Файл: Работа с книгой как основной вид самостоятельного учебного труда студента.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


б) свободные, в которых авторская мысль изложена своими словами; здесь желательно пользоваться цитированием, приведение фактов, доказательств;

в) тематический конспект составляется на основе ряда источников и представляет собой более исчерпывающий ответ на поставленный вопрос;

г) плановый конспект составляется на основе плана статьи или книги. Каждому пункту плана соответствует определенная часть конспекта.

д) чаще всего встречаются смешанные конспекты, т.е. некоторые формулировки переписываются из текста дословно, а остальные мысли излагают своими словами.

Различия между тезисами и конспектом

Тезисы

Конспект

Содержат основные мысли автора текста в форме утверждения или отрицания.

Воспроизводит не только мысли оригинала, но и связь между ними.

В каждом положении заключается одна мысль.

Сохраняет черты деления текста на части, свойственные оригиналу.

Служат для сохранения в памяти и как основа для дискуссии

Составляется с целью сохранения в памяти.

Выделяются, «извлекаются» из текста.

Сжимает, «уплотняет» оригинальный текст.


Методика ведения записей при конспектировании (приложение 5).
4.8. Аннотация.

Аннотация – краткая характеристика печатного издания с точки зрения содержания, назначения, формы и других особенностей. Аннотация включает сведения о содержании произведения печати, его авторе и достоинствах работы, носит пояснительный или рекомендательный характер.

Средний объем аннотации – 500 печатных знаков.

Язык аннотации должен быть лаконичным, простым, ясным.

Виды аннотаций (приложение 6).

Чтобы составить устную аннотацию, нужно ответить на вопросы:

Как называется работа (статья, монография)?

Где и когда напечатана?

Чему посвящена?

Какие вопросы рассматриваются в данной работе?

Кому она адресована.

В письменных аннотациях первые 2 вопроса заменяет библиографическое описание.

Аннотация имеет обязательные две части:

1) содержательную характеристику первоисточника, цель автора;

2) указание на адресата аннотируемого текста.


Кроме названных могут быть и факультативные части:

1) композиция, структура текста;

2) иллюстративный материал, приведенный в источнике.

Аннотация в силу своей предельной краткости не допускает цитирования, в ней не используются смысловые фрагменты оригинала. Содержание передается лаконично, емко.

Особенность аннотации – использование в ней стандартизированных оборотов речи - в виде языковых (речевых) клише (приложение 7).
4.9. Рецензирование.

Рецензия – это:

1) статья, содержащая в себе критический обзор какого-либо источника информации;

2) отзыв на научную работу или какое либо издание (монография, учебник) перед их защитой, публикацией.

Основные функции рецензии – информирующая и оценочная.

Типовой план написания рецензии (приложение 8). Используются следующие речевые клише (приложение 9).


5. Заключение. Чтение книг – творческий процесс. Он предполагает не просто чтение, но и ведение записей, которые способствуют активному восприятию текста, сознательную и вдумчивую работу над ним.

Выбор того или иного вида записей зависит от того, какая цель преследуется чтением, какой общий уровень подготовленности, начитанности студента, какого типа изучаемая литература (учебная литература, научная и т.д.). Чтение книги полезно предварять внимательным просмотром соответствующей лекции.

При чтении книги следует придерживаться правил (приложение 10).

Приложение 1

Лист самооценки учебных умений

Группа _______

Ф.И. ___________________

№ п/п

Компоненты учебной деятельности

5

4

3

2

1

1

На занятиях умею слушать преподавателя и записывать основной материал
















2

Умею читать схемы, графики, таблицы
















3

Умею выступать на семинарах и аргументированно защищать свои позиции
















4

Умею работать в библиотеке с каталогом и самостоятельно подбирать литературу по определенной теме
















5

Умею составлять аннотации
















6

Умею составлять назывной план по любому информационному тексту
















7

Умею конспектировать статьи, книги
















8

Умею составлять тезисы
















9

Умею использовать и оформлять цитаты
















10

Умею составлять рецензию на прочитанный текст
















11

Умею реферировать несколько источников по одной проблеме и оформлять рефераты
















12

Умею работать со справочными материалами (словарями, энциклопедиями, справочниками)

















Приложение 2

Виды планов


План






Сложный

Простой






Состоит из

основных пунктов


Включает в себя подпункты, которые конкретизируют содержание



При выполнении

Контрольной работы, курсовой, ВКР

При изучении учебного пособия, дидактического (раздаточного материала)

Схема:

1. …

2. …

3. … и т.д.

Схема:

1. …

1.1 …

1.2 …

2. … и т.д.

Рекомендуем:

Составляя план при чтении текста, прежде всего старайтесь определить границы мысли. Эти места в книге отмечайте карандашом. Нужным отрывкам давайте заголовки, формулируя соответствующий пункт плана. Затем снова просматривайте прочитанное, чтобы убедиться, правильно ли установлен «поворот» содержания, уточните формулировки.

Последовательно прочитывая текст, составляйте к нему черновой набросок плана с нужной детализацией.


Запись любых планов делайте так, чтобы ее легко можно было охватить одним взглядом.
Приложение 3
Пример тезисов на тему

«Алгоритмы чтения и их роль в понимании текста».
1. Любой текст – это языковое выражение замысла автора.

2. Алгоритм чтения определяет последовательность умственной деятельности при восприятии основных фрагментов текста.

3. Психологическая установка – это готовность человека к определенной активности, к участию в некотором процессе, к реакции на знакомый стимул или известную ситуацию.

4. При использовании интегрального алгоритма чтения формируется навык чтения, предусматривающий определенную последовательность рациональных действий в соответствии с блоками алгоритма.

5. Психологи называют пониманием установление логической связи между предметами путем использования имеющихся знаний.
Рекомендуем:

При составлении тезисов не приводите факты и примеры. Сохраняйте в тезисах самобытную форму высказывания, оригинальность авторского суждения, чтобы не потерять документальность и убедительность.

Изучаемый текст читайте неоднократно, разбивая его на отрывки; в каждом из них выделяйте главное, и на основе главного формулируйте тезисы.

Полезно связывать отдельные тезисы с подлинником текста (на полях книги делайте ссылки на страницы).

По окончании работы над тезисами сверьте их с текстом источника, затем перепишите и пронумеруйте.

Приложение 4

Выписки.

Рекомендуем:

Выписки делайте после того, как текст прочитан целиком и понятен в целом. Остерегайтесь обильного автоматического выписывания цитат взамен творческого освоения и анализа текста.

Выписывать можно дословно (цитаты) или свободно, когда мыли автора излагаются своими словами. Яркие и важнейшие места приводите дословно.

Записывая цитаты, заключайте их в кавычки, оберегайте текст от искажения. Но если выписки делаются из одного текста, кавычки возле каждой цитаты ставить не надо.

Цитата, вырванная из текста, часто теряет свой смысл, поэтому не обрывайте мысль автора.

Приложение 5

Методика ведения записей при конспектировании.
1. Внимательно прочитать текст, усвоить его и затем вести записи. Если вам трудно изложить материал своими словами, то это означает, что он вами не усвоен. Иногда кажется, что материал понят, только его сложно выразить на бумаге. На самом деле все обстоит иначе: пока материал не усвоен, не приведен в систему, он находится в хаотичном состоянии. Необходимо еще раз прочитать текст, до полного его понимания и осмысления.

2. Записи следует вести четко, сжато и понятно. Правильное конспектирование достигается в ходе упорной работы над собой.

3. Конспект требует правильного оформления. Он должен вестись по плану, который составляется перед началом записей.

4. Записи располагаются в строгой последовательности, соответствующей логике книги в целом, а также отдельных ее глав и параграфов.

5. С целью уточнения записей необходимо оставлять поля. На них вы можете записывать составленные мысли, ссылки на учебники.

6. Каждая новая мысль в конспекте должна записываться с красной строки.

7. Книгу надо читать медленно, внимательно, ничего не пропуская без усвоения материала.

Приложение 6
Виды аннотаций.


Справочные (дают характеристику текста без критической основы)