ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Часть методик приведена в Приложении, часть описана в приведенном списке литературы. Педагоги ДОО могут выбирать и другие методики для проведения обследования.
Таблица 4
Форма обработки данных
Зависит от применяемых методов и инструментария.
Предлагаем наиболее распространённые формы ведения протокола обследования.
Указывается дата обследования, период обследования.
Таблица 5
Оценочные таблицы
Заполняется самостоятельно педагогом, проводящим диагностику, исходя из выбранных методов, методики. Для заполнения используется «ключ» к каждой методике.
Таблица 6
Таблица 7
Ключ к методике
Таблица 8
Средние значения и диапазон среднего уровня сформированности личностных качеств по возрастным группам
Вносятся категории, которые оцениваются (-лись)
Выводы и рекомендации для корректировки результативности развития детей дошкольного возраста
Протокол обследования
Дата обследования____________
Групповое обследование____________
Индивидуальное обследование_____________
ФИО___________, возраст___________
Обоснование выбора методов, инструментов_________
Таблица 9
Исходя из анализируемых результатов, выполняемых в ходе задания ребенком, делается вывод об умении ребенка достигать цель в условиях проведения диагностики и характеризует уровень инициативы ребенка. Далее педагогом заполняется следующая форма.
Общие характеристики деятельности
Сформированность инициатив:
регулятивные__________
саморегуляция, поведенческие функции______
коммуникативные_______
социальная коммуникация_________
социальный статус со сверстниками__________
освоение норм поведения___________
деятельностная мотивация____________
интересы, склонности___________
уровень воспитанности, ценностные ориентации______________
общая оценка ребенка в ситуации обследования______________
латентный фенотип__________________
способности_______________________
Особенности развития психических функций
сформированность функций контроля____________
развитие моторных функций______________
сформированность пространственных представлений_____________
восприятие (зрительное, слуховое)_____________
внимание______________________
память (слухо-речевая, зрительная)_____________
мышление____________
речь___________
личностные характеристики__________
тип темперамента______________
тип акцентуации характера___________
доминирующие черты характера__________
тревожность____________
агрессивность_____________
Общее заключение_______________________________
Рекомендации____________________________
Направления работы педагогов и задачи воспитателя_______________
Дата, подпись
Рекомендации для корректировки результативности развития детей дошкольного возраста зависят от результата диагностики. В связи с тем, что обычно рекомендации подбираются индивидуально, в зависимости от результатов диагностики, так как именно в таком варианте представляют собой действенную и эффективную систему увеличения результативности отдельного ребенка.
В связи с тем, что мы не можем спрогнозировать варианты диагностики, то предлагаем, как универсальную рекомендацию модификации тренинговой методологии и процедур[12], для того чтобы его можно было использовать: а) для всей группы детей, б) в обязательном порядке (при показаниях), в) в режиме коротких встреч раз в неделю, г) ситуации довольно низкой психологической безопасности, характерной для, например, семьи ребенка, и т.д.
Такая модификация получила название «тренинговые занятия». «Тренинговые» —потому что преследуют цель научить определенной деятельности ребенка в зависимости от результатов диагностики.
Для родителей (законных представителей), чьи дети посещают ДОО
Карта развития для педагогов и родителей (законных представителей) имеет ряд отличий, тем не менее, в отношении хода диагностики, инструкций, методов и интерпретации имеет ряд сходств.
Для родителей (законных представителей) основными методами проведения диагностики выступают: наблюдение, беседа. Возможно проведение тестирования и оценки продуктов детской деятельности, но в связи с тем, что результаты такой диагностики родителями (законными представителями) могут быть недостоверно интерпретированы, мы выбрали наиболее оптимальный инструментарий для диагностики для данной категории.
Инструкция для проведения диагностики
Следует обращать внимание на инструкцию, которая дана к каждой методике, общих инструкций при применении диагностики не существует, поскольку неправильная или обобщенная инструкция может полностью изменить содержание задания и, следовательно, полученный или ожидаемый результат.
Пример. Форма ведения диагностического журнала.
Обычно родитель (законный представитель) в свободной форме записывает результаты наблюдения согласно предложенным методикам.
Приведем обычный пример такого наблюдения за ребенком и фиксации происходящего.
Пример. Тема: оценка внешних проявлений.
Цель: изучение способов самоконтроля за интенсивностью эмоционального возбуждения; определение оптимального уровня эмоционального возбуждения в стрессовой ситуации.
Испытуемый: имя, возраст.
Краткая характеристика актуальной ситуации (обычная нестрессовая и т. д.)
Таблица 10
Интерпретация. Шкала оценок: 1 балл – недостаточное эмоциональное возбуждение; 2 балла – обычное (фоновое) эмоциональное состояние; 3 балла – повышенный по сравнению с обычным уровень эмоционального возбуждения; 4 балла – чрезмерное эмоциональное возбуждение.
Завершение диагностики. В выводе, сделанном после завершения диагностики, следует ответить на вопросы: 1. В какой форме у ребенка чаще проявляется неблагоприятное эмоциональное состояние: в форме чрезмерного или недостаточного возбуждения? 2. По каким другим, не названным в протоколе признакам можно определить уровень эмоционального возбуждения?
Таблица 4
Параметры | Диагностические методики | Наименование | Возраст |
Деятельностные умения ребенка | Экспресс-методика психологической диагностики детей 3-4 лет при поступлении в детский сад (Л.Н. Белопольская) | Диагностика интеллекта и поведения | 3-4 года |
| Тест «Перцептивное моделирование» Л.А. Венгер | Диагностика степени овладения моделирующими перцептивными действиями, исследование образного и схематического мышления | 5-7 лет |
| Тест Пьерона-Рузера | Диагностика концентрации и устойчивости внимания | 5-9 лет |
| Тест «Коробка форм» «Доска Сегена» | Диагностика восприятия, зрительно-пространственной ориентировки, наглядно-действенного мышления, способности детей к осмыслению новых способов действия, сформированности действий идентификации и моделирования | 2,5-6 лет |
| Карта проявления активности, инициативности (А.М.Щетинина, Н.А.Абрамова) | Диагностика деятельностных умений ребенка на основе многократных специальных наблюдений за особенностями поведения ребенка в различных ситуациях | 2,5-6 лет |
Интересы, предпочтения, склонности ребенка | Методика «мотивационной готовности» (А.Л. Венгер) | Диагностика внутренней позиции | С 5 лет |
| Методика ДУМ (Н.Н. Мельникова, Д.М. Полев, О.Б. Елагина) | Исследование структуры и устойчивости мотивации (мотивация игровая, познавательная, достижения, общения) | С 5 лет |
| Методика диагностики мотивации учения у детей (Т.А. Нежнова, модификация А.М. Прихожан) | Выявление сформированности внутренней позиции, мотивации к обучению | 5-7 лет |
| Методика «Беседа» (Т.А. Нежнова, А.Л. Венгер, Д.Б. Эльконин) | Выявление сформированности внутренней позиции, его мотивации, выраженность внутренней и внешней мотивации | 5-7 лет |
| Оценка степени психосоциальной зрелости по тестовой беседе (С.А. Банков) | Определение уровня психосоциальной зрелости и школьной мотивации дошкольника | С 6 лет |
| Методика «Лесенка» (В.Г. Щур) | Диагностика самооценки и уровня притязаний | 6-10 лет |
| Проективная методика «Дерево» (Д. Лампен, адаптация Л.П. Пономаренко) | Диагностика самооценки и уровня притязаний | 6-10 лет |
| Определение эмоционального уровня самооценки (А.В. Захарова) | Выявление эмоционального уровня самооценки, социальной заинтересованности, сложности Я-концепции | С 6,5 лет |
Личностные особенности ребенка | Методика оценки нервно-психического развития детей раннего возраста Г.И. Россолимо (модификация С.Н. Костроминой) | Исследование нервно-психического развития детей раннего возраста (восприятие, воля, внимание, запоминание, мышление) | От 0 до 2 лет |
| Методика «Графический диктант» | Диагностика произвольности | 5-7 лет |
| «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» (А.М. Щетинина) | Диагностика эмоциональной сферы | |
| Тест животных, Рене Заззо | Проективный тест французского психолога Рене Заззо применяется для определения основных тенденций и ценностей ребенка, его позиции и эмоциональной реактивности | 5-12 лет |
Поведенческие проявления ребенка | Шкала развития Д. Лешли | Диагностика нормативности психического развития по показателям: физическое развитие, общение и развитие речи, социальное развитие и игра, самостоятельность и независимость, поведение | От рождения до 3 лет |
| Диагностика неконструктивного поведения детей (М.Э. Вайнер). Анкетирование родителей | Выявление детей с нарушениями поведения и личностной сферы (конформность, протестность, импульсивность, агрессивность, демонстративность, недисциплинированность) | С 4 лет |
| Ценности коммуникативной деятельности (ЦКД) | Оценивается реальное место и роль ребенка в коммуникативных отношениях в объединении. Место и роль в коммуникативных отношениях: лидер (Л), признаваемый (П), отвергаемый (О) | 4-7 лет |
| Методика Е.А. Бугрименко, А.Л. Вангер, К.Н. Поливанова, Е.Ю. Сушков | Диагностика по следующим показателям: выявление ориентировки в окружающем, запас знаний, уровень развития образных представлений, уровень развития мелких движений | 5-7 лет |
| Тест «Домик» Н.И. Гуткина | Диагностика умения ориентироваться ребенком в своей работе на образец, умение его копировать, выявление пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки | 5-10 лет |
| Методика «Комплексная оценка течения и тяжести адаптации детей к ДОО» (А.И. Баркана, Ю.А. Макаренко, М.Я. Студенкина) | Диагностика динамики социально-психологической адаптации детей к условиям в ДОО, дифференциация детей с легкой, средней и тяжелой степенью адаптированности | С 3 лет |
| Тест «Несуществующее животное» | Рассчитан на исследование психомоторной связи и состояния психики – главным образом выявление скрытых эмоций. Позволяет выявить признаки невротической агрессии | 5-12 лет |
Особенности взаимодействия ребенка со сверстниками | Проективная методика «Два домика» (И. Вандвик, П. Экблад) | Исследование общения детей со сверстниками, с членами семьи, определение круга значимого общения ребенка | 3,5-6 лет |
| Методика «Социометрия» (модификация Т.В. Сенько «Маски») | Исследование общения ребенка со сверстниками, определение статусного места в группе | С 5 лет |
| Социометрическая игра «Секрет» (Подарок) (Т.А. Репина) | Выявление системы существующих между детьми избирательных предпочтений, положения (социометрического статуса) ребенка в группе детского сада, его отношения к детям, а также представления об отношении сверстников к нему, степени доброжелательности детей друг к другу, их эмоционального благополучия | С 4 лет |
| Методика «Рукавички» | Изучение отношений детей со сверстниками и коммуникативных умений | 6-7 лет |
Особенности взаимодействия ребенка со взрослыми | Методика изучения родительских установок и реакций (PARI) (Е.С. Шеффер, Р.К. Белла) | Диагностика общих особенностей родительского воспитания, измерение родительских установок по отношению к своему ребенку (оптимальный эмоциональный контакт, излишняя эмоциональная дистанция, излишняя концентрация на ребенке), отношение к разным сторонам семейной жизни, семейной роли | 4-11 лет |
| Методика «Анализа семейных взаимоотношений» (АСВ) (Э. Эйдемиллер, В. Юстицкий) | Диагностика особенностей взаимоотношений родителей с ребенком, степени удовлетворения его потребностей, уровня и адекватности применяемых требований | 4-11 лет |
| Методика диагностики родительского отношения (ОРО) (А.Я. Варга, В.В. Столин) | Диагностика родительского отношения как системы разнообразных чувств, по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей понимания характера и личности ребенка, его поступков по типу: принятие/отвержение, кооперация, симбиоз, авторитарная гиперсоциолизация, «маленький неудачник» | 4-11 лет |
| Опросник эмоциональных отношений в семье (методика ОДРЭВ) (Е.И. Захарова) | Выявление выраженности параметров эмоционального взаимодействия матери и ребенка дошкольного возраста, объединенных в блоки: чувствительности, эмоционального принятия, поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия | 4-11 лет |
| Опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» (ВРР) (И.М. Марковская) | Предназначен для параллельного опроса детей и родителей. Методика позволяет измерить одни и те же параметры детско-родительского взаимодействия: нетребовательность – требовательность; мягкость – строгость; автономность – контроль; эмоциональная дистанция – близость; отвержение – принятие; отсутствие сотрудничества – сотрудничество; тревожность за ребенка; непоследовательность – последовательность; воспитательная конфронтация в семье; удовлетворенность отношениями с ребенком | 4-11 лет |
| Методика «Рисунок семьи» (В. Вульф, В. Хьюела, Л. Корман, Р. Бернс); «Кинетический рисунок семьи» (КРС) (авторы Р. Бернс, С. Кауфман) | Исследование межличностных внутрисемейных отношений | 5-10 лет |
Форма обработки данных
Зависит от применяемых методов и инструментария.
Предлагаем наиболее распространённые формы ведения протокола обследования.
Указывается дата обследования, период обследования.
Таблица 5
Наименование методики | Выполнение |
| Варианты, например, или в зависимости от интерпретации результатов по методике Выполняет самостоятельно Выполняет с помощью взрослого Не выполняет С заданием не справляется |
Оценочные таблицы
Заполняется самостоятельно педагогом, проводящим диагностику, исходя из выбранных методов, методики. Для заполнения используется «ключ» к каждой методике.
Таблица 6
№ п/п | ФИО | Методика | Всегда, макс. балл | Часто, ср. балл | Иногда, мин. балл | Никогда, 0 баллов |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
Таблица 7
Ключ к методике
№ | Личностное качество | Номера пунктов в методике |
| | |
| | |
Таблица 8
Средние значения и диапазон среднего уровня сформированности личностных качеств по возрастным группам
Вносятся категории, которые оцениваются (-лись)
Возрастная группа (лет, мес.) | Уверенность в себе | Уважение и дружелюбие | Терпение | Агрессивность | Среднее значение | Диапазон среднего уровня |
| | | | | | |
| | | | | | |
Выводы и рекомендации для корректировки результативности развития детей дошкольного возраста
Протокол обследования
Дата обследования____________
Групповое обследование____________
Индивидуальное обследование_____________
ФИО___________, возраст___________
Обоснование выбора методов, инструментов_________
Таблица 9
Название методики | Выполнение |
Исследование мышления: Собери гербарий Доски Сегена (из 6 элементов) Складывание разрезных картинок | Выполняет самостоятельно Выполняет с помощью взрослого |
Исследование конструктивного праксиса: конструирование по образцу из палочек | Выполняет самостоятельно Выполняет с помощью взрослого Не выполняет |
Исследование памяти: Игра в прятки Выполнение по памяти инструкций | С заданием справляется Выполняет частично Выполняет только 3-4 действия (норма: 2 года – 3-4 действия; 3 года – 5 действий) |
Исследование действий (речи): Установить, название каких действий знакомы ребенку | Ребенку знакомы названия…. Может установить Не может установить |
Исходя из анализируемых результатов, выполняемых в ходе задания ребенком, делается вывод об умении ребенка достигать цель в условиях проведения диагностики и характеризует уровень инициативы ребенка. Далее педагогом заполняется следующая форма.
Общие характеристики деятельности
Сформированность инициатив:
регулятивные__________
саморегуляция, поведенческие функции______
коммуникативные_______
социальная коммуникация_________
социальный статус со сверстниками__________
освоение норм поведения___________
деятельностная мотивация____________
интересы, склонности___________
уровень воспитанности, ценностные ориентации______________
общая оценка ребенка в ситуации обследования______________
латентный фенотип__________________
способности_______________________
Особенности развития психических функций
сформированность функций контроля____________
развитие моторных функций______________
сформированность пространственных представлений_____________
восприятие (зрительное, слуховое)_____________
внимание______________________
память (слухо-речевая, зрительная)_____________
мышление____________
речь___________
личностные характеристики__________
тип темперамента______________
тип акцентуации характера___________
доминирующие черты характера__________
тревожность____________
агрессивность_____________
Общее заключение_______________________________
Рекомендации____________________________
Направления работы педагогов и задачи воспитателя_______________
Дата, подпись
Рекомендации для корректировки результативности развития детей дошкольного возраста зависят от результата диагностики. В связи с тем, что обычно рекомендации подбираются индивидуально, в зависимости от результатов диагностики, так как именно в таком варианте представляют собой действенную и эффективную систему увеличения результативности отдельного ребенка.
В связи с тем, что мы не можем спрогнозировать варианты диагностики, то предлагаем, как универсальную рекомендацию модификации тренинговой методологии и процедур[12], для того чтобы его можно было использовать: а) для всей группы детей, б) в обязательном порядке (при показаниях), в) в режиме коротких встреч раз в неделю, г) ситуации довольно низкой психологической безопасности, характерной для, например, семьи ребенка, и т.д.
Такая модификация получила название «тренинговые занятия». «Тренинговые» —потому что преследуют цель научить определенной деятельности ребенка в зависимости от результатов диагностики.
Для родителей (законных представителей), чьи дети посещают ДОО
Карта развития для педагогов и родителей (законных представителей) имеет ряд отличий, тем не менее, в отношении хода диагностики, инструкций, методов и интерпретации имеет ряд сходств.
Для родителей (законных представителей) основными методами проведения диагностики выступают: наблюдение, беседа. Возможно проведение тестирования и оценки продуктов детской деятельности, но в связи с тем, что результаты такой диагностики родителями (законными представителями) могут быть недостоверно интерпретированы, мы выбрали наиболее оптимальный инструментарий для диагностики для данной категории.
Инструкция для проведения диагностики
Следует обращать внимание на инструкцию, которая дана к каждой методике, общих инструкций при применении диагностики не существует, поскольку неправильная или обобщенная инструкция может полностью изменить содержание задания и, следовательно, полученный или ожидаемый результат.
Пример. Форма ведения диагностического журнала.
Обычно родитель (законный представитель) в свободной форме записывает результаты наблюдения согласно предложенным методикам.
Приведем обычный пример такого наблюдения за ребенком и фиксации происходящего.
Пример. Тема: оценка внешних проявлений.
Цель: изучение способов самоконтроля за интенсивностью эмоционального возбуждения; определение оптимального уровня эмоционального возбуждения в стрессовой ситуации.
Испытуемый: имя, возраст.
Краткая характеристика актуальной ситуации (обычная нестрессовая и т. д.)
Таблица 10
Внешние признаки эмоционального возбуждения | Оценка |
Поведение | |
Мимика, пантомимика | |
Движения | |
Статистические позы | |
Речь | |
Дополнительная активность, проявления | |
Интерпретация. Шкала оценок: 1 балл – недостаточное эмоциональное возбуждение; 2 балла – обычное (фоновое) эмоциональное состояние; 3 балла – повышенный по сравнению с обычным уровень эмоционального возбуждения; 4 балла – чрезмерное эмоциональное возбуждение.
Завершение диагностики. В выводе, сделанном после завершения диагностики, следует ответить на вопросы: 1. В какой форме у ребенка чаще проявляется неблагоприятное эмоциональное состояние: в форме чрезмерного или недостаточного возбуждения? 2. По каким другим, не названным в протоколе признакам можно определить уровень эмоционального возбуждения?