Файл: Яловецкий В. И. к т. н., Мамедова Ж. С.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Диагностическое пособие для определения уровня индивидуального развития детей при реализации основной образовательной программы дошкольной образовательной организации


Яловецкий В.И. к.т.н., Мамедова Ж.С. к.психол.н., Панченко С.С. к.пед.н.,

Богданова О.В., Нарушев Е.С. к.т.н., Бежанян М.В.

Данное пособие разработано в рамках выполнения Государственного контракта от 20 октября 2017 г. № 08.022.11.0046 «Разработка методов педагогической диагностики для определения уровня индивидуального развития детей при реализации основной образовательной программы дошкольной образовательной организации», заключенного Министерством образования и науки Российской Федерации и Обществом с ограниченной ответственностью «Научно-Технический Центр «Прогресс-Инфотех».
Введение

Концепция федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. (ФГОС ДО) относительно педагоги­ческой диагностики состоит в том, что она необходима для индивидуализации образования — поддержки ребен­ка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции его развития, а также оп­тимизации работы с группой детей.

Индивидуализация достигается за счет учета имеющегося уровня разви­тия каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха. Для этого требуется всесторонняя информация о развитии ребенка. Работа педагога дошкольного образования представляет собой процесс принятия решений, в ходе которого он наблюдает за ребенком, опреде­ляет, на какой стадии тот находится в наиболее существенных областях развития, и в соответствии с этим осу­ществляет педагогические действия. Полученная информация позволяет выработать индивидуальные цели развития детей, создать наиболее благоприятные условия для развития ребенка в детском саду, оказать ему поддержку на основе его индивиду­альных интересов, возможностей и особенностей.

В тексте используются следующие сокращения:

ДОО – дошкольное образовательное учреждение;

ООП – основная образовательная программа;

ФГОС ДО – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Цель составления методических рекомендаций:
оказание помощи педагогам дошкольных образовательных организаций, а также родителям, чьи дети не посещают ДОО, в отслеживании и корректировке результативности развития детей дошкольного возраста.
Краткое описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций.

Грамотная организация и использование данных методических рекомендаций при реализации основной образовательной программы дошкольной образовательной организации позволит педагогам и родителям отслеживать и корректировать результативность развития детей дошкольного возраста, представленного в виде описания пяти основных сфер инициативы ребенка.
Основная часть

Методические подходы к применению диагностического материала в практике работы дошкольных образовательных организаций Российской Федерации (для педагогов), в домашних условиях (для родителей)

Познание и понимание педагогом ребенка дошкольного возраста как основная цель педагогической диагностики в дошкольном образовательном учреждении определяет использование им преимущественно малоформализованных диагностических методов, ведущими среди которых являются наблюдение проявлений ребенка в деятельности и общении с другими субъектами педагогического процесса, а также свободные беседы с детьми.

В качестве дополнительных методов используются анализ продуктов детской деятельности, простые тесты, специальные диагностические ситуации.

Педагогическая диагностика достижений ребенка направлена на изучение: деятельностных умений ребенка, интересов, предпочтений, склонностей ребенка, личностных особенностей ребенка, поведенческих проявлений ребенка, особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками, особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми.
Сущность и содержание диагностической работы

Сущность и содержание диагностической работы для педагогов состоит и направлено на решение следующих задач:

составление социально-психологического портрета дошкольника;

определение путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в общении и психическом самочувствии, обучении (в т.ч. по пяти основным сферам развития инициативы ребенка дошкольного возраста);

выбор средств и форм психологического сопровождения ребенка в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения для развития пяти основных сфер инициативы ребенка).

Конфиденциальность получаемых результатов достигается за счёт строгой регламентации доступа к полученной информации о ребёнке. Результаты диагностики представляются педагогам и родителям в виде психолого-педагогической характеристики ребёнка и рекомендаций, разработанных на основе данных комплексного обследования.
Функциональные обязанности и требования

Обследование по всем разделам программы, кроме специальных (музыкальное и физическое) проводят воспитатели, администрация присутствует при обследовании, помогает при разрешении спорных вопросов, проводят повторное обследование (если необходимо).

Функциональные обязанности

Специалист, проводящий педагогическую диагностику, должен владеть:

  • технологиями проведения диагностического обследования;

  • процедурами первичной обработки и индивидуального анализа данных;

  • процедурами и методиками качественной экспертной оценки данных;

  • процедурами и методиками количественной оценки результатов обследования;

  • процедурами и методиками выделения дезадаптационных рисков;

  • методами интерпретации данных обследования;

  • методами составления заключения по результатам обследования;

  • методами разработки индивидуальных программ коррекции и развития дошкольника, формулировки рекомендаций родителям и педагогам по развитию ребенка.


Требования к условиям проведения педагогической диагностики

  • Условия проведения диагностики должны соответствовать СанПиН.

  • Обследование может проводиться в присутствии родителей.

  • Обследование необходимо проводить в привычной для дошкольника обстановке. Недопустимо использование для диагностического обследования медицинского кабинета, административных кабинетов.

  • Обследование не должно нарушать режим дня дошкольников и не приводить к утомлению детей. Целесообразно его проводить в первой половине дня, лучше во вторник или среду (дни наиболее высокой работоспособности детей).

  • Проведение диагностического обследования не должно нарушать нормативные акты, этические и правовые нормы.

  • Проведение диагностических процедур не должно препятствовать выполнению педагогом образовательной организации его должностных обязанностей.

  • Обследование может проводиться в группе или индивидуально (в соответствии с методикой). Максимальное количество детей в группе – 6 человек.

  • Диагностические процедуры не должны быть слишком длительными, учитывая особенности работоспособности детей каждого возраста.

  • Непрерывная продолжительность диагностики – не более 20 минут, при первых признаках утомления нужно сменить вид деятельности.

  • При проведении диагностического обследования следует максимально использовать педагогическое наблюдение за деятельностью и поведением ребенка в образовательном организации.


  • Необходимо заранее подготовить и разложить в определенной последовательности все, что требуется для проведения обследования.

  • Все игры, принадлежности, пособия лучше разложить в нужном порядке на отдельном столе.

  • Не рекомендуется: спешить с подсказкой, торопить ребенка; показывать свое неудовлетворение, неудовольствие; подчеркивать отрицательные результаты и анализировать результаты вместе с родителями в присутствии ребенка.

  • При оценке выполнения дошкольником заданий необходимо учитывать, что результаты снижаются в случаях:

    • трудностей в контактах с незнакомыми взрослыми;

    • страха получить низкую оценку взрослого;

    • неспособности ребенка в специально смоделированной ситуации (обследования) сконцентрировать внимание, сосредоточиться;

    • медлительности ребенка или усталости;

    • плохого самочувствия ребенка.

Функции контроля

Контроль проведения педагогической диагностики и объективности оценки индивидуального развития ребенка осуществляется заведующим и старшим воспитателем посредством следующих форм:

— ежедневный текущий контроль;

— тематический контроль;

— оперативный контроль;

Виды деятельности в рамках контроля: педагогические наблюдения; изучение и анализ документации, собеседования.
Аналитико-прогностическая деятельность

Результаты диагностики используются преимущественно для обнаружения сильных сторон ребенка и определения перспектив его развития. Таким образом, полученная в результате диагностики информация и сделанные на ее основе выводы помогают педагогу предположить возможные действия ребенка в разных ситуациях и понять, какие достижения ребенка следует всячески поддержать и развивать дальше, в чем именно требуется оказать этому ребенку помощь. Искусство педагога з заключается в том, чтобы открыть перед каждым ребенком перспективы его развития, показать ему те сферы, где он может проявить себя, достичь больших успехов, черпать силы из этого источника, чтобы в целом гармония личности становилась полноценной, богатой, неповторимой.
Технологии, виды, формы и методы применения диагностики и коррекции результатов


Для проведения педагогической диагностики уровня развития детей дошкольного возраста предлагается диагностический материал (карта развития), разработанный в рамках государственного контракта от 20 октября 2017 г. № 08.022.11.0046 «Разработка методов педагогической диагностики для определения уровня индивидуального развития детей при реализации основной образовательной программы дошкольной образовательной организации».

Преимущества использования карты развития следующие:

- выделяет основные достижения ребенка (без отвлечения на второстепенные детали), используя простой и доступный язык наблюдения;

- карта позволяет наглядно определить место ребенка в группе и всей группы в нормативном пространстве развития - во всем возрастном диапазоне (увидеть отставание и опережение);

- позволяет непосредственно выходить на проектирование индивидуального образовательного маршрута ребенка в зависимости от выявленного уровня его индивидуального развития.
Для педагогов дошкольного образования

Описание хода проведения диагностики

Выбор инструментария для проведения диагностики определяется специалистом психологом самостоятельно (зависит от уровня профессиональной компетенции и от круга решаемых/поставленных задач). Учитывается исключительно выборка стандартизации используемых методик, поскольку каждая методика рассчитана на определенный возраст, совпадение которого, с фактическим возрастом испытуемых обязательно.

Представленная карта развития выстроена по возрастам. Каждая методика содержит свой инструментарий, инструкции для интерпретации полученных данных и форму обработки и оценки результатов.

Инструкция для проведения диагностики

Следует обращать внимание на инструкцию, которая дана к каждой методике, общих инструкций при применении диагностики не существует, поскольку неправильная или обобщенная инструкция может полностью изменить содержание задания и, следовательно, полученный или ожидаемый результат.

Методы проведения диагностики: наблюдение, тестирование, анкетирование, беседа, анализ продуктов детской деятельности (творчества) (по Т.Д. Марцинковской).
Форма ведения диагностического журнала.

Обычно могут заполняться следующие журналы:

журнал записи и учета детей, прошедших диагностику;