ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
После ответов на вопросы родитель (законный представитель) может провести дополнительную консультацию со специалистом или произвести ряд действий по изменению ситуации в домашних условиях: проработка дополнительных навыков самоорганизации с ребенком, навыков общения, изменения окружающей обстановки, укрепление физической выносливости.
Для родителей (законных представителей), чьи дети не посещают ДОО
Родитель заполняет карту на основе наблюдений за детьми в свободной, самостоятельной деятельности. Родителю не нужно организовывать какие-то специальные ситуации наблюдения. Для оценки он использует те сведения, которые уже есть в его сознании (тот «образ» ребенка, который уже сложился у него), которые накопились примерно за месяц текущих ежедневных наблюдений.
Заполняя карту, родитель делает отметки во всех трех столбцах, используя три вида маркировки:
- «обычно» (данный уровень-качество инициативы является типичным, характерным для ребенка, проявляется у него чаще всего);
- «изредка» (данный уровень-качество инициативы не характерен для ребенка, но проявляется в его деятельности время от времени);
- «нет» (данный уровень-качество инициативы не проявляется в деятельности ребенка совсем).
Эти маркировки используются с учетом представленных на бланке описаний разных уровней-качеств инициативы следующим образом.
Из трех описаний следует выбрать то, которое характеризует типичное для ребенка качество инициативы в данной сфере (как правило, ребенок действует именно таким образом); в данном столбце ставится метка «обычно». Метка «обычно» проставляется только в одном столбце, но она обязательно должна быть.
В двух оставшихся столбцах родитель (законный представитель) проставляет метки «изредка» и «нет». Важно уяснить, что оценивается именно данная сфера инициативы (ее уровни-качество), а не частота появления по сравнению с другими сферами инициативы (например, маркировка «обычно» во втором столбце в сфере творческой инициативы означает, что ребенок в моменты, когда он занят свободной самостоятельной игрой, демонстрирует, как правило, данное качество игровой инициативы, а не то, что игра является его обычным, наиболее частым занятием, по сравнению, например, с продуктивной деятельностью).
Конфигурация отметок в заполненной карте может выглядеть примерно так:
нет - обычно - изредка;
изредка - обычно - изредка;
нет - обычно - нет;
обычно - изредка - нет; и т.п.
Таблица 11
1.Творческая инициатива (наблюдение за сюжетной игрой) | 1 уровень В рамках наличной предметно-игровой обстановки активно развертывает несколько связанных по смыслу игровых действий (роль в действии); вариативно использует предметы-заместители в условном игровом значении. | 2_уровеньИмеет первоначальный замысел, легко меняющийся в ходе игры; принимает разнообразные роли; при развертывании разнообразных отдельных ' сюжетных эпизодов подкрепляет условные действия ролевой речью (вариативные ролевые диалоги с игрушками или сверстниками). | 3 уровень Комбинирует разнообразные сюжетные эпизоды в новую связную последовательность; использует развернутое словесное комментирование игры через события и пространство (что - где происходит с персонажами); частично воплощает игровой замысел в продукте (словесном - история предметном -макеты, сюжетные композиции в рисовании). | |
| | | | |
2. Инициатива как целеполагание и волевое усилие (наблюдение за продуктивной деятельностью) | 1 уровень Поглощен процессом; конкретная цель не фиксируется; бросает работу, как только появляются отвлекающие моменты, и не возвращается к ней | 2 уровень Формулирует конкретную цель («Нарисую домик»); в процессе работы может менять, цель, но фиксирует конечный результат («Получилась машина») | 3 уровень Обозначает конкретную цель, удерживает ее во время работы; фиксирует конечный результат, стремится достичь хорошего качества; возвращается к прерванной работе, доводит ее до конца | |
| | | | |
3. Коммуникативная инициатива (наблюдение за совместной игрой/ совместной продуктивной деятельностью) | 1 уровень Обращает внимание сверстника на интересующие самого ребенка действия («Смотри...»); довольствуется обществом любого | 2 уровень Инициирует парное взаимодействие со сверстником через краткое речевое предложение-побуждение («Давай играть... делать...»); начинает проявлять избирательность в выборе партнера | 3 уровень Предлагает в развернутой словесной ферме исходный замысел-цель; договаривается о распределении действий, не ущемляя интересы других участников; избирателен в выборе, осознанно стремится к поддержанию слаженного взаимодействия | |
| | | | |
4. Познавательная инициатива -любознательность (наблюдение за познавательно-исследовательской и продуктивной деятельностью) | 1 уровень Проявляет интерес к новым предметам, манипулирует ими, практически обнаруживая их возможности; многократно воспроизводит действия | 2 уровень Задает вопросы относительно конкретных вещей и явлений (что? как? зачем?); высказывает простые предложения, осуществляет вариативные действия по отношению к исследуемому объекту, добиваясь нужного результата (вычленяет зависимость действие-эффект) | 3 уровень Задает вопросы об отвлеченных вещах; обнаруживает стремление к упорядочиванию фактов и представлений, способен к простому рассуждению; проявляет интерес к символическим языкам (графические схемы, письмо). | |
| | | | |
5. Двигательная инициатива (наблюдение за различными формами двигательной активности ребёнка) | 1 уровень С удовольствием участвует в играх, организованных взрослым, при появлении интересного предмета не ограничивается его созерцанием, а перемещается к нему, стремится совершить с ним трансформации физического характера (катает, бросает и т.д.) | 2 уровень Интересуется у взрослого, почему у него не получаются те, или иные движения, в игре стремится освоить новые типы движений, подражая взрослому. | 3 уровень Интересуется у взрослого, каким образом можно выполнить те или иные физические упражнения более эффективно, охотно выполняет различную деятельность, связанную с физической нагрузкой, отмечает свои достижения в том или ином виде спорта. | |
| | | |
Итоги проведенной диагностики оформляется в виде протоколов и журналов.
Форма обработки данных
Ведется протокол наблюдения за ребенком в обычных условиях по основным сферам инициативы ребенка.
Даты (сроки) проведения____________
Таблица 12
Метод/инструментарий | Ваш ребенок делает самостоятельно | Не справляется | Только по вашему требованию | Только с вашей помощью | Только с вашего разрешения | Только по вашему требованию с помощью и с разрешения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| | | | | | |
Проводится и фиксируется повторно, после проведения корректировки результативности развития ребенка. В зависимости от зафиксированной формы применяется корректирующее воздействие. Крайне негативным выступает фиксирование отсутствие инициативности (7 графа).
Оценочные таблицы
Необходимо подсчитать общее количество наиболее часто встречающихся ответов по графам.
Работа с перечнем действий и с таблицей помогает родителям (законным представителям) взглянуть на свою семью со стороны, увидеть результативность своей воспитательной системы. Многие, работая с таблицей, начинают осознавать, что в семье растет ребенок, которому не дают возможности быть самостоятельным, предупреждают все его желания, действия и поступки, сдерживают проявление им какой бы то ни было самостоятельности.
Необходимо обратить внимание на то, как внешне проявляются указанные свойства нервной системы, и зафиксировать эти проявления.
Сила нервных процессов, работоспособность – сколько времени ребенок может добиваться успешного выполнения задания как без стимуляции родителя, так и при его стимуляции_________________________________________________________
Уравновешенность нервных процессов — в какой мере ребенок способен сдерживать свое недовольство при неудачах, не проявлять его ни в двигательной, ни в речевой форме_________________________________________________________
Подвижность нервных процессов — в какой степени быстро включается ребенок в эту «работу», приспосабливается к ней, имеют ли место отвлечения при выполнении данной деятельности_____________________________________________________
Выводы и рекомендации для корректировки результативности развития детей дошкольного возраста.
Использование следующих программ, обеспечивающих поддержку семьи и ребенка, в т.ч. с нарушением развития, максимально использующими ресурсы семьи и фокусирующие внимание на бытовой стороне жизни ребенка и на детской игре («Маленькие ступеньки» (Австралия), «Портедж» (США), «Каролина -руководство для дошкольников с особыми нуждами» (США),«Раннее вмешательство, основанное на деятельности» (США), «Трансдисциплинарное раннее вмешательство, основанное на игре» (Т. Линдер, США)). Исходя из ниже приведенных сфер, родитель (законный представитель) может выбрать ту сферу, которая требует корректировки или развития и подобрать необходимый инструментарий для обеспечения психологической и педагогической коррекции.Программа состоит из разделов:
личностное развитие ребенка,
предпосылки деятельности,
взаимодействие в семье,
коррекция.
Деятельностные умения ребенка
знание своего имени
ориентировка в своем теле (знание частей тела и их предназначения)
осознание своих чувств, желаний
осознание своих возможностей
знание своих вещей, дома, близких людей
личная история (доступ к следам о прошедших событиях)
поло-возрастная идентичность
Интересы, предпочтения, склонности ребенка
Интересы
Инициатива
Упорство
Модуляция аффекта
Поведенческие проявления ребенка
Навыки приема пищи, питья
Навыки одевания и раздевания
Навыки гигиены
Навыки опрятности
Способы разрешения конфликтов
Модуляция двигательной активности
Контроль движений
Социальное развитие
Личностные особенности ребенка
Понимание чувств других
Знание категорий поступков
Знание семейных ролей
Представления о вежливом и одобряемом поведении
Представление о чужой собственности
Представления о характерах родных и знакомых
Представления об умениях и знаниях других
Наблюдение и активная ориентировочно-исследовательская деятельность (ориентировка в новой обстановке, предметах, социальном окружении, действиях людей в событиях)
Понимание жестов
Предвосхищение событий
Взаимодействие и общение
Внешний контроль поведения
Имитативный диалог (инициативность, реактивность, очередность, внимание, устойчивость-цикличность)
Прагматический диалог (поддержание темы, вариативность)
Развитие и расширения использования средств общения
Проявления вежливости
Просоциальное поведение
Навыки диалога
Кооперация
Навыки ассертивности: позитивные способы самовыражения и самозащиты
Принятие роли и следование ролевому поведению
Привязанность и дружба
Уважение
Позитивное отношение к себе
Уверенность в себе
Взаимодействие в семье
Теплое отношение к ребенку как неповторимой индивидуальности во всех ее проявлениях
Эффективная коммуникация членов семьи с ребенком
Понимание потребностей и возможностей ребенка (взаимодействие на доступном для него уровне)
Понимание сигналов ребенка
Чувствительность взрослого к коммуникационным сигналам ребенка (способность присоединяться к игровой активности ребенка иподдерживать ее)
Поддержание и развитие темы общения
Использование адекватных средств общения
Использование адекватных техник общения
Помощь и эмоциональная поддержка ребенка
Оказание необходимой и достаточной помощи ребенку для обеспечения успешности и развития самостоятельности
Эмпатическое реагирование
Психопрофилактика
Разработка эффективных стратегий поведения в конфликтных ситуациях, связанных с неприятием ребенка другими людьми
Работа с родительскими представлениями о своем будущем и будущем ребенка
Развитие навыков эффективной личности родителя
Понимание содержания детской игры
Создание условий для игры ребенка
Роли взрослого в детской игре (организация, наблюдение, поддержка, участие, расширение игры, презентация игры)
Техники совместной игры
Техники общения в игре
Игра во время ежедневных рутин (еда, одевание, прогулки и т.п.)
Позитивный стиль бытового взаимодействия взрослых с ребенком
Заключение
Педагогическая диагностика осуществляется либо планово в дошкольной организации, либо по запросу родителей (законных представителей), воспитателей, администрации дошкольной организации и рассматривается как важный подготовительный этап индивидуального и группового консультирования родителей (законных представителей), чьи дети посещают или не посещают ДОО.;
Диагностическое обследование проводится с согласия родителей (законных представителей) на основании договорных отношений.
Следует учитывать, что диагностический минимум включает:
обследование детей раннего возраста на этапе приема в дошкольную организацию (изучение готовности, степени адаптации) – косвенно относится к блоку исследования в рамках проекта;