление в начальном образовании
Предметом исследования- основания отбора содержания программы занятий репетитора по русскому языку
Гипотеза. Если при отборе содержания программы учесть возрастные особенности детей, теоретические положения методики русского языка, индивидуальный опыт ребенка, установить взаимосвязи основного и дополнительного образования и опираться на достижения школьника, то это будет способствовать продуктивному усвоению материала.
Цель работы - разработать программу по обучению младших школьников русскому языку «Удивительный русский язык»
Цель, предмет и гипотеза определили перед нами постановку следующих задач:
- проанализировать процесс развития репетиторства в России на основе изученной литературы
-раскрыть понятие репетиторства в начальной школе на основе научной литературы
-провести исследование состояния репетиторства в учебных заведениях нашего города
- разработать содержания программы для работы с младшим школьником по русскому языку в индивидуальной форме «Удивительный русский язык»
В процессе исследования были использованы следующие методы:
-теоретический анализ литературы по проблеме исследования
-сбор и статистическая обработка полученных диагностических данных
-разработка содержания программы для работы с младшим школьником по русскому языку в индивидуальной форме «Удивительный русский язык»
База исследования: наше исследование по выпускной квалификационной работе проводилось в МАОУ «Гимназия «Эврика» г. Великий Новгород, родители учащихся 3Б И 2А класса, количество родителей- 40 человек, индивидуальные репетиторы, электронные ресурсы репетиторства ( сайты), учебные материалы ( рабочие тетради)
Структура: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, литературы и приложений.
Глава 1. Репетиторство как современное направление в начальном образовании и его актуальность для начальной школы
1.1.Понятие репетиторство в научной литературе
В данном параграфе будут раскрыто понятие «репетиторство», «репетитор» из разнообразных источников
Самая близкая к профессии репетитора – профессия учителя. Известно, что и учитель, и репетитор обучают своих учеников, передают знания, умения и одновременно воспитывают.
В настоящее время в жизни общества активно используется понятие «Репетиторство», «Репетитор». Существует большое количество публикаций, книг, но несмотря на это данное направление не достаточно изучено и изучение продолжается до сих пор.
С.И. Ожегов, автор толкового Словаря русского языка, писал: «репетитор — учитель, обычно домашний, репетирующий кого-нибудь», т.е. помогающий кому-нибудь в прохождении курса, в учении» (Ожегов,1997, с.250).
Изучение истории существования репетиторства в России показывает, что до революции считалось совершенно нормальным, что студент преподавал уроки гимназистам. Известно, что ученики старших классов помогали в усвоении тем первоклашкам, готовили детей к поступлению в гимназию. В нашей истории много таких случаев, но не они определяли состояние и развитие репетиторства на ранке. Родители, приглашая репетитора к своему ребёнку, имели цель не только помочь в усвоении и закреплении знаний, полученных в гимназии, но и расширить кругозор ребёнка, раскрыть его личность, дать возможность узнать больше, чем преподавалось всем в классе.Репетиторы в этом понимании существовали в России всегда, то есть появились, вероятно, с приходом в страну письменности.
Сейчас услугами репетитора пользуется огромное количество родителей, дети которых учатся в начальных классах. Педагог занимаясь со своим учеником, учитывая его знания и способности в процессе индивидуальной работы поможет и объяснит ученику его личные ошибки ,а не те, которые типичны для всех детей в классе. В процессе работы устраняются ошибки: стилистические, речевые, фактические, логические ошибки. Занимаясь с ребёнком, учитель помогает сформировать письменный стиль речи и дает ему возможность грамотно, красиво излагать свои мысли . Педагог работая с ребёнком на едине, помогает не только в усвоении программы, но и раскрывает его как личность, учит не бояться быть активным членом общества, отвечать и задавать интересующие его вопросы.
Главное, что у репетитора есть время, которое он может посвятить своему ученику и его намного больше, чем в школе. Работая с ребёнком педагог объяснит, что кроме современной техники: компьютеров, телефонов есть книги, журналы в которых можно открыть для себя много новых знаний, которые передавались и копились многими веками человечеством.
В начальных классах много детей, которые стесняются, бояться мнения других ,они редко отвечают и задают вопросы учителю на уроках, боятся насмешек или непонимания со стороны учеников. Занимаясь с учеником, репетитор поможет раскрыться, ответ на все его вопросы, сделает так, чтобы ребёнок не боялся быть непонятливым.
Людмила Моисеева в своей статье "О репетиторстве", опубликованная в журнале "Русская словесность" трактует понятие репетитор, как человека, который помогает с усвоении материала и радующийся успехам и достижениям своего ученика, гордящийся тем, что он заинтересовал ученика в изучении и познании предмета, увлёк его будущей профессией и даже помог определить жизненный путь (Моисеева, 1996).
В новом толково-словообразовательном словаре русского языка, Т. Ф. Ефремова, репетитор трактуется, как: «преподаватель, который проводит дополнительные - обычно индивидуальные - занятия, помогая усвоить необходимые знания» (Ефремова,2000,с.895).
Согласно В.И. Далю, автору известного толкового словаря, репетитор – наставник , который помогает в усвоении материала, выполнении домашнего задания в специализированных учебных заведениях: