Файл: Доклад тема нравственные нормы ислама и воспитание молодежи в суннитских странах.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 10
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
21.
Однако следует заметить, что в суннитской среде суфийские мистики предполагали существование своего рода посредника между Богом и верующими.
Ислам оформился в VII веке н. э., возникнув в силу ряда объективных исторических причин. Разложение родоплеменного строя, кризисные явления в экономической и политической жизни вызвали усиление тенденций к объединению и созданию политически устойчивых государств. Для этих целей нужно было идейное знамя, под которым бы осуществилась консолидация сил народов. Таким знаменем стал ислам.
Мусульманское вероучение обладает всеми атрибутами религиозного учения. В его основе лежит вера в бога - творца и управителя Вселенной, в Страшный суд, в загробное воздаяние. Все люди рассматриваются с точки зрения одного критерия: их следования заветам бога. В зависимости от этого они делятся на правоверных и неверных.
Мусульмане руководствуются следующими основными положениями, признаваемыми за непреложную истину и обязательными для всех верующих: вера в Аллаха, в святость Корана, посланничество Мухаммеда, бессмертие души, воскресение из мертвых в день Страшного суда, вера в рай и ад, чертей, демонов и ангелов.
Одним из важнейших в исламе является догмат о предопределении. Согласно ему, в мире ничего не существовало и не существует ничего не зависящего от воли Аллаха. Еще до сотворения мира было сотворено Перо, которому Аллах повелел записать о всех делах божественных и творениях, вплоть до Страшного суда, выполняя волю Всевышнего.
Перо записало то, чему суждено случиться в грядущей истории человечества, и все это не дано изменить никому. Человек зависит от бога, ему предначертана судьба, которая неотвратима. Поэтому нельзя роптать на жизненные невзгоды, а надо терпеливо идти своим путем22.
Мусульманская доктрина нравственности исходит из абсолютного значения норм морали, установленных Кораном, из неизменности и универсальности этих норм для любых народов и времен. Причем исламская мораль исходит из того, что человек по своей природе порочен, только страх божьего наказания может заставить его вести себя правильно. Высший нравственный долг человека - это служение богу, его восхваление. Все остальное является второстепенным, несущественным.
Личное счастье должно быть принесено в жертву служению Аллаху. И Аллах дарует счастье в другой жизни, если все поступки человека были нравственными. А нравственными они будут в том случае, если они совершены из побуждений служить Аллаху (если делаешь добро не из-за служения Аллаху - это безнравственно, а если убиваешь из-за любви к Аллаху - это нравственно). Одним из нравственных поступков является борьба с неверными, «великое избиение их»
23.
Но так как ни один человек не может быть абсолютно нравственным день за днем, то большое место отводится покаянию, которое проявляется в молитвах и благочестивом поведении. Мусульманское предание говорит о том, что даже пророк Мухаммед обращался к богу сто раз в день, прося отпустить ему грехи. Поэтому простому верующему надо делать это гораздо чаще. К очищению от грехов ведут молитвы, обряды и пост.
Среди особенностей российского ислама следует отметить то, что сейчас наблюдается довольно заметное и постоянно растущее влияние на него внешнего фактора, имеющее различные формы и направления. В частности, оно проявляется в ориентации ряда российских исламских религиозных и общественных объединений, а также политических организаций на определенные зарубежные исламские центры, часто поддерживающие их материально, но очень часто воспитывающих молодежь на искаженных ценностях ислама, нарушая священные заповеди Корана24.
К тому же надо учитывать, что российский ислам - это ислам в немусульманской среде, где к нему проявляются, как правило, некоторая настороженность и недоверие, а временами и враждебность.
В этом сказывается низкий уровень культуры некоторых слоев населения и в том числе и молодых людей по отношению к самому исламу.
Таким образом, в докладе представлено краткое перечисление прав, которые четырнадцать веков назад ислам дал человеку и которые усиливают веру в ислам, когда человек понимает, что даже в наши дни, когда так громко кричат о прогрессе и просвещении, мир не может создать более справедливых и беспристрастных законов, чем данные четырнадцать веков назад, в пустыне, неграмотному человеку25.
С другой стороны, печально сознавать то, что мусульмане часто обращаются за руководством к Западу, особенно современная молодежь. Но ещё более печально, осознавать то, что во всем мире правители, провозглашающие себя мусульманами, не подчиняются Богу. Может быть, Бог даст им верное руководство и верное направления для воспитания нового поколения26.
Обобщенное рассмотрение роли религии в духовной жизни общества выглядит как соотношение системы и подсистемы, где религия является подсистемой, является органической частью главной системы, это духовной жизни общества. Аналогичными подсистемами являются и другие элементы духовной жизни общества, например, наука, мораль, искусство.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Головин А.Н. Культурология. М.: Экзамен, 2021.
2. Григорьев С.И. Социология молодежи. // Социологическое исследование. 2019. №8.
3. Катаев С. Молодежь как социокультурная общность в аспекте межпоколенческих отношений. М.: РИК-М, 2019.
4. Краснов Б.И. Социология. М.: Юнити, 2020.
5. Краузе Г. Религиоведение. М.: Инфра – М, 2019.
6. Мосс К.Г. Культурология. М.: Альфа, 2020.
7. Новиков И.А. Религии мира. Курс лекций. М.: МГУ, 2021.
8. Плотников В.В. Ислам. М.: Мысль. 2019.
9. Парсонс Т. Система современных обществ. М.: ПРИОР, 2018.
10. Сорокин П.А. Социокультурная динамика и религия. Кризис нашего времени. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Кнорус, 2019.
11. Сухов А.Д. Религия как общественный феномен. М.: Приор, 2020.
12. Худокормов А.Г. История мировых религий. М.: Кнорус, 2020.
1Катаев С. Молодежь как социокультурная общность в аспекте межпоколенческих отношений. М.: РИК-М, 2019. С.163.
2 Головин А.Н. Культурология. М.: Экзамен, 2021. С.121.
3 Худокормов А.Г. История мировых религий. М.: Кнорус, 2020. С.65.
4 Григорьев С.И. Социология молодежи. // Социологическое исследование. 2019. №8. С.12.
5 Сухов А.Д. Религия как общественный феномен. М.: Приор, 2020. С.97.
6 Краснов Б.И. Социология. М.: Юнити, 2020. С.95.
7 Плотников В.В. Ислам. М.: Мысль. 2019. С.142.
8 Сухов А.Д. Религия как общественный феномен. М.: Приор, 2020. С.110.
9 Новиков И.А. Религии мира. Курс лекций. М.: МГУ, 2021. С.58.
10 Головин А.Н. Культурология. М.: Экзамен, 2021. С.129.
11 Сухов А.Д. Религия как общественный феномен. М.: Приор, 2020. С.148.
12 Плотников В.В. Ислам. М.: Мысль. 2019. С.183.
13 Сорокин П.А. Социокультурная динамика и религия. Кризис нашего времени. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Кнорус, 2019. С.72.
14 Парсонс Т. Система современных обществ. М.: ПРИОР, 2018. С.183.
15 Катаев С. Молодежь как социокультурная общность в аспекте межпоколенческих отношений. М.: РИК-М, 2019. С.172.
16 Сорокин П.А. Социокультурная динамика и религия. Кризис нашего времени. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Кнорус, 2019.
17 Новиков И.А. Религии мира. Курс лекций. М.: МГУ, 2021. С.125.
18 Плотников В.В. Ислам. М.: Мысль. 2019. С.105.
19 Плотников В.В. Ислам. М.: Мысль. 2019. С.83.
20 Там же. С.89.
21 Сухов А.Д. Религия как общественный феномен. М.: Приор, 2020. С.148.
22 Сорокин П.А. Социокультурная динамика и религия. Кризис нашего времени. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Кнорус, 2019. С.77.
23 Краузе Г. Религиоведение. М.: Инфра – М, 2019. С.48.
24 Сухов А.Д. Религия как общественный феномен. М.: Приор, 2020. С.155.
25 Худокормов А.Г. История мировых религий. М.: Кнорус, 2020. С.73.
26 Катаев С. Молодежь как социокультурная общность в аспекте межпоколенческих отношений. М.: РИК-М, 2019. С.178.
Однако следует заметить, что в суннитской среде суфийские мистики предполагали существование своего рода посредника между Богом и верующими.
Ислам оформился в VII веке н. э., возникнув в силу ряда объективных исторических причин. Разложение родоплеменного строя, кризисные явления в экономической и политической жизни вызвали усиление тенденций к объединению и созданию политически устойчивых государств. Для этих целей нужно было идейное знамя, под которым бы осуществилась консолидация сил народов. Таким знаменем стал ислам.
Мусульманское вероучение обладает всеми атрибутами религиозного учения. В его основе лежит вера в бога - творца и управителя Вселенной, в Страшный суд, в загробное воздаяние. Все люди рассматриваются с точки зрения одного критерия: их следования заветам бога. В зависимости от этого они делятся на правоверных и неверных.
Мусульмане руководствуются следующими основными положениями, признаваемыми за непреложную истину и обязательными для всех верующих: вера в Аллаха, в святость Корана, посланничество Мухаммеда, бессмертие души, воскресение из мертвых в день Страшного суда, вера в рай и ад, чертей, демонов и ангелов.
Одним из важнейших в исламе является догмат о предопределении. Согласно ему, в мире ничего не существовало и не существует ничего не зависящего от воли Аллаха. Еще до сотворения мира было сотворено Перо, которому Аллах повелел записать о всех делах божественных и творениях, вплоть до Страшного суда, выполняя волю Всевышнего.
Перо записало то, чему суждено случиться в грядущей истории человечества, и все это не дано изменить никому. Человек зависит от бога, ему предначертана судьба, которая неотвратима. Поэтому нельзя роптать на жизненные невзгоды, а надо терпеливо идти своим путем22.
Мусульманская доктрина нравственности исходит из абсолютного значения норм морали, установленных Кораном, из неизменности и универсальности этих норм для любых народов и времен. Причем исламская мораль исходит из того, что человек по своей природе порочен, только страх божьего наказания может заставить его вести себя правильно. Высший нравственный долг человека - это служение богу, его восхваление. Все остальное является второстепенным, несущественным.
Личное счастье должно быть принесено в жертву служению Аллаху. И Аллах дарует счастье в другой жизни, если все поступки человека были нравственными. А нравственными они будут в том случае, если они совершены из побуждений служить Аллаху (если делаешь добро не из-за служения Аллаху - это безнравственно, а если убиваешь из-за любви к Аллаху - это нравственно). Одним из нравственных поступков является борьба с неверными, «великое избиение их»
23.
Но так как ни один человек не может быть абсолютно нравственным день за днем, то большое место отводится покаянию, которое проявляется в молитвах и благочестивом поведении. Мусульманское предание говорит о том, что даже пророк Мухаммед обращался к богу сто раз в день, прося отпустить ему грехи. Поэтому простому верующему надо делать это гораздо чаще. К очищению от грехов ведут молитвы, обряды и пост.
Среди особенностей российского ислама следует отметить то, что сейчас наблюдается довольно заметное и постоянно растущее влияние на него внешнего фактора, имеющее различные формы и направления. В частности, оно проявляется в ориентации ряда российских исламских религиозных и общественных объединений, а также политических организаций на определенные зарубежные исламские центры, часто поддерживающие их материально, но очень часто воспитывающих молодежь на искаженных ценностях ислама, нарушая священные заповеди Корана24.
К тому же надо учитывать, что российский ислам - это ислам в немусульманской среде, где к нему проявляются, как правило, некоторая настороженность и недоверие, а временами и враждебность.
В этом сказывается низкий уровень культуры некоторых слоев населения и в том числе и молодых людей по отношению к самому исламу.
Таким образом, в докладе представлено краткое перечисление прав, которые четырнадцать веков назад ислам дал человеку и которые усиливают веру в ислам, когда человек понимает, что даже в наши дни, когда так громко кричат о прогрессе и просвещении, мир не может создать более справедливых и беспристрастных законов, чем данные четырнадцать веков назад, в пустыне, неграмотному человеку25.
С другой стороны, печально сознавать то, что мусульмане часто обращаются за руководством к Западу, особенно современная молодежь. Но ещё более печально, осознавать то, что во всем мире правители, провозглашающие себя мусульманами, не подчиняются Богу. Может быть, Бог даст им верное руководство и верное направления для воспитания нового поколения26.
Обобщенное рассмотрение роли религии в духовной жизни общества выглядит как соотношение системы и подсистемы, где религия является подсистемой, является органической частью главной системы, это духовной жизни общества. Аналогичными подсистемами являются и другие элементы духовной жизни общества, например, наука, мораль, искусство.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Головин А.Н. Культурология. М.: Экзамен, 2021.
2. Григорьев С.И. Социология молодежи. // Социологическое исследование. 2019. №8.
3. Катаев С. Молодежь как социокультурная общность в аспекте межпоколенческих отношений. М.: РИК-М, 2019.
4. Краснов Б.И. Социология. М.: Юнити, 2020.
5. Краузе Г. Религиоведение. М.: Инфра – М, 2019.
6. Мосс К.Г. Культурология. М.: Альфа, 2020.
7. Новиков И.А. Религии мира. Курс лекций. М.: МГУ, 2021.
8. Плотников В.В. Ислам. М.: Мысль. 2019.
9. Парсонс Т. Система современных обществ. М.: ПРИОР, 2018.
10. Сорокин П.А. Социокультурная динамика и религия. Кризис нашего времени. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Кнорус, 2019.
11. Сухов А.Д. Религия как общественный феномен. М.: Приор, 2020.
12. Худокормов А.Г. История мировых религий. М.: Кнорус, 2020.
1Катаев С. Молодежь как социокультурная общность в аспекте межпоколенческих отношений. М.: РИК-М, 2019. С.163.
2 Головин А.Н. Культурология. М.: Экзамен, 2021. С.121.
3 Худокормов А.Г. История мировых религий. М.: Кнорус, 2020. С.65.
4 Григорьев С.И. Социология молодежи. // Социологическое исследование. 2019. №8. С.12.
5 Сухов А.Д. Религия как общественный феномен. М.: Приор, 2020. С.97.
6 Краснов Б.И. Социология. М.: Юнити, 2020. С.95.
7 Плотников В.В. Ислам. М.: Мысль. 2019. С.142.
8 Сухов А.Д. Религия как общественный феномен. М.: Приор, 2020. С.110.
9 Новиков И.А. Религии мира. Курс лекций. М.: МГУ, 2021. С.58.
10 Головин А.Н. Культурология. М.: Экзамен, 2021. С.129.
11 Сухов А.Д. Религия как общественный феномен. М.: Приор, 2020. С.148.
12 Плотников В.В. Ислам. М.: Мысль. 2019. С.183.
13 Сорокин П.А. Социокультурная динамика и религия. Кризис нашего времени. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Кнорус, 2019. С.72.
14 Парсонс Т. Система современных обществ. М.: ПРИОР, 2018. С.183.
15 Катаев С. Молодежь как социокультурная общность в аспекте межпоколенческих отношений. М.: РИК-М, 2019. С.172.
16 Сорокин П.А. Социокультурная динамика и религия. Кризис нашего времени. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Кнорус, 2019.
17 Новиков И.А. Религии мира. Курс лекций. М.: МГУ, 2021. С.125.
18 Плотников В.В. Ислам. М.: Мысль. 2019. С.105.
19 Плотников В.В. Ислам. М.: Мысль. 2019. С.83.
20 Там же. С.89.
21 Сухов А.Д. Религия как общественный феномен. М.: Приор, 2020. С.148.
22 Сорокин П.А. Социокультурная динамика и религия. Кризис нашего времени. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Кнорус, 2019. С.77.
23 Краузе Г. Религиоведение. М.: Инфра – М, 2019. С.48.
24 Сухов А.Д. Религия как общественный феномен. М.: Приор, 2020. С.155.
25 Худокормов А.Г. История мировых религий. М.: Кнорус, 2020. С.73.
26 Катаев С. Молодежь как социокультурная общность в аспекте межпоколенческих отношений. М.: РИК-М, 2019. С.178.